Механизмы манипуляции

Механизмы и технологии манипуляции в культуре Текст научной статьи по специальности — Культура

Механизмы и технологии манипуляции в культуре Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Шихалиева У. К.

В статье говорится о манипуляции сознанием в различных культурах, о психологических и тактических способах воздействия на сознание, применяемые теми или иными этносами для достижения определенных интересов, как коллективного, так и личностного характера. Автор исследует мировоззрение и психологические приемы, используемые как в азиатской, так и в европейской культуре, описывает сходства и различия ментальности этих культур.

Похожие темы научных работ по культуре и культурологии , автор научной работы — Шихалиева У.К.,

Текст научной работы на тему «Механизмы и технологии манипуляции в культуре»

МЕХАНИЗМЫ И ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛЯЦИИ В

Шихалиева Ульяна Кубутаевна. Ростовский государственный экономический университет (РГЭУ «РИНХ», филиал г. Махачкала). Старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин.

Аннотация. В статье говорится о манипуляции сознанием в различных культурах, о психологических и тактических способах воздействия на сознание, применяемые теми или иными этносами для достижения определенных интересов, как коллективного, так и личностного характера. Автор исследует мировоззрение и психологические приемы, используемые как в азиатской, так и в европейской культуре, описывает сходства и различия ментальности этих культур.

Ключевые слова: манипуляция сознанием, менталитет, самоидентичность,

культурная матрица, массовая культура, манипулятивные технологии.

Манипуляция сознанием в духовной жизни общества имеет длительную историю. Восточная культура, например, имеет очень большой исторический опыт использования в социальном взаимодействии людей психологических манипуляций. Манипуляция сознанием в восточной культуре составляет ядро осознанного негативного воздействия на оппонентов и врагов на всех уровнях индивидуальных и коллективных социальных отношений.

И как отмечают изучающие феномен манипуляции специалисты, искусство составлять поэтапный многошаговый план взаимодействия между людьми со скрытой от посторонних целью, применяя многочисленные хитрости и ловушки для достижения успеха, является с древнейших времен отличительной чертой мышления и поведения китайских государственных деятелей, дипломатов и военных [2, с. 67].

Древнекитайская цивилизация с ее характерным иррационализмом была известна мощными приемами манипуляции. Наиболее ярко это проявлялось в политической жизни, во внешней и внутренней политике, и, в особенности, в стратегии ведения войны. Восточную философию войны можно отразить в следующей китайской мудрости: «Лучший способ отомстить врагу, — задушить его в своих объятьях». Манипулятивные практики управления и механизмы манипулирования в китайских политических и философских трактатах даны в виде развернутых системных стратагем. Причем, таких стратагем немало; к примеру, так выглядит по содержанию седьмая стратагема:

а) Следует так инсценировать угрозу, чтобы противник смог заметить обман; тогда его бдительность ослабеет, и при виде настоящей угрозы он примет ее также за ложную и в результате падет ее жертвой.

б) Выигрыш перевеса, достижение перемены в воззрениях или каких-то реальных изменений с помощью инсценировки.

в) Достать что-либо из воздуха; представить выдумку реальностью; распускать слухи; устраивать лживые, клеветнические кампании. Тактика диффамации. Делать из мухи слона. Маневр раздувания.

Своеобразной стратегией манипуляции в китайской культуре является девиз Сунь-цзы: «Сначала будь как невинная девушка — и противник откроет свою дверь. Потом же будь как вырвавшийся заяц — и противник не успеет принять мер к защите» [5, с. 10]. Эта стратагема проявляется не только в военных целях, но и для установления мирной политической жизни, во внешней и внутренней политике, и обрастает в широкой социальной реальности целой «манипулятивной культурой», органически связанной с остальными сферами духовности, то есть логическая и мыслительная база стратагем глубока и емка. Их позитивный диалогический потенциал настолько значим, что можно согласиться с утверждением — в современной цивилизации «китайская культурная традиция в состоянии предложить современному миру модели решения его глобальных проблем» [8, с. 144].

