Диагностика отношений

Диагностика девиантного поведения у детей и взрослых

Диагностика девиантного поведения у детей и взрослых

Девиантное поведение сложно не заметить. В широком смысле им называют любые поступки индивида, не соответствующие общепринятым нормам. Однако сложность в том, что отклонения имеют относительный характер. Как же определить, где отклоняющееся в общепринятом понимании поведение, а где индивидуальность человека и самовыражение? О способах диагностики девиантного поведения читайте в этой статье.

Диагностика – первичный этап в работе с девиантами. Она предшествует коррекции и даже профилактике, иногда является частью последней. Схема определения девиаций зависит от их причины (читайте об этом в моей статье «Девиантное поведение: виды, причины и проявления»).

Отклонения могут рассматриваться с точки зрения клинической, возрастной или общей психологии, социологии, криминологии. В каждой отрасли свои способы выявления самого факта отклонений и их конкретного проявления. Я предлагаю вам рассмотреть диагностику девиаций с позиции клинической и общей психологии.

На настоящем этапе развития науки выбор методик для диагностики девиаций огромен, но этот список регулярно пополняется новыми элементами или модификациями имеющихся. Всего можно выделить 3 поколения диагностических методик:

  1. Первые способы обследования индивидов основывались на клинических симптомах, анамнезе и скорее имели интуитивный характер. То есть специалисты выносили прогноз посредством наблюдения и профессионального опыта.
  2. Второе поколение основано на статистике, то есть выявлялась связь между девиациями и конкретными фактами, которые можно измерить (уровень образования, доход семьи).
  3. Методики третьего поколения учитывают не только реальные данные, но и динамические факторы, например, взаимоотношения с ровесниками, школьную успеваемость. Еще одно достижение новых методик – оценка и учет потребностей индивида.

Именно третье поколение исследований и используется в настоящее время. Среди них можно выделить средства общей диагностики и частной для определения отклонений.

В клинической психологии отклонения поведения рассматриваются как расстройства поведения (РП). О девиации говорит наличии как минимум нескольких симптомов из перечисленных ниже (материал взят из классификации DSM-IV).

Агрессия по отношению к людям и животным (минимум 3 признака наблюдаются в течение года)

  1. Часто задирает других, угрожает им или запугивает их.
  2. Часто инициирует драки.
  3. В качестве орудия насилия использует предметы, способные причинить серьезные физические повреждения другим.
  4. Совершал кражу с нападением на жертву.
  5. Проявлял физическую жестокость по отношению к людям.
  6. Проявлял физическую жестокость по отношению к животным.
  7. Принуждал кого-либо к сексуальным отношениям.
  8. Умышленно совершал поджоги с намерением причинить серьезный ущерб.
  9. Умышленно уничтожал чужое имущество.
  10. Намеренно проникал в дом или автомобиль другого человека.
  11. Часто использовал обман для получения материальной выгоды (мошенничество).
  12. Совершал кражи без нанесения физического вреда.
  13. Начавшиеся до 13-летнего возраста частые случаи отсутствия дома по ночам, несмотря на запреты родителей.
  14. По крайней мере дважды убегал из дома ночью (или однажды долго не возвращался домой из побега).
  15. Частые прогулы школы, начавшиеся до 13 лет.

Оппозиционно-вызывающее поведение (минимум 4 признака наблюдаются от полугода)

Отдельное условие: симптомы отмечаются значительно чаще, чем у людей того же интеллектуального уровня развития.

  1. Часто выходит из себя.
  2. Часто спорит со взрослыми.
  3. Часто отказывается выполнять требования взрослых или правила.
  4. Часто переносит вину на других.
  5. Часто обидчив или ему легко досадить.
  6. Часто сердит или негодует.
  7. Часто злобен или мстителен.

Стоит отметить, что у детей младшего возраста чаще встречается оппозиционно-вызывающее поведение, в то время как у подростков и взрослых – асоциальное, агрессивное поведение.

Обе категории критериев расширяются дополнительными признаками:

  • дистимия (упадническое настроение) и гиперактивность;
  • неудачи в учебе или работе (сложности в выполнении задач, проблемы с пониманием);
  • неудачи в межличностных отношениях или их отсутствие.

Чем больше наблюдается симптомов и чем они больше выражены, чем больше проблем накладывается друг на друга, тем хуже прогноз. Так, например, агрессивный человек, но не имеющий проблем на работе, в межличностных отношениях имеет лучший прогноз, чем тот, кто имеет проблемы во всех сферах.

