Гностические нарушения это

Гностические зрительные расстройства

Высшие гностические зрительные функции обеспечиваются прежде всего работой вторичных полей зрительной системы (18-е и 19-е) и прилегающих к ним третичных полей коры больших полушарий. Вторичные 18-е и 19-е поля расположены как на наружной конвекситальной, так и на внутренней медиальной поверхностях больших полушарий. Они характеризуются хорошо развитым III слоем, в котором осуществляется переключение импульсов из одного участка коры в другой.

При электрическом раздражении 18-го и 19-го полей возникает не локальное, точечное возбуждение, как при раздражении 17-го поля, а активация широкой зоны, что свидетельствует о широких ассоциативных связях этих областей коры.

Первое описание зрительной агнозии принадлежит Г. Мунку (1881), который, работая с собаками, имеющими поражения затылочных долей мозга, обнаружил, что «собака видит, но не понимает» того, что видит; собака как будто бы видит предметы (так как не наталкивается на них), но «не понимает» их значения.

Естественно, что у человека нарушения зрительных функций протекают значительно сложнее. В клинике локальных поражений головного мозга описаны разнообразные формы нарушений высших зрительных функций, или разные формы зрительных агнозий. Термин «агнозия» впервые использовал 3. Фрейд (1891), который был не только основателем психоанализа, но и крупнейшим невропатологом, занимавшимся изучением функций нервной системы. Описанные им случаи нарушений высших зрительных функций были обозначены как «зрительная агнозия». После 3. Фрейда изучением зрительных агнозий занимались многие авторы; можно сказать, что из всех нарушений психических процессов, которые

наблюдаются при локальных поражениях мозга, на феноменологическом уровне лучше всего изучены именно зрительные агнозии.

Одни авторы объясняют зрительные агнозии интеллектуальными дефектами, снижением «абстрактной установки», другие рассматривают их как следствие речевых нарушений и т. д.

Большинство авторов, исходя из клинической феноменологии, выделяетшесть основных форм нарушений зрительного гнозиса:

1)если больной, правильно оценивая отдельные элементы объекта (или его изображения), не может понять его смысла в целом — это называется предметной агнозией;

2) если он не различает человеческие лица (или фотографии) — лицевой агнозией;

3)если он плохо ориентируется в пространственных признаках изображения — оптико-пространственной агнозией;

4) если он, правильно копируя буквы, не может их читать — буквенной агнозией;

5) если он различает цвета, но не знает, какие предметы окрашены в данный цвет, т. е. не может вспомнить цвет знакомых предметов, — цветовой агнозией;

6) как самостоятельная форма выделяется и симультанная агнозия— такое нарушение зрительного гнозиса, когда больной может воспринимать только отдельные фрагменты изображения, причем этот дефект наблюдается и при сохранности полей зрения.

Очевидно, что такой принцип выделения разных форм зрительных агнозий весьма примитивен; данная классификация лишена единого основания, что отражает недостаточный уровень развития этой области знания.

Клинические наблюдения показывают, что форма нарушений зрительного гнозиса связана как со стороной поражения мозга, так и с локализацией поражения внутри «широкой зрительной сферы» — конвекситальной коры затылочных и теменных отделов мозга, где выделяют две основные подобласти: нижнюю и верхнюю части (А. Р. Лурия, 1962; Е. П. Кок, 1967 и др.).

Рассмотрим несколько подробнее разные формы зрительных агнозий.

Предметная агнозия — одна из самых распространенных форм нарушений зрительного гнозиса, которая в той или иной степени встречается у большинства больных с поражением затылочно-теменных отделов мозга. В грубой форме предметная агнозия наблюдается лишь при двухстороннем поражении затылочно-теменных отделов мозга, т. е. при двухстороннем поражении 18-го и 19-го полей.

Так, при совмещении 3, 4, 5 контуров (проба Поппельрейтера) здоровый человек видит контуры всех объектов; у больных эта задача вызывает большие трудности: они не могут выделить отдельные контуры и видят просто путаницу линий.

При предметной агнозии трудности опознания формы объектов являются первичными, и в наиболее «чистом» виде они проявляются при опознании именно контуров объектов; в то же время копирование рисунков у них может быть сохранным (рис. 22).

