Как развить память

Как развить память: 3 ключевых области развития памяти

Как развить память: 3 ключевых области развития памяти

Часто ли Вы слышите от окружающих жалобы на плохую память? Может быть сами нередко утверждаете, что плохо запоминаете и с трудом вспоминаете многие факты. А Вы знаете, что объём нашей памяти безграничен и возможности памяти бескрайние! Это не голые утверждения, это повсеместно признанные факты специалистов по психологии познавательных процессов и большинства нейрофизиологов. Все дело лишь в том, что своим образом жизни и неумением пользоваться ментальными ресурсами мы сокращаем потенциал памяти. Итак, разберёмся, как развить память.

Если говорить точнее, то память нам нужно не развивать, а раскрывать, научиться памятью пользоваться и поддерживать наш физический инструмент, то есть мозг, в хорошем состоянии.

Сразу хочу договориться, что речь я веду только о здоровых людях. Если у Вас есть врожденные расстройства или болезни центральной нервной системы, в том числе и мозга, если были травмы или серьёзные повреждения мозга, либо заболевания, то Ваши способности памяти могут быть иные, они зависят от тяжести, размера и характера повреждений. И восстановлением мозга в этом случае должны заниматься квалифицированные врачи. Хотя ниже приведённые рекомендации только помогут специализированному лечению.

Я бы хотела выделить несколько областей, которые влияют на наше желание, как развить память: физиология и образ жизни, информационное окружение и умение пользоваться ресурсами памяти. О каждой области я расскажу подробнее.

Наш образ жизни напрямую влияет на работу мозга. Я уже говорила в прошлых статьях о влиянии питания на работу мозга и памяти. Нам необходимо разнообразная и полноценная пища, чтобы наш мозг хорошо работал. Это закономерно для всего организма, в том числе для мозга.

Отметить хочу несколько моментов: переедание и питание тяжёлой пищей на некоторое время практически выключает наше активное внимание. Именно поэтому после сытного обеда так сильно хочется спать, работать нет никаких сил.

При умеренном или лёгком обеде данный эффект значительно ниже. Поэтому лучше всего принимать пищу небольшими порциями, но чаще, как и рекомендуют диетологи. Тем более, что это дополнительно способствует поддержанию хорошей фигуры и правильной работы системы пищеварения.

Помните, что еда и напитки-стимуляторы, содержащие много кофеина, стимулируют физическую активность, а вот интеллектуальную деятельность могут тормозить. Постарайтесь отказаться от энергетиков, обилия кофе, крепкого чая, если хотите развить память.

И не забывайте о воде, это очень важно для работы мозга и хорошего самочувствия. Вода — самый главный источник хорошей работоспособности мозга и памяти. При недостатке воды из нашего организма, в том числе из мозга медленнее выводятся продукты метаболизма, что проявляется в «токсическом» эффекте. Наши собственные продукты метаболизма отравляют наш мозг.

Именно поэтому вовремя жажды мы становимся раздражительными, измученными, нам тяжело и плохо, мозг не может нормально работать в таких условиях.

Как я уже говорила, физическая активность благоприятна для работы мозга. Она влияет как опосредованно, за счёт усиления питания и кровоснабжения, так и напрямую — увеличивает способность к росту дендритов наших нейронов. А именно этот процесс крайне важен при любой интеллектуальной деятельности.

Старайтесь выбрать для себя самый приятный вид физической активности, особенно хорошо, если он будет на свежем воздухе и если будет приносить Вам много приятных эмоций. И регулярно занимайтесь, чтобы поддерживать свои интеллектуальные способности.

Даже местность, в которой мы живём, значительно влияет на работу нашего мозга. Воздух, которым мы дышим, напрямую воздействует на мозг.

В городских условиях воздух насыщен вредными, часто опасными компонентами, которые попадают из выбросов предприятий и транспорта. Среди них бывают тяжелые металлы, неполные продукты сгорания топлива и другие компоненты, часто обладающие нейротоксическим эффектом.

В городском воздухе также снижено количество кислорода, и мы постоянно вдыхаем меньшее количество кислорода, чем требуется нам, и постепенно к этому привыкаем. Но в вместе с этим наш мозг получает меньше кислорода, который жизненно ему необходим, потому как мозг, по сравнению с любым другим органом, быстрее всего погибает в отсутствии кислорода.

Думаю, Вы наблюдали такой эффект. Если Вы городской житель и после долгого перерыва приезжаете за город на природу, то Вам кажется, что голова идёт кругом от деревенского воздуха. Он более чист и насыщен кислородом, от чего на самом деле случается лёгкое головокружение. И наоборот, деревенский житель, приехавший в город, ощущает удушье, тяжесть и невозможность дышать в крупном городе.

Можно ли как развить память в условиях дефицита кислорода? Очень тяжело, помните об этом. Чистый воздух способствует хорошей интеллектуальной работе и позволяет развить хорошую память и внимание.

Помните об этом. И старайтесь выбираться на чистый воздух как можно чаще, насыщайтесь кислородом и чистым воздухом, чтобы развить память и весь мозг в целом.

