Методы психологии по ананьеву

Классификация методов (по Ананьеву)

1.организационные, относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.

Сравнительный метод в настоящее время широко применяется в общей психологии (сопоставление разных групп испытуемых, или выборок).

В психологии развития сравнительный метод выступает в двух основных формах: в виде метода возрастных, или поперечных, срезов и лонгитюдных (продольных) исследований. — —Сравнительно-возрастной метод представляет собой сопоставление отдельных особенностей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса.

При использовании процедуры поперечных срезов изучаемое психическое явление диагностируется с помощью одного и того же психологического инструмента у различных возрастных групп испытуемых (но близких по социально-психологическим характеристикам). Лонгитюдные исследования предполагают длительное исследование одних и тех же людей на протяжении ряда лет, не случайно их называют продольными исследованиями. При этом применяется как наблюдение, так и экспериментальные и тестовые методики. Лонгитюдные исследования дают возможность выявить индивидуальные особенности развития.

Вариантом сравнительного метода, специфичным для возрастной и педагогической психологии, считается генетический метод.

Комплексный анализВсовременных условиях психологические исследования все чаще включаются в комплексные исследовательские программы, в которых участвуют представители других наук. Эти программы, как правило, создаются для решения практических задач. В комплексном исследовании при одном изучаемом объекте имеет место разделение функций между отдельными подходами. Такого рода изыскание позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физического, физиологического, психического, социального развития личности и др.).

2. эмпирические методы добывания научных данных. К этой группе относятся наблюдение (включая самонаблюдение), экспериментальные методы; психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (рисунков, лепки, ученических работ различного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документов, свидетельств и т.д.). Наблюдение особенно активно используется при изучении детского развития, бесспорный приоритет этого метода отмечал, например, известный французский психолог Анри Валлон, подчеркивая его исключительность для изучения раннего детства.

Эмпирические методы с детьми и подростками чаще всего проводят в привычных условиях детского сада, школы и др. Поэтому в возрастной и педагогической психологии нередко используется вариант естественного эксперимента, осуществляемый в рамках игровой, трудовой и учебной деятельности растущего человека. Спецификой возрастной и педагогической психологии следует признать так называемый формирующий эксперимент, в рамках которого создаются специальные условия изучения динамики развития психологических особенностей в процессе их целенаправленного формирования.

3. методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный анализы (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями).

4. интерпретационные методы. К ним относятся генетический и структурный методы. Генетический позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает вертикальные генетические связи между уровнями развития. Структурный метод определяет горизонтальные структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.

3. Стратегия формирующего эксперимента.

Эксперимент — метод, основанный на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основная цель — активное вмешательство в построение процесса с заданными свойствами (основатель метода Л.С.Выготский)
Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть.

Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов.

Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы:
— постановка цели;

— планирование хода эксперимента;

— проведение эксперимента (сбор данных);

— анализ полученных экспериментальных данных;

— выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных;

В формирующем эксперименте выделяются 3 этапа:

1. Констатирующий (используя различные методики необходимо выяснить исходные особенности психики учащихся). На основе этих результатов составляются формирующие и развивающие приемы.

2. Формирующий (в процессе которого, реализуются формирующие и развивающие приемы);

3. Контрольный этап. Его задача — оценить эффективность и результативность проделанной формирующей работы.

Сравнивая результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах работы можно выяснить правильные ли приемы применялись и на сколько эти приемы улучшили развиваемое качество.

Идею естественного эксперимента выдвинул А.Ф. Лазурский, который призывал к углубленной разработке новых форм психологического эксперимента. Чтоб организовать естественный эксперимент, надо, по мнению Лазурского, решить проблему выбора таких видов деятельности, в которых особенно характерно выявлялись бы типические или индивидуальные особенности исследуемых. После чего создается модель деятельности, весьма близкой к тем занятиям, которые обычны для участников. (Например, естественный эксперимент в группе детского сада часто строится в виде дидактической игры.). Экспериментальное исследование может быть констатирующим и формирующим. Констатирующий эксперимент направлен на выявление наличного уровня психологического явления или качества. (Пример, тестовое обследование интеллекта детей, проводимое с помощью различных методик (тест А. Бине, Тест Векслера и др.))

Возникновение метода формирующего эксперимента в оте­чественной психологии связано с именем Л.С. Выготского. Замысел формирующего (или экспериментально-генетического, генетико-моделирующего, обучающего) исследования состоит в искусст­венном воссоздании (моделировании) процесса психического развития. Цель – изучение условий и закономерностей проис­хождения того или иного психического новообразования. Ставится задача формирования новой для испытуемого способности. Исследователь теоретически намечает и эмпирически подбирает подходящие пути и средства достижения искомого результата, стремясь добиться заранее «запланированных» показателей сформированности способности.