У больных с предметной агнозией (как и с другими формами нарушений зрительного гнозиса) грубо изменяются временные характеристики зрительного восприятия. Тахистоскопическими исследованиями установлено, что у таких больных резко увеличиваются пороги узнавания изображений; причем, как правило, они возрастают на несколько порядков. Если здоровый человек воспринимает простые изображения за 5—10 мс (без фонового стирающего изображения), то у больных время опознания простых изображений возрастает до 1 с и больше. Таким образом, при зрительных агнозиях наблюдается совсем другой режим работы зрительной системы, что и вызывает большие сложности в переработке зрительной информации.

Оптико-пространственная агнозия связана преимущественно с поражением верхней части «широкой зрительной сферы». В особенно грубой форме она наблюдается при двухстороннем поражении затылочно- теменных отделов мозга. Однако и при одностороннем поражении эти нарушения также выражены достаточно отчетливо.

При оптико-пространственной агнозии у больных теряется возможность ориентации в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов. У них нарушается лево-правая ориентировка; они перестают понимать ту символику рисунка, которая отражает пространственные признаки объектов. Такие больные не понимают географическую карту, у них нарушена ориентировка в странах света. Описанию подобного нарушения посвящена книга А. Р. Лурия «Потерянный и возвращенный мир» (1971), где рассказывается о больном, в прошлом топографе, получившем ранение затылочно-теменной области левого полушария мозга.

Одновременно у них часто нарушается также и возможность зрительной афферентации пространственно-организованных движений, т. е. «праксис позы». Такие больные не могут скопировать позу, показанную им экспериментатором; не знают, как расположить руку по отношению к своему телу; у них отсутствует та непосредственная легкость восприятия пространственных отношений, которая присуща здоровым людям, и это затрудняет копирование поз по зрительному образцу (выполняемых одной или двумя руками).

С этим связаны различные трудности в бытовых двигательных актах, в которых требуется пространственная ориентация движений. Эти больные плохо выполняют движения, требующие элементарной зрительно-пространственной ориентировки, например не могут постелить покрывало на постель, надеть пиджак, брюки и т. п. Подобные нарушения получили название «апраксии одевания». Сочетания зрительно-пространственных и двигательно-пространственных расстройств называют «апрактоагнозией».

Оптико-пространственные нарушения влияют иногда и на навык чтения. В этих случаях возникают трудности прочтения таких букв, которые имеют «лево-правые» признаки, Больные не могут различить правильно и неверно написанные буквы (например:К,М, Р,Чи др.), и

это задание может быть одним из тестов на определение зрительной ориентировки в пространственных признаках объектов. В подобных случаях нарушения опознания букв с зеркальными пространственными признаками, как правило, отражают общий дефект пространственной ориентировки в объектах.

Особой формой зрительных агностических расстройств является буквенная агнозия. В чистом виде буквенная агнозия проявляется в том, что больные, совершенно правильно копируя буквы, не могут их назвать. У них распадается навык чтения (первичная алексия).

Подобное нарушение чтения встречается изолированно от других нарушений высших зрительных функций, что и дает основание выделить этот дефект в самостоятельную форму агнозии. Такие больные правильно воспринимают предметы, правильно оценивают их изображения и даже правильно ориентируются в сложных пространственных изображениях и реальных объектах, однако они «не понимают» буквы и не могут читать.

Такая форма агнозии, как правило, встречается при поражении левого полушария мозга — нижней части «широкой зрительной сферы» (у правшей).

Цветовая агнозия также представляет собой самостоятельный тип зрительных гностических расстройств. Различают собственно цветовую агнозию и нарушение распознавания цветов как таковых (цветовая слепота или дефекты цветоощущений). Цветовая слепота и нарушение цветоощущений могут иметь как периферическое, так и центральное происхождение, т. е. быть связанными с поражением как сетчатки, так и подкорковых и коркового звеньев зрительной системы. Известно, что цветоощущение возникает при действии трех различных типов колбочек (сетчаточных детекторов), которые чувствительны к различным цветам: сине-зеленым, красно-зеленым и желтым. Эта способность колбочек быть реактивными на определенные цветовые раздражения является основой цветоощущения, и дефект этой способности может быть вызван разного типа поражениями сетчатки (дегенерацией и т. п.).