Не секрет, что вредные привычки-интоксикации (курение, алкоголь, наркотики и психотропные вещества) плохо влияют на наш организм: на печень, на легкие, на почки. Однако многих это не мотивирует отказаться от вливания ядов в себя.

Физически организм довольно долго может сопротивляться и выдерживать интоксикации, и часто последствия этих вредных привычек наблюдаются только через несколько лет, например, у умеренных курильщиков. Но на работу мозга они влияют быстро.

Наркотики, алкоголь и табакокурение напрямую влияют на нервную систему, вызывая сильные поражения, это факт известный. Людям, регулярно употребляющим алкоголь или наркотики, не удается достигнуть серьезных интеллектуальных результатов, соответственно не получается развить хорошую память. Многочисленные исследования доказывают прямое структурноеразрушение и физиологические изменения мозга под воздействием алкоголя [1].

Длительное употребление алкоголя изменяет корковые борозды, размер желудочков мозга, появляются признаки атрофии мозжечка, мозолистого тела, атрофии нейронов; значительно меняются и когнитивные функции (работа кратковременной и долговременной памяти, ассоциативность мышления, общие интеллектуальные способности), и даже на фоне нарушений структур и тканей мозга появляются паразиты, о чем подробнее можете прочитать в статьях [1,2].

Сосудистые заболевания головного мозга — это одни из лидирующих заболеваний в цивилизованных обществах, что неоднократно упоминается в научной литературе [3,4]. А также курение является одним из самых сильных факторов, влияющих на сердечно-сосудистую систему (после артериальной гипертонии и сахарного диабета) [3]. Его воздействие связано с повреждениями сосудов головного мозга, что в конечном итоге запускает каскад изменений, приводящих к инсульту. А постоянные микроповреждения постепенно снижают когнитивные способности.

В истории практически нет успешных в интеллектуальном или личностном плане людей (выдающихся ученых, изобретателей, бизнесменов, глав крупнейших и процветающих корпораций, политиков), которые долгое время поддерживали свой успех и высокую работоспособность, при этом насилуя свой организм и мозг, в том числе, разными интоксикациями. Обычно успешные люди задумываются о своем здоровье, о том, как его поддерживать, о том, как развивать интеллектуальные способности, как развить память. И поэтому исключают из своей жизни вредные привычки.

Как развить память: что делать в своем образе жизни для поддержания более качественной работы мозга?

  • Следите за ежедневным употреблением воды, ее должно быть достаточно
  • Питайтесь разнообразно, полноценно, употребляя достаточное количество семян, орехов, растительных масел и овощей
  • Занимайтесь любой понравившейся физической активностью регулярно и так часто, как Вы можете.
  • Чаще гуляйте на свежем воздухе, чаще уезжайте за город, или подумайте при смене места жительства о более экологичных местах

Когда мы думаем о развитии своей памяти, то чаще всего представляем себе тренировки, упражнения на запоминания и подобные занятия. Но мы не задумываемся о том, что само наше окружение, само информационное пространство, наша модель взаимодействия с информацией вокруг напрямую влияет на наши способности к запоминанию.

Я уже многократно упоминала, что возможности нашей памяти почти безграничны. Но мы непроизвольно впускаем в свое сознание столько информации, что потом сами не можем ее обработать и разобрать по полочкам, мы не даем нашей памяти отдохнуть и укрепить связи.

Телевизор, интернет, статьи, социальные сети, ленты новостей, бесчисленные телефонные звонки, листовки и популярные журналы, бесполезные и несвоевременные книги. Все это в невероятном объеме вливается в наш мозг ежедневно. Наша память постоянно работает в сверхнапряженном режиме. Стоит ли удивляться, что в случае необходимости, мы не можем запомнить или быстро забываем нужную информацию.

Информационный шум настолько велик, что не позволяет нам использовать в полной мере ресурсы нашей памяти. Именно поэтому я считаю разбор и формирование своего информационного окружения одной из первых задач, которые следует выполнить, если Вы хотите развить любые интеллектуальные навыки, если хотите быстро развить хорошую память.

Грамотно выстроенное информационное окружение освобождает невообразимое количество ментальных ресурсов, мыслительной силы, способности схватывать на лету, усиливает способности запоминать. Ради это, согласитесь, стоит потратить некоторое время на разбор информационных завалов.

Как развить память. Формируем комфортное информационное окружение:

1. Найдите в своей жизни информационный мусор.То, что Вас не продвигает, то, что Вас не развивает, не способствует отдыху и расслаблению, а только будоражит ум, занимает время, напрягает, оставляет ощущение тревожности и суматохи. Возможно, это будут определенные телевизионные передачи, ленты соцсетей, подписка и чтение какого-то сайта или блога, чтение желтой прессы, некоторые газеты, развлекательные журналы.

2. Постарайтесь сократить до минимума эти мусорные потоки информации. Если убрать полностью их не возможно, выделите конкретное время, которое Вы допускаете потратить на мусорные потоки. Например:

  • 30 минут на любимы сериал в выходные
  • 15 минут два раза в неделю по средам и пятницам на газеты и журналы о звездах
  • 15 минут утром по понедельникам новости и происшествия за прошедшую неделю

3. Посмотрите, есть ли в ваших информационных потоках такие, которые кажутся полезными, но не нужны Вам сейчас и не понадобятся в ближайшие 4-6 месяцев. В наше время мы часто напитываемся информацией »на будущее», впрок, а вдруг пригодится. И скапливаем гигабайты тренингов, которые »могут пригодиться», журналов с вырезками, которые не используем, «полезных» книг, знания из которых не применяем. Постепенно становимся информационными наркоманами.