  • Без коррекции в будущем у мужчин, как правило, сохраняются те же симптомы, которые выливаются в преступность, алкоголизм и наркоманию, насилие и агрессию, антисоциальную направленность.
  • У женщин происходит некоторая трансформация: вместо преступности развиваются эмоциональные и личностные расстройства.

В работе эффективна модификация поведения, тренинги решения социальных проблем и приобретения социальных навыков. Психотерапия редко оказывается эффективной, по крайней мере если речь идет о сознательной коррекции поведения ребенка (саморегуляции). Однако это возможно в отдельных случаях (чаще у подростков и взрослых людей). Иногда необходим прием медикаментов (при наложении гиперактивности).

Вместе с этим оказывается консультационная помощь семье. Полезно проведение семейной психотерапии, однако она не всегда оказывается эффективной в дезорганизованных семьях. Еще один популярный и действенный способ – тренинги (как индивидуальные, так и групповые). Можно использовать для коррекции отношений детей и взрослых, взрослых детей и родителей, отдельных индивидов. Цель тренингов – возвышение положительного (желаемого) и минимизация роли нежелательного, то есть перестройка ценностей и общего взгляда на ситуацию.

Полноценную диагностику девиаций лучше доверить специалисту (психолог, психотерапевт, социальный педагог). Однако некоторые методы можно применить самостоятельно, например, диагностические тесты и опросники. Хочу познакомить вас с базовыми элементами диагностики:

В данном разделе я хочу познакомить вас с некоторыми конкретными методиками, которые можно использовать при диагностике девиаций у детей и взрослых.

  1. Для диагностики людей в возрасте от 16 лет рекомендую использовать «Минесотский многофакторный опросник личности». Он выявляет ипохондрию, депрессию, истерию, психопатию, мужественность-женственность, интроверсию-экстраверсию, психастению, паранойю, гипоманию, шизофрению.
  2. Для исследования подростков (14-18 лет) подойдет методика «Патахарактерологический диагностический опросник». В результате ее прохождения выявляются акцентуации личности, психопатии и индивидуальные склонности к тем или иным девиациям, выраженность реакции эмансипации, мужественность-женственность, органические поражения психики. Вопросы составлены по темам: самочувствие, настроение, сон, пробуждение, аппетит, алкоголь, секс, одежда, финансы, родители, друзья, окружающие, незнакомые, одиночество, будущее, новое, неудачи, приключения, лидерство, критика, опека, правила, детство, школа, оценка в данный момент.
  3. Общим для всех возрастов и одним из базовых является опросник Айзенка. Существует модификация для детей и отдельная модификация для взрослых. Методика выявляет темперамент человека, экстраверсию-интроверсию, возбудимость-устойчивость.
  1. Среди проектных методик для диагностики детей от 10 лет и взрослых рекомендую использовать методику Сонди. Это портретный тест, направленный на выявление скрытой заложенной природой специфики личности, влечений и сфер их применения (культура и гуманизм, техника и цивилизация, религия и этика, театр, точные и гуманитарные науки, поэзия, коллекционирование и экономика, речевые виды деятельности). Это своеобразный анализ судьбы. Он выявляет все факторы (генетический, личностный, социальный) отклонений и сами вероятные отклонения. Очень обширная и сложная для трактовки методика. Однако найти ее можно в свободном доступе в интернете и даже пройти в режиме онлайн. Я сама ее проходила, могу сказать, что тест довольно точен (выдал большую часть истинных положений обо мне).
  2. Еще одна методика из проектных – тест Розенцвейга. Для детей от 4 до 13 лет нужно использовать детскую модификацию, для лиц от 15 лет – взрослую, подросткам от 12 до 15 лет подойдут оба варианта методики. Тест выявляет специфику реагирования личности на проблемную ситуацию или неудачу и выход из нее. Испытуемому предлагается найти решение нескольких готовых ситуаций (наглядный материал – картинки).

Чаще используется для диагностики детей и подростков, однако не будем забывать о том, что все мы – дети. И нередко взрослые девиации берут свое начало в семье, во взрослом девианте сидит обиженный, непризнанный, запуганный ребенок. Рекомендую использовать следующие методики для выявления возможных семейных причин девиаций:

  1. Опросник Варга для выявления того, как родители относятся к своему ребенку (методика для родителей).
  2. Опросник Шафера на выявление отношения подростка к родителям (методика для детей).

