Функции психики

Какую нагрузку несет человеческая психика?

Что обеспечивает человеку связь внутреннего мира с внешним, дает ему возможность мыслить и ощущать, формулировать свои желания? Основные функции психики даются от рождения, развиваются всю жизнь, совершенствуясь и угасая. Именно они «примеряют» на себя накопленный жизненный опыт, подсказывая нервной системе новые поведенческие формы и адаптационные программы для большей мобильности и выживаемости в переменчивых условиях внешнего мира. Мозг и психика неразрывно связаны между собой, они осуществляют взаимодействие человека с внешней средой.

Психика — это комплекс функций головного мозга, определяющих непосредственное выражение образов объективной действительности. Дать однозначный ответ на вопрос, что такое психика, не сможет никто. Это сложное понятие, объединяющее в себе философию, биологию, медицину, биохимию и некоторые другие науки. Психика характеризуется широким набором качеств:

  • целостностью;
  • активностью;
  • развитием;
  • саморегуляцией;
  • адаптивностью;
  • коммуникативностью;
  • сознанием.

В современном мире изучением психики занимается наука психология. Взаимосвязь психических процессов представлена тем, что восприятие не может проявляться без памяти, а запоминание — без органов чувств и самого восприятия, процесс внимания не может существовать без процессов мышления и так далее.

Основные функции психики человека — это отражение, регуляция и коммуникация.

Отражение по своему характеру субъективно, несмотря на то что передает объективную картину действительности. Внешние воздействия воспринимаются психикой каждого конкретного человека через призму его мироощущения. Порой они могут быть сугубо субъективны, привязываясь к определенной ситуативной трансформации. Именно этим обусловливается различное отношение каждого отдельно взятого человека к тем или иным событиям. В народе принято говорить: «Сколько людей, столько и мнений». Именно отражение играет главную роль в построении собственной модели мироощущения каждого из нас.

Регуляция проявляет себя в поведенческой деятельности человека. Именно она дает возможность индивиду проявлять свою волю. Регуляция неразрывно связана с отражением. Психика отражает воздействия внешнего мира и одновременно с этим регулирует отражение. Произвольная регуляция оказывает воздействие не только на физические процессы и движения, но и на сами психические процессы. Именно регуляция обеспечивает человеку постановку целей и задач, определяет мотивацию, дает возможность делать выбор, принимать решения в различных ситуациях, предвидеть опасность, ощущать многофакторность этого мира.

При регуляции в тесном тандеме работают мозг и психика, обеспечивая механизмы обратных связей, выдавая нам чувство качества исполнения наших потребностей, благодаря этому человек способен оценивать ситуации, искать лучшие варианты решений трудных вопросов, своевременно распознавать преграды и обходить их либо преодолевать. Поскольку все люди на земле представляют собой единый социум, то по отдельности для каждого индивида необходима возможность произвольной регуляции собственных поведенческих реакций. В тех случаях, когда человек не регулирует свои поведенческие реакции, начинает страдать общество. И жизнь общества может стать невозможной, когда множество его индивидов прекратят свою регуляторную функцию.

Каждый человек с первых дней своей жизни не является полноценно оформленным психическим индивидом в человеческом обществе.

После рождения состояние психики и ее основные функции только начинают развиваться.

Психика не дается человеку в готовом виде с приходом в этот мир. Она также не способна развиваться сама по себе, то есть независимо от физиологического развития организма. Также, если ребенок лишен коммуникаций с окружающим миром и своими ровесниками, психика не обретает никаких присущих человеческих качеств. Понятие психики и ее основные функции для человека такому ребенку будут недоступны. Это состояние в психиатрии называется синдромом Маугли. Конкретные психические качества нарабатываются в течение жизни человека и формируются только в процессе познания и изучения им культурных ценностей, переданных предшествующими поколениями нашего общества.

Психические состояния носят рефлекторную природу, возникая и закрепляясь под воздействием окружающей обстановки, физиологических процессов, трудовой деятельности, вербальных поощрений или нареканий. При одном психическом состоянии качество жизни выглядит иным по сравнению с другим состоянием. Психические свойства — это мощные регуляторы психической деятельности зрелой личности, характеризующие себя как устойчивые образования.