Но парадокс состоит в том, что информация, которая у нас копится или которую мы считаем полезной на будущее, часто оказывается не нужной, или нужной, но не нам. Или, когда наступает будущее, информация устаревает. Это не касается лишь продолжительного образования, которое необходимо получать в течение нескольких лет.

Что же стоит делать?

  • Упорно изучайте и поглощайте информацию, которая Вам нужна именно сейчас
  • Можете заранее обучаться тому, что пригодится в ближайшие 4-6 месяцев, причем Вы точно знаете, что пригодится. Например, Вы решили строить дом через полгода и читаете об этом информацию
  • Применяйте на практике то, что изучаете. Иначе любое обучение бессмысленно

И, наконец, третья ключевая составляющая развития памяти — это умение ГРАМОТНО пользоваться своей памятью. На самом деле большинство из нас не умею пользоваться памятью. Никогда по настоящему осознано ее не применяют.

Наш мозг работает по особому механизму — образно-ассоциативному. Но мы, когда пытаемся запомнить номер телефона, событие, дату или иную важную информацию, даже не задумываемся, что их надо не просто зазубривать или повторять множество раз, а УМЕЛО зафиксировать в памяти надолго.

Именно неумение пользоваться памятью приводит к тому, что с возрастом наши способности к запоминанию гаснут, возникают старческое слабоумие, инертность мысли! Хотя потенциал наших возможностей огромен. Итак, как ГРАМОТНО запоминать? Расскажу лишь несколько самых простых приемов из множества.

Как развить память с помощью принципов образно-ассоциативного запоминания?

Старайтесь связывать старую информацию с новой. Не запоминайте изолированные вещи, ассоциативность памяти не даст запомнить оторванную информацию. Например, запоминая историческое событие, происходившее при Петре первом, представьте саму эпоху, памятники, строительство Санкт-Петербурга и то, как это событие разворачивалось в эту эпоху, что было до него и после.

Если Вы изучаете анатомию животных, сперва посмотрите, что Вы знаете об анатомии в целом и найдите то, что Вам уже знакомо: повторите, зафиксируйте эту информацию и потом дополняйте ее новой.

Представляйте информацию в виде образов-картинок в вашем воображении. Когда вы пытаетесь запомнить факт, старайтесь смотреть как будто фильм об этом факте. Так качество запоминания увеличится в разы.

Связывайте каждую информацию с каким-то смешным событием или вещью. Например, Вам нужно прийти в гости к 12:00. При запоминании представьте, что часы бьют 12:00, а вы приходите в клоунском парике. Если вы ярко представили себе эту картину того, в какое время подойти, вы вряд ли это забудете. Смешное и нелепое, фантастичное легко запоминается и остается в памяти надолго. В одной статье невозможно описать все стороны и процессы, сложно рассказать в полном объеме, как развить память. Это целая область, обширная и очень интересная, которому в рамках проекта посвящен целый большой тренинг.

Поэтому следите за обновлениями нашего сайта и Вы узнаете еще больше о том, как развить память.

Напишите в комментариях, какие методы Вы уже применяете и что Вы хотите внедрить в свою жизнь? Возможно, у Вас есть свои секреты, как развить память. Поделитесь ими.

  1. АЛЬТШУЛЕР В.Б., ТУЧКОВА М.Е., КРАВЧЕНКО C.Л. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МАГНИТНО-РЕЗОНАНСНОЙ ТОМОГРАФИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА У БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН // Вопросы наркологии, 2004, №2
  2. Шорманов С.В. К ВОПРОСУ О СОСТОЯНИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА ПРИ АЛКОГОЛИЗМЕ И ПАТОГЕНЕЗЕ ЭТОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ // УСПЕХИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ №2, 2011
  3. В.А. Невзорова, Н.В. Захарчук, И.Г. Агафонова, Н.С. Сарафанова. Особенности развития дисфункции сосудов головного мозга при артериальной гипертензии и курении // Тихоокеанский медицинский журнал, 2013, № 4
  4. НЕВЕРОВСКИЙ Д.В. КУРЕНИЕ И ИШЕМИЧЕСКИЙ ИНСУЛЬТ // НЕВРОЛОГИЯ, НЕЙРОПСИХИАТРИЯ, ПСИХОСОМАТИКА, 2010, №4

Источник:
Как развить память: 3 ключевых области развития памяти
Как развить память. 3 ключевых сферы развития памяти. Как влияют образ жизни, информационное окружение и умение пользоваться памятью на работу памяти.
http://razvitie-intellecta.ru/kak-razvit-pamyat-3-klyuchevykh-oblasti-r/

Как развить память у ребенка?

