История поста

История поста

На церковнославянском – Святый и Великий Пост, Святая Четыредесятница; греч. Tessarakoste; лат. Quadragesima – период литургического года, предшествующий Страстной Седмице и празднику Пасхи. В связи с тем что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. Он включает 6 седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св. Четыредесятницей.

Установление Великого поста в ранней Церкви

Формирование структуры и принципов проведения Великого поста заняло неск. столетий и было тесно связано с развитием церковного года. Истоки Великого поста следует видеть в пасхальном посте, который во II–III вв. совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя (сама Пасха изначально понималась христианами двояко: как праздник Воскресения или/и как воспоминание Страстей) и прекращался с рассветом, когда совершалась Евхаристия.

Продолжительность этого поста в разных местностях была неодинаковой, уже в III в. он мог длиться от одного дня до 40 часов или целой седмицы. В частности, 40-часовой пост (проводившийся в полном воздержании от пищи) уже соединял в себе два основных значения, которые позднее легли в основу Великого поста– подражание 40-дневному посту Спасителя в пустыне после Крещения на Иордане (Мф 4. 1–2; Мк 1. 12–13; Лк 4. 1–2) и подготовку к празднику Пасхи (см. послание сщмч. Иринея Лионского папе Виктору: Euseb. Hist. eccl. 5. 24. 12–13).

6-дневный пост перед Пасхой отмечается в сир. «Дидаскалии апостолов» (III в.) и в 1-м каноническом послании сщмч. Дионисия Александрийского († 264/65). В александрийских источниках 2-й пол. III–IV в. (напр., Orig. In Lev. 10. 2; 1 прав. Петр Ал. († 311)) появляются упоминания уже о 40-дневном посте; неясным остается вопрос о том, был ли изначально связан такой пост с Пасхой, или нет (высказывались предположения, что этот пост возник не как предпасхальный, а как послебогоявленский в подражание посту Христа после Крещения, и лишь затем был отнесен к Пасхе; впрочем, как доказать, так и опровергнуть эти предположения весьма затруднительно).

Еще один источник, из которого возник Великий пост – это предкрещальный пост. К III в. в Церкви распространился обычай совершать таинство Крещения в пасхальную ночь, а практика поститься перед принятием Крещения существовала в Церкви еще в I в. (см., напр.: Didache 7. 4); предкрещальный и предпасхальный посты могли объединиться; в позднейших источниках с некоторыми этапами великопостного цикла могут связываться этапы оглашения.

Самым ранним безспорным свидетельством о предваряющем Пасху 40-дневном посте (включающем Страстную седмицу), по мнению большинства исследователей, следует считать 2-е праздничное (пасхальное) послание (330) свт. Афанасия Великого (PG. 26. Col. 1386). Пост начинается за 6 седмиц до Пасхи, а число 40 достигается исключением субботы и воскресенья накануне Пасхи из счета дней. Характерно, что этот пост в посланиях свт. Афанасия ни разу не соотносится с 40-дневным пребыванием Христа в пустыне (хотя упоминаются посты Моисея, Давида и Даниила как прообразы), но рассматривается как аскетическая подготовка к празднику Пасхи.

Из послания 340 г., адресованного еп. Серапиону Тмуитскому, которое свт. Афанасий написал, находясь в ссылке в Риме, видно, что этот пост в Египте был недавним установлением и не всеми воспринимался как обязательный (PG. 26. Col. 1413), в то время как в Риме он соблюдался неукоснительно и был связан с предкрещальной подготовкой и, возможно, принятием кающихся вновь в церковное общение (первое свидетельство – письмо папы Иннокентия I Декентию, еп. г. Губбио, в котором говорится о принятии кающихся в Великий четверг (Ep. 25. 7 // PL. 20. Col. 559; см.: Cabie R. La Lettre du pape Innocent Ier a Decentius de Gubbio. Louvain, 1973. P. 28–29).

О некой «четыредесятнице» говорится уже в 5-м правило I Вселенского Собора, но что именно имеет Собор в виду – Великий пост или праздник Вознесения Господня (празднуемый на 40-й день после Пасхи) – остается непонятным. В пользу второго говорит 37-е прав. Апост. (S. Salaville), хотя некоторые исследователи полагают, что именно постановления I Вселенского Собора оказали решающее воздействие на оформление периода Великого поста в его современном виде (R.-G. Coquin).

Обязательность Великого поста для всех была закреплена 69-м Апост. прав. (окончательная редакция корпуса Апостольских правил произошла в кон. IV в.).

Диакон Михаил Желтов, А. А. Лукашевич, А. А. Ткаченко

Источник:
История поста
История
http://velikiypost.paskha.ru/history/

Начало Великого поста

19 февраля (дата для 2018 года)

В 2018 году время Великого поста — с 19 февраля по 7 апреля.

1438 человек добавили Начало Великого поста в личный календарь. Из них 661 мужчина и 477 женщин. Остальные свой пол не указали.

Праздники Кипра

Подпишитесь на рассылку «Праздники и именины сегодня и завтра», и вы всегда будете в курсе, кого из друзей следует поздравлять!

Добавьте это событие в свой личный календарь.