Источник:
Классификация методов (по Ананьеву)
1. организационные , относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Сравнительный метод в настоящее время широко применяется в общей психологии (сопоставление разных групп
http://sdamzavas.net/2-24065.html

Классификация методов исследования по Ананьеву

Классификация методов исследования по Ананьеву

1. Организационные методы

а) поперечно-средовые (сравнительные методы)

б) лонгитюдный (продольные срезы)

в) комплект методов использования в исследовании

2. Эмпирические методы

а) наблюдение, самонаблюдение (интроспекция)

б) эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент)

в) психодиагностические методы

— стандартизированные и проективные тесты

— вербально-коммуникативные методы( беседа, интервью)

— опрос ( анкеты опросники)

г) методы анализа процессов и продуктов жизнедеятельности(праксиметрические методы, циклография, профессиограммы)

д) метод моделирования

3. Методы и приемы обработки эмпирических данных

а) математическая статистика

б) методы качественной хар-ки полученных рез-ов

4. Интерпретационные методы

а) генетический метод

б) структурный (анализ систем и типов межсистемных связей)

В практической психологии, которая соединила достижение науки с запросами практики, применяет 3 группы методов:

1. Методы исследования или получения эмпирических данных (самая большая группа методов). Они хорошо изучены и разработаны, не зависят от участников и определяются предметами и объектами исследования

2. Метод воздействия – метод развития, формирования или изменения разных сторон психики человека

3. Метод психологической коррекции и помощи. Основная особенность – осознание человеком необходимости изменений, добровольное участие и сотрудничество клиентов и психологов.

В психологии методы условно делят на 4 группы:

1. Методы организации психологического исследования

2. Методы сбора эмпирических данных

3. Метод обработки полученных результатов

4. Метод интеграции и представления результатов исследования

Организационные методы

Наиболее распространенными методами организации являются лонгитюдный метод и метод поперечных срезов.

При лонгитюдной организации объектом исследования является в течении какого-то продолжительного времени. Такой метод часто трудно организовать.

При методе поперечных срезов создаются группа испытуемых, сходных по какому-то признаку, и результаты этой группы сравниваются с результатами испытуемых, отличных по этому качеству.

Методы сбора эмпирических данных

Методы сбора эмпирических данных делят на описательный и эксперимент.

К описательному относят наблюдение и самонаблюдение, ответы на анкеты и опросники, метод экспериментальных оценок, беседы, анализы продуктов деятельности. На стыке между описательным и экспериментальным методами находятся – тесты

Наблюдение и самонаблюдение

Наблюдение относят к одному из самых главных методов исследования.

По организации это самый простой метод, по обработке полученных данных саамы сложный.

В литературе метод наблюдения описывается как базовый метод и хар-ется как социальная организация непосредственного познания.

Выделяют и признаки такой организации:

1. Осознанность задач наблюдения (понимание того, что и зачем изучается)

2. Наличие программы наблюдения и выделение единиц наблюдения, так как психические явления – это продукты внутреннего мира, т.е. наблюдатель может видеть только внешние проявления психики

3. Различение фиксируемых факторов и симптомов от их интерпретаций и оценок

4. Естественная включенность процесса наблюдения в ситуацию взаимодествия с тем, за кем наблюдают. Когда человек осознает, что за ним наблюдают, многие проявления психики искажаются.

Главная особенность наблюдения – исследователь не вмешивается в суть происходящего явления. На основании наблюдения можно сделать выводы о психических процессах, своих состояниях.

Наблюдение бывает включенным и не включенным.

1. Непрерывное (Пиаже) используется в детской психологии для изучения речи и мышления у болных детей

2. Клиническое – связано с решением диагностических задач

3. Комплексное – связано с использованием различной аппаратуры

Самонаблюдение – человек фиксирует события, которые с ним происходят и свои переживания о ощущения по поводу этих событий.

Анкеты и опросники

Анкеты – они дают возможность за короткий срок получить информацию о больших группах людей. Вопросы формулируются так, чтобы на них можно было дать однозначный ответ «да» или «нет» либо предлагаются ответы на выбор. Большая часть анкет направлена на изучение мнений и отношений.

Опросники – это разновидность анкет, которые направлены на самопознание или на самооценку человека по тем или иным признакам. В них также предполагается однозначный ответ («да» или «нет»). Вопросы должны быть понятны, но цель этих вопросов не должны быть ясны как в анкетах. В опросниках, как правило, включена шкала искренности. Это вопросы, касающиеся, как правило, таких особенностей поведения, которые не одобряются в обществе, но которые свойственны большинству людей.