Известны нарушения цветоразличения, связанные с поражением НКТ и затылочной коры (17-го поля), что указывает на существование в зрительной системе специального канала (или каналов), предназначенного для проведения информации о цвете объекта.

Цветовая агнозия, в отличие от нарушений цветоразличения, является нарушением высших зрительных функций. В клинике описаны нарушения цветового гнозиса, которые наблюдаются на фоне сохранного цветоощущения. Такие больные правильно различают отдельные цвета и правильно их называют. Однако им трудно, например, соотнести цвет с определенным предметом и наоборот; они не могут вспомнить, каков цвет апельсина, моркови, елки и т. д. Больные не могут назвать предметы определенного конкретного цвета. У них отсутствует обобщенное представление о цвете, и поэтому они не в состоянии выполнить процедуру

классификации цветов, что связано не с трудностями различения цветов, а с трудностями их категоризации. Известно, что человек воспринимает огромное количество оттенков цветов,

но названий цветов (категорий) сравнительно мало. Поэтому в обычной жизни здоровый человек постоянно решает задачу на категоризацию цвета. Именно эта категоризация цветовых ощущений затруднена у больных с цветовой агнозией.

Особую форму зрительной агнозии составляет симультанная агнозия. Долгое время она была известна как синдром Балинта. Эта форма нарушения зрительного гнозиса проявляется в том, что больной одновременно не может воспринимать двух изображений, так как у него резко сужен объем зрительного восприятия.

Больной не может воспринять целое, он видит только его часть (или части).

Возникает вопрос: почему больной не может перевести взор и рассмотреть все изображение последовательно? Это происходит потому, что синдром Балинта всегда сопровождается сложными нарушениями движений глаз, которые называются «атаксия взора».

Взор больного становится неуправляемым, глаза совершают непроизвольные скачки, постоянно находясь в движении. Это создает трудности в организованном зрительном поиске, вследствие чего больной не может рассматривать объект последовательно. Предполагается, что причиной симультанной агнозии является слабость корковых зрительных клеток, которые способны лишь на узколокальные очаги возбуждения. Связь синдрома Балинта со стороной поражения и локализацией очага внутри «широкой зрительной сферы» пока не установлена.

Лицевая агнозия — особая форма нарушений зрительного гнозиса, которая проявляется в том, что у больного теряется способность распознавать реальные лица или их изображения (на фотографиях, рисунках и т. п.).

При грубой форме лицевой агнозии больные не могут различить женские и мужские лица, а также лица детей и взрослых; не узнают лица своих родных и близких. Такие больные узнают людей (включая и самых близких) только по голосу. Лицевая агнозия четко связана с поражением задних отделов правого полушария (у правшей), в большей степени — нижних отделов «широкой зрительной сферы».

В целом вопрос о связи разных форм зрительных агностических расстройств со стороной и зоной поражения затылочно-теменных отделов мозга окончательно не решен. Многие авторы указывают, что различные формы зрительных агнозий проявляются особенно отчетливо при повреждении комиссуральных волокон валика мозолистого тела, соединяющих 18-е и 19-е поля левого и правого полушарий головного мозга.

Особый интерес для понимания механизмов зрительных агнозий представляют исследования движений глаз (регулируемых III, IV и VI парами черепно-мозговых нервов) при различных формах нарушения зрительного восприятия. Нарушения зрительного гнозиса коррелируют с различными нарушениями глазодвигательной активности, сопровождающей зрительное восприятие объекта. Это могут быть явления инактивности движений глаз, глазодвигательные персеверации (рис. 25, А), игнорирование одной стороны зрительного поля (рис. 25, Б) и др.

Вопрос о роли движений глаз в нарушениях зрительного гнозиса является дискуссионным. Согласно одной точке зрения движения глаз, обводящие контур объекта, — обязательный механизм зрительного восприятия (А Л. Ярбус, 1965 и др.). Однако, как показали исследования, многие формы зрительных агнозий протекают при сохранной глазодвигательной активности.