Исследователи также обращают внимание и на то, что даже в современном неоконфуцианстве достаточно значима специфика китайской философской традиции, в частности, ее антропоцентризм (человек -срединный центр космической триады «Небо-Человек- Земля»), особенно в «межчеловеческих отношениях, между внутренней природой человека и его социальной жизнью» [1, с. 160].

В контексте осмысления манипуляции сознанием уместно также отметить, что в китайской культуре очень тонко подходят вообще к вопросу искусства диалога: в беседе принято хвалить собеседника и умалять личные достоинства, тем самым подсознательно обезоруживая собеседника лестью и располагая его к себе. Именно богатство межчеловеческих отношений, как свидетельствует история феномена манипуляции, служит ее разносторонности, как негативному, так и позитивному ее потенциалу.

Так, самым простым проявлением манипуляции в азиатской культуре является одаривание манипулируемого — своего рода взятка. Однако, следует отметить, что одаривание может происходит с единственной целью -установить дружеские отношения, однако, если одариваемый проявляет впоследствии не ярко выраженные акты дружелюбия, то у субъекта спонтанной манипуляции может возникнуть чувство обиды, способное выразиться даже во вражде и агрессивных проявлениях.

Так, для восточной, азиатской культуры характерен прием радушного хозяина — если гость похвалил понравившуюся ему вещь, то весьма вероятно, что хозяин ее подарит. Это является традицией, сегодня все еще встречающейся. И трудно было бы усмотреть в ней манипулирование, если бы не возникающее ответное чувство обязанности одариваемого.

Для европейских стран характерны более интеллектуальные, выражающиеся в словесном воздействии, в течение последних двадцати лет в виде технократических преобразований — и в виде визуализирующих средств.

Что касается «возраста» или времени появления манипуляции в человеческой культуре, то китайская культура — далеко не родоначальница манипулятивного сознания. Надо полагать, подобное сознание -свидетельство достаточно зрелого человеческого сознания. На подобные размышления наталкивает П. Рикёр. В «Конфликте интерпретаций» он подмечает соответствующие метаморфозы сознания. Он пишет, что философ, воспитанный в школе Декарта, знал, что вещи вызывают сомнение, что они не такие, какими они нам кажутся. Но он не сомневался в самом сознании.

Но, начиная с К. Маркса, Ницше и З. Фрейда, вслед за сомнением в вещи, подошли к сомнению в сознании. Они зафиксировали двойственности в сознании -«скрытое-явное», «ложное-очевидное», заговорили о «цензуре», «привратнике», «маскараде». «Отныне, — пишет П.Рикёр, — Маркса, Фрейда и Ницше отличает лишь метод декодирования и понимание процесса кодирования» [7, с. 232]. На наш взгляд, без такого раздвоения сознания, на сознании, сведенном к простому отражению реальности, его манипулятивные функции просто немыслимы.

Исследование феномена манипуляции представителями отечественной науки началось с конца 50-х — начала 60-х годов ХХ века, и объяснялось это тем, что с развитием средств массовой коммуникации проникновение западных ценностей в российскую культуру становилось более ощутимым не только экономически, но и культурно, идеологически. Вместе с тем, вопрос манипуляции с самого начала его обсуждения приобрел, главным образом, политический характер, кроме того, его появление и обсуждение совпало с началом кризиса социализма. Поэтому им занималось очень большое количество так называемых профессиональных идеологов и рассмотрение его носило в основном характер политико-идеологических противоборств, нежели собственного научного исследования [3, с. 49].

Вот почему, отчасти, говоря об эволюции понятия «манипуляция», надо отметить и влияние идеологии на формирование человеческого сознания, поскольку эти два понятия тесно связаны с характеристикой мировоззрения каждого отдельно взятого субъекта.

Разумеется, культурно-исторический процесс не сводим к его тем или иным национальным фрагментам. Однако они позволяют выделить общие, особенные и единичные аспекты манипуляции в культуре, и в совокупности соответствующие культурологические воззрения и составляют общее представление о сущности манипуляции сознанием. Заметим, что и социальные факторы культуры носят конкретно-исторический характер, что не может не сказаться на ее содержательных элементах и сущностных признаках.