Недостатком опросника является то, что не всегда возможно определить, говорит ли человек о своем реальном или желательном поведении. Также бывает, что понимание вопросов может различаться у создателей опросника и испытуемых (переводные опросники).

Проективные методы

Экспертные методы

Экспертные методы и методы групповой оценки личности и поведения – они также применяются в использовании прикладных исследований. Они предполагают использование определенных хар-к человека и шкалы, оценки этих свойств, по которым др. люди ( спец-ты в разных областях в случае экспертных оценок и члены конкретной группы при групповой оценке) оценивают поведение и дея-ть испытуемого. Эти методы используют шкальные психологи, специалисты по персоналу при решении задач отбора и расстоновки кадров.

Беседа

Беседа – это способ речевого взаимодействия, она может быть как методом исследования психики, так и способом психо — коррекционного воздействия, а также средством установления взаимопонимания. Поэтому беседа входит в раздел исследовательских и в раздел коррекционных методов. Это сложный метод познания и воздействия, и она должна удовлетворять следующим требованиям:

1. Между участниками должен быть установлен контакт. Хорошим условием для доверительных отношений явл ситуация, когда человек находится в затруднении, и у него есть надежда, что психолог может ему помочь.

2. Психологу необходимо продумать заранее программу беседы, которая должны быть гибкой , чтобы беседа не превратилась в допрос

3. Вопросы не должны ставиться во внушающий, подсказывающей или провоцирующей форме. Не должны задаваться в лоб, а только в косвенной инесцинирующей свободной высказывании форме.

4. Беседа должна оказать положительное влияние на человека так, чтобы он ушел в хорошем настроении.

Тесты

Тесты – это стандартизированные процедуры измерения каких-либо свойств или процессов. Результаты выполнения сравниваются с полученными эмпирическими способами , нормами.

Выделяют 2 типа тестов:

1. Тесты достижений

2. Проективные тесты

Тесты достижений позволяют оценивать интеллектуальные и перцептивные способности, а также некоторые личностные черты.

При выполнении этих тестов испытуемым нужно за определенное время решить, возможно, большое кол-во заданий. На каждое задание существеут естественно верный ответ. Самым известным тестом достижения явл тесты определения IQ или коэффициент интеллектуальности.

Проективные тесты направлены на изучение личностных хар-к, особенно тех, которые не осознаются. Эти тесты основаны на принципе проекции, когда человеку предъявляют неоднозначный стимул, он склонен его интерпретировать в соответствии с собственными чувствами, потребностями или интересами. Чаще всего в качестве стимула используется двусмысленные изображения или рисунки с неясным очертанием, которые человек должен как-то назвать или описать. В других проективных тестах испытуемый сам рисует на заданную тему или оценивает форму или цвет.

Задача психолога состоит в интерпретации ответа с целью выяснения динамики его личности, которое проявляется непроизвольно. Формализованных принципов интерпретации нет, и правильность ее зависит от интуиции и опыта психолога. Эти тесты чаще используются в практической психологии. Наиболее известными проективными тестами явл тест Росшеха, цветовой тест Люшера и тематическийаперцепционный тест (тат)

Эксперимент

Основным методом получения эмпирических данных явл эксперимент, но в настоящее время он теряет свои позиции и предпочтение отдается описательным методам.

Эксперимент – это определенным образом организованная ситуация с целью установить как наличие или отсутствие какого-либо фактора влияет на другой фактор. Эксперимент отличается тем, что исследователь активно планирует, создает и изменяет и контролирует условия, которые вызывают нужное ему явление.

Организация эксперимента

Правильно поставленный эксперимент требует большой подготовки и правильной организации, поэтому прежде всего исследователь должен сформулировать гипотезу, для проверки которой эксперимент проводится. Формулируется предположение о наличии закономерной связи, которая может существовать между условиями и поведением или реакциями испытуемого.

Реакция и поведение испытуемого называют зависимыми переменами , а условия независимые перемены. Для того, чтобы исключить влияние посторонних факторов эксперимента может проводиться дважды: с контрольной и экспериментальной группами. Разница между ними заключается только в наличии(экспериментальная группа) или отсутствии (контрольная группа) независимой перемены.