В литературе, посвященной проблеме зрительных агнозий, дискутируется также вопрос о роли височных отделов мозга в их происхождении. По мнению одних авторов, нарушения зрительного гнозиса возникают не только при затылочно-теменных очагах, но и при поражении нижневисочных отделов больших полушарий; другие авторы отрицают эти данные, давая им иное объяснение. Все это говорит о большой сложности проблемы мозговой организации зрительного восприятия.

Таким образом, нейропсихологические данные подтверждают общую концепцию о том, что зрительная система организована как многоканальный аппарат, одновременно перерабатывающий разнообразную зрительную информацию, различные «блоки» (каналы) которого могут поражаться изолированно при сохранной работе других «блоков» (каналов). Вследствие этого возможно появление нарушений восприятия только предметов, или лиц, или цветов, или букв, или пространственно-ориентированных объектов. Феноменология нарушений зрительного восприятия при локальных поражениях мозга дает важные сведения для понимания общих принципов строения и функционирования зрительной системы.

Источник:
Гностические зрительные расстройства
Высшие гностические зрительные функции обеспечиваются прежде всего работой вторичных полей зрительной системы (18-е и 19-е) и прилегающих к ним третичных полей коры больших полушарий. Вторичные 18-е
http://studopedia.ru/13_151027_VII-oslozhnenie-i-neoslozhnennie.html

Гностические зрительные расстройства и виды зрительных агнозий

Гностические зрительные расстройства и виды зрительных агнозий

Высшие гностические зрительные функции обеспечиваются прежде всего работой вторичных полей зрительной системы (18-е и 19-е) и прилегающих к ним третичных полей коры больших полушарий. Вторичные 18-е и 19-е поля расположены как на наружной конвекситальной, так и на внутренней медиальной поверхностях больших полушарий. Они характеризуются хорошо развитым Ш слоем, в котором осуществляется переключение импульсов из одного участка коры в другой. При электрическом раздражении 18-го и 19-го полей возникает не локальное, точечное возбуждение, как при раздражении 17-го поля, а активация широкой зоны, что свидетельствует о широких ассоциативных связях этих областей коры.

В некоторых случаях у больных, помимо гностических, имеются нарушения и сенсорных функций. Но это, как правило, относительно тонкие дефекты, которые не могут объяснить выраженность и характер нарушений высших зрительных функций.

Первое описание зрительной агнозии принадлежит Г. Мунку (1881), который, работая с собаками, имеющими поражения затылочных долей мозга, обнаружил, что «собака видит, но не понимает» того, что видит; собака как будто бы видит предметы (так как не наталкивается на них), но «не понимает» их значения.

Следует отметить, что как отечественные, так и зарубежные публикации посвящены главным образом описанию того, что происходит с больными при поражении отдельных участков «широкой зрительной сферы» — затылочно-теменных областей коры, т. е. первичному изучению нарушений зрительных функций на феноменологическом уровне.

Значительно менее изучены природа и структура психических нарушений при зрительных агнозиях и их мозговые механизмы. До сих пор отсутствует общая теория, объясняющая возникновение разных форм нарушений высших зрительных функций, что непосредственно отражается на существующих в нейропсихологии и клинической неврологии классификациях зрительных агнозий. Все они основаны на феноменологическом различении типов нарушений зрительных функций, т. е. на знании того, что именно не воспринимает (или ошибочно воспринимает) больной. Таким образом, в настоящее время не существует единой классификации зрительных агнозий, поскольку нет и единого объяснения природы этих нарушений. Одни авторы объясняют зрительные агнозии интеллектуальными дефектами, снижением «абстрактной установки», другие рассматривают их как следствие речевых нарушений и т. д.

Источник:
Гностические зрительные расстройства и виды зрительных агнозий
Гностические зрительные расстройства и виды зрительных агнозий Высшие гностические зрительные функции обеспечиваются прежде всего работой вторичных полей зрительной системы (18-е и 19-е) и
http://vuzlit.ru/939071/gnosticheskie_zritelnye_rasstroystva_vidy_zritelnyh_agnoziy

Гностические нарушения это

14. Сенсорные и гностические нарушения работы зрительной системы. Нарушения зрительного гнозиса при поражении вторичных корковых полей затылочно-теменных областей мозга.