Методики для выявления школьных проблем у детей и подростков

Подойдут любые методики изучения школьной тревожности, уровня адаптации, например:

  • опросник Филипса;
  • социометрия школьника.

Тревожность у взрослых людей рекомендую определять с помощью методики Спилбергера. Подробнее о том, что такое тревожность и как от нее избавиться читайте в статье «Как избавиться от тревожности: советы психолога».

Для диагностики этих категорий личности методики подбираются отдельно и, как правило, имеют специфику «незаконченности». Например, можно использовать:

  • метод «Недописанных предложений»;
  • тесты ранжирования (тест Роршаха);
  • «Фантастический выбор»;
  • «Недописанное письмо».

Отдельным большим пунктом хочу рассмотреть методики по определению непосредственно отклоняющегося поведения или склонности к нему. В основе обследования лежит феноменологический подход, то есть определение всех девиаций (положительных и отрицательных).

  • Напомню, под положительными девиациями подразумевается самопожертвование, героизм, создание объектов культуры, то есть то, что обеспечивает прогресс общества.
  • К негативным девиациям относится алкоголизм, наркомания, проституция и сексуальная распущенность, преступное поведение, саморазрушение и другие формы поведения, провоцирующие регресс человека и общества в целом.

Подробнее о самом феномене девиантного поведения вы можете прочитать в моей статье «Теории девиантного поведения».

Методика «Девиантное поведение» (авторы – М. Ю. Колосницына и Е. А. Кадацкая) базируется на личностных тестах и выявляет склонность к отклонениям. Тест включает 105 пунктов, по результатам ответа на которые можно определить склонность индивида к:

  • аутодеструктивной девиации, то есть саморазрушению (причина – стремление к риску);
  • патахарактерологической девиации (причина – внутриличностный конфликт, агрессивность и импульсивность);
  • делинквентной девиации, то есть преступному поведению (причина – недостатки в потребностно-мотивационной сфере, педагогические упущения, инфантилизм);
  • аддиктивной девиации, то есть уходу от реальности в основном по средствам ПАВ;
  • аутоагрессивной девиации, то есть склонности к суициду (причина – анатомия, альтруизм, эгоизм);
  • девиантному поведению (склонность к отклонениям как таковая).

Каждому типу соответствуют свои личностные характеристики, которые выявляются в процессе тестирования.

Кроме описанной выше выявлена еще одна закономерность: девиации сочетаются с тем или иным типом характера (его выраженными чертами).

  1. Аутодеструктивное поведение – с гипотимным типом; не сочетается с ипохондрией, депрессией, истерией, интроверсией, тревожностью.
  2. Патахарактерологическая девиация – с социопатическим типом и аггравацией; не сочетается с депрессией, ипохондрией, истерией.
  3. Делинквентные отклонения сочетаются с гиппоманией и аггравацией; не сочетается с депрессией, ипохондрией, истерией.
  4. Аддиктивное поведение – с аггравацией и гипоманией; не сочетается с депрессией, ипохондрией, истерией.
  5. Аутоагрессия сочетается с аггравацией, интроверсией, шизоидностью; не сочетается с истерией.

Эти особенности можно учитывать при трактовке общего итога по результатам разных методик. Очень важно правильно учесть совокупность результатов.

Существует еще одна методика, которая называется «Методика диагностики склонности к девиантному поведению» (автор – Р. В. Овчарова). Опросник состоит из 98 утверждений, которые позволяют выявить:

  • установку на социальную желательность;
  • склонность к социальной желательности;
  • склонность к аддиктивному поведению;
  • склонность к самоповреждению и саморазрушению;
  • склонность к агрессии и насилию;
  • уровень самоконтроля эмоций;
  • склонность к делинквентному поведению.

Итоги теста подводятся при сопоставлении индивидуальных ответов обследуемого и представленных в методике нормальных результатах. Найти тест вместе с ключами и таблицей нормы можно в интернете.

Существует еще одна похожая методика с аналогичным названием. Авторы – Э. В. Леус и А. Г. Соловьев. Опросник включает в себя 75 утверждений. По итогу определяется выраженность таких шкал:

  • зависимое поведение;
  • самоповреждающее поведение;
  • агрессивное поведение;
  • делинквентное поведение;
  • социально обусловленное поведение.