Произошла, с одной стороны, дифференциация общества на различные группы, внутри которых наблюдается достаточно высокая степень конвергенции жизненных ориентиров, вкусовых предпочтений относительно культурных продуктов. Сама конвергенция обусловлена следующими факторами, которые можно упорядочить по априорности.

1. Расово-этническая принадлежность;

2. Локация проживания — мегаполис или удаленная сельская местность.

3. Уровень образования;

4. Социальная принадлежность;

5. Гендерный признак;

6. Возрастной признак;

Американский социолог Д. Уайт считает, что к первым элементам воздействия на общественное сознание можно отнести, например, бои римских гладиаторов, которые привлекали многочисленных зрителей.

Несмотря на всю свою «демократичность», созданные культурные продукты для совокупной аудитории, предпочтения которой предварительно были исследованы, вызывали критику со стороны исследователей XX века. Испанский философ Х. Ортега-и -Гассет утверждал, что именно с возникновением «массового человека» произошел кризис высокой европейской культуры. Другие исследователи, такие как Ф. Ницше, Э. Фромм, К. Юнг, Дж. Бентам, Д. Рисмэн, Н. Бердяев, Ф. Ливис, М. Вебер , Р. Хоггарт, З. Фрейд, в своих трудах трактовали «массовую культуру» как выражение духовной несвободы, социальный механизм отчуждения и угнетения личности человека.

По мнению, Т. Адорно и Г. Маркузе потребление культурных продуктов постиндустриальной эпохи формирует у ее потребителей пассивное восприятие действительности. Такая позиция аргументируется тем, что в произведениях массовой культуры предлагаются готовые ответы на то, что происходит в социокультурном пространстве вокруг индивида. Кроме того, некоторые теоретики массовой культуры полагают, что под её влиянием изменяется система ценностей: стремление к занимательности и

развлекательности становится доминирующим.

Ф. Ницше обратил внимание на социообразующий характер культуры, ее неразрывность с обществом, антигуманные последствия европейской культуры, выхолащивание ею человеческих качеств из сущностного содержания самого человека [6].

Вслед за Ницше, О. Шпенглер усмотрел закат Европы в «омассовлении» современного ему общества, как принципиально противостоящего самой личности человека, его характеристическим особенностям, во многом, включающим этнические аспекты — то, что принято сейчас упрощенно называть — менталитетом [10]. По утверждению же М. Шелера, личность теряет свои индивидуальные признаки под воздействием культуры и превращается в некий безличный элемент массы [9]. Речь идет о культуре, оторванной от национальной почвы, от традиций и обычаев народов, в которой создаются благоприятные условия для манипуляции сознанием.

Как видим, результат воздействия культуры на разные народности неоднозначен как по силе воздействия, так и по глубине восприятия информации, подаваемой, несомненно, с той или иной долей манипулятивной

подоплеки. Так, например, для народов Африки демонстрация произведений искусства из европейского музея не будет нести той смысловой и культурной нагрузки, каковой она является для европейцев, обладающих иной системой ценностей, сформированной за создание определенного культурного пласта, отсутствующего у африканцев. Однако это не является недостатком, так как именно сейчас происходит возрастание интереса именно к этническим -бытовым, религиозным ценностям данного региона в силу сохранения самоидентичности, человеческих ценностей, тогда как рафинированная и дошедшая до своей конечной точки развития европейская культура уперлась в тупиковый путь развития.

Например, в Иордании существует ряд нераскопанных амфитеатров, которые местное население не намерено открывать и предоставлять сведения о них ни в ЮНЕСКО, ни правительству. Это объясняется простым, но абсолютно значимым фактором — земля, на которой расположены артефакты мирового уровня значения, находится в частной собственности и является объектом продажи и использования для нужд современной цивилизации -строительства дома, разбивки сада.