Виды эксперимента

В лабораторных экспериментах используется спец-ое оборудование, а испытуемый помещается в искусственно созданные условия, тем самым сводится к минимому влияния внешней среды и др людей на него. Некоторые психические явления и процессы невозможно изучит вне лабораторных условий. Например, пароги чувствительности, время двигательных реакций на разные стимулы

В лабораторных экспериментах изучаются отдельные явления и процессы, поэтому результаты их не всегда можно переносить на реальную действительность. Недостатком лабораторного эксперимента явл то, что не все психические явления поддаются моделированию.

Полевой эксперимент – исследование проводится в ситуации реальной дея-ти. Например, время реакции можно изучать в лаборатории и можно на рабочем месте оператора. Условием такого эксперимента явл добровольное участие испытуемых и знание ими своих задач.

Естественный эксперимент проводится в обычных условиях, и испытуемые не знают и не подозревают о том, что подвергаются психологическому изучению. Исследователь планирует специально, создает и варьирует условия, которые могут провоцировать нужное ему явление. Этот вид эксперимента чаще всего используется в детской психологии, и впервые был продолжен и разработан Лазурским.

Существует еще один вид эксперимента, который направлен не столько на изучение или выявление закономерностей, сколько на формирование каких-либо новых качеств или способов поведения. Он называется формирующий эксперимент и чаще всего используется в педагогической или социальной практики.

Формирующий эксперимент ориентирован на преобразование изучаемого объекта в желаемом направлении его оптимизации или развития. Многие педагогические программы построены по типу формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент относится к исследовательским методам и к методам воздействия.

Количественные методы

К количественным относятся статистические методы. Чаще всего используют такие показатели, как среднее значение показателя вариативности. Для выявления закономерностей используют корреляционный и дисперсионный анализ, а для определения влияния тех или иных условий используют факторный анализ. Главным при проведении статистического анализа явл наличие результатов, полученных на большой выборке испытуемых.

Качественные методы

Качественная обработка также используется и чаще всего, когда по этическим или техническим соображениям исследователь не может использовать измерительные или экспериментальные процедуры. Качественным методам относят описание и интерпретации отдельных случаев, результатом наблюдений ответам на проективные тесты.

Суждение людей по тем или иным вопросам, их рассказы о себе также могут быть материалом для качественной обработки. Для анализа такого материала используют методы контент и интент-анализа. Контент — анализ заключается в выявлении, обобщении и количественной оценки слов и др элементов языка, которые встречаются в высказываниях или речи человека.

По этим результатам могут сравниваться высказывания разных людей или одного человека, который находится в разных состояниях.

Интент-анализ заключается в определении целевой ориентации высказывания, т. е. с какими намерением человек сказал что-то, кому он обратился, что он ждет в ответ и какие слова использует. Все это анализируется и интерпретируется психологом. Этот анализ явл субъективной процедурой и используется в исследованиях, которые ведутся одновременно с психологическим воздействием.

Артефакты

В психологическом исследовании получают точные знания о человеке, но и так называемые артефакты, т.е. результаты, которые явл не следствием закономерностей, а следствием случайных неконтролируемых обстоятельств в ситуации эксперимента или бессознательного вляиния.

В литературе выделяют несколько видов артефактов:

1. Эффект Плацебо – преднамеренное или непреднамеренное внушение, которое оказывает врач или психолог. Если клиент убежден в эффективности какого-то препарата или процедуры, то наблюдается положительный эффект.

2. Эффект Хотторна – участие в эксперименте оказывает такое действие, что люди ведут себя так, как от них ожидает экспериментатор.

3. Эффект Розенталя – на результат исследования влияют ожидания экспериментатора, и он вольно или невольно влияет на результат.

4. Эффект аудитории – в присутствии публики даже пассивной само по себе влияет на скорость обучения или эффективность решения задач

5. Эффект Пигмалеона – если экспериментатор уверен в истинности какой-то гипотезы, то он вольно или невольно получает подтверждение своим предположениям.

6. Эффект первого впечатления – оценивая личность или черты хар-ра того или иного человека, экспериментатор наибольшее значение предает первому впечатлению, даже если оно не подтвердилось

7. Эффект Барнума – заключается в том, что люди склонны принимать с доверием описание или общие оценки своей личности, если эти оценки делаются научным языком или преподносятся с магическими или ритуальными хар-ми.

Методы коррекции

или некоторые виды психотерапии. Консультирование имеет свою цепь налаживания конструктивного диалога между людьми.

Консультирование проводится чаще всего с целью помощи личности в процессе становления для того , чтобы человек мог больше узнать о себе, понять и принять свою индивидуальность, разобраться с собственными проблемами. Между психологом и клиентом устанавливается определенное взаимоотношение, которое хар-ется абсолютным положительным принятием доброжелательности, взаимопониманием, сотрудничеством.