Хочу также кратко познакомить вас еще с несколькими методиками, которые тоже могут пригодиться при проведении диагностики девиаций у детей и взрослых. Я только перечислю их названия, назначение и авторство. При желании вы, дорогие читатели, без проблем сможете найти их в интернете:

Таким образом, при диагностике девиантного поведения важно определить не столько сам факт его наличия, сколько его конкретный вид, склонности к другим девиациям, слабые стороны личности, специфику социальной среды развития, причины девиаций и негативные факторы в среде индивида.

Успешная и точная диагностика – залог корректной и эффективной работы. Даже профилактические мероприятия не имеет смысла проводить наощупь. Нужно знать неустойчивые для личности области и с ними работать. Если речь идет об уже случившихся деформациях, то важно максимально точно определить их специфику и детерминанты.

В заключение, как всегда, хочу порекомендовать литературу по теме.

  1. С. В. Духновский «Диагностика межличностных отношений».
  2. А. Г. Лидерс «Психологическое обследование семьи».
  3. Е. П. Ильин «Психология индивидуальных различий».
  4. В. Б. Шапарь «Практическая психология. Инструментарий».
  5. Н. В. Майсак «Диагностика и коррекция личностных особенностей подростков с девиантным поведением: Монография».
  6. О. П. Макушина «Методы психологического изучения девиантного поведения».

Как вы, наверное, могли заметить, гораздо больше информации можно найти о детских и подростковых девиациях. Почему? Потому что именно этот период самый опасный, но в то же время самый удачный для коррекции. Подробнее о девиациях этого возраста вы можете прочитать в моей статье «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».

Общайтесь со своими детьми и другими членами окружения. Учитесь понимать себя. Развивайте позитивные девиации и искореняйте негативные, совершенствуйте мир и себя!

Источник:
Диагностика девиантного поведения у детей и взрослых
Диагностика девиантного поведения у детей и взрослых: личностные методики, тесты на выявление конкретных отклонений. Способы диагностики, прогноз.
http://psychologist.tips/154-diagnostika-deviantnogo-povedeniya-u-detej-i-vzroslyh.html

Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений

Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений;

Классификация проективных методик

Проективные методики предполагают, в основном, индивидуальную работу с испытуемым и в большей своей части бывают бланковыми или предметными. Различают несколько групп проективных методик:

Методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла (тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции).

Методики конструирования: создание из оформленных деталей осмысленного целого (МАР, тест мира и его разнообразные модификации).

Методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации (ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди).

Методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории (неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга).

Методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения и др.

Методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях (психодрама, проективная игра).

Методики изучения продуктов творчества: рисование на свободную или заданную тему.

Методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

Уровень усвоения учебного материала

1. Иметь представление дифференциальной психометрике.

2. Знать основные психометрические требования.

3. Понимать сущность психометрических критериев научности методик.

4. Иметь представление о процедуре проверки тестов и оценке их репрезентативности.

Основные понятия темы

Системный, универсальный, проективный подходы. L-, Q- и Т-данные. Черта личности. Профиль личности. Многофакторный опросник. Тип личности. Типологический подход. Психосемантические методы. Идеографические методы. Личностные конструкты. Проекция. Проективные методики.

Содержание самостоятельной работы студентов, рекомендации к ее выполнению, формы отчетности

1. Повторить материал по разделу «Личность» из курса «Общая психология». Обратить внимание на различение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».

2. Проработать лекционный материал и учебно-методическую литературы по каждому разделу темы. Рекомендуется использовать дополнительные источники и периодические издания.

3. Подготовить примеры статистического и клинического подходов к обобщению данных исследования.

4. Сформулировать роль каждого вида данных в составлении личностных опросников.

5. Проанализировать биполярные шкалы опросника Р. Кэттелла. Привести примеры типов поведения соответственно характеристикам факторов.

6. Повторить материал курса «Общая психология», касающийся степени выраженности черт характера, признаков акцентуаций и психопатий.

7. Провести самотестирование по опроснику К. Леонгарда — Х. Шмишека. Сделать выводы по результатам тестирования, построить профиль личности.

8. Изучить проективные методики дополнения и графические методы. Провести тестирование или самотестирование. Составить интерпретацию. Обратить внимание на схему перекрестного анализа данных.

Практические занятия по теме 7. Теория и практика психологического исследования личности

Занятие 1. Особенности использования опросника Р. Кэттелла «16 PF»

План проведения занятия

1. Проверка теоретической подготовленности к занятию.

2. Обсуждение основных характеристик шкал опросника.

3. Разбор примера: обработка данных, перевод результатов в стандартную шкалу и построение личностного профиля.

