Функции общения

Базовые функции общения

Вам встречался хотя бы один человек, который мог бы обойтись без общения с другими? Правильно, таких людей или почти нет, или нет вообще, а все потому, .

Вам встречался хотя бы один человек, который мог бы обойтись без общения с другими? Правильно, таких людей или почти нет, или нет вообще, а все потому, что именно общение отвечает за возможность реализации своих способностей. Так общение является важной частью жизни каждого из нас, но при этом мы смехотворно мало знаем о его функциях и механизмах. Такие пробелы нужно срочно заполнять, и мы готовы вам в этом помочь.

Ученые, занимающиеся проблемами общения, согласны в том, что можно выделить три функции общения:

  • Информационно-коммуникативная.
  • Регулятивно-коммуникативная.
  • Эффективно-коммуникативная.

Она заключается в восприятии и понимании человека, с которым происходит общение. Эта функция крепко связана с эмоциональной сферой человека, ведь именно общение явно доминирует в ней. Эмоции и чувства проявляются именно в процессе коммуникации, что в дальнейшем либо способствует сближению людей, либо подталкивает их к сохранению, а то и к увеличению, дистанции.

Несомненно, в нашем обществе роль общения не только не становится менее заметной, но и усиливает свое влияние. Сейчас уже ясно, что общения является сложным и многогранным процессом, который ведет к установлению связей между людьми. Именно установление связи дает возможность реализации совместной деятельности, которая позволяет достигать значительных успехов.

Однако стоит помнить, что любое сближение имеет свои определенные границы, через которые не рекомендуется переступать. Ведь даже самые близкие люди все равно представляют собой отдельные личности со своими мыслями и устремлениями.

Именно из-за этого любые контакты одного человека с другим нередко сталкиваются с трудностями, причем это касается и общения всего двух людей, и больших групп. Но весь секрет в том, что все эти проблемы решить можно исключительно в процессе общения.
^

Источник:
Базовые функции общения
Вам встречался хотя бы один человек, который мог бы обойтись без общения с другими? Правильно, таких людей или почти нет, или нет вообще, а все потому, …
http://psymod.ru/psikhologiya-obshcheniya/36-bazovye-funkcii-obscheniya.html

Структура и функции общения

Таблица 20. Понятие, структура и функции общения.

Одним из общепринятых является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик: информационной, интерактивной и перцептивной.

Информационно-коммуникативная сторона общения заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику. Во-первых, это является отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает (взаимо) воздействие на мысли, чувства и поведение партнеров. В-третьих, они должны обладать единой или сходкой системой кодирования/декодирования сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем.

Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) сторона общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Понятие взаимодействия используется двояко: во-первых, для характеристики действительных реальных контактов людей в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности, в процессе социальной активности.

В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решения, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера.

Аффективно-коммуникативная сторона общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение — это важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

Общение выполняет определенные функции. Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека.

Функции общения многообразны. Существуют разные основания для их классификации.

Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

Функция формирования и развитияотражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, раз­вивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, су­ществуют ипроявляются в течение всей жизни психические процессы, состояние и поведение человека.

Функция подтвержденияобеспечивает людям возможность познать, утвердить иподтвердить себя.

Функция объединения — разъединения людей,с одной стороны, посредством установления между ними кон­тактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, на­мерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может быть причиной дифферен­циации и изоляции личностей в результате общения.

Функция организации и поддержания отношенийслужит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной дея­тельности.

Внутриличностная функцияобщения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога).

Виды общения.

Межличностное общениесвязано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Таблица 21. Виды общения.

Межперсональное общение— участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфиче­скими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий.

В ролевойкоммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель — продавец, учитель — ученик, начальник — подчиненный). В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как инди­видуальность, а как некоторая, социальная единица, выполняющая определенные функции.

Доверительное общениеотличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация.

Конфликтное общениехарактеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

Личное общение— это обмен неофициальной информацией.

Деловое общение— процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

Прямое(непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом.