«В одно ухо влетело, в другое вылетело»- так часто говорят о детях, которые плохо запоминают новую информацию. И таких малышей — огромное количество. Естественно, родители задаются вопросом, как улучшить память ребенка, ведь она очень поможет ему не только в детском саду, но и потом, во время обучения в школе. На помощь мамам и папам придут простые способы и методики, которые помогут не только сделать процесс запоминания более легким, но и положительно скажутся на всем интеллектуальном развитии ребенка.

Память, как способность, дана всем живым существам, которые наделены высшей нервной деятельностью. Но дальше всех в способности запоминать образы, информацию, обучаться продвинулся человек. Исследователи, которые изучали процессы памяти, признаются, что в этом вопросе еще много «белых» пятен, однако механизм запоминания с более ли менее высокой точностью им все-таки удалось воспроизвести:

  • Запоминание;
  • Сохранение;
  • Воспроизведение при узнавании;
  • Забывание.

Ребенок может запоминать информацию двумя способами — произвольно и непроизвольно. В первом случае идет речь о заучивании стихов, которые, к примеру, нужно будет прочитать на утреннике в детском саду. В произвольном запоминании огромную роль играет мотивация. Если она есть у малыша, то запоминание будет проходить быстрее и легче.

Непроизвольное запоминание — штука непредсказуемая. Ребенок запоминает все, что видит, слышит, с чем соприкасается. Однако одна информация остается в памяти надолго, другая быстро исчезает, как правило, за ненадобностью, если человек не обращается к этому фрагменту памяти, не пользуется им. Малыш может надолго запомнить человека, увиденного в автобусе, только потому, что он оказался похож на персонажа любимого мультфильма. А ваши объяснения, как работает водопровод, которые последовали на вопрос «почему», он забудет достаточно быстро, если вопрос был задан «мимоходом» и информация чаду оказалась ненужной.

При запоминании информация фиксируется специальными «клетками памяти», механизмами — энграммами головного мозга, которые еще называют «следом памяти».

После запоминания происходит второй процесс — сохранение. Он может быть динамическим и статическим. В первом случае речь идет о кратковременной памяти (услышал-запомнил-забыл). Статическое сохранение — гарантия памяти долговременной (услышал-запомнил-сохранил-вернулся к сохраненному-переработал-запомнил -вернулся). Этот механизм важен для процесса обучения, так как ребенок, первоначально запомнив что-то важное, потом может снова и снова возвращаться к этой информации, которую бережно хранят энграммы, и под воздействием новой поступающей информации «корректировать» данные, менять их, дополнять и расширять. Именно это и будет являться механизмом усвоения материала, важного для успешного обучения чему-либо.

Третий важный этап работы памяти заключается в узнавании и воспроизведении сохраненных ранее фрагментов. Узнавать то, что уже есть в памяти, значительно проще. Ребенку показали иллюстрации к стишку, который он учил в садике, — малыш начинает вспоминать сам стишок. Но если мама просто попросит его рассказать стихи, которые учились более полугода назад, воспроизвести информацию крохе будет не так-то просто. На помощь ему придет еще один «трюк» памяти — ассоциации, они сопровождают и запоминание, и сохранение. Если ребенок сможет воспроизвести собственные ассоциации, он в большой вероятностью, вспомнит текст стихотворения.

Забывание — это процесс освобождения энграмм он ненужной информации, которая хранится и не используется. Этот процесс разрушения нейронных связей очень важен для психики ребенка, которая может оказаться слишком перегруженной, если малыш не будет забывать что-то. Ученые считают, что в процессе «стирания» информации участвует и кора головного мозга, «включая» торможение.

Все эти процессы протекают на физиологическом, биохимическом, нервном уровне, в нем задействованы различные участки коры головного мозга.

Память делится на несколько видов. По степени интенсивности психических процессов, она может быть эмоциональная, двигательная, образная (зрительная), словесно-логическая. По типу запоминания — произвольная и механическая (непроизвольная), по длительности хранения информации — кратковременная, долговременная, оперативная.

Первая память, которая начинает развиваться у новорожденного — двигательная. Моторное запоминание дает крохе возможность научиться сидеть, ходить, держать в руках игрушку, ложку. Эмоциональная память в самом начале жизни носит рефлекторный характер — мама рядом, малыш спокоен, мама далеко — малышу одиноко. Лишь к 6 месяцам запоминание эмоций становится более осознанным, и малыш уже может расплакаться, если ему показать игрушку, которой накануне он очень больно ударил себя по лицу. В этом возрасте кроха отлично знает членов своей семьи и эмоциональная память делает возможным это узнавание — он видит маму и улыбается, посторонним людям улыбаться он не станет.

Образная память формируется у детей ближе к 1 году. Это не только запоминание вкусового, осязательного, зрительного плана, но и создание ассоциаций, связанных с ним. Ребенок именно через эту память формирует свои представления о мире. Словесно-логическая память даст возможность ребенку формулировать и воспроизводить свои мысли. Это станет возможным, когда малыш научится говорить хотя бы 10-20 слов.

