Групповая динамика

Групповая динамика

Группы в MMO столь же важны, как и любая другая часть игры. Тем не менее, зачастую кажется, что их создавали в последнюю очередь — просто чекбокс, который надо отметить, чтобы игроки могли начать играть вместе. Но в чём смысл, если в игре нет контента который просит игроков объединяться и путешествовать дальше совместно? В Ashes of Creation, группы являются неотъемлемой частью игры. Сольная игра также поощряется и полностью жизнеспособна, но мы лично верим в то, что MMORPG показывает лучшие стороны, когда она способствует формированию сообществ. А это не может произойти, если никто не играет совместно. Сегодня мы хотели поговорить о групповой динамике в Ashes of Creation.

Обратите внимание: Ashes of Creation всё ещё находится в разработке. Наши идеи, описанные здесь, могут изменяться по мере тестирования и из-за отзывов игроков. Несмотря на это, мы можем уверить вас, что фанаты группового контента будут довольны вне зависимости от этого. Обещаем.

В Ashes of Creation, мы собираемся сделать их большими. Текущий размер группы у нас — восемь человек. И хотя это число ещё может измениться до релиза, оно на самом деле служит определённой цели, которая есть у нас для геймплея. Нам нравится идея больших групп, потому что мы хотим вернуть собственно массовость в Massively Multiplayer. Если люди просто хотят поиграть с четырьмя другими, они могут всегда сыграть в свою любимую MOBA. Идея группы из 8 человек состоит в том, чтобы позволить нам в полной мере усилить роли в группе и создать необходимость в каждом из архетипов в каждой группе.

Этот вопрос вроде простой и понятный, однако тоже важный. Мы собираемся пойти по традиционному пути в вопросах правил лута. Лидер группы устанавливает правила и может назначать кого-то лутмастером, ставить циклический алгоритм распределения, или ставить вариант «Нужно/Не нужно» с бросками кубиков.

Мы также рассматриваем как вариант систему торгов, что позволит игроку, который хочет какой-то предмет, начать торговаться с другим игроком, который также хочет этот предмет. Вместо броска кубиков, предмет получит игрок, который захотел отдать больше золота. Это золото попадает затем в общий пул группы и распределяется между всеми игроками. В итоге получается выигрышная ситуация для всей группы!

Мы понимаем, что большинство игроков скорее всего просто будут использовать систему «Нужно/Не нужно», но мы стараемся предоставить игрокам в Ashes of Creation как можно больше вариантов выбора, и мы хотим убедиться, что для групп, друзей и гильдий будет доступна масса разнообразных возможностей.

Теперь поговорим о самом важном в групповой динамике Ashes of Creation. Хотя у нас есть стандартные роли — танк, дпс и саппорт, наша система вторичного класса и система аугментации делает кастомизацию вашего персонажа очень многогранной. Мы хотим, чтобы игроки и их билды чувствовались податливыми и разнообразными в Ashes of Creation. Мы не хотим, чтобы вы чувствовали себя запертым в одной роли, но в то же время мы хотим, чтобы роли и кастомизация были значимыми. Итак, как же мы будем поддерживать гибкость в развитии персонажа, поддерживая при этом важность ролей?

Традиционные роли, это общие понятия, под которые подпадают наши классы, однако лучше всего думать о них, как об инструментах, которые каждый класс может использовать, чтобы помочь своим братьям по оружию. Аугментации – это то, за счёт чего вы сможете разнообразить и персонализировать вашего персонажа, выведя его за рамки основной роли, или наоборот — усилив его основную роль – выбор за вами. Танк может создавать стену, блокирующую монстров в области, в которой они смогут нанести урон только ему. ДД могут иметь умения, ослабляющие врагов, что позволит всем остальным наносить больше урона. Саппорт может укрепить союзников при помощи магии, защитив их от безжалостных врагов, стремящихся убить их.

Эти варианты вторичных эффектов и есть тот способ сделать классы действительно полезными, а не просто полагаться на подсказки в умениях, которые гласят «больше агро», «больше урона», или «больше лечения». Мы хотим, чтобы роль, за которую вы играете, действительно влияла на ваших союзников и врагов в окружающем вас мире. Огромные цифры урона это конечно неплохо, но «стильное» уничтожение противников это как раз то, что делает победу ещё слаще.

Скоро мы ещё подробнее рассмотрим динамику групп со всеми деталями и расскажем, как она сочетается с рейдами, подземельями, а также квестами и системой целей. Спасибо за чтение и не забывайте подписываться на каналы в YouTube, Twitter и Twitch!