Работу анализаторной системы изучает нейрофизиология (физиология ВНД). При изучении работы различных анализаторных систем выделяют две группы расстройств: — относительно элементарные сенсорные расстройства, отражающие нарушения различных видов ощущений (света, цвета, высоты, громкости, длительности звуков речи и т.д.); — более сложные гностические расстройства, отражающие нарушения различных видов восприятия (формы предмета, символов, пространственных отношений, звуков речи и т.д.).

Сенсорные расстройства связаны с поражением периферических и различных подкорковых уровней анализаторной системы и первичного и подкоркового поля соответствующего анализатора. Гностические нарушения связаны, прежде всего, с поражением вторичных корковых полей, хотя в мозговые основы гностической деятельности входят и другие корковые и подкорковые структуры, в том числе префронтальные отделы коры больших полушарий.Гностические расстройства, возникающие при корковых очагах поражения, в нейропсихологии называют агнозиями. С точки зрения мозговой организации любая анализаторная система состоит из двух частей: периферической и центральной. Рассмотрим с этих позиций строение зрительной системы.

2. Зрительный нерв. — Снижение остроты зрения. — Сужение поля зрения, так называемое трубчатое зрение. В ситуации, когда опухоль опоясывает зрительный нерв, то есть, поражены внешние расположенные по периметру части волокон, то сужается поле зрения. — Потеря зрения на один глаз, если полностью нарушена проводящая возможность одного нерва.

3. Хиазма. Перекрест зрительных путей. Зрительный тракт. — Гемиоанопсия. Она бывает разных типов. * генеронимные гемианопсии — выпадение разноименных полей зрения * гомонимные гемианопсии — выпадение одноименных полей зрения. Гетеронимные и гомонимные гемиапсии являются диагностическим признаком локализации поражения проводящих путей. Если поражение находится на уровне хиазмы, мы наблюдаем гетеронимную гемиапсию, если выше перекреста на уровне зрительного такта — гомонимную.

5. Вторичные гностические ядерные зоны. — Зрительные агнозии. Термин агнозии был введен Фрейдом для обозначения нарушения оптического восприятия предмета при сохранности элементарных процессов зрительного ощущения. То есть человек как бы видит, но не может узнать то, что он видит. Лурия определял агнозии, как расстройство синтеза изолированных элементов разных видов восприятия, симультанно воспринимаемые группы. Что является характерным и общим для всех зрительных агнозий? — нет гемианопсий; — есть элементарные зрительные ощущения; — нет объединения отдельных признаков в целое; — узнавание целого осуществляется на основе догадки; — проявляется это в пределах одной модальности.

* Буквенная агнозия. Основной дефект при этой форме агнозии связан с невозможностью синтеза отдельных признаков букв в целостное симультанное восприятие буквы. Другими словами распад четкого значения буквенных знаков. Возникает обычно при поражении левой теменно-затылочной области. Основные симптомы: 1. Нарушение узнавания букв на фоне сохранной речи. 2. Замена букв при наличии оптически близких признаков. Например, К-Х. 3. Неправильное восприятие пространственной ориентации букв. 4. Затруднение при ряде наложенных или рядом расположенных букв.

* Цветовая агнозия. Основной дефект, возникающий при этой форме агнозии — нарушение синтеза такого элемента зрительного восприятия как цвет в целостном восприятии объектов. Другими словами отсутствие ассоциирования цвета с предметом. Утеря цвета как признака предмета. Локализация этой формы нарушения связана с затылочными областями правого и левого полушария мозга. Основные симптомы. 1. Невозможность подобрать цвет к цвету, то есть сравнить цвета. (Правое) 2. Аномия на цвета. (Левое) 3. Трудности больного назвать предметы, относящиеся к одному цвету.

Источник:
Гностические нарушения это
14. Сенсорные и гностические нарушения работы зрительной системы. Нарушения зрительного гнозиса при поражении вторичных корковых полей затылочно-теменных областей мозга.: Работу анализаторной системы изучает нейрофизиология (физиология ВНД). При изучении работы различных анализаторных систем выделяют две группы расстройств: — относительно элементарные сенсорные расстройства, отражающие нарушения различных видов … — —
http://scicenter.online/neyropsihologiya-scicenter/sensornyie-gnosticheskie-narusheniya-rabotyi-127581.html

Гностические расстройства

Гностические расстройства затрудняют ориентировку в окружающей среде, тем более что они обычно в той или иной мере сочетаются с другими нарушениями корковых функций (речи, праксий, памяти, внимания, счета, письма, чтения).