Опосредованное общение— это взаимодействие, при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и ви­деотехники).

Источник:
Структура и функции общения
Таблица 20. Понятие, структура и функции общения. Одним из общепринятых является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик: информационной, интерактивной и перцептивной
http://helpiks.org/9-51971.html

Функции общения

12.1. Функции, виды и структура общения

Известный французский писатель и мыслитель А. Сент-Экзюпери, автор красивой сказки о Маленьком принце, оценивая значимость общения в человеческой жизни, определил его как «единственную роскошь, которая есть у человека».

Реальность и необходимость общения определены совместной деятельностью людей. Именно в процессе общения и только в общении может проявиться сущность человека.

В отечественной психологии установлено, что развитие ребенка, его социализация – превращение в «общественного человека» – начинается с общения с близкими ему людьми, и прежде всего с матерью. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью – первый вид его деятельности в качестве субъекта общения.

Все дальнейшее развитие ребенка определяется местом, которое он занимает в системе человеческих отношений. Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т. п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, каков круг и характер его общения.

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Вне общения человеческое общество немыслимо. Общение выступает в обществе как фундаментальное условие связывания индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов.

Значение общения для жизни и деятельности людей определяет неослабевающий интерес к этому предмету со стороны психологов. Категория «общение» наряду с понятиями «личность», «сознание», «деятельность» является в психологии основополагающей. Подобно личности, сознанию и деятельности, общение является предметом исследования не только психологов, но и социологов, специалистов в области коммуникации и т. д. Это обусловливает неоднозначность понимания общения разными учеными и трудности формулирования единого определения.

В самом общем виде общение в психологии определяют как процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. д.

Для более глубокого постижения сущности общения важно установить характер его связи с процессом деятельности. В отечественной психологии принят тезис о единстве общения и деятельности, вытекающий из понимания общения как реальности человеческих отношений. В соответствии с этим тезисом любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей. Однако характер связи между общением и деятельностью понимается исследователями неоднозначно.

Иногда деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент. В то же время сама деятельность представляется в качестве условия и основания общения. Наконец, общение трактуется как особый вид деятельности – коммуникативная деятельность, – которая выступает самостоятельно.

Целесообразным признано широкое понимание связи деятельности и общения: общение рассматривается и как сторона совместной деятельности, и как ее продукт. Известный социальный психолог Г.М. Андреева считает, что посредством общения деятельность организуется и развивается.

Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания целей, задач деятельности, уяснения специфики ее объекта и возможностей каждого из участников. Включение участников в данный процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» их деятельности. Это возможно благодаря функции воздействия, в которой и проявляется связь общения с деятельностью. Таким образом, делает вывод Г.М. Андреева, деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. Общение выступает важнейшим фактором психического развития человека. Таким образом, общение выступает как универсальная реальность, в которой зарождается, существует и проявляется в течение всей жизни внутренний мир человека.

По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных функций общения.

1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция общения проявляется в процессе психического развития человека. Известно, что на определенных стадиях развития поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и к самому себе опосредованы его общением со взрослым. В ходе дальнейшего развития внешние, опосредованные общением формы взаимодействия ребенка и взрослого трансформируются во внутренние психические функции и процессы. Общаясь со взрослым, ребенок не только механически усваивает сумму умений, знаний и навыков, но и участвует в сложном процессе взаимных влияний, обогащений и изменений. Ребенок активно и критично перерабатывает предлагаемый ему чужой опыт, используя его для построения непротиворечивой картины мира.

3. Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя, свою ценность. Еще У. Джемс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным».

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений – от интимно-личностных до сугубо деловых – для любого человека связано с установлением определенных эмоциональных отношений. Эмоциональные межличностные отношения не единственный вид социальной связи, доступный современному человеку, однако они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, именно эмоциональность определяет специфику человеческого общения.

5. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутренний или внешний диалог). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

Виды общения крайне многообразны. По признаку использования средств выделяют непосредственное и опосредованное общение. Непосредственное общение, общение «лицом к лицу», является исторически первой формой коммуникации. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникали различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств (телефона, телеграфа, Интернета), затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения.