Таким образом, подобные факты наглядно демонстрируют такое свойство сознания, которое заложено в основе всех манипулятивных технологий, и определяющего степень успешности — соответствие технологического приема интересам объекта манипулирования. Чем выше степень совпадения интересам манипулируемого объекта, тем эффективнее окажется манипуляционный процесс.

Об этом свидетельствует и следующее. Анализируя размышления Э. Сепира о культуре подлинной и мнимой, российский ученый В. Межуев пишет: «Подлинная культура — та, в которой индивид живет, действует, мыслит в духе своей национальной культуры, в соответствии с заложенной в его народе культурной матрицей, а не в силу внешней и навязанной ему необходимости. Именно духовная слитность национальной культуры с индивидом придает ей подлинность» [4, с. 240].

Историческим проявлением неподлинной культуры и предстает разрушительная и антигуманная (в немалой степени — из-за манипулятивной составляющей) для человека культура эпохи индустриального и постиндустриального общества, свидетельствуя об историческом генезисе культуры и эволюции ее конкретно-исторических форм и типов.

Таким образом, манипуляция сознанием прочно обосновалась в современном обществе. Очевидно, что если она продолжит свое существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастет, но может понести и существенный ущерб. Поэтому необходима идейная трансформация культурноидеологических ценностей путем ее наполнения более возвышенными идеями, основывающимися на духовных аспектах цивилизации, социально значимыми сюжетами и эстетически совершенными образами. Мы полагаем, что решающую роль в такой позитивной трансформации может и должна

сыграть мировая духовная культура во всем многообразии своих видов и форм.

1. Алиева Ч.Э. Проблема концептуализации сравнительной философии: история, теория и методология философской компаративистики-СПб.: Роза мира, 2004.С.160.

2. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. — М.: «Эксмо», 2002. С. 67.

3. Каландаров К.Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов. — М.: Гуманитарный центр «Монолит», 1998. С. 49.

4. Межуев В.М. История, цивилизация, культура: опыт философского истолкования.-СПб.: СПбГУП, 2011.С. 240.

Мясников В.С. Антология хитроумных планов (Вступительная статья к монографии Харро фон Зенгера «Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. Знаменитые 36 стратагем за три тысячелетия»). — М., 1995. С.10.

5. Ницше Ф., Падение кумиров. СПБ. Лениздат-классика, 2013.

6. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. Московский философский фонд. «Akademia-Центр» «МЕДИУМ».М.,1995. С.232.

Фахрудинова Э.Р. Конфуцианские тенденции в контексте диалога философских культур// Диалог философских культур: Россия — Восток -Запад. Материалы межвузовской конференции.-СПб: Санкт-Петербургское Философское общество, 2011. С. 144

7. Шелер М., Проблемы социологии знания. М., Издательство: Институт

общегуманитарных исследований., 2011.

8. Шпенглер О., Закат Европы. Ростов-на-Дону. Издательство Феникс., 1998.

Источник:
Механизмы и технологии манипуляции в культуре Текст научной статьи по специальности — Культура
В статье говорится о манипуляции сознанием в различных культурах, о психологических и тактических способах воздействия на сознание, применяемые теми или иными этносами для достижения определенных интересов, как коллективного, так и личностного характера. Автор исследует мировоззрение и психологические приемы, используемые как в азиатской, так и в европейской культуре, описывает сходства и различия ментальности этих культур.
http://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-i-tehnologii-manipulyatsii-v-kulture

Механизмы манипуляции

Описание : Научная монография посвящена межличностной манипуляции. Проблема психологического воздействия разрабатывается на пересечении таких разделов психологии, как психология общения и психология личности.

Будет интересна не только для психологов, но и для психотерапевтов, политологов, философов. Окажется полезной также для учителей, менеджеров и представителей других профессий, имеющих дело с людьми. Комментарий : Издательство: Речь, 2003 г. Мягкая обложка, 304 стр. ISBN 5-9268-0180-X Тираж: 3000 экз.