Оцените статью: (Эту статью еще никто не оценил. Будете первым?)

Источник:
Какую нагрузку несет человеческая психика?
Понятие психики и ее основные функции подробно описаны в любом учебнике по психологии. Основные предназначения психики — это отражение, регуляция и коммуникация.
http://poznala.ru/psihologiya/osnovnye-funkcii-psixiki.html

Психика: основные функции, структура, развитие

Психология как наука изучает закономерности развития и функционирования психического, душевного мира высокоорганизованных живых существ и в первую очередь человека. Другими словами, психология представляет собой науку о закономерностях развития и функционирования психики человека. Таким образом, в современном понимании сущность психики составляет целостный комплекс таких процессов, как ощущение, восприятие, действие, память, чувства, мотивации, мышление. Все эти процессы реализуют психику как форму активного отображения субъектом объективной реальности. Само отображение возникает в процессе взаимодействия высокоорганизованного субъекта с внешним миром.

Возникновение психики в процессе развития природы обусловлено формированием у живых организмов потребностей и возможностей удовлетворения этих потребностей в виде активных движений и актов целесообразного поведения. В процессе эволюции организмов развитие их психики было обусловлено необходимостью обеспечивать выживание этих организмов в сложных динамичных, агрессивных условиях внешнего мира. Комплекс развивающихся психических качеств во многом обусловливал целесообразность актов поведения живых организмов. Постепенно становилось ясно, что психика представляет собой особую форму жизнедеятельности.

Вне зависимости от уровня развития психика, по выражению A.A. Ухтомского, представляет собой особый функциональный орган, который организует поведение живых организмов. Материальным носителем, субстратом, на котором реализуется работа психики, являются нервная система и мозг. Мозг развивается в процессе эволюции как центральный отдел нервной системы и его части представляют собой высокоупорядоченные структуры специализированных нейронных сетей. При рассмотрении взаимоотношений психики и мозга важным является осознание невозможности сведения психических явлений и закономерностей только к результатам работы нейронных сетей. Работа различных отделов мозга должна рассматриваться как деятельность систем, являющихся субстратами, на основе которых осуществляется функционирование тех или иных психических процессов.

Основные функции психики, таким образом, заключаются в формировании бесконечного количества целенаправленных действий, поведенческих актов, стратегий, направленных на обеспечение жизнедеятельности организма. При этом более простая организация психики способна обеспечить относительно малый диапазон приспособляемости, например поддержание жизни вида в узкой экологической нише. Более сложная психика, например психика человека, обеспечивает человечеству как виду качественно большие возможности комфортной жизни в самых разных, динамически меняющихся условиях.

Понимание основных функций психики дает возможность проследить основные закономерности развития психики. Естественно, что развитие психики живых организмов происходило параллельно с ходом эволюционного процесса, в процессе ее филогенеза. Вообще под термином филогенез (от греч. phyle — род, племя и genesis — происхождение) подразумевается постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции. Филогенез психики включает в себя стадии сенсорной психики, перцептивной психики, развития интеллекта и формирования сознания (А.Н. Леонтьев). Естественно, что формирование этих этапов развития психики в процессе эволюции происходило не в строго последовательном порядке. Каждая из последующих стадий как бы начинала развиваться с некоторым запаздыванием относительно максимального развития предыдущей, так сказать, формировалась в ее недрах.

Зачаточные формы сенсорной психики имели форму развития чувствительности, способности ощущать жизненно важные изменения окружающей среды, причем особое значение имело развитие дистанционных форм чувствительности, таких, как зрение, слух, обоняние. Перцептивная стадия развития психики связана со все большим развитием анализаторных систем организма, то есть систем, способных не только воспринимать, но и анализировать зрительные, слуховые, обонятельные сигналы, сигналы других сенсорных органов. Развитие интеллектуальных функций психики и функций сознания явилось непосредственным и, так сказать, «логическим» следствием развития сенсорных и перцептивных систем. Для активного приспособления к окружающей среде данные этих систем требовали все большего и большего уровня обработки и осмысления.