Кратковременная память у каждого отдельного ребенка имеет свой объем, поскольку это очень индивидуальная способность, данная природой, и сохраняющаяся на всю жизнь практически без изменений. Она позволяет воспринимать новую информацию, сразу сортировать ее и оставлять только нужно. Далее дело за долговременной памятью. У детей долговременное запоминание развивается в возрасте около года, у кого-то — чуть позже. Оперативная память нужна для хранения временной информации, как это происходит, когда мы складываем два числа в уме (промежуточный результат после сложения десятков, например, мы оставляем « в уме»).

Все виды памяти очень тесно взаимодействуют друг с другом, без одного невозможны или очень затруднены функции других.

У детей все виды памяти развиваются постепенно, и эта последовательность имеет огромное значение. Новорожденный на уровне моторной памяти прекрасно помнит, как нужно совершать сосательные движения. К 5-6 месяцам «включается» эмоциональная память, а к году — образная. С года начинает формироваться долговременная память, и малыш уже сможет вспомнить, где они с мамой гуляли вчера. Высокой степени развития долговременная память достигнет к 2-2,5 годам. Свои познания о мире малыш будет строить, непроизвольно получая информацию в процессе игры.

В 5-6 лет дети обычно уже владеют достаточно развитой произвольной памятью, и могут специально заучивать что-то, например, стихи или басни, если у них будет мотивация.

Есть и очень интересные особенности детской памяти:

  • Зрительная память лучше развита у девочек, чем у мальчиков.
  • Моторная память быстрее развивается у мальчиков.
  • Долговременная память раньше формируется у девочек, причем, преимущественно она носит эмоциональный характер.
  • Мальчики легче запоминают числа.

Развивать память ребенка можно с самого рождения. Сначала это будут движения, а затем — эмоции и слова. Непроизвольную память крохи ( ведь он не старается что-то запомнить, у него это получается само по себе) лучше тренировать в игровой форме, именно так увеличивается вероятность, что наибольшее количество информации будет проанализировано кратковременной памятью.

Кроме того, важно помнить, что повторение — мать учения, без повторений ребенок быстро будет забывать то, чему вы его научили.

Улучшение памяти — не совсем подходящий термин, если речь идет о ребенке. Плохой память у здоровых детей практически никогда не бывает, она может быть недостаточно развитой, и над этим предстоит потрудиться родителям.

В рацион ребенка следует обязательно ввести витамины, в состав которых входят аминокислоты. Очень полезен рыбий жир, который содержит ненасыщенные жирные кислоты (Омега 3 и Омега 6), если нет аллергии, можно давать орехи. Ребенок должен много гулять на свежем воздухе, так как его мозг нуждается в достаточном количестве кислорода.

Есть несколько простых способов развить память малыша, которые будут полезны и его родителям, поскольку их память будет тоже тренироваться:

В любом возрасте можно использовать различные игры и методики развития памяти. Их даже можно придумывать самостоятельно, опираясь на область интересов растущего малыша. Вот лишь некоторые игры, которые вполне могут стать основой для ваших, индивидуальных:

  • Для детей до 3 лет. В этом возрасте очень полезны игры, направленные на развитие двигательной памяти. Собирайте с ребенком цветные кубики и называйте цвета, пирамидки. Детям с 2 лет можно доверить поиск отличий в двух одинаковых на первых взгляд предметах или картинках. После 2 лет важно начать пересказывать прочитанные сказки и стихи, задавайте малышу как можно больше вопросов, это будет не только развивать память, но и речь малыша. В возрасте от 1,5 лет можно начинать играть в мини-прятки. Для этого покажите ему три игрушки, две оставьте, а одну уберите. Он должен назвать, какой игрушки не хватает.

  • Для детей 3-4 лет. В этом возрасте особое внимание нужно уделить развитию образной и словесно-логической памяти. Чаще просите описать словами картинку, охарактеризовать персонажа сказки или мультфильма, рассказать, что он делает, что с ним будет потом. Полезно учить ребенка фантазировать. Покажите ему картинки животных, а затем уберите их и попросите представить, что он идет по зоопарку. Называйте животных, которых малыш увидел на картинках до этого, но одного-двух «забудьте» назвать. Пусть малыш ответит на вопрос, кого не хватает в зоопарке. С каждым днем количество карточек-картинок с животными должно увеличиваться.

В этом возрасте ребенку также нужно развивать связь между разными видами памяти. Попросите его представить лимон. Пусть кроха расскажет, какого он цвета, каков он на вкус. Затем попросите описать яблоко, апельсин, грушу и т. д.

Источник:
Как развить память у ребенка?
Хорошая память – залог успешной учебы. С какого возраста нужно развивать память у ребенка? Как это делать? Чем память малыша отличается от взрослой? Какие простые приемы и методы улучшения памяти и внимания детей существуют? Как научить быстро запоминать ребенка до 3 лет? Какие игры на развитие памяти существуют для детей от 3 лет? Как тренировать память у детей школьного возраста и подростков? Есть ли способы быстро учить стихотворения?
http://www.o-krohe.ru/razvivayushchie-metodiki/kak-razvit-pamyat-u-rebenka/

Как тренировать память и внимание у взрослых: в быту и экстремально

Как тренировать память и внимание у взрослых: в быту и экстремально

Автор: Юрий Окунев

Школа Юрия Окунева

На первых порах провалы в памяти могут серьезно напугать.
А потом — о них как-то забываешь. (из народных наблюдений).