Ну и конечно подписывайтесь в нашу группу Вконтакте и регистрируйтесь на официальном сайте, чтобы получить шанс попасть на альфа тесты!

Источник:
Групповая динамика
Групповая динамика — часть 1 из 2 — Группы в MMO столь же важны, как и любая другая часть игры. Тем не менее, зачастую кажется, что их создавали в последнюю очередь — просто чекбокс, который
http://aoc-mmo.ru/news/gruppovaja-dinamika-chast-1-iz-2/

Групповая динамика и основные параметры малой группы

Групповая динамика и основные параметры малой группы

Тема занятия: Человек в группе

Цель занятия:сформировать представление об особенностях общения человека в группе.

Учебно-целевые вопросы занятия:

1. Понятие группы.

2. Классификация групп.

3. Групповая динамика и основные параметры малой группы.

4. Семья как малая социальная группа.

4.1 Определение понятия семьи

4.2 Функции семьи

4.3 Структура и динамика семьи

4. 4 Стили воспитания в семье.

Понятие группы

Каждый из нас значительную часть своего времени проводит в различных группах – дома, на работе, в гостях, в спортивной секции, в купе железнодорожного вагона и т.д. Люди в группах ведут семейную жизнь, воспитывают детей, трудятся и отдыхают.

Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия – такого рода группы заинтересованы в продолжении своего дела, это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы). Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, но есть другие группы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объединение.

Социальную группу можно определить как совокупность индивидов, выделенных в одно социальное целое на основе каких-либо признаков

Классификация групп

Существует ряд классификаций социальных групп, в каждой из которых используют различные основания для выделения тех или иных видов.

Группы подразделят на формальные и неформальные. Согласно американскому психологу Э.Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко определены статусы ее членов — они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе так же строго распределены и роли всех членов группы, система лидерства и подчинения (“структура власти”). Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях конкретной деятельности: рабочая бригада, спортивная команда и т.д.

В отличие от формальных групп, “неформальные” группы складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где нет заданной системы взаимоотношений по вертикали, т.е. отсутствует строгая структура “власти”. Неформальная группа, как правило, состоит из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом или связанных личными симпатиями. Она может образоваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают более мелкие группировки. Тогда внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений: формальные и неформальные.

Существует еще один тип групп: референтная группа – группа, в соответствии с которой индивид оценивает свое собственное поведение или ситуацию, в которой он находится.

Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные.

Группа условная – это совокупность людей, объединенных по какому-либо общему для них признаку (полу, возрасту, характеру деятельности и т.д.) Индивиды, входящие в состав такой группы, не имеют прямых или косвенных взаимоотношений друг с другом. Такого рода группы еще называют «социальной категорией».

Группа реальная – это общность людей, существующая в определенном общем для них пространстве и времени, и объединенная реальными отношениями (например, семья, коллектив врачей отделения, сотрудники кафедры и т.д.). Среди этих реальных групп выделяют реальные естественные группы и реальные лабораторные группы (последняя является искусственной, поскольку создается в соответствии с замыслами исследователя).

В свою очередь естественные группы подразделяются на так называемые “большие” и “малые” группы.

Большие группы –это совокупности людей, насчитывающие от нескольких десятков до нескольких миллионов человек.Примеры больших групп:

· различные этнические группы;

· возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, пожилые люди и др.).

Можно выделить следующие характерные особенности больших групп. Это:

— установление контакта между различными индивидами осуществляется в основном с помощью средств массовой коммуникации;

— отсутствие единой территории (члены таких групп могут жить в различных регионах одной или нескольких стран);

— может содержать в своем составе множество других (формальных и неформальных) групп;

— не всегда у членов больших групп наблюдается и чувство единства.

Малая группа – это совокупность индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.

Это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Малые группы подразделяют на две разновидности: становящиеся и развитые.Первыеформирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, вторые — коллективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной деятельности.

Малая группа, в рамках своего существования, проходит несколько стадий.

? Группа-конгломерат – начальная стадия — т.е. это группа ранее незнакомых людей, случайно оказавшихся (или специально собранных) в одном месте и в одно время.

? Номинальная группа — следующий уровень — характеризуется официальным присвоением ей какого-либо общего имени, названия, приписыванием извне определенных целей, видов и условий деятельности и т.п. При благоприятных условиях она трансформируется в группу-кооперацию.