Тем не менее в основе развития психики человеческой личности лежат процессы овладения исторически сформировавшимися общественными потребностями, способами поведения, навыками социализации. На начальном этапе развития психики в младенчестве (от рождения до года) у ребенка активно развивается первичная социализация в виде потребности общения со взрослыми, он усваивает навыки непосредственно-эмоционального общения.

Следующий этап развития психики человека — этап раннего возраста (с 1 до 3 лет) — связан с овладением основами предметно-манипулятивной деятельности. Этап во многом совпадает с этапом сенсомоторного мышления, по Ж. Пиаже (46). На этом этапе у ребенка формируются навыки к решению двигательных задач путем использования движений рук, пальцев, совершенствуются навыки мимической деятельности. В результате активно развиваются начала мыслительной деятельности, формируются способности занимать собственную позицию в отношениях со взрослыми и сверстниками (возникновение установки «Я сам»).

Следующий этап развития психики совпадает с дошкольным возрастом (от 3 до 6-7 лет) и характеризуется формированием игровыхнавыков, воображения, употребления различных символов. Этот этап во многом совпадает с этапом дооперационального мышления, поЖ. Пиаже (от 2 до 7 лет), характерной особенностью которого является конфликт между восприятием и логикой. Типичные ошибки этого этапа связаны с отсутствием понятий об обратимости действий и законах сохранения, например ребенок, наблюдая многократное переливание жидкости из широкого стакана

Здесь и далее цифра в скобках означает работу, указанную под этим номером в списке литературы в конце книги; цифры через двоеточие — страницы. — Ред.

в узкий или раскатывание шарика пластилина в шнур, не верит в равенство объемов жидкости в разных стаканах и массы пластилина до и после раскатывания.

Далее следуют этапы развития психики младшего школьного (с 6-7 до 11 -12 лет), подросткового (с 11-12 до 15-17 лет). Эти стадии соответственно совпадают с этапами усвоения конкретных и формальных операций, по Пиаже. Развитие психики на уровне конкретных операций подразумевает доступность для ребенка таких интеллектуальных операций, как классификация, сериация, установление взаимно-однозначных соответствий. В частности, в силу развития способности к установлению взаимно-однозначных соответствий появляется возможность мысленного перехода от начальных условий к конечным результатам при решения некоторых задач. Однако этот период связан в основном с решением конкретных задач, связанных с объектами, находящимися в поле зрения ребенка.

Только на уровне формальных операций развитие психики в принципе достигает уровня логических рассуждений с опорой на гипотезы, с использованием приемов дедукции, умозаключений, оперирования символами. Естественно, что степень сложности формальных, впрочем, как и конкретных операций, беспредельна, и в связи с этим надо четко понимать, что предел уровня конкретных и формальных операций недостижим. Верхняя граница развития этих психических способностей находится в области гениальности.

Развитие интеллектуальных показателей, естественно, не исчерпывает всех сторон психической деятельности человека. Практически на всех уровнях развития психики имеют место процессы параллельного формирования мотивационных, эмоционально- чувственных сторон психики, моральных и нравственных норм поведения. Аналогично развитию интеллектуальных характеристик комплекс морально-этических, мотивационных, эмоционально-чувственных сторон психики развивается ускоренными темпами во время школьного возраста.

Источник:
Психика: основные функции, структура, развитие
Психология как наука изучает закономерности развития и функционирования психического, душевного мира высокоорганизованных живых существ и в первую очередь человека. Другими словами, психология
http://studme.org/15451016/psihologiya/psihika_osnovnye_funktsii_struktura_razvitie

Развитие психики в филогенезе

Развитие психики в филогенезе. Основные функции психики

Психика – свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и Деятельности человека.

Сознание – высшая, свойственная только человеку форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической Деятельности людей.

Развитие психики имеет 3 аспекта:

    1. возникновение и развитие психики в животном мире;
    2. возникновение и развитие человеческого сознания;
    3. развитие психики в онтогенезе человека.