Привет, друзья!

Мы уже беседовали о том, почему нужно работать над улучшением памяти. Сегодня я хочу поговорить чуть подробнее на тему того, как тренировать память и внимание у взрослых. Если с детьми работают в учебных заведениях, взрослым приходится помогать себе самостоятельно.

Существуют специально разработанные методики, которые помогают улучшить различные виды способностей к запоминанию. Без них непросто достичь хороших результатов. Зрительная и слуховая разновидности памяти тренируются разными способами. Чтобы развить зрительную память, нужно выполнять приведенные ниже нехитрые упражнения.

  • Развитие фотографических способностей. Это упражнение приписывают известному художнику-маринисту Айвазовскому. Заключается оно в следующем – несколько минут внимательно наблюдайте за каким-то предметом или пейзажем. Закройте глаза и постарайтесь максимально точно представить в голове увиденную картинку, с ее деталями и красками;
  • Бросьте на стол несколько спичек, запомните их расположение и отвернитесь. Теперь постарайтесь воссоздать такую картину на другой поверхности и оцените сходство;
  • Запоминайте последовательность цепочки любых чисел, а потом старайтесь вспомнить, как можно больше из них.

Чем лучше развиты у Вас кратковременная и мгновенная запоминающие способности, тем больше шансов стать обладателем хорошей долгосрочной памяти. А это, само по себе, служит дополнительной гарантией развитых интеллектуальных способностей. Многие игры на развитие памяти совершенно элементарны, но способны хорошо «прокачивать» нашу мозговую деятельность и улучшать запоминающие качества.

Например, самый простейший способ – это вспоминать названия растений, животных, известных ученых, писателей. Поставьте себе задачу вспомнить 20 таких людей или объектов и не вставайте со стула, пока не выполните.

Более сложным можно назвать упражнения на концентрацию внимания. Заключаются они в том, чтобы мысленно переворачивать слова и читать их задом наперед. Это задание хорошо развивает мышление, а также зрительную память.

Советую уделить внимание тренировке левой руки, особенно, если Вы – классический правша. Не требуется никаких хитроумных приспособлений, просто проделывайте те же повседневные действия левой рукой – хватайте ею мышку, вилку, дверную ручку. Постепенно правое полушарие Вашего мозга, а вместе с ним и память, будут развиваться . Несложно, правда?

Еще один бесхитростный способ из разряда «как развить память у взрослых». У каждого есть любимые передачи, фильмы, шоу и т.п. Посмотрели очередную серию – прокрутите в мозгу фамилии всех персонажей, потом актеров, их играющих, потом попытайтесь вспомнить режиссера, сценариста и так далее.

Прекращайте писать списки покупок перед походом в магазин – отныне Вам придется держать их в голове. Буквально пара подобных тренировок, и Вы научитесь надежно фиксировать в памяти те продукты, которые необходимы. С телефонными номерами задач посложнее, но все люди, развившие память, стараются как можно реже пользоваться записной книжкой. Можно начать с тех, по которым Вы звоните чаще всего, например, телефонный номер любимого человека, мамы, начальника и т.п.

Перед сном вспоминайте наиболее значимые события прошедшего дня и составляйте список дел на следующий. С утра можно проверить, насколько сохранились эти воспоминания.

Несмотря на то, что зрительные впечатления запоминаются быстрее, слуховую память тоже никто не отменял. Лучше всего органы слуха развиты у музыкантов. Они способны улавливать малейшую фальшь или диссонанс в услышанных звуках. Тем не менее, подобные способности вполне под силу развить в себе самостоятельно.

Одним из лучших способов развития слуховой памяти является чтение вслух – благодаря этому лучше удается запоминать прочитанный материал и сохранять в уме значения услышанных слов и выражений. В этом ключевое отличие от чтения «про себя», когда полагаться приходится только на глаза. А почему бы не подключить к запоминанию еще и ухо?

Медики говорят о том, что большинство патологий, которые происходят с этим органом, связаны с неумением его правильно использовать. Если за ухом своевременно следить и уберегать от разрушающих звуковых контактов, то можно на долгие годы сохранить чистоту и уровень слуха, а, вместе с ним, и эту разновидность памяти.

Мозг человека отличается уникальной способностью отделять малозначимые звуки от важных. Пытайтесь сконцентрироваться только на том, что необходимо, как мать способна услышать крик своего чада в шуме многолюдной толпы. Постепенно Вы сможете выделять только ту слуховую информацию, которая представляет наибольшую ценность.

Мнемоника представляет собой совокупность специально разработанных приемов и способом запоминания определенной информации. В отличие от нее, мнемотехника – это не что иное, как практические методы, которые разработаны под конкретную разновидность мнемоники.

Самая популярная методика называется «цифробуквенная кодировка». Она предполагает то, что каждой букве алфавита мы присваиваем определенную цифру. Потом из таких чисел можно составлять не только слова, но и предложения и даже рассказы.

Другим способом получить феноменальную память, является проведение зрительных ассоциаций между цифрами и образами. Форма каждой цифры визуально подобна какому-то предмету или явлению – представьте себе его самостоятельно.