Различают также межличностное и массовое общение. Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Массовое представляет собой коммуникацию, опосредованную различными видами средств массовой информации.

Кроме того, выделяют межличностное и ролевое общение. В первом случае субъектами общения являются конкретные личности, которые обладают уникальными индивидуальными качествами, раскрывающимися в ходе общения и организации совместных действий. Во втором случае участники коммуникации выступают как носители определенных ролей (учитель – ученик, покупатель – продавец). В ролевом общении человек в определенной степени лишается спонтанности своего поведения, так как те или иные его действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек отражается уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая заданные функции.

Манипулятивное общение представляет собой форму межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Как и императив, манипуляция предполагает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Манипулятивный стиль общения широко распространен в области пропаганды и рекламы.

Императивная и манипулятивная формы общения – это виды монологического общения. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его.

Диалогическое общение может быть определено как равноправное субъект-субъектное взаимодействие с целью взаимного познания и самопознания партнеров по общению. Диалогическое (некоторые авторы называют его гуманистическим) общение позволяет достичь более глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного личностного роста.

В психологии установлено, что общение представляет собой сложный и многогранный процесс, оно есть образование, в котором могут быть выделены отдельные стороны, т. е. описана структура. При характеристике структуры общения Г.М. Андреева предлагает выделять три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Эти стороны общения определяются в соответствии с функциями, реализуемыми им в процессе совместной жизнедеятельности людей: информационно-коммуникативной, регуляционно-коммуникативной и аффективно-коммуникативной.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от других и выделение их возможно лишь в ходе научного анализа.

Источник:
Функции общения
Автор: Макарова И, 12.1. Функции, виды и структура общения — Психология: конспект лекций, Жанр: философия
http://www.e-reading.club/chapter.php/97640/85/Makarova_-_Psihologiya__konspekt_lekciii.html

Функции общения

Функции делового общения. Тема Деловое. общение. Особенности проведения. Деловое. общение- это сложный многоплановый.

Функции делового общения. В общении выделяют три функции
Устные виды делового общения разделяются на монологические и диалогические. 1.2. Виды делового общения. 1.3. Структура и функции общения.
3. Список использованной литературы. 1. Деловое общение, его функции, уровни и виды. Руководитель предприятия должен взять на себя функцию мудрого наставника, который
Правила делового общения должны быть известны каждому уважающему себя человеку.

Его участники выступают. Его основная. функция — формирование правил. Виды делового общения. К монологическим.

Функции делового общения. Вернуться назад на Деловое общение. Внимание!
Информационно-коммуникативная функция общения включает в себя процессы. Функции и цели делового общения. Выверенное деловое общение между людьми (начальство, партнеры, коллектив, бизнес-структуры и власть) покажет. Функции делового общения. Деловое общение выполняет целый ряд важнейших функций.
— публичные выступления; — телефонное общение. Культура делового общения.

Совещание (собрание); Пресс- конференция. Этапы подготовки и проведения делового общения.

Этапы подготовки и проведения публичного выступления(3 основных. Докоммникативный. Тему определяет. либо автор, либо те, кто приглашает его. Название выступления. Необходимо ясно. представлять какой реакции добиваешься. Молодежь — нельзя льстить, поучать.

Профессионалы необходимы новые взгляды. Сложнее говорить с разнородной. Систематизируя. материал, оратор создает план, продумывает. Коммуникативный. путем чтение текста (дипломатические.

Важно установить. Отношение. говорящего к предмету, его заинтересованность. Важны, зрительный контакт и специальные. Ответ предназначается всем присутствующим. Посткоммуникативный.

Источник:
Функции общения
Функции делового общения. Тема Деловое. общение. Особенности проведения. Деловое. общение- это сложный многоплановый. Функции делового общения. В общении выделяют три функции Устные виды
http://dimonandvitos.weebly.com/home/funkcii-delovogo-obscheniya

COMMENTS