Доценко Евгений Леонидович — доктор психологических наук, профессор, Психология манипуляции : феномены, механизмы и защита Доценко Е. Л. Доценко Е. Л. — « Психология манипуляции : феномены, механизмы и защита » (скачать) · Все книги автора Отправить на почту Читать онлайн. Доценко. Название: Психология манипуляции : феномены, механизмы и защита. Автор: Доценко Е. Оценка: 3.8 из 5, проголосовало читателей — 5. Жанр.

Формат: 60×90/16. Оглавление : МАНИПУЛЯЦИЯ С РАЗНЫХ СТОРОН Глава 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ 1. Выбор парадигмы 1.

Психология манипуляции : феномены, механизмы и защита. Доценко Е. Л. Все книги — ВидеоНаучная монография посвящена межличностной.

Парадигмальные координаты 1. Соотношение парадигм 1.

Почему герменевтика? 1. Герменевтика действия 1.

Действие как текст 1. Доступность контекстов 1. Квалификация толкователя 1.

Проблема языка описания Глава 2. ЧТО ТАКОЕ МАНИПУЛЯЦИЯ 2. Феноменологическое описание 2.

Феноменологическая представленность или усмотрение? 2.

Происхождение термина «манипуляция» 2. Метафора манипуляции 2.

Психологическое определение манипуляции 2. Исходные рубежи 2.

Выделение признаков 2. Формирование критериев 2.

Определение манипуляции 2.

Психологическое воздействие Глава 3. ПРЕДПОСЫЛКИ МАНИПУЛЯЦИИ 3. Культурные предпосылки манипуляции 3. Манипулятивная природа социума 3.

Межличностные основания 3.

Межличностная общность 3.

Деформации общения 3. Манипулятивные уклонения 3.

Имя ему — легион (Манипулятор в каждом из нас) 3.

Множественная природа личности 3. Внутриличностное взаимодействие 3. Внутренний мир манипулятора и его жертвы 3.

Технологические требования 3.

Место манипуляции в системе человеческих отношений Предчувствие прокуратора, или Исполнительность начальника тайной стражи Глава 4. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 4.

Основные составляющие манипулятивного воздействия 4.

Целенаправленное преобразование информации 4.

Сокрытие воздействия 4. Средства принуждения 4.

Мишени воздействия 4.

Роботизация 4. Подготовительные старания манипулятора 4.

Контекстуальное оформление 4. Выбор мишеней воздействия 4. Установление контакта 4.

Управление переменными взаимодействия 4. Межличностное пространство 4.

Инициатива 4. Направленность воздействия 4.

Динамика 4. Информационно-силовое обеспечение 4. Психологическое давление 4.

Информационное оформление Глава 5. МЕХАНИЗМЫ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 5.

«Технология» и психологические «механизмы» — совпадение реальности и метафоры 5. Механизмы психологического воздействия 6.

Удержание контакта 5.

Психические автоматизмы 5.

Мотивационное обеспечение 5. Виды и процессы манипулятивного воздействия 5.

Перцептивные марионетки 5. Конвенциональные роботы 5.

Управляемое умозаключение 5.

Эксплуатация личности адресата 5. Духовное помыкание 5.

Приведение в состояние повышенной покорности 5. Комбинирование 5.

Обобщение модели психологической манипуляции 5. Деструктивность манипулятивного воздействия Опыт «изготовления» трагического Моцарта Глава 6. ЗАЩИТА ОТ МАНИПУЛЯЦИИ 6.

Понятие психологических защит 6.

Психологическая защита в разных теоретических контекстах 6. Семантическое поле и определение понятия «психологическая защита» 6. Виды психологических защит 6.

Межличностные защиты и защиты внутриличностные 6.

Базовые защитные установки 6. Специфические и неспецифические защиты 6. Механизмы психологических защит 6.

Неспецифические защитные действия 6.

2- Протекция личностных структур 6.

Защита психических процессов 6.

Навстречу манипулятивной технологии 6.

Проблема распознавания угрозы манипулятивного вторжения 6.

Возможные индикаторы 6. Распознавание манипуляции в живом общении 6.