? Группа-кооперация отличается эффективной организационной структурой, высоким уровнем внутригруппового сотрудничества. Взаимоотношения в такой группе носят, прежде всего, деловой характер, что подчинено достижению ее официальных целей.

? Группа-автономия — следующая ступень развития – характеризуется высоким единством ее членов в сфере деловых и эмоциональных отношений. Именно на этом уровне члены группы начинают идентифицировать себя с ней («мы» в отличие от «они» – другие группы).

? Коллектив – высшая стадия развития группы. Коллектив – группа людей, объединенных общими целями, достигшая высокого уровня развития в ходе социально ценной совместной деятельности.

Членство в группах обеспечивает удовлетворение тех или иных потребностей общества в целом и каждого из его членов в отдельности.

Групповая динамика и основные параметры малой группы

Групповая динамика – это совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь процесс функционирования и существования группы: образование, развитие, стагнация, регресс, распад.

Групповая динамика включает в себя: цели и задачи группы, нормы и правила, формирование взаимосвязей в группе, возникновение различных подгрупп на неформальной основе, влияние одного члена группы на другого, принятие решений, групповая сплоченность, групповые роли и проблема лидерства, взаимодействие с другими группами и т.д. Иными словами, групповая динамика – это учение о силах, процессах и структуре, которые действуют в группе.

Можно выделить основные параметры малой группы, определяющие ее структуру:

? Композиция группы (или ее состав).

? Нормы группы и система санкций (а также групповые ценности).

? Групповые процессы (распределение ролей, проблема власти и лидерства, конформизм, сплоченность, совместимость, фазы развития группы).

Рассмотрим некоторые из этих параметров.

Состав группы может быть описан по различным показателям, в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы. Группы — диады и группы — триады представляют собой наиболее типичные микрогруппы, из которых состоит любая малая группа.

Численность группы. Одним из важных факторов, определяющих свойства группы является ее размер. Говоря о численности группы, принято начинать с диады. Малые группы могут быть разными по количественному составу: от 2-3 до 30-40 человек.

При изучении малых групп обнаружилось, что идеальный размер группы – 5 человек. Группы из 5 человек отмечали наибольшую удовлетворенность различными сторонами своей деятельности в группе. Когда группы превышали пять человек, отмечались тенденции к конкурентному и импульсивному поведению (А.Слейтер, 1958).

При сравнении групп с четным и нечетным количеством людей обнаружили, что нечетные более эффективны в своей деятельности. Например, в четных были зафиксированы более высокие показатели несогласия и антагонизма (им было труднее договориться). Это объясняется тем, что в диадах можно получить большинство при решении вопросов только одним образом – когда обе стороны приходят к согласию. А в нечетных группах – через получение большинства голосов.

С точки зрения оптимальности руководства малой группой считается, что она должна состоять из 5-9 человек. Эти цифры соответствуют, так называемому, магическому числу 7+ 2 (объем оперативной памяти человека).

Групповые цели. Цели могут быть кооперативными и соревновательными.

Кооперативная цель – цель, достичь которую можно только совместными усилиями, при условии совместной работы. Когда перед группой стоит кооперативная цель, люди работают сообща, сотрудничают друг с другом. Каждый член группы будет чувствовать свою долю ответственности за достижение групповой цели.

Соревновательная цель – цель, которую можно достичь, лишь соревнуясь друг с другом. При соревновательной цели неизбежно противостояние. В соревновательной группе устанавливаются отношения соперничества.

Как показали исследования, в кооперативных группах более высокий уровень коммуникации, члены таких групп более дружелюбны друг к другу, кооперативные группы более продуктивны в своей работе и достигают лучших результатов. Однако в духе соревновательности есть и положительные моменты. (Примеры с кандидатами и выборными кампаниями, спортивная команда).

Групповые нормы. Групповые нормы – это принятые в группе правила поведения. Существуют как неформальные групповые нормы (какую прическу или одежду предпочесть, когда и где принимать пищу, как стоять в лифте). Но существуют и фиксированные нормы, которые закрепляются и прописываются в виде правил и установлений (правила общежития и т.д.).

Групповые нормы предусматривают позитивные санкции по отношению к тем, кто следует этим нормам и негативные санкции для тех, кто отступает от них.

Групповые нормы имеют значительную функциональную ценность. Они поддерживают сложившуюся организацию группы, сохраняя стабильность ее структуры и поддерживая определенный курс в направлении ее целей.

Действенность групповых норм обусловлена таким психологическим свойством личности, как конформность.