Итак, в познании законов высшей нервной деятельности в последние десятилетия достигнуты большие успехи. Установлено, что самые сложные нервно-психические процессы (речь, запоминание, праксий, гнозии, мышление, творчество) могут нормально протекать на основе тесных корково-подкорково-стволовых взаимоотношений. Вместе с тем каждая из этих функций в большей или меньшей степени связана с определенной областью мозга, при поражении которой она нарушается. Например, кора левой височной области (поле 22) является необходимым «жестким» звеном структурно-функциональной системы понимания речи. Другие речевые зоны коры (лобная и теменная доли, поля 44, 45, 39, 6 и др.) образуют ее «гибкие» звенья, включающиеся по мере необходимости (моторная речь, чтение, письмо).

Функция письма обеспечивается рядом зон левого полушария большого мозга, расположенных в лобной (поле 6, «жесткое» звено), а также нижнетеменной, височной и затылочной долях (поля 39, 40, 22, 18, 19 и др., «гибкие» звенья). Следовательно, при поражении одной зоны мозга могут нарушаться несколько функций и одна функция может страдать при поражении различных зон мозга.

Еще в середине прошлого века известный ученый Грасиоле дал очень удачную формулировку соотношения общего и локального в работе мозга: «Интеллект представляет собой нечто единое и мозг тоже является чем-то единым и прежде всего функционирует как единое целое. Однако это не означает, что различные способности не находятся в особой, хотя и не исключительной, связи с определенными областями мозга».

«Нервные болезни», Ю.С. Мартынов

Имеется некоторая функциональная асимметрия полушарий: левое полушарие доминирует в осуществлении речевых функций, письма, чтения, логически-смыслового абстрактного мышления, сложных целенаправленных движений (праксий); правое — в осуществлении пространственно-образного мышления и узнавания окружающих нас предметов (гнозиса). Различные типы расстройств высшей нервной деятельности отмечаются у больных с локальными и более распространенными поражениями головного мозга (нарушения мозгового кровообращения, опухоли, абсцессы,…

Речь — это способность произносить и понимать слова и фразы, осмысливать их, соединяя с определенными понятиями. Со звуковой речью тесно связана грамотность — умение читать и писать. Речь и грамотность являются главным средством общения между людьми, основой логически-смыслового мышления. И. П. Павлов писал: «Речь есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности…

Поражение сенсорного центра речи приводит обычно к некоторым нарушениям и других речевых функций, прежде всего чтения. Клинические варианты сенсорной афазии чрезвычайно разнообразны — от полной неспособности понимать простые слова и предложения до очень небольших расстройств, проявляющихся в невозможности уловить какой-либо тонкий нюанс речи, дифференцировать трудноразличимые по смыслу фразы. Если сенсорная афазия не сопровождается выраженными расстройствами…

Алексия (от греч. lexis — слово) — нарушение чтения и понимания прочитанного вследствие поражения центра хранения письменных образов речи. Развивается при очагах в задненижних отделах теменной области (угловая извилина, поле 39). Алексия часто сочетается с сенсорной афазией. Клинические варианты алексии разнообразны — от полной невозможности читать и понимать прочитанное до легких нарушений, проявляющихся в пропуске…

Апраксин (от греч. praxis — действие) — нарушение движений бытового или профессионального характера вследствие поражения коркового центра сложных автоматизмов. Больные не могут застегнуть пуговицы, причесаться, есть ложкой, зажечь спичку и т. д., хотя у них нет пареза, гиперкинеза, атаксии или сенсорной афазии, препятствующих выполнению или пониманию задания. При этом нарушается последовательность действий, появляются ненужные лишние…

Источник:
Гностические расстройства
Гностические расстройства затрудняют ориентировку в окружающей среде, тем более что они обычно в той или иной мере сочетаются с другими нарушениями …
http://www.medkursor.ru/biblioteka/nerve31/deiat/4529.html

Сенсорные расстройства: виды, симптомы, лечение

Сенсорные расстройства: виды, симптомы, лечение. Сенсорные и гностические расстройства

Неврологические заболевания в последнее время встречаются все чаще и чаще. Это обусловлено старением нации, частыми травмами головы. Особое место среди неврологической патологии занимают сенсорные и гностические расстройства.