Задача психолога состоит в стимулировании и поддержки человека, который находится в кризисной ситуации.

Психологическое консультирование проводится с разными целями:

— информирование – представляет информацию по данным психо-диагностического исследования

— ориентация на какой-нибудь вид дея-ти (профориентация)

— коррекция – изменение отношения к себе или на развитие способностей.

Консультирование всегда направлено на самосознание личности, на осознание человеком своей индивидуальности, своих желаний, целей, потенциальных способностей, чувств и действий.

Необходимым условием психоконсультирования явл добровольное согласие на получение консультации, авторитет консультанта, активное или творческое отношение клиента к своим проблемам, так как право принимать или не принимать помощь остается за клиентом или ему приходится решать самому вопросы своей жизни.

При групповом консультировании психологическая помощь оказывается группой и в последующие годы это направление стало очень популярным в силу своей эффективности и экономичности, выгодой по сравнению с индивидуальным обучением.

Наиболее распространенными явл разнообразные тренинговые группы:

— группы по навыкам обучения

-группы телесной терапии

-группы танцевальной терапии

Самостоятельная психологическая помощь проявляется в развитии самосознания, т.е. отражения себя в своем сознании, в знании о себе и переживании своей неповторимости. Самосознание выступает как отношение к своему «Я», которое формируется через осознание своих желаний, мыслей, чувств и действий. Человек в процессе самопознания начинает лучше понимать и принимать себя, что явл важным условием саморазвития.

Психотерапия – это комплексное, лечебное, вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждение и самосознание человека. Ее целью явл в том, чтобы помочь человеку, понять причины дезадаптации, изменение своего поведения или отношение к социальному окружению и собственной личности. Психотерапия может иметь клиническую или личностную ориентацию.

Клиническая ориентация направлена на смягчение или устранение болезненной симптоматики при психических нервных и психосоматических расстройств.

В психотерапии сущ более 4 тысяч методов и способов. Клиническая психотерапия включает методы:

Личностно-ориентированная психотерапия содействует адаптации членов к социальной реальности и личностному росту клиента. Она может использоваться в индивидуальной форме, где реальным фактором выступает контакт врача и клиента, основывается на взаимоотношении, доверии и уважении, а также в групповой форме, которая использует возможность межличностных взаимодействий.

Самой распространенной психотерапической техникой явл психоанализ, который ставит своей целью поиск подсознательных источников, трудностей и конфликтов с тем, чтобы больной осознавал их, на новой основе воссоздал свою личность.

Существует также психотерапия: субъективная, которая использует внушение; эмотивно — рациональная, которая ставит своей целью выработку у клиента более объективного восприятия событий, которая поможет ему изменить или выработать новые дейсвтия и решения.

Гентальт терапия направлена на формирование целостной гармоничной личности.

Рациональная терапия (успокаивание)

Арт-терапия — использование творчества

Классификация методов исследования по Ананьеву

1. Организационные методы

а) поперечно-средовые (сравнительные методы)

б) лонгитюдный (продольные срезы)

в) комплект методов использования в исследовании

2. Эмпирические методы

а) наблюдение, самонаблюдение (интроспекция)

б) эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент)

в) психодиагностические методы

— стандартизированные и проективные тесты

— вербально-коммуникативные методы( беседа, интервью)

— опрос ( анкеты опросники)

г) методы анализа процессов и продуктов жизнедеятельности(праксиметрические методы, циклография, профессиограммы)

д) метод моделирования

3. Методы и приемы обработки эмпирических данных

а) математическая статистика

б) методы качественной хар-ки полученных рез-ов

4. Интерпретационные методы

а) генетический метод

б) структурный (анализ систем и типов межсистемных связей)

В практической психологии, которая соединила достижение науки с запросами практики, применяет 3 группы методов:

1. Методы исследования или получения эмпирических данных (самая большая группа методов). Они хорошо изучены и разработаны, не зависят от участников и определяются предметами и объектами исследования

2. Метод воздействия – метод развития, формирования или изменения разных сторон психики человека

3. Метод психологической коррекции и помощи. Основная особенность – осознание человеком необходимости изменений, добровольное участие и сотрудничество клиентов и психологов.

В психологии методы условно делят на 4 группы:

1. Методы организации психологического исследования

2. Методы сбора эмпирических данных

3. Метод обработки полученных результатов

4. Метод интеграции и представления результатов исследования

Организационные методы

Наиболее распространенными методами организации являются лонгитюдный метод и метод поперечных срезов.

При лонгитюдной организации объектом исследования является в течении какого-то продолжительного времени. Такой метод часто трудно организовать.