Источник:
Групповая динамика и основные параметры малой группы
Групповая динамика и основные параметры малой группы Тема занятия: Человек в группе Цель занятия: сформировать представление об особенностях общения человека в группе. Учебно-целевые
http://lektsii.org/9-34630.html

Понятие группы, виды, структура группы

Понятие группы, виды, структура группы. Групповая динамика

Понятие группы, виды, структура группы. Групповая динамика

Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой.

Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности. Наличие общей цели делает людей способными к согласованным действиям, хотя такая согласованность существует только в определенном аспекте их поведения.

Индивиды принадлежат группе не всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с социальными ролями, выполняемыми в данной группе. Ни один человек не может функционировать полноценно только в одной социальной группе. Ни одна группа не может обеспечить полностью условия для самореализации личности в различных аспектах.

Социальная группа – важная форма объединения людей в процессе деятельности и общения. Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность – эти феномены выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющих меру ее устойчивости.

К устойчивым социальным группам можно отнести семью, школьный класс, друзей, профессиональный коллектив. Именно они в силу своей устойчивости оказывают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта.

Основные признаки социальной группы:

1) наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы, которые формируются с возникновением и развитием группы.

2) Существование основных параметров группы как единого целого; композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции. Композиция представляет собой совокупность характеристик членов группы. Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. К групповым процессам относятся динамические, то есть меняющиеся показатели группы как социального процесса отношений.

3) Способность индивида к согласованным действиям. Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных на достижение цели.

4) Действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с требованиями окружающих. Индивидуальным результатом такого давления выступает конформность как качество человека в нормативном или ненормативном варианте. Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении отдельных участников обусловленных их принадлежностью к группе.

Школа «групповой динамики» связана с именем К.Левина. Американский период деятельности К.Левина после эмиграции из Германии начался с создания в Массачусетском технологическом институте специального центра изучения групповой динамики. Направление исследований в этом центре опиралось на создание К.Леви К.Левин назвал полем. Ее главное положение – идея взаимодействия индивида и окружения (среды), где значение приобретает структура, в которой совершается поведение, . Она охватывает в нераздельности мотивационные устремления (намерения) индивида и существующие вне индивида субъекты его устремлений.

Центральная идея теории поля состоит в том, что причины социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих.

Важнейшим методом анализа психологического поля явилось создание в лабораторных условиях групп с определенными характеристиками и последующее изучение функционирования этих групп. Вся совокупность этих исследований носила название групповой динамики. Основная проблематика сводилась к следующему:

1) какова природа групп;

2) каковы условия их формирования;

3) какова их взаимосвязь с индивидами и с другими группами;

4) каковы условия их успешного функционирования. Большое внимание было также уделено проблемам образования характеристик группы: нормам, сплоченности, соотношению индивидуальных мотивов и групповых целей, лидерству в группах.

Другая идея К.Левина – идея валентности. Этим понятием К.Левин объяснял направленность индивида в жизненном пространстве. Позитивная валентность обеспечивает устремление индивида в определенный район силового поля, негативная валентность – движение в противоположную от него сторону.

Отвечая на главный вопрос, какие потребности двигают социальным поведением людей, «групповая динамика» пристально исследовала проблему внутригрупповых конфликтов, сопоставляла эффективность групповой деятельности в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесения групповых решений.. Практически весь набор проблем малой группы был представлен в работах этого направления.

«Групповая динамика» оказала большое влияние на последующее развитие социально-психологической мысли. В рамках этого направления были высказаны важные идеи относительно групповых процессов, тщательно исследованы некоторые из них, разработаны методики, сохраняющие свое значение до сих пор.

С другой стороны, теоретический контекст конструкции теории поля является в значительной мере устаревшим. В большей степени, чем в случае какой-либо другой области психологии, отбрасывание теоретической концепции К.Левина сочетается с полным или почти полным принятием созданных им методик. Они работают и в других теоретических рамках. Не полностью решена еще задача выявления степени их допустимого принятия в русле новой теоретической схемы.

Источник:
Понятие группы, виды, структура группы
Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой.
http://mirznanii.com/a/203361/ponyatie-gruppy-vidy-struktura-gruppy-gruppovaya-dinamika

Портал Экономистъ — Ваш успех в учебе и работе!

Формальные и неформальные группы существуют в любых организациях. Руководство создает группы, когда производит разделение труда по горизонтали — по подразделениям и по вертикали — по уровням управления. Большая организация может состоять из сотен или даже тысяч малых групп.