Нарушения сенсорной и гностической функции представляют собой сбой в распознавании в головном мозге или периферических нервных окончаниях определенных раздражителей или предметов. Это происходит за счет неправильно построенных нейронных связей в головном мозге или при наличии препятствия, не дающего нервным импульсам проникнуть в него. Если подобное нарушение наблюдается в коре головного мозга, то такое нарушение называют вторичным и относят к гностическим (так как в ней, а также еще в некоторых мозговых структурах происходит обработка всей информации, поступающей от периферических нейронов).

Если же вначале поражаются периферические нервные окончания или проводящие пути, то в данном случае имеют место расстройства сенсорного синтеза (так как в основном страдает афферентная ветвь спинномозгового нерва, и правильно создать электрический импульс становится непосильной задачей). Так как кора мозга и периферические нервные окончания могут осуществлять свою функцию только сообща, расстройства рассматриваются единым блоком.

Разница между поражениями центрального и периферического звена

Расстройства центрального генеза, как видно из названия, проявляются при поражении головного мозга – центра обработки всей поступающей информации. Мозговая ткань крайне чувствительна к воздействию различных факторов, из-за чего гностические расстройства преобладают по степени тяжести. Так как обычно в патологический процесс вовлекаются все ее структуры, может развиться и нарушение психики. В данном случае имеют место расстройства психосенсорные. Сенсорные расстройства являются причиной поражения периферического звена нервной системы – рецепторов, а также непосредственно стволов черепных нервов. Они развиваются значительно чаще и обычно не требуют лечения (исключение – нейропатии).

Сочетанные расстройства чаще всего носят смешанный характер. Их причиной обычно является интоксикация психотропными соединениями (не обязательно наркотиками и алкоголем) или системные заболевания нервной системы.

Основная функция, возлагающаяся на органы чувств – восприятие поступающих извне раздражителей. Для того чтобы адаптироваться к окружающей среде, природой было задумано создание специальных структур, предназначенных для восприятия всей поступающей извне информации.

Из-за того, что все импульсы различны по своей структуре и природе, выделяют пять групп сенсорных систем – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Каждая из них строго специфична, имеет свои органы восприятия, свои центры в коре мозга, отвечающие за обработку поступающей информации.

Каждая из этих систем имеет собственные рецепторы, расположенные в определенном месте (не считая кожи, на которой рецепторы располагаются на всей ее поверхности). Рецепторы различаются как по своему строению, так и по типу воздействия на них.

Нарушения восприятия поступающих раздражителей строго специфичны для каждой системы, и именно поэтому следует разобрать каждую из них.

Нарушения зрения обычно проявляются нечетким видением предметов, расплывчатостью, и обусловлены они при этом нарушением функции глазных структур. В отличие от них, нарушение сенсорного восприятия кроется в поражении проводящих путей (в данной ситуации – зрительных нервов) и коры мозга (обычно при поражении затылочной доли головного мозга). Зрительная агнозия обычно также сопровождается поражением долговременной памяти, в частности она связана с запоминанием и созданием образов того или иного предмета в сознании.

Сенсорное расстройство зрения обычно сопровождается нарушением восприятия цветовой гаммы предмета. Оно появляется при поражении колбочек – рецепторных клеток, расположенных на сетчатке, в результате чего развивается дальтонизм. Нарушение может характеризоваться искажением формы предмета в сознании (зная, что предмет, например, мяч, круглый, больной человек видит его, как овальный, с наростами — подобное состояние обычно развивается при галлюцинациях, особенно истинных, и в данной ситуации относится к гностическим расстройствам). Сенсорные и гностические зрительные расстройства имеют место при галлюцинациях различного генеза.

Слух обусловлен нормальным функционированием проводящей системы уха – барабанной перепонки, косточек среднего уха и улитки внутреннего. Сенсорные нарушения (глухота) обычно развиваются при поражении или недоразвитии слуховых косточек (молоточка наковальни, стремечка). Если же патология кроется в поражении гипоталамуса (главного центра восприятия всех импульсов от органов чувств), а также в височной доле коры головного мозга, то в данном случае подразумеваются сенсорные расстройства слухового анализатора. Обычно подобные нарушения проявляются уже в раннем возрасте, из-за чего довольно часто поднимаются вопросы о детских сенсорных расстройствах.