4. Интерпретация профиля и составление психологического заключения.

Проверка знания теоретического материала по теме: базовые основы построения опросника, виды данных, используемых при его создании, понятие личностной черты. Обсуждение значений шкал (факторов) опросника, имеющих технические и бытовые названия:

Использование таблицы перевода сырых баллов в стены и подсчет показателей факторов 2-го порядка по формулам, изложенным в руководстве к опроснику, дает возможность использования примера для построения личностного профиля, его интерпретации и составления психодиагностического заключения.

Обсуждаются возможности ограничения опросника.

1) Опрос по теоретическому материалу.

2) Краткие сообщения студентов по факторам опросника.

3) Демонстрация примера.

4) Разбор методики построения профиля и интерпретации материала.

6) Домашнее задание по самотестированию.

Вопросы для обсуждения

1. Как проявляется в поведении человека максимальная выраженность полюсов каждого фактора?

2. Привести примеры прогнозирования поведения при выраженности фактора.

3. Каковы достоинства опросника?

4. В чем проявляются его ограничения?

— при построении профиля личности используются стеновые показатели;

— факторы 2-го порядка рассчитываются по показателям, выраженным в стенах;

— для интерпретации профиля личности необходимо в первую очередь учитывать значения, выходящие за границы среднего диапазона значений.

Занятие 2. Проективная диагностика личности

План проведения занятия

1. Проверка теоретической подготовленности к занятию.

2. Разбор примеров и обсуждение.

3. Выполнение теста «Метод незавершенных предложений».

4. Графическое выражение результатов методики.

5. Составление письменного отчета.

1. В качестве основных графических методик в рамках занятия рассматриваются тесты:

— «Рисунок семьи» (В. Вульф);

— «Дом-дерево-человек» (Дж. Бук);

— «Автопортрет» (Р. Бернс);

— «Рисунок несуществующего животного» (М. Друкаревич).

При анализе методик этого класса исследователи исходят из пред­положения о том, что в рисунке человек непосредственно выражает особенности собственной личности, которые поддаются интерпрета­ции с помощью системы эмпирически выверенных критериев. Для более валидных результатов используется система оценок показателей рисунка в баллах, предложенная Р.В. Беляускайте. Этот способ анализа результатов графических методик снижа­ет степень субъективизма в их интерпретации. Будучи дополненной информацией, полученной в ходе беседы с испытуемым, она позволя­ет даже начинающему психодиагносту давать достаточно достоверные заключения относительно личностных особенностей испытуемого.

2. Метод незавершенных предложений относится к группе проективных методов обследования личности, основанных на дополнении. В его основе лежит прием вербального завершения предложенной начальной части предложения. Предполагается, что отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, индивид дает информацию, касающуюся его собственной личности, т.е. проецирует себя в свои ответы.

Наиболее распространенным вариантом этой методики является вариант Saks-Sidney. Он состоит из 64 незавершенных предложений, которые детерминируют начало реакции.

Анализируя ответы испытуемого, можно оценить существующую у него систему отношений в различных сферах жизни и деятельности, а также отношение к себе, к своим переживаниям, жизненным целям.

Обработка результатов содержит качественный и количественный анализ, который дает возможность графического выражения всей системы отношений, построения индивидуального профиля.

1. Проверка знания теоретического материала по теме: «Место графических методик в общей классификации проективных методов»:

· возможности и ограничения.

2. Демонстрация и разбор примеров, обобщение приемов интерпретации.

3. В ходе занятия студенты:

· получают брошюры с тестами и регистрационные листы;

· заполняют и обрабатывают опросник;

· осуществляют количественный анализ;

· строят индивидуальный профиль;

· интерпретируют показатели и составляют заключение.

4. Заключительный этап: подведение итогов занятия.

Вопросы для обсуждения

1. Каковы цели использования графических методов в психодиагностике?

2. Каковы достоинства и недостатки графических проектив­ных методов?

3. В чем состоят общие принципы интерпретации рисуночных тестов?

4. Есть ли различия в интерпретации с помощью оценок показателей и без них?

5. Каковы характерные особенности метода незавершенных предложений?

6. На что необходимо обращать внимание при разработке программы психологических мероприятий по данному тесту?

— использование системы оценок показателей делает исследование более строгим;

— при анализе рисуночных тестов в первую очередь используются общие принципы интерпретации;

— графические методики необходимо использовать в сочетании со стандартизированными методиками;

— система отношений, выраженная в виде индивидуального профиля по методу незавершенных предложений, дает информацию для разработки психологических мероприятий.