Формальные группы создаются по воле руководства, их функцией по отношению к организации в целом является выполнение конкретных задач и достижение конкретных целей. В организации существует три основных типа формальных групп: группы руководителей, производственные группы и комитеты, которые могут называться комиссиями или советами.

Командная группа, или соподчиненная группа руководителя, состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями. Генеральный директор и его заместители, командир роты и подчиненные ему командиры взводов — типичные командные группы.

Рабочая, или целевая, группа состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием. У такой группы есть руководитель, но •эти группы отличаются от командных тем, что у них значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда. Рабочие или целевые группы составляют основу многих технологических организаций, они действуют и в крупнейших в мире по объемам производства промышленных компаниях.

Все командные и рабочие группы, а также комитеты должны эффективно работать как единый слаженный коллектив. Однако существует множество факторов, которые осложняют работу в коллективе. Эффективно действующая группа должна функционировать лучше, чем каждый ее член в отдельности.

Неформальная организация — это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Трудовая среда очень благоприятна для образования таких групп. Благодаря формальной структуре организации и ее задачам, одни и те же люди обычно собираются вместе каждый день, задачи, которые они решают, заставляют их

часто общаться и взаимодействовать друг с другом. Естественным результатом этого интенсивного социального взаимодействия является спонтанное возникновение неформальных организаций. В большой формальной организации существует не одна неформальная органи-» зация. Большинство из них свободно объединены в своего рода сеть.

Неформальные организации в некоторой степени подобны формальным организациям — в них имеется иерархия, лидеры и задачи. В спонтанно возникших организациях имеются неписаные правила, называемые нормами, которые служат для членов организации эталонами поведения. Эти нормы подкрепляются системой поощрений и санкций. Неформальная организация является спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности. Структура и тип неформальной организации возникают в результате социального взаимодействия.

Причины вхождения в неформальные организации состоят в том, что принадлежность к неформальным группам может дать людям психологические выгоды не менее важные, чем получаемая зарплата: чувство принадлежности, взаимопомощь, взаимная защита, тесное общение и заинтересованность.

Чувство принадлежности является первой причиной вступления в неформальную группу, поскольку это одна из самых сильных эмоциональных потребностей. Люди, чья работа не дает возможности устанавливать и поддерживать социальные контакты, обычно неудовлетворены ею. Несмотря на это, большинство формальных организаций сознательно лишают людей возможностей социальных

Помощь, которую в различных ситуациях люди могут легче получить у своих коллег, чем у начальства, является важным мотивом вступления в неформальные группы. Например, новый рабочий скорее попросит другого рабочего объяснить ему, как выполнить ту или иную операцию. Получение помощи от коллеги полезно обоим: и тому, кто получил ее, и тому, кто ее оказал. В результате оказания помощи дающий ее приобретает престиж и самоуважение, а получающий — руководство к действию.

Защита, основанная на силе единства, осознается большинством людей и побуждает их вступать в те или иные группы.

Общение необходимо людям, чтобы знать, что происходит вокруг них, но во многих формальных организациях система внутренних контактов слаба, бывает руководство скрывает от своих подчинен-

ных определенную информацию. Поэтому одной из причин принадлежности к неформальной организации является доступ к неформальной информации — слухам.

Общение и симпатии — это потребности людей, которые они могут удовлетворить, присоединяясь к неформальным группам для того, чтобы быть ближе к тем, кому они симпатизируют. Люди, работающие вместе, часто имеют много общего и испытывают симпатию друг к другу, они могут ходить вместе обедать, обсуждать работу, личные дела во время перерывов, обращаться к начальству с просьбой о повышении зарплаты и улучшении условий труда. Исследования показывают, что люди склонны устанавливать более тесные отношения с другими людьми, находящимися в непосредственной близости к ним, чем с теми, кто находится на расстоянии нескольких метров.

Свойства неформальных организаций отличаются от свойств формальных организаций.

^Социальный контроль — это установление и укрепление групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. Чтобы быть принятым группой и сохранить в ней свое положение, личность должна соблюдать эти нормы. В неформальной организации существуют свои правила, они могут касаться характера одежды, поведения, приемлемых видов работы и правил поведения. Несоблюдение этих норм может жестко караться, тех, кто их нарушает, может ждать отчуждение. Социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией, может оказать положительное влияние и направить действия на достижение целей формальной организации.