А метод О’Брайена гласит, что для запоминания каждой цифры можно использовать образы известных людей, и в дальнейшем число из нескольких цифр представлять в виде комбинации нескольких персонажей.

  1. Запомните номера 3-х машин, которые проехали мимо, и постарайтесь восстановить их в памяти через 5-10 минут.
  2. Полезно иногда ходить по комнате в полной темноте при выключенном свете – это достаточно хорошо тренирует внимание.
  3. Для того, чтобы активизировать умственную деятельность, меняйте в течение дня рабочую руку – пробуйте хотя бы расчесать волосы или держать ложку другой рукой.
  4. Не ходите на работу одним и тем же маршрутом. Для тренировки и концентрации внимания меняйте свой повседневный путь, это позволит дать мозгу новых впечатлений.
  5. Старайтесь ежедневно учить хотя бы пару-тройку новых иностранных слов. Кроме обогащения словарного лексикона, это само по себе хорошо тренирует мышление и память.
  6. Тем же самым эффектом обладает постоянное изучение новых анекдотов или разучивания текстов любимых песен. Возьмите это за правило и прослывете весельчаком в любых компаниях. Вот, например, на тему памяти:

«Блондинка приходит к врачу и говорит: — Доктор, у меня проблемы с памятью, я уже через 5 минут все забываю. — Так… Разденьтесь, пожалуйста, за ширмой и ложитесь на кушетку.»

Наша память, как и наше тело, требует регулярных нагрузок – только в этом случае обеспечено развитие. Прекрасным средством для тех, кто мечтает иметь отличную память, может стать интенсивный курс «Феноменальная память для занятых людей» от рекордсмена России по запоминанию Станислава Матвеева . Вот небольшое видео о Стасе ещё с его студенческих времен

Не забывайте, что мозг – это тот орган, который требует к себе гораздо больше внимания, чем мы зачастую думаем.

Расскажите, как вы тренируете свою память?

А я закругляюсь. До скорого.
Ваш Юрий Окунев.

Источник:
Как тренировать память и внимание у взрослых: в быту и экстремально
Как взрослому развить зрительную и слуховую память. Простые и эффективные способы для использования в быту. Супер интенсив для чемпионов.
http://my-day.pro/kak-trenirovat-pamyat-i-vnimanie-u-vz/

Как улучшить память и развить внимание у взрослых

Уж вот, казалось бы, железобетонное правило, которое с нами по жизни, прямо с детского садика: учи наизусть, будет отличная память. Но исследования Колумбийского университета (США), проведенные на 350 студентах, показали, что нет никакой прямой связи между заучиванием наизусть больших объемов текста и активностью лимбической системы мозга (в этой зоне находится наш «центр памяти»). Более того, молодые люди, которые зубрили стихи без всякого удовольствия, а потому что надо, не могли сосредоточиться на запоминании другой информации, были менее внимательны, имели более слабую кратковременную память по сравнению с теми, кто не занимался зубрежкой.

По словам профессора-нейролингвиста Бернхарда Шмидта, «если стихи не запоминаются сами собой (а есть люди с уникальной памятью, которые просто без усилия дословно запоминают большие объемы текста), не надо себя мучить, вашему мозгу это ничего не даст. Просто любите поэзию, читайте стихи, ритмические формы позитивно влияют на мозг и нашу память, но совсем не обязательно все это держать в своей черепной коробке». Кстати, то же относится и к сочинению стихов. Раньше считалось, что подбор рифм стимулирует мозг. Но сейчас доказано, что стихосложение никак не влияет на память. Это просто особенность мозга, у кого-то получается хорошо, а кто-то «поэт Цветик», и им останется.

Также ученые сейчас все больше склоняются к тому, что важнее не знать наизусть (от номеров телефонов до уравнений), а знать, где взять нужную информацию. Врач-невролог Анна Горенкова говорит, что мы уже внутри новой системы информации, наш мозг и так перегружен, почему бы не доверить часть его работы гаджетам. Базовые знания, безусловно, важны, чтобы разбираться в достоверности данных, ну а детали подскажет Google. Нет смысла стремиться к глобальному запоминанию всего, мозгу от этого нисколько не лучше.

Также бесполезным признана такая форма тренировки памяти, как чтение слов задом наперед. Врач-невролог Анна Горенкова рассказывает, что «абырвалг» , напротив, травмирует мозг, нарушает привычное восприятие информации и дает совершенно ненужный стресс нейронам.

Принято думать, что продлить молодость мозга и память лучше всего помогают интеллектуальные упражнения, например, разгадывание кроссвордов или игра в шахматы. Однако же, как утверждают ученые из Эдинбургского университета, это не совсем так. После 60 лет именно физические упражнения, а не умственные, помогут остановить усыхание мозга и отдалить проявления признаков старения.
Рузультаты исследования опубликованы в очень уважаемом медицинском журнале «Neurology». Данные томографического обследования 638 человек пенсионного возраста показали: у тех, кто активно занимался физкультурой на протяжении трех лет, объем мозга уменьшался медленнее.