Движущая сила всякого развития – борьба внутренних противоречий, борьба между старым и новым, между отживающим и нарождающимся. Именно в этом источник развития психики.

Развитие носит скачкообразный характер, оно неизменно включает в себя перерывы постепенности.

Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга.

Нервная система у низших животных существует в разнообразных формах: сетчатая, кольцевая, радиальная и т.д. Она обеспечивает целостное функционирование организма.

Чувствительность возникает на базе раздражительности как всеобщего свойства живой материи. Она есть первое проявление психики и показатель ее возникновения.

Леонтьев выделяет 3 стадии развития психики. Согласно Фарби, в пределах каждой стадии могут быть различные уровни: низший, высший и наивысший.

3 стадии развития психики:

    1. элементарная чувствительность – животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира;
    2. предметное восприятие – Деятельности животного определяется воздействием уже не отдельных свойств, а вещами в целом;
    3. интеллект – характеризуется еще более сложной Деятельностью и сложными формами отражения действительности. Появляется возможность… подготовительных действий для своего решения.

Возникновение сознания – это качественно новый этап в развитии психики.

Его развитие обусловлено социальными условиями. Сознание носит всегда целенаправленный характер. Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга. Становление сознания – процесс очень длительный, связанный с общественно-трудовой Деятельностью. Возникновение трудовой Деятельности в корне изменило отношение человека к окружающей среде. Труд – это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу.

Основой перехода к сознанию человека явился совместный труд людей, направленный на общую цель. В процессе трудовой Деятельности развивались и закреплялись функции руки, которые все совершенствовалась и изменялась, превратившись в орган познания.

Сознание является высшим уровнем психического отражения.

Развитие психического отражения на шаг отстает от развития Деятельности.

    1. сенсорная Деятельность направлена на объект. Психическое отражение отражает отдельные свойства;
    2. перцептивная Деятельность (психическое отражение) направлена на отношение объектов:
      • — отдельные объекты;
      • — появление операции (условия, в которых дан предмет Деятельности).
    3. интеллектуальная Деятельность: психическое отражение — отношения между объектами.

Функции психики:отражение; регуляция активности; сохранение целостности организма, т е адаптация, причем и внешняя и внутренняя. Формула психики: 1. Психические процессы (когнитивные; эмоционально-волевые); 2. Психические состояния (мотивационные, эмоциональные, волевые, уровни организации сознания (внимательность сознания)); 3. Психические качества: направленность (мотивационная сфера личности: убеждения, взгляды), темперамент, характер, способности. Понятие отражения:Элементарная способность реагировать на воздействия окр среды – раздражимость, есть у простейших форм живой материи, в отличие от неживой (реакция на биолог-кие раздражители).

31. Теория развития интеллекта по Ж.Пиаже.

Источник:
Развитие психики в филогенезе
Развитие психики в филогенезе. Основные функции психики Психика – свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность
http://studopedia.org/8-161436.html

Функции психики

100 р бонус за первый заказ

Каждый человек является обладателем психической реальности поскольку все мы переживаем эмоции, видим окружающие предметы, чувствуем запахи. При этом мало кто задумывается, что все эти явления принадлежат нашей психике, а не внешней реальности. Психическая реальность дана нам непосредственно.

Итак, для чего нужна психика? Психика существует для того, чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и регулировать поведение в процессе адаптации — приспособления к реальности. В повседневной жизни мы не отличаем субъективную реальность от объективной. Только в особых ситуациях и при особых состояниях она дает о себе знать. Иногда образы неадекватны, что приводит нас к ошибкам восприятия и неверной оценке сигналов, например, удаленности до объекта, и тогда мы говорим об иллюзиях.

Нам дана лишь собственная психическая реальность, но мы считаем, судя по поведению и высказываниям других людей, что они тоже испытывают чувства, думают, планируют действия и осуществляют свои намерения также как и мы. Но их поведение иногда очень отличается от нашего. Очевидно, у каждого из них есть собственный внутренний мир, в чем-то не похожий на наш. Например, существуют люди с абсолютным музыкальным слухом и люди, не способные без фальши прочесть и одну музыкальную фразу. Многообразие психических качеств людей столь велико, что не может не бросаться в глаза.