Надо ли защищаться от манипуляции? Начальник тайной стражи при Понтии Пилате защищается Глава 7. ИССЛЕДОВАНИЕ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 7. Защитные действия в условиях манипулятивного воздействия 7.

Планирование 7. Процедура 7.

Результаты 7. Обсуждение 7.

Свободное истолкование видеофрагмента 7. Мошенник и жертва: кому больше досталось? 7.

История о том, как великий комбинатор прибирал к рукам бывшего предводителя дворянства 7.

Был ли великий комбинатор великим манипулятором? 7. Диалог как метод исследования Глава 8. ОБУЧЕНИЕ ЗАЩИТЕ ОТ МАНИПУЛЯЦИИ 8.

Нужна ли защита? 8. Создание «радара» 8.

Чувственный уровень 8. Рациональный уровень 8.

Расширение мирного арсенала 8. Психотехники совладания 8.

Личностный потенциал Глава 9. МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬСЯ НЕ МАНИПУЛИРОВАТЬ? 9. Управление или помыкание? 9. Образование или развитие? 9.

Коррекция или нормирование? Заключение Приложения Литература Предметный указатель Summary.

Источник:
Механизмы манипуляции
Описание : Научная монография посвящена межличностной манипуляции. Проблема психологического воздействия разрабатывается на пересечении таких разделов психологии, как психология общения и психология
http://gvardiyasolnca.weebly.com/blog/docenko-e-l-psihologiya-manipulyacii

Механизмы манипуляции и типы манипуляторов — файл

Механизмы манипуляции и типы манипуляторов — файл n1.doc

// Коммуникация в современной парадигме социального и гуманитарного знания: Материалы 4-й международной конференции РКА «Коммуникация-2008». М., 2008. С. 474-476

Описаны следующие механизмы манипулятивного воздействия и типы манипуляторов: воздействие на эмоциональное состояние партнера (негативный и позитивный манипуляторы); манипулирование ресурсами (активный, пассивный и смешанный манипулятор); эксплуатация личностных особенностей объекта манипуляции; использование взаимоотношений. Кроме этого активные и пассивные манипуляторы разделяются на семь парных вариантов.

There are described following mechanisms manipulative influence and types manipulators: influence on emotional condition of a partner (negative and positive manipulators); manipulation with resources (active, passive and mixed manipulators); the usage of the personal qualities of manipulate object; the usage of the relations. Additionally active and passive manipulators divide on the seven twin variants.

Манипуляция (от лат. manus — рука) — один из видов психологического воздействия, направленный на достижение одностороннего выигрыша. Главные цели манипуляции: (1) управление партнером, (2) перекладывание на него ответственности. В основе манипуляции лежит отношение к другому человеку как к “объекту особого рода” (Доценко, 2000). Это означает, что один из участников использует другого в своих интересах, но при этом учитывает его психологические особенности (в отличие от объектного и субъектного отношения). Главный признак манипуляции — скрытость намерений манипулятора.

Источник:
Механизмы манипуляции и типы манипуляторов — файл
Название: Механизмы манипуляции и типы манипуляторов; Файл: n1.doc; Дата: 08.07.2012 20:08; Размер: 50kb.
http://nashaucheba.ru/v23964/%D0%BC%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D1%8B_%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BF%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%B8_%D1%82%D0%B8%D0%BF%D1%8B_%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BF%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2

Приемы и способы манипулирования людьми

Способов манипулирования людьми ( что такое манипуляция — тема предыдущей статьи) огромное количество. Для того чтобы овладеть некоторыми из них, необходима длительная практика, какие-то из них большинство людей свободно использует, порой даже не подозревая этого. Об одних приемах манипулирования достаточно просто знать, чтобы уметь защититься от них, другими же надо овладеть, дабы уметь им противодействовать.

З нать механизмы манипулирования человеческой психикой необходимо, это позволяет обезопасить себя от вторжения в свою психику и умело противодействовать различным приемам и способам манипуляции. Также изучать и знать приемы манипулирования необходимо и для того, чтобы научиться умело в них разбираться и использовать их себе во благо. Без этих знаний сложно добиться больших успехов в жизни .