Уровни освоения материала

Студенты должны закрепить теоретические знания, полученные в ходе лекционных занятий и самостоятельного изучения материала, при помощи овладения способами практического применения основных методов проективного исследования личности на практике. Сформировать первичные навыки обработки и интерпретации данных при использовании проективных методов.

Тематика контрольных работ

Вариант 1. 1) Дать сравнительную характеристику диагностики личностных черт и типологического подхода к исследованию личности.

2) Перечислить проективные методики структурирования и интерпретации.

Вариант 2. 1) Сущность психосемантических методов исследования личности.

2) Перечислить опросники исследования личностных черт.

Вариант 3. 1) Возможности и ограничения проективных методов в психологии.

2) Перечислить типологические личностные опросники.

Вариант 4. 1) Системный подход к исследованию личности.

2) Перечислить психосемантические методы.

Интерактивная доска, проектор, брошюры с тестом «Метод незавершенных предложений», регистрационные бланки, стандартные листы бумаги, ручка, калькулятор.

1. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2008.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – СПб.: Питер, 1999.

3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб.: Речь, 2004.

4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008.

5. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – Питер, Спб., 2000.

6. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

7. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психодиагностике. М., 1992.

8. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1980.

9. Основы возрастно-психологического консультирования / Под ред. А.Г. Лидерса. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991

Лабораторное занятие по теме 7. Теория и практика психологического исследования личности

План проведения занятия

1. Построение личностного профиля по тесту Р. Кэттелла «16 PF» (по результатам домашнего задания). Интерпретация данных и заключение.

2. Выполнение тестов: Личностный дифференциал (ЛД), Уровень субъективного контроля (УСК); обработка данных, составление заключения.

3. Сравнение результатов трех методик.

4. Составление письменного отчета.

1.Содержание домашнего задания по выполнению теста Р. Кэттелла «16 PF». Выполнение теста психодиагностики личностных черт «16 PF» требует внимательного изучения инструкции. Следует обратить внимание испытуемых: на желательность быстрого ответа без обдумывания; на порядок заполнения бланка ответов при выборе одной из трех альтернатив; минимизацию промежуточных ответов.

В формах А и В опросник состоит их 187 пунктов (в форме С – из 105), которые разбиты на 16 измерительных шкал. Выраженность черты определяется выбором альтернатив по всем пунктам шкалы. Ответы, подтверждающие свойство, оцениваются в 2 балла, опровергающие – 0 баллов, неопределенны – как 1 балл. Исключение составляет шкала В (шкала интеллекта), в которую входят вопросы-задачи. Выбор правильного ответа оценивается в 1 балл, неправильного – 0 баллов.

По каждой шкале подсчитывается сумма баллов, которая переводится в стены с помощью специальной таблицы, помещаемой в брошюре с тестом. Поскольку для каждой популяции строится своя таблица перевода сырых баллов в стены, необходимо обратить внимание на репрезентативность табличных данных для испытуемого.

Вторичные факторы вычисляются с использованием показателей в стенах по первичным факторам по формулам, приведенным в брошюре с тестом.

После подсчета значений по факторам строится профиль личности для данного испытуемого на профильном листе с дальнейшей интерпретацией показателей.

2. Методика личностного дифференциала (Ч. Осгуд) относится к методам психосемантического исследования личности. Она предназначена для измерения личностных установок и отношений и представляет собой стандартизированную методику. В которой испытуемому предъявляется 21 семибалльная шкала, нанесенная горизонтально на один бланк. Концы шкал заданы прилагательными, имеющими противоположные значения.

Испытуемому требуется оценить себя по каждой шкале, представляющей собой черту личности. Результаты оценок распределяются по трем факторам: оценки (О), силы (С), активности (А).

Методика УСК (Бажина, Голынкина, Эткинд) определяет принадлежность испытуемого к типам экстернал – интернал, которые различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Опросник УСК является многомерной шкалой, измеряющей индивидуальные особенности субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями по семи шкалам.

· изучить рекомендуемую литературу по теме;

· иметь представление о процедуре тестирования, способе подсчета результатов.

  1. В ходе занятия студенты:

· строят профиль личности по тесту «16 PF», интерпретируют показатели;

· получают брошюры с тестами и регистрационные листы;

· заполняют и обрабатывают опросники;

· проводят сравнение данных трех опросников.