Сопротивление переменам является типичным в неформальных организациях. Это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию неформальной организации. Реорганизация, внедрение новой технологии, появление большой группы новых сотрудников может привести к распаду неформальной группы или организации. Подчас такие изменения могут дать возможность конкретным группам добиться положения и власти. Например, группа управляющих среднего уровня может сопротивляться внедрению компьютеров, опасаясь, что эта техника отнимет у них работу. Поскольку люди реагируют не на то, что происходит объективно, а на то, что происходит по их представлению, предлагаемое изменение может показаться группе гораздо более опасным, чем оно есть на самом деле.

Неформальные лидеры фактически руководят неформальными группами. Эти лидеры приобретают свое положение, добиваясь власти и применяя ее к членам группы, подобно лидерам формальной организации. Существенных различий в средствах, применяемых лидерами формальных и неформальных организаций для оказания воздействия, по сути, нет. Отличается только то, что лидер формальной организации имеет поддержку в виде делегированных ему

официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Опора неформального лидера — признание его группой. В своих действиях он делает ставку на людей и их взаимоотношения. Сфера влияния неформального лидера может выходить за административные рамки формальной организации.

Неформальный лидер имеет две первостепенные функции: помогать группе в достижении ее целей и поддерживать и укреплять ее существование. Иногда эти функции выполняются разными людьми, при этом один обеспечивает достижение целей группы, другой — социальное взаимодействие.

УПРАВЛЕНИЕ НЕФОРМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Модель Хомаиса объясняет взаимодействие формальных и неформальных организаций. В этой модели под видами деятельности понимаются задачи, выполняемые людьми. В процессе выполнения этих задач люди вступают во взаимодействие, которое, в свою очередь, способствует появлению положительных и отрицательных эмоций в отношении друг друга и начальства. Эти эмоции, в свою очередь, влияют на то, как люди будут осуществлять свою деятельность и взаимодействовать в будущем. Модель показывает, как из процесса управления — делегирования заданий, вызывающих взаимодействие, — возникают неформальные организации, она подчеркивает необходимость управления неформальной организацией, которая влияет на эффективность формальной организации.

Проблемы и преимущества, связанные с неформальными организациями. Главная проблема, осложняющая управление неформальными группами, как это не странно, — невысокое мнение о них в среде менеджеров. Действительно, некоторые неформальные группы могут вести себя так, что это будет мешать достижению формальных целей, могут способствовать сопротивлению всяким переменам, распространять ложные слухи, порочащие руководство. Такие случаи часто мешают руководителям видеть огромные потенциальные выгоды от неформальных организаций.

Например, для того, чтобы быть членом группы, надо работать в организации, и преданность группе может перейти в преданность организации. Цели группы могут совпадать с целями формальной организации, а нормы эффективности неформальной организации могут превышать нормы формальной организации. Дух коллективизма, характерный для некоторых организаций и порождающий сильное стремление к успеху, часто произрастает из неформальных взаимоотношений. Неформальные каналы связи могут помогать организации, дополняя формальную систему коммуникаций.

Теоретики менеджмента предлагают следующий подход к неформальным группам и организациям: признавать существование неформальной организации и работать с ней; выслушивать мнения

членов и лидеров неформальных групп, работать с ними, поощряя тех, кто способствует достижению целей предприятия; принимая решения, просчитывать их возможное отрицательное воздействие на неформальную организацию; для ослабления сопротивления переменам неформальной организации привлекать ее группы к участию в принятии решений; быстро выдавать точную информацию, тем самым препятствуя распространению слухов.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП

Факторами эффективности работы групп являются размер, состав, групповые нормы, сплоченность, конфликтность, статус и функциональные роли ее членов.

Размер. Теоретики управления посвятили много времени определению наилучшего размера группы. Исследования показывают, что предпочтительная численность группы составляет от 5 до 8 человек. Группы, насчитывающие от 5 до 11 членов, обычно принимают более точные решения, чем меньшие или большие по численности. В группах из 5 человек ее члены испытывают наибольшую удовлетворенность работой. Увеличение размера группы приводит к усложнению общения и достижения согласия по определенным вопросам, усиливает тенденцию к неформальному разделению групп на подгруппы, действующие с разными целями.

Состав — это степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые они проявляют при решении проблем. Исследования показывают, что группа, состоящая из непохожих личностей, имеющих разные точки зрения, работает более эффективно, чем группа, члены которой имеют схожие точки зрения.

Групповые нормы оказывают сильное влияние на поведение отдельной личности и на то, в каком направлении будет работать группа. Нормы оказывают такое сильное влияние лотому, что только при условии соотнесения своих действий с этими нормами отдельная личность может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. Это относится как к неформальным, так и к формальным организациям.