При методе поперечных срезов создаются группа испытуемых, сходных по какому-то признаку, и результаты этой группы сравниваются с результатами испытуемых, отличных по этому качеству.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник:
Классификация методов исследования по Ананьеву
Классификация методов исследования по Ананьеву 1. Организационные методы а) поперечно-средовые (сравнительные методы) б) лонгитюдный (продольные срезы) в) комплект методов
http://cyberpedia.su/16x72ee.html

Классификация методов по Б

Предмет, цель и задачи психологии личности.

Основная цель современной психологии личности – объяснить с позиции науки, почему люди ведут себя так, а не иначе.

Другая цель психологии личности – помогать людям получать большее удовлетворение от жизни.

В задачи психологии личности входит:

1) Исследование общего и частного в проявлении личности.

2) Изучение структуры личности.

3) Изучение механизмов развития личности.

4) Изучение закономерностей развития личности.

5) Описание, объяснение, прогноз и коррекция личностного развития.

Методы изучения личности.

Методы исследования личности — совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека.

Классификация методов по Б.Г. Ананьеву.

1) Организационные методы: сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени); комплексный метод (заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения; в одной исследовательской программе участвуют специалисты самых разных областей знания: психологи, педагоги, медики, математики и т.п.

2) Эмпирические (методы сбора первичной информации) – группа методов психологии, позволяющих получить первичные данные об изучаемом явлении: наблюдение и самонаблюдение (обсервационные методы).

Наблюдение– целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объ­екта (открытое – наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования, скрытое; лабораторное (экспериментальное) – наблюдение в искусственно создаваемых условиях и естественное (полевое); включенное– наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри, невключенное – наблюдение со стороны;случайное – не запланированное заранее наблюдение, систематическое – преднамеренное наблюдение).

Самонаблюдение —наблюдение за своими переживаниями.

Эксперимент – это метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния. Отлича­ется от наблюдения активным вме­шательством в ситуацию со сторо­ны исследователя.

Психодиагностические методы (тестирование, анкетирование, социометрия (исследование межличностных отношений в группе), интервью и беседа).

Анализ процесса и продуктов деятельности —метод анализа записей и заметок, архивных материалов, продуктов трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д.

Биографический метод ? это способ исследования и проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении документов ее биографии (личные дневники, переписка и т.д.).

3) Методы обработки данных:количественная обработка (построение графиков, гистограмм, схем, таблиц и т.д.); качественная обработка (предусматривает анализ и синтез полученных данных, их систематизация и сравнение с результатами других исследований).

4) Интерпретационные методы, объясняющие результаты, полученные в данном случае с точки зрения исходных гипотез и посылок, которые служили основой для проведения исследования: генетический метод — интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты, процессы становления психических функций, образований или свойств личности; структурный метод — интерпретирует материал в характеристиках типов связей и систем, образующих личность, социальную группу (системный метод, который предусматривает установление связей между всеми психическими качествами индивида).

Источник:
Классификация методов по Б
Предмет, цель и задачи психологии личности. Основная цель современной психологии личности – объяснить с позиции науки, почему люди ведут себя так, а не иначе. Другая цель психологии личности
http://mylektsii.ru/5-109741.html

Методы психологии по ананьеву

9. Классификация методов психологического исследования ( по б.Г. Ананьеву и др.).

Психология как наука имеет свои методы исследования. Методы научного исследования — это приемы и средства, с помощью которых получают сведения необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Развитие науки зависит о того, насколько используемые ее методы совершенны, насколько они надежны и валидны.

Б.Г.Ананьев предложил классификацию методов, которая соответствует порядку операций в научном исследовании. Таким образом, в современной психологии сложилась система методов, охватывающих цикл исследования: организационных, эмпирических, количественно-качест­венного анализа научных данных, интерпретационных.

Первую группу методов можно наз­вать организационными, к ним относятся срав­нительный, лонгитюдный, комплексный методы. Они дейст­вуют на протяжении всего исследования, и их эффективность определяется по конечным результатам исследо­вания (теоретическим — в виде известных концепций, практическим — в виде определенных рекомендаций к со­вершенствованию или созданию нового средства обучения, диагностики и лечения, управления и т. д.).

Вторую, самую обширную группу методов, составляют эмпирические способы добывания научных данных, обра­зования фактов. К этой группе относятся:

наблюдение и самонаблюдение (обсервационные методы),

эксперимен­тальные методы (лабораторного, полевого, естественного, формирующего или психолого-педагогического эксперимента),

психоди­агностические методы (тесты, стандартизованные и проективные; анкеты современных типов; социометрия; ин­тервью и беседы);

праксиметрические методы, то есть приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, оценка изделий и выполненных работ, в том числе ученических, произведений и т. д.).