Причем упражнения не должны быть изнурительными и соответствовать возрасту, то есть щадить сердце и суставы. Достаточно каждый день проходить пешком по 2-3 километра и делать по утрам небольшой комплекс физкультуры (с упором на плавные аэробные упражнения — то есть связанные с тренировкой дыхания — и укрепление мышц).

А вот обследования тех, кто не занимался физкультурой, предпочитая лишь «пищу для ума», показали: только лишь интеллектуальная подзарядка, увы, не замедляет темпов усыхания мозга.

Также доказано, что на самом деле не работают такие популярные способы «подзарядки» памяти.

«Ослепнуть», то есть время от времени делать привычные действия с закрытыми глазами. Например, разбирать что-то на столе, есть, чистить зубы или передвигаться по квартире. Наш эксперт невролог Анна Горенкова считает, в результате этого упражнения вы скорее всего получите «встряску для мозга» в виде здоровенной шишки, когда налетите сослепу на шкаф. Память же от этого точно не улучшится. Внезапное «лишение» какого-то органа чувств вгоняет мозг в очень дискомфортное состояние (даже если это игра), начинают активно вырабатываться гормоны стресса — кортизол и ацетилхолин, которые, не улучшают работу мозга, а напротив, ее тормозят.

Также никакой особой пользы не приносит «смена ориентации». В смысле — правшам становиться на время левшами, а левшам правшами. И обычные бытовые действия делать не «ведущей» рукой (набирать номер телефона, переключать пульт, гладить белье). Раньше считалось, что это укрепляет нейронные связи между левым и правым полушариями мозга. Но последние исследования Сиднейского Универститета показали, что это бесполезно и, напротив, путает мозг. Правшами и левшами мы рождаемся, это заложено генетически (за исключением случаев, когда человек вынужден менять «ведущую» руку из-за травмы, например).

— Помните, в советской школе было популярно, а потом признано провальным и очень вредным переучивание в школах левшей на правшей, — говорит наш эксперт Анна Горенкова. — Есть данные, что «переученные» дети хуже усваивали информацию, хуже справлялись с заданиями на логику и пространственное мышление, были более раздражительными и подверженными стрессам по сравнению с «непереученными» левшами.

А какие способы тренировки памяти работают

ХОДИТЕ ПЕШКОМ. Доказано, что быстрая ходьба в течение 30-50 минут увеличивает приток крови в мозг на 15%. Регулярная стимуляция притока крови улучшает функции мозга, а именно память и концентрацию внимания. К тому же новая кровь очищает мозг от метаболических «отходов», таких, как белок бета-амилоид. Этот белок, как уже было доказано ранее, участвует в развитие болезни Альцгеймера.

ЧИТАЙТЕ НЕ МЕНЬШЕ ЧАСА В ДЕНЬ. Манфред Гоголь, президент Немецкого общества геронтологии и гериатрии считает, что именно во время чтения происходит формирование новых синапсов – особых зон контакта между отростками нервных клеток и другими клетками организма. Если сказать проще, когда мы читаем, то мозг тренируется в налаживании контактов с нашим телом. Причем совершенно необязательно читать что-то заумное. Мозговая активность повышается, когда чтиво вас захватывает и вызывает яркие эмоции, и снижается, когда скучно. При этом не так важно, читаете вы электронную книжку или бумажный том, главное, чтобы не было проблем с глазами. Чрезмерное напряжение глазных мышц ухудшает внимание.

ЕШЬТЕ КЛЕТЧАТКУ. Она не только «чистит» организм от токсинов, но и стимулирует процесс обновления клеток мозга, что ведет к поддержанию памяти на достойном уровне. Об этом говорит новое исследование Национального института рака США. Больше всего клетчатки в цельнозерновых продуктах, орехах, овощах и бобовых. Чтобы стимулировать обмен веществ достаточно съедать в день 10-15 граммов клетчатки. Например, стандартная порция вареной чечевицы содержит 8 граммов клетчатки. А 100 граммов миндаля – почти 9 граммов, чашка овсянки — 4 грамма, 100 граммов чернослива – около 6 граммов клетчатки (чернослив еще и очень полезен для кишечника — очищает его от токсинов).

УЧИТЕ ЯЗЫКИ. Канадские ученые Ротмановского исследовательского института в Торонто доказали с помощью неврологических и биохимических тестов: у людей, владеющих двумя и более языками, болезнь Альцгеймера встречается гораздо реже. А если и развивается, то гораздо позже, чем тех, кто «шпрехает» только на одном лишь родном языке. Также доказано, что люди, блестяще владеющие хотя бы одним иностранным языком в пожилом возрасте лучше остальных справляются с тестами на скорость умственных реакций и концентрацию внимания. Руководитель исследования Фергус Крек считает, что знание второго языка создает в мозге некоторый «интеллектуальный резерв», задерживающий развитие возрастных отклонений.

Источник:
Как улучшить память и развить внимание у взрослых
Популярные способы для улучшения памяти и внимания, которые опровергли ученые, и правила, которые реально работают
http://www.kp.ru/putevoditel/krasota/kak-uluchshit-pamyat-i-razvit-vnimanie-u-vzroslykh/

COMMENTS