Таким образом, главная функция психики регуляция индивидуального поведения на основе отражения внешней реальности и соотнесения ее с потребностями человека.

Психическая реальность устроена сложно, но ее условно можно разделить на:
о экзопсихику,
о эндопсихику,

Экзопсихикой называется та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность. Например, мы считаем источником зрительных образов не наш орган зрения, а предметы внешнего мира.

Эндопсихика — это часть психической реальности, отражающая состояние нашего организма. К эндопсихике относятся потребности, эмоции, ощущения комфорта и дискомфорта. В этом случае источником ощущений мы считаем свой организм. Иногда экзопсихику и эндопсихику трудно различить, например ощущение боли является эндопсихическим, хотя источником его является острый нож или горячий утюг. Ощущение холода — несомненно, экзопсихическое, сигнализирующее о внешней температуре, а не о температуре нашего тела, но оно часто «аффективно окрашено» настолько неприятно, что относим мы его к собственному организму, говоря «руки замерзли».

К интропсихическим явлениям относятся мысли, волевые усилия, фантазии, сны. Их трудно приписать к некоторым состояниям организма, и невозможно считать их источником внешнюю реальность. Интропсихические процессы и явления можно считать как бы «собственно психическими процессами».

Роль психики также может сводиться к регуляции целенаправленного поведения, часто имеющего сиюминутный характер, как думал У. Джемс. Затем стали считать, что роль психики, очевидно, больше связана с определением целостного отношения человека к миру и поиска своего места в нем. В связи с этим А. Я. Пономарев выделяет две функции психики по отношению к внешнему миру:

а) творчество (создание новой реальности),

б) адаптация (приспособление к существующей реальности).

Причем возможны антитеза творчества и антитеза адаптации. Антитезой творчества является разрушение — уничтожение созданной другими людьми реальности (культуры). Антитезой адаптации является дезадаптация в ее различных формах (неврозы, наркомания, преступное поведение и т. д.).

Б. Ф. Ломов, по отношению к поведению и деятельности человека и других людей, выделяет еще три основные функции психики:

о познавательную (когнитивную),

При этом он считает, что адаптация и творчество возможны только посредством реализации этих функций. Остановимся более подробно на рассмотрении именно этих трех основных функций психики.

Во-первых, психика служит человеку для построения «внутренней модели мира», включающей индивида в его взаимодействии со средой. Обеспечивают построение внутренней модели мира познавательные психические процессы.

Вторая важнейшая функция психики — регуляция поведения и деятельности, Психические процессы, обеспечивающие регуляцию поведения, очень разнообразны и разнородны, Мотивационные процессы обеспечивают направленность поведения и уровень его активности. Процессы планирования и целеполагания обеспечивают создание способов и стратегий поведения, выдвижения целей на основе мотивов и потребностей. Процессы принятия решений определяют выбор целей деятельности и средств их достижения. Эмоции обеспечивают отражение наших отношений к реальности, механизм «обратной связи» и регуляцию внутреннего состояния.

Третья функция человеческой психики — коммуникативная. Коммуникативные процессы обеспечивают передачу информации от одного человека к другому, координацию совместной деятельности, установление отношений между людьми. Речь и невербальное общение — основные процессы, обеспечивающие коммуникацию. При этом главным процессом, несомненно, следует считать речь, которая развита только у людей.

Таким образом, поскольку у психики множество свойств и функций, она не только многоуровнева, но и многомерна. Для лучшего понимания сказанного отметим, что любая система характеризуется своей структурой, динамикой функционирования, интегральным состоянием (внутренней характеристикой) и системными свойствами.

Источник:
Функции психики
Каждый человек является обладателем психической реальности поскольку все мы переживаем эмоции, видим окружающие предметы, чувствуем запахи. При этом мало кто задумывается, что все эти явления принадлежат нашей психике, а не
http://students-library.com/library/read/59019-funkcii-psihiki

COMMENTS