  1. Заключительный этап: подведение итогов занятия и составление письменного отчета.

Уровни освоения материала

Студенты должны получить навыки работы с психосемантическими и типологическими опросниками; уметь осуществлять сравнение данных, полученных с помощью различных методов.

Письменный отчет по теме занятия.

Брошюры с тестами: «16 PF» (формы А, В), «Личностный дифференциал» (ЛД), «Уровень субъективного контроля» (УСК); регистрационные бланки, стандартные листы бумаги, ручка, калькулятор.

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – СПб.: Питер, 1999.

2. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб.: Речь, 2004.

3. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – Питер, Спб., 2000.

4. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.

5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

6. Справочник практического психолога. Психодиагностика / под общ. ред. С.Т. Посоховой. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005.

7. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: Ч. 3. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

8. Практическая психодиагностика: методики и тесты. – Самара: Изд. дом «Бахрах», 2007.

Тема 8. Психодиагностика межличностных отношений

1.Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений.

2. Общие принципы диагностики коллектива по А.В. Петровскому.

3. Диагностика интерперсональных отношений.

4. Психодиагностика семейных отношений

Опорные конспекты лекций

Традиционная методика диагностики по данному направлению тестирования — социомет­рический тест, предложенный Дж. Морено. Его суть — субъективные межличностные предпочтения (выборы) членов группы по определенным сферам (например, работа, отдых и т. д.). На основе полученных членом группы числа субъективных выборов определяются индивидуальный социометрический статус индивида (лидер, отверженный, изолированный), структура межличностных от­ношений, сплоченность группы и т. д.

Практическая ценность социометрического метода состоит в возможности проникнуть в невидимые на официальном уровне, но реально существующие групповые структуры межличностных взаимоотношений.

Ограниченность данного метода состоит в субъективном подходе у природе получаемой информации о взаимоотношениях и невозможности дать оценку надежности данных в одномоментном срезе без привлечения других методов исследования.

Тест Сишора предназначен для оценки привлекательности группы для каждого из ее члена. С его помощью определяется степень групповой сплоченности, выявляются проблемы во взаимоотношениях.

Источник:
Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений
Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений; Классификация проективных методик Проективные методики предполагают, в основном, индивидуальную работу с испытуемым и
http://studopedia.su/18_12214_diagnostika-mezhlichnostnih-otnosheniy-na-osnove-sub-ektivnih-predpochteniy.html

Диагностика отношений

Диагностика отношений является одним из наиглавнейших условий наведения успешного приворота, поскольку только после ее проведения можно говорить о том, окажет ли приворот именно то воздействие, на которое вы рассчитываете, или нет. И речь даже не о том, что благодаря диагностике можно заранее предсказать, сработает ли магический ритуал в вашем конкретном случае или нет. Только при помощи магической диагностики можно точно определить, нет ли в вашем настоящем, прошлом и будущем неких конкретных помех и преград, которые способны сделать приворот бесполезным.

Так только вовремя проведенная диагностика позволит узнать, не являетесь ли вы носителем некой кармической проблемы, а то и серьезного энергетического заболевания, которые отталкивали и будут отталкивать от вас любовь других людей. А множество тех, кто вынужден страдать от одиночества и неразделенной любви, не в состоянии предположить, что корнем их бед являются проклятии и порчи, венцов безбрачия и колдовства, блокировавших возможность соединять их энергии с энергиями других людей.

Что до нерешенных кармических проблем, то наличие их может объяснить, почему ваша душа отталкивает души других людей. Или почему, даже получив шанс на счастье, дарованный вам ответной любовью дорого вам человека, вы неожиданно для себя начинаете делать все, чтобы убить любовь, оттолкнуть от себя партнера, заставить его разлюбить вас, чтобы вновь погрузится в печаль одиночества и боль произошедшей потери.

Зачастую именно магическая диагностика позволяет определить, насколько правильный выбор вы делаете, называя мне имя того или той, на которого хотите заказать приворот. А очень часто те, кто решил воспользоваться моими услугами, совершают ошибку, подаваясь иллюзиям и самообману, из-за которых они оказываются неспособны понять, кем на самом деле является любимый ими человек. А поскольку порой понимание того, что недостатки привороженного вами затмевают все его немногочисленные достоинства приходит слишком поздно, то куда правильней вначале узнать, кем именно является тот или та, кого вы хотите сделать единственным или единственной, а только после этого заказывать приворот.