моделиро­вание (математическое, кибернетическое и т. д.).

био­графические методы (анализ фактов, дат и событий жиз­ненного пути человека, документации, свидетельств и т. д.).

Третью группу методов составляют приемы обработки полученных результатов. К этим методам от­носятся:

количественный математико-статистический анализ,

качественный анализ, в который входит дифференциация материала по типам, группам, ва­риантам и составление психологической казуистики, т. е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нару­шениями общих правил.

Наконец, четвертая группа интерпретационные ме­тоды. Их составляют различные варианты генетического и структурного анализа. Вариантами генетического метода являются филогенетический, онтогенетический, генетиче­ский, социогенетический, истори­ческий анализ. Различные варианты этого метода есть способы теоретического исследования генети­ческих связей между изучаемыми явлениями.

Взаимо­связи между частями и целыми, т. е. функциями и лич­ностью, отдельными параметрами развития и организмом в определенный момент его жизни определяются струк­турными методами (психографией, типологической клас­сификацией, психологическим профилем).

Основными формами получения информации в психологии являются эмпирические методы, к которым относятся наблюдение, измерение, эксперимент и беседа. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

Эмпирические методы от всех других методов отличаются тем, что ученые взаимодействуют непосредственно с самим объектом, а не с его моделью.

НАБЛЮДЕНИЕ очень важный метод для психологического исследования и древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями, пользуется каждый человек в своей повседневной практике.

Очень многие психологические феномены были открыты и описаны на основе наблюдения.

Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

выбор способов регистрации наблюдаемого материала (как вести записи?);

обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Систематизированное – это когда наблюдается ряд конкретных феноменов.

Несистематизированное или сплошное, это когда наблюдается поведение в целом, а потом вычленяется необходимое.

Наблюдение может быть:

Непосредственным – когда просто непосредственно идет наблюдение какого-то явления, феномена или реакции.

Опосредованное – это наблюдение с использованием разнообразной фото и видеоаппаратуры.

Наблюдение может быть:

Скрытым – когда объект наблюдения не знает, что за ним наблюдают.

Явным – когда объект наблюдения знает о том, что ведется наблюдение.

Включенное – это когда наблюдатель помещен в ту среду и группу людей, за которыми он наблюдает.

Не включенное наблюдение – это когда наблюдатель не находится в наблюдаемой среде.

С первого взгляда может показаться, что наблюдение метод достаточно субъективный. Это так! Есть ошибки наблюдения, и есть способы преодоления этих ошибок, способ компенсирования ошибок наблюдения.

Результатом наблюдения является описание объекта, наблюдение позволяет ответить на вопрос: что есть. Но мы не можем ответить на вопрос: почему это есть.

Откуда берутся ошибки. Они возникают оттого, что наблюдатель пристрастен, и необъективен. Вдобавок наблюдение очень сложный метод. Скрытые феномены наблюдать невозможно, или очень трудно. Наблюдение пассивный метод, наблюдатель не может воздействовать на объект. Наблюдение ведется за невербальными и вербальными проявлениями человека. Когда мы что-то собираемся наблюдать, мы результаты наблюдения фиксируем сразу или полагаемся на память.

1. Галлоэффект – это обобщение впечатления наблюдателя, которое ведет к грубому восприятию поведения и игнорированию тонких различий. Что помогает компенсировать ошибку? Использование технических средств фиксации результатов наблюдения. Техника фиксирует все.

2. Эффект снисхождения – вторая ошибка. Здесь может проявиться тенденция давать позитивную оценку происходящему.

3. Ошибка центральной тенденции – когда наблюдатель дает усредненную оценку и не замечает крайностей.

4. Ошибка корреляции – оценка одного наблюдаемого признака на основе другого.

5. Ошибка контраста – это то, что в психоанализе называется проекцией, то есть склонность обнаруживать у наблюдаемых людей собственные черты.

6. Ошибка первого впечатления, когда первое впечатление определяет все дальнейшие оценки событий.

Как сделать так, чтобы максимально объективизировать наблюдение. Первый способ – это привлечь ассистента. Непосредственное наблюдение ведет ассистент. Он не знает о содержании гипотезы, он просто фиксирует конкретные проявления, и он становится, таким образом, не заинтересованным лицом. Далее он сдает все протоколы нам, а уже анализ и интерпретацию этих протоколов осуществляем мы.