Применяя тот или иной способ манипуляции, следует учитывать тот факт, что жизнь человека многогранна: по уровню образования, по жизненному опыту, по множеству других факторов. Поэтому в некоторых случаях, для более эффективного воздействия, важным моментом в использовании различных способов манипуляции является подготовка к их применению.

Первым делом необходимо определиться с конкретным приемом, который применим в данном случае, а для этого следует выбрать мишень воздействия. Такими мишенями могут быть:

  1. Интересы человека, его потребности и склонности;
  2. Убеждения (политические, религиозные, нравственные), мировоззрение;
  3. Привычки, стиль поведения, способы мышления, привычки, особенности характера, профессиональные навыки;
  4. Психическое и эмоциональное состояние (как в общем, так и на данный момент).

То есть для того, что бы тот или иной способ манипулирования возымел действие, хорошо бы узнать адресата этого воздействия как можно лучше, собрать о нем больше информации.

Также на подготовительном этапе опытный манипулятор продумывает места и условия своего воздействия. Для него важно повысить вероятность возникновения у манипулируемого нужных ему реакций, ощущений и эмоций. Поэтому, создавая условия для увеличения внушаемости, он выбирает уединенные, изолированные места (хотя это не всегда так, иногда ситуация требует обратного) и только потом, не имея помех, применяет заготовленный прием манипулирования.

Когда все подготовительные этапы пройдены, собрана необходимая информация, выяснены слабые стороны, продуманы условия, можно приступать к применению приемов и способов манипуляций. Хотя для использования некоторых приемов предварительная подготовка вовсе не требуется.

К каждому способу манипулирования, приведенному ниже, прилагается краткая инструкция по противодействию ему, защите от него.

Перед тем как перейти к рассмотрению приемов манипуляции также сразу хочу заметить, что не всегда способы манипулирования используются по отдельности, часто для эффективности воздействия применяются комбинации приемов и способов.

Данный способ манипулирования используется для того, чтобы изменить общий смысл сказанного, изменяя его значения себе в угоду. Манипулятор как будто бы в целях уяснения, переспрашивает, повторяя вами сказанное лишь в начале, далее подменяет слова и в целом смысл.

Предельно внимательно вслушивайтесь в то, что вам говорят. Услышав искаженный смысл, тут же поправляйте.

ПОКАЗНОЕ БЕЗРАЗЛИЧИЕ И НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

Когда один человек пытается доказать свою правоту, убедить в чем-то другого, тот показывает свое безразличие и к собеседнику, и к тому, что он говорит. Манипулятор рассчитывает на стремления оппонента во что бы то не стало доказать свою значимость, использовать те факты, ту информацию, которую ранее он не собирался разглашать. То есть попросту выведывается нужная информация.

Защита от манипуляции – не поддаваться на провокацию.

ПОСПЕШНОЕ ПЕРЕСКАКИВАНИЕ НА ДРУГУЮ ТЕМУ

Озвучив одну тему, манипулятор стремительно переходит к другой, тем самым не давая возможности собеседнику опротестовать первую или как-то в ней усомнится. Делается это с целью фиксации этой информации (не всегда правдивой) в подсознании собеседника. Это способ манипуляции можно характеризовать как внушение с дальнейшим использованием.

Следует внимательно относиться к услышанному и подвергать все анализу.

ЦИТИРОВАНИЕ СЛОВ ОППОНЕНТА

В данном случае манипулятор цитирует, причем неожиданно, слова оппонента. В большинстве случаев слова частично искажаются.

Защищаясь, можно ответить тем же, выдумать фразу и выдать ее за слова манипулятора, некогда им сказанные.

Манипулятор показывает свою слабость, добиваясь снисходительного к себе отношения. В такие моменты манипулируемый перестает всерьез воспринимать человека как конкурента и соперника, его бдительность притупляется.

Не поддаться этому приему манипуляции можно только в случае, если вы всегда будете любого человека воспринимать в серьез и видеть в нем, сильного соперника.