Очень часто прежде, чем делать заказ на магические ритуалы, людям бывает просто необходимо что-то в себе поменять. Некоторым нужно избавиться от ревности, другим уменьшить уровень самомнения и гордыни, а кому-то повысить собственные сексуальность и привлекательность. Ваши внешние и внутренние трансформации могут быть очень разными, поскольку существует самые различные магические обряды, позволяющие проводить как внешние, так и внутренние перенастройки. А вот какими им быть и что следует изменить в вас, подскажет именно магическая диагностика.

И уж точно мне будет невероятно сложно согласиться на проведение ритуала, если предварительно я не выясню, сделает он вас счастливым или нет. А очень часто, устав от одиночества и личной неопределенности, люди стремятся заказать приворот, не знаю, что их настоящее счастье уже нашло к ним дорогу. Что человек, который подарит им чувство истинной и великой любви, вот-вот появится в их жизни, чтобы соединиться с ними без каких-либо приворотов. Все что нужно им – всего лишь немного подождать. И, конечно же, согласиться на проведение предварительной диагностики, при помощи которой они смогут узнать, что счастье будет даровано им без какой-либо магии, при условии, что они заслужат его, проявив всего лишь немного терпения.

Кроме того магическая диагностика способна решить чисто практические задачи. При ее помощи можно узнать, какой именно ритуал станет лучшим решением именно в вашей ситуации, к какому направлению магию лучше всего обратиться мне при оказании вам профессиональной помощи. И даже то, в какой день и в каком часу лучше всего проводить ритуал, и не будут ли нужны дополнительные обряды, чтобы сделать приворот особенно эффективным.

Потому, если после того, как вы обратитесь ко мне, я предложу вам провести магическую диагностику, не спешите отказываться. Помните, что зачастую успех приворота может зависеть именно от нее.

Источник:
Диагностика отношений
Диагностика отношений является одним из наиглавнейших условий наведения успешного приворота, поскольку только после ее проведения можно говорить о том, окажет ли приворот именно то воздействие, на которое вы рассчитываете, или нет. И речь даже не о том, что благодаря диагностике можно заранее предсказать, сработает ли магический ритуал в вашем конкретном случае или нет. Только при помощи магической диагностики можно точно определить, нет ли в вашем настоящем, прошлом и будущем неких конкретных помех и преград, которые способны сделать приворот бесполезным.
http://xn—-ctbrsiabbbffd1a7hyb.xn--p1ai/praktika/diagnostika-otnosheniy/

Диагностика отношений в паре

Страница 3 из 6 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6

Re: Диагностика отношений в паре. Бесплатно. от Ильхам

автор @Niki@ в 03.07.17 22:27

Re: Диагностика отношений в паре. Бесплатно. от Ильхам

автор Ильхам в 04.07.17 10:14

Niki, доброго времени суток. Выкладываю ваш расклад таким, каким делала с учетом ссоры.

Отношения между партнёрами на данный момент времени — По ощущениям вам удалось помириться, если нет, то скорее всего вы должны в скором времени обо всем договориться и разрешить все недоразумения.

Ваше отношение к Владимиру — Вы считаете Владимира «своим» человеком, с которым вам по пути. Вы готовы пойти с ним в ЗАГС, создать семью и, возможно, завести ребенка.

Отношение Владимира к вам —
Очень похоже на то, что у него есть некая зависимость , потребность в вас. Возможно это просто сильное сексуальное влечение очень похожее на болезненную привязанность, или есть что-то другое, что заставляет его быть рядом с вами. В любом случае в отношении к вам присутствует какой-то негативный аспект. Скорее всего его потребности не удовлетворены, он не получает то, чего хотел.

Ваши чувства к Владимиру — Вы испытываете к Владимиру сильное притяжение, вы встретили своего кармического партнера.

Чувства Владимира к вам — Его чувства изменяются, ни вы, ни он не в состоянии контролировать происходящее. Сейчас у Владимира тяжелый эмоциональный период, возможно он на вас сильно обижен. А еще, похоже, что он чувствует какое-то отчуждение.

Итог отношений — Ваши отношения возобновятся , но они будут основаны больше на интеллектуальном интересе и духовном родстве, уважении друг к другу.

Источник:
Диагностика отношений в паре
Спасибо Вам большое! Буду ждать вашего сообщения! БЕСПЛАТНАЯ ДИАГНОСТИКА
http://www.blackmystery.net/t10775p50-topic

COMMENTS