Источник:
Начало Великого поста
В 2018 году время Великого поста — с 19 февраля по 7 апреля. Пост Святой Четыредесятницы называется Великим постом в связи с особой важностью его установления. Традиционно, Святая Четыредесятница и все богослужения начинаются с вечерни…
http://www.calend.ru/holidays/0/0/2379/

Успенский пост в 2014 году

Откуда взялась традиция предварять праздник Успения постом? Откуда вообще появились посты и как выглядел пост во времена Ветхого Завета? На эти вопросы отвечают доктор церковной истории, проректор ПСТГУ священник Георгий ОРЕХАНОB и известный библеист, филолог Андрей ДЕСНИЦКИЙ


Успение Пресвятой Богородицы; Греция; XVI в.;

Священник Георгий ОРЕХАНОВ, доктор церковной истории, проректор ПСТГУ:

– Праздник Успения Пресвятой Богородицы имеет одно отличие среди других богородичных праздников, которое ставит его в один ряд с Пасхой и Рождеством Христовым, – продолжительный пост, предваряющий само празднование. Этот пост подобен Великому в смысле строгости: по уставу в этот период предписывается воздержание не только от мяса и молочных продуктов, но и от рыбы.

История происхождения Успенского поста пока еще плохо изучена. Самый известный исследователь истории происхождения постов – профессор М. Скабалланович считает что в Западной Церкви еще в V веке были известны «посты четырех времен года», в том числе и осенний. Вероятно, Православная Церковь ввела этот пост в свою практику под влиянием западной традиции, приурочив его к празднику Успения Божией Матери. Это произошло в конце первого тысячелетия от Рождества Христова, когда отношения Запада и Востока еще были вполне теплыми и многие традиции перенимались западными христианами у Византии и наоборот.

Сам праздник Успения Пресвятой Богородицы тоже пришел к нам с Запада. Достоверные свидетельства о его существовании в Восточной Церкви относятся к концу VI века.

Упоминания в типиконах об Успенском посте как об общепринятом для всех восточных христиан относятся к IХ веку. Для сравнения могу сказать, что первые упоминания о предпасхальном (который сейчас называется Великим) посте относятся еще к доконстантиновской эпохе (конец II века). Так что, столь почитаемый в народе в эпоху Российской империи, да и в наши дни, праздник Успения Богородицы и связанный с ним пост – одни из самых молодых установлений Православной Церкви.

Андрей ДЕСНИЦКИЙ, библеист:

– Пост – временное воздержание от пищи, а порой даже питья – одна из самых древних практик, распространенных в самых разных религиях. Но формы поста, а порой и его значение могли быть разными. Закон Моисеев предписывал «смирять свои души» ежегодно в День Умилостивления («йом киппур»), когда народ приносил Богу покаяние в своих грехах (см. Лев. 16: 29-31). Нет никаких сомнений, что это включало в себя и строгий пост, и сегодня иудеи ничего не едят и даже не пьют в этот день. Но Библия не излагает здесь никаких деталей, она говорит лишь о самом главном – о смирении человека перед Богом, которое может выражаться в разных формах, и пост – только одна из них.

По сути дела, это был единственный предписанный в Библии пост, который длился к тому же всего один день (на него и дается ссылка в Деяниях 27: 9). Но это совсем не значит, что в остальные дни израильтяне никогда не ограничивали себя в пище. Люди могли отказываться от всякой еды, а иногда даже от воды (как особо подчеркивается в кн. Ионы 3: 5-8) на период от одного до семи дней – правда, при семидневных постах они наверняка пили воду. Понятие «постной пищи» в библейские времена было неизвестно: если человек постился, он вообще ничего не ел.

Кроме того, в день поста человек обычно снимал свою одежду и оборачивался грубой тканью (вретищем), он мог посыпать свою голову пеплом или землей, оставить жилище и сесть на голую землю. Так поступали в знак скорби по умершему (см. 1 Цар. 31: 13) или в знак своего покаяния в грехах (см. 1 Цар. 7: 6), но иногда пост предварял особую молитву к Богу, когда человек полностью вверял свою судьбу в Его руки (как в Есфирь 4: 3). Пророки напоминали израильтянам о том, что смысл поста все же не во внешних действиях (см. Ис. 58: 1-3), а в том, чтобы всецело предаться Богу. Это означало прежде всего отказ от греха и исполнение Его воли, а значит, и дела милосердия по отношению к ближнему.

Когда иудеи оказались в Вавилонском плену, они добавили к обязательному посту в День Умилостивления и другие постные дни, например в память о начале осады Иерусалима и о разрушении Храма. Вместе с тем пророки предсказывали, что эти посты не будут соблюдаться постоянно, эти дни в свое время перестанут быть скорбными (см. Зах. 8: 19). Однако после возвращения из плена некоторые иудеи взяли на себя еще более строгие обязательства, чтобы угодить Богу. Они стали поститься два дня в неделю: в четверг, когда Моисей взошел на Синайскую гору, и в понедельник, когда он с нее спустился. При этом они нередко подчеркивали свою набожность, выставляя свой пост напоказ – именно такое отношение и обличал Христос (см. Мф. 6: 16-18). Он напоминал людям, что пост, вне зависимости от конкретного повода, должен представить человека смиренным перед Богом, а не перед другими людьми.

Источник:
Успенский пост в 2014 году
Успенский Пост 2013. Смысл, традиции Успенского поста.
http://www.nsad.ru/page/uspenskij-post/

COMMENTS