Положительными нормами считаются те, что поддерживают цели и задачи организации и поощряют поведение, направленное на достижение этих целей. Групповые нормы можно классифицировать следующим образом: гордость за организацию; достижение целей; прибыльность; коллективный труд; планирование; контроль; профессиональная подготовка кадров; нововведения; отношения с заказчиком; честность.

Сплоченность — это мера тяготения членов группы друг к другу и к группе. Сплоченной является группа, члены которой испыты-146

вают сильную тягу друг к другу и считают себя похожими. Сплоченная группа хорошо работает в коллективе, высокий уровень сплоченности может повысить эффективность всей организации, если цели и группы и организации согласуются между собой. В сплоченных группах мало проблем в общении, недопонимания, напряженности, враждебности и недоверия, а производительность их труда выше, чем в других группах.

Руководство может увеличить положительный эффект сплоченности путем периодических собраний, упора на глобальные цели группы, предоставления возможности каждому члену группы видеть его вклад в достижение целей.

Групповое единомыслие представляет собой тенденцию подавления отдельной личностью своих действительных взглядов, если они противоречат взглядам остальных членов группы. Члены группы считают, что несогласие подрывает их чувство принадлежности, и поэтому несогласия следует избегать. Эта тенденция самопроизвольно усиливается. В результате задачи решаются с меньшей эффективностью, поскольку не вся необходимая информация и альтернативные решения обсуждаются и оцениваются.

Конфликтность. Активный обмен мнениями полезен, но он может привести к внутригрупповым спорам и другим открытым конфликтам, которые почти всегда вредны.

Статус членов группы определяется рядом факторов, включая такие, как старшинство в должности и ее название, расположение и тип рабочего места, кабинета, образование, информированность и накопленный опыт. Члены группы, чей статус достаточно высок, способны оказывать большее влияние на решения группы, чем члены группы с низким статусом. Это далеко не всегда ведет к повышению эффективности, поскольку сотрудник, предлагающий наиболее ценные идеи, может не иметь высокого статуса. Для эффективной работы группе иногда необходимо прилагать совместные усилия, чтобы в ней не доминировали мнения членов, имеющих более высокий статус.

Роли членов группы подразделяются на целевые и поддерживающие.

Целевые роли включают следующие виды деятельности: 1) инициирование деятельности — новую постановку проблем, предложение новых подходов, идей, решений; 2) поиск информации, необходимой для разъяснения предложений; 3) сбор мнений — опрос членов группы; 4) предоставление информации, применение своего опыта в решении проблем группы; 5) высказывание мнений и убеждений, касающихся какого-либо предложения и содержащих его оценку; 6) проработка предложений и прогнозирование перспектив

принятых решений; 7) координирование путем разъяснения взаимосвязи идей и суммирования предложений, интегрирование деятельности подгрупп или членов группы; 8) обобщение предложений и оценок.

Поддерживающие роли включают следующие виды деятельности: 1) поощрение путем душевного, отзывчивого отношения к другим членам группы и их идеям; 2) обеспечение участия путем развязывания инициативы каждого члена группы; 3) установление критериев, которыми должна руководствоваться группа; 4) исполнительность в части принятых решений; 5) выражение чувств группы путем обобщения реакции членов группы на идеи и варианты решения проблем.

Считается, что американские менеджеры сосредоточиваются на целевых ролях, тогда как японские управляющие гармонично сочетают целевые и поддерживающие роли.

Для повышения эффективности проведения собраний групп необходимо соблюдать следующие рекомендации: 1) составьте конкретную повестку дня собрания и просмотрите ее перед началом собрания; 2) обеспечьте свободный обмен информацией между членами группы, что возможно, если члены группы ведут себя на собрании в соответствии со своими ролями; 3) полностью используйте способности членов группы и поощряйте их участие; 4) создайте атмосферу доверия, чтобы члены группы не стеснялись тактично комментировать точки зрения и идеи, которые они не разделяют; 5) рассматривайте конфликт как положительный фактор и старайтесь эффективно управлять им; 6) заканчивая собрание, кратко просуммируйте результаты обсуждения и определите мероприятия, которые планируется провести на основе принятых решений.