Интерпретация тоже явление субъективное. И здесь самым надежным способом объективизации является привлечение эксперта, то есть результатам дается экспертная оценка. Для этого приглашают минимум 3-х компетентных человек, они не знакомы и не контактируют друг с другом. Каждому из экспертов дается копия протокола и одинаковый вопрос: есть или нет.

ИЗМЕРЕНИЕ – как эмпирический метод тоже является пассивным методом, но дает возможность более точно оценивать свойства или качества объекта. Для того, чтобы мы могли осуществить измерение, нам необходим прибор или какая-нибудь шкала. Это первое условие измерения.

Второе условие, которое необходимо для того, чтобы произвести измерение – это измеряемость явления, или качества, или свойства. Если делать самое простое измерение, то эта процедура заключается в приписывании качествам чисел. Здесь мы в отличие от наблюдения получаем возможность сравнивать (выше — ниже, больше — меньше, сильнее — слабее и так далее).

Шкалы в психологии.

1. Номинативная шкала – позволяет классифицировать явление по какому-то признаку, разделять на типы. Например: имя, пол, возраст. С этой шкалой невозможны математические операции.

2. Шкала порядка – эта шкала сопровождает нас все время. Это линейка, весы. Эта шкала может быть в разных единицах. Эта шкала позволяет не только определить признак, но и характеризовать его выраженность. Большинство шкал в психологии – это шкалы порядка. По этой шкале можно делать математические операции, считать средние показатели.

3. Шкала интервалов – позволяет произвести некоторые обобщения.

4. Шкала отношений – суть в том, что между интервалами можно узнать коэффициент отношений.

Все тесты построены на шкалирование.

ЭКСПЕРИМЕНТ — это активный метод, потому что исследователь, в специально созданных условиях, воздействует на испытуемого по своему плану и целенаправленно меняет его состояние. Эксперимент включает в себя наблюдение и измерение. Это более сложный метод. Это единственный метод, который позволяет судить о причинно-следственных связях и ответить на вопрос, почему и как изменилось состояние.

БЕСЕДА – специфический метод, характерный именно для психологии. Беседа, как правило, включается как дополнительный метод в структуру исследования. Например, в структуру эксперимента беседа входит как доэкспериментальное или постэкспериментальное интервью. Беседа пришла в экспериментальную психологию из клиники и закрепилась в ней. Придумал и впервые использовал Жан-Пиаже – это была клиническая беседа.

Клиническая беседа – это способ исследования целостной личности, при которой в ходе диалога с испытуемым психолог пытается получить максимально полную информацию о человеке. Его жизненный путь, взгляды, сознательные и бессознательные паттерны поведения.

В более широком смысле выделяют следующие виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Анамнез (лат, по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц.

Далее этот метод получил широкое распространение. Именно на основе этого метода было разработано интервью.

ИНТЕРВЬЮ – это целенаправленный опрос. Стратегии ведения интервью очень разные. Бывает интервью:

Структурированное интервью возникает тогда, когда у нас есть точно сформулированные вопросы, и мы их последовательно задаем, вне зависимости от ответов. Например, структурированное интервью Отто Кернберга. Существует структурированное интервью на предмет определения типа привязанности. Оно проводится с взрослыми людьми, чтобы определить, или прояснить картину детства. Дальше это интервью качественно обрабатывается. Так делается попытка отнесения ответа к определенному типу и так делается вывод о том, что происходит с человеком.

Неструктурированное интервью – предполагает, что есть определенная тема, а вопросы задаются в зависимости от ответа на предыдущий вопрос. Здесь для получения качественной информации необходимо доверие к психологу. Иначе человек будет отвечать формально. Так же важна интимность обстановки, удобство и уют в которой проходит интервью.

Интервью может превратиться в опрос.

Очные опросы проходят во время непосредственной беседы.

Заочные опросы можно осуществлять тогда, когда у нас есть бланк с вопросами, и пациент отвечает на них письменно.

В анонимных заочных опросах достигается большая искренность, так как человек не обнажает себя, никто не знает его имени, фамилии, статуса. Если тема опроса интимна, то лучше делать ее анонимной.

Открытые заочные опросы хороши тем, что человек может подумать и вспомнить необходимую информацию или события.

Анкетирование является одной из форм опроса. Его трудно отнести к собственно психологическим методам исследования. Как правило, оно является вспомогательным методом.

Источник:
Методы психологии по ананьеву
9. Классификация методов психологического исследования ( по б.Г. Ананьеву и др.). Психология как наука имеет свои методы исследования. Методы научного исследования — это приемы и средства, с
http://studfiles.net/preview/3882668/page:11/

COMMENTS