Гностические расстройства также имеют место при наличии изменений в височных долях. Проявляются они чаще всего в нарушенном восприятии интенсивности звука (тихий звук кажется оглушительно громким и наоборот), нарушении понимания услышанного (параллельно с височной долей в процесс вовлекается зона Вернике – центр восприятия речи).

Сенсорные расстройства обоняния обычно развиваются в результате поражения слизистой оболочки носовой полости (в частности, верхней ее трети, где расположены периферические нервные окончания обонятельного нерва). Обычно это происходит в результате вдыхания резких запахов, ожога слизистой оболочки при попадании горячего пара, а также при травмах носоглотки. При этом рецепторы данных окончаний не могут воспринять ароматические молекулы, из-за чего и развивается нечувствительность к запахам.

Вкусовые рецепторы расположены преимущественно на кончике языка, а также на его боковых поверхностях. Сенсорные расстройства обычно развиваются при ожогах слизистой оболочки языка, из-за чего притупляется ощущение вкуса. Подобное состояние может развиваться также при их блокировании некоторыми веществами (например, вкус ощущается слабее после употребления в пищу холодных продуктов или острых приправ). Поражение ствола вкусового нерва наблюдается в результате травм области мышц подбородка, а также при нейропатии или травме языка.

Нарушение распознания вкуса обычно развивается после перенесенного инсульта, кровоизлияния в область таламуса и коры больших полушарий, а также при некоторых нейроинфекциях (менингит, энцефалит). Гностическое вкусовое расстройство (однако больше проявляет себя извращение вкуса) может иметь место у беременных женщин на фоне токсикоза или гестоза (например, гвоздь на вкус кажется незабываемым и прекрасным лакомством).

Нередко вышеуказанные сенсорные расстройства могут развиваться независимо друг от друга. Однако имеется несколько типов заболеваний, приводящих к их сочетанному развитию. Наиболее наглядным примером таких заболеваний являются сенсорные расстройства при рассеянном склерозе.

Данное заболевание характеризуется развитием очагов уплотнения мозговой ткани с преобладанием в них соединительной ткани. Подобное расстройство имеется обычно у лиц старше 50-60 лет, однако известны случаи его развития и у достаточно молодых людей (30-35 лет).

Гностические расстройства появляются в тех случаях, когда подобные очаги развиваются в местах обработки поступающих импульсов (т. е. в тех участках головного мозга, куда проецируются основные центры восприятия).

Устраняется нарушение распознания и интерпретации путем адекватной терапии рассеянного склероза, начатой на раннем этапе заболевания. Если опоздать со своевременной диагностикой, нарушения переходят в статус хронических.

Специфического лечения нарушений чувствительности не создано. Все лечебные мероприятия направлены на устранение причины (например, при инсульте рекомендуется как можно быстрее ограничить очаг кровоизлияния (при геморрагической форме) или снизить до допустимых цифр давление (при ишемическом инсульте). Однако терапию не стоит начинать без предварительной консультации невролога и психотерапевта, так как самолечение в подобных ситуациях может значительно навредить здоровью.

Если причиной нарушения чувствительности являются ожог, обморожение, то терапия должна проводиться согласно тяжести травмы (при легких поражениях лечение сенсорного расстройства можно провести и в домашних условиях, а при среднетяжелых и тяжелых – только в стационаре или отделении реанимации). Функция рецепторов восстановится в процессе лечения и физиологического обновления клеточного состава тканей пораженной области (так как в основном рецепторы находятся в слизистых оболочках или коже, а они, в свою очередь, являются тканями с высоким регенераторным потенциалом).

Источник:
Сенсорные расстройства: виды, симптомы, лечение
Нарушения функции органов чувств нередко могут протекать с развитием сенсорных и гностических расстройств. крайне важно уметь определить их и отличить от другой патологии.
http://fb.ru/article/161662/sensornyie-rasstroystva-vidyi-simptomyi-lechenie-sensornyie-i-gnosticheskie-rasstroystva

COMMENTS