Борьба с единомыслием необходима для того, чтобы на собрании группы использовать выгоды от различий точек зрения. Чтобы уменьшить вероятность единомыслия, необходимо: 1) внушить членам группы, что они могут свободно сообщать любую информацию, выражать любые мнения или сомнения; 2) поручить одному члену защиту явно неверных взглядов; 3) уметь спокойно выслушивать различные точки зрения и критику; 4) отделить генерирование идей от их оценки, т. е. сначала собирать все предложения, а затем их оценивать; 5) выслушать сначала идеи подчиненных.

Комитет — это группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий. Комитет предполагает групповое принятие решений и осуществление действий, что отличает его от других организационных структур. Нередко комитеты называют советами, целевыми группами, комиссиями или командами. Правильное использование комитета — эффективное средство достижения очень многих целей.

Специальный комитет — это временная группа, сформированная для выполнения определенной задачи. Правление акционерного общества может образовать специальный комитет, комиссию для

выявления причин появления брака и рекламаций на продукцию одного из своих заводов.

Постоянный комитет — это постоянно действующая группа внутри организации, имеющая конкретную цель. Обычно постоянные комитеты используются для предоставления организации предложений или консультаций по регулярно возникающим вопросам. Типичные постоянные комитеты — правление акционерного общества, его ревизионная комиссия. В организациях комитеты могут быть образованы для таких целей, как снижение себестоимости, совершенствование технологии, решение социальных вопросов.

Полномочия комитетов. Руководство делегирует полномочия формальному комитету таким же образом, как и отдельному лицу. Комитеты, как и отдельные лица, комитеты должны отчитываться о выполнении порученных им заданий перед тем, кто делегировал им полномочия. В связи с тем, что комитет — это группа, персональная отчетность здесь ослаблена. Следует помнить о том, что существуют и неформальные комитеты. Как и все неформальные рабочие группы они действуют только потому, что сами обрели какую-то власть.

Комитеты обладают либо линейными, либо штабными полномочиями. Совет директоров предприятия является постоянным комитетом с линейными полномочиями в организации. Совет не только консультирует президента фирмы, но может также предпринять действия для осуществления своих решений через линейную организацию. Комитеты, которые имеют линейные полномочия, называют «множественным руководителем».

Эффективное использование комитетов. Теоретики менеджмента рекомендуют использовать эту форму управления, когда группа может выполнить работу лучше, чем один руководитель, или когда передача всей власти в руки одного человека рискованна. Использование комитетов предпочтительно в случаях:

1. Когда проблема требует большого опыта в какой-то определенной области. Для оказания лицу, ответственному за решение, консультативной помощи можно создать комитет. Примером может служить решение о создании производства новой продукции.

2. Когда предлагаемое решение наверняка окажется весьма непопулярным в организации. Комитет для принятия решения может способствовать ослаблению недовольства в отношении действий конкретных ответственных лиц.

3. Когда коллективное принятие решения поднимает дух организации. Комитет может привлечь подчиненных к участию в процессе выработки решений. Часто решения, навязанные сотрудникам сверху, могут подрывать моральное состояние подчиненных.

4. Когда необходимо координировать работу разных подразделений организации. Комитет может служить для высказывания точек зрения руководителей и помочь им понять свою роль в общем деле.

5. Когда нежелательно сосредоточивать всю власть в руках одного человека. Создание комитета позволяет распределить полномочия между несколькими лицами. Этим инструментом часто пользуются для оценки и одобрения крупных капиталовложений.

Желательно избегать следующих типичных ошибок при использовании комитетов:

1. Отсутствие четкого описания прав и обязанностей комитета.

2. Неправильно определенная численность комитета. Оптимальная численность в большинстве случаев — от 5 до 10 человек.

3. Потери времени. Многие люди не хотят демонстрировать невежество, выступая на сложную тему, в результате комитеты иногда уделяют большое внимание незначительным вопросам.

4. Замедленное принятие и выполнение решений. Группа не может действовать так же быстро и решительно, как один человек.

5. Компромисс порождает посредственность. Расхождение во мнениях приводит к выбору не лучших компромиссных решений.

?, Чрезмерные затраты. Если решения принимаются группой, то затраты выше, чем в случае принятия решений одним лицом.

7. Единомыслие может помешать комитету критически проанализировать все альтернативные предложения. Отдельные, возможно самые компетентные лица могут постесняться выразить вслух , свои сомнения, боясь осуждения коллег.

Источник:
Портал Экономистъ — Ваш успех в учебе и работе!
Глава 1 З. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА — Менеджмент
http://finlit.online/page/menedzhment/ist/ist-7—idz-ax236—nf-14.html

COMMENTS