Очень распространенный прием манипулирования. За счет признания в любви, в почтении и уважении, можно добиться куда большего, нежели просто попросить.

«Холодный разум» здесь вам в помощь.

НЕИСТОВЫЙ ГНЕВ И ЯРОСТНЫЙ НАПОР

Немотивированным гневом манипулятор вызывает у человека желание успокоить своего собеседника и рассчитывает, что тот пойдет на определенные уступки. Так же, как и предыдущий, этот способ манипуляции достаточно распространен.

  1. Не обращайте внимания на ярость собеседника, не начинайте его успокаивать, а покажите свое безразличие к его поведению, это собьет его с толку;
  2. Или наоборот, касаясь манипулятора (не важно, руки или плеча) и смотря ему прямо в глаза, начните резко взвинчивать свой агрессивный темп, отвечая ему. С помощью одновременного воздействия визуального, кинестетического и аудиального раздражителя манипулятор вводится в транс. И уже вы можете ставить ему свои условия, вводить в его подсознание свои установки.
  3. Можно подстроится, вызвать в себе подобное расположение духа и постепенно начать успокаиваться, успокаивая и манипулятора.

ЛОЖНАЯ СПЕШКА И БЫСТРЫЙ ТЕМП

Манипуляция возможна за счет навязывания очень быстрого темпа речи и проталкивания своих идей. Манипулятор, прикрываясь спешкой и отсутствием времени, забалтывает своего собеседника, который, не успевая не то чтобы ответить, а даже подумать, тем самым демонстрирует свое молчаливое согласие.

Болтливость, говорливость и многословность манипулятора можно прекратить вопросами и переспрашиванием. Сбить темп поможет, например, такая уловка как – «Извини, мне надо срочно позвонить. Подождешь?»

ВЫСКАЗАТЬ ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ И ВЫЗВАТЬ ОПРАВДАНИЯ

Этот способ манипулирования используется для ослабления защитного барьера психики человека. Роль манипулятора — в каком либо вопросе разыграть подозрительность, ответной реакцией на которую будет желание оправдаться. Этого он и добивается. Защитный барьер ослаб, можно «проталкивать» нужные установки.

Защитой здесь выступает осознание себя уверенной в себе личностью . Покажите манипулятору, что вам все равно, если на вас обижаются, и вы не побежите догонять, если он захочет уйти. Влюбленные возьмите на вооружение, не позволяйте собой манипулировать!

Манипулятор дает понять, что сильно устал и не в состоянии, что-либо доказывать и выслушивать возражения. И по тому манипулируемый быстрее соглашается с его словами, и, идя у него на поводу, не утомляет его возражениями.

Не поддавайтесь на провокации.

Тонкость этого способа манипуляции заключается в специфики психики человека – поклонение и слепое доверие авторитету в какой-либо области. Манипулятор, пользуясь своим авторитетом, давит на человека, и часто мнение, совет или просьба, лежат вне пределов его авторитетности. Как же можно отказать от просьбы или не согласиться с таким человеком?

Верьте в себя, в свои способности, в свою индивидуальность и исключительность. Долой низкую самооценку !

Манипулятор как бы по секрету, чуть ли не шепотом, прикрываясь мнимой дружбой, советует манипулируемому поступить определенным образом. Уверяет в выгоде и пользе этого поступка, на самом же деле преследует свои интересы.

Не следует забывать, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, за все надо платить.

Известно, запретный плод сладок, и психика человека устроена так, что ему часто интересно именно то, что находится под запретом или для достижения чего необходимо приложить усилия. Манипулятор, как тонкий психолог, пользуясь этими особенностями человеческой психики, вызывает у объекта своего воздействия такие желания. Конечно себе в угоду.

Всегда помните свои интересы. Принимайте решения, хорошо подумав, взвесив все «за» и «против».

ОТ ЧАСТНОСТИ К ОШИБКЕ

Манипулятор обращает внимание объекта манипуляций лишь на одну деталь, не позволяя рассмотреть картину в целом, и заставляет его на основании этого сделать выводы. Применение этого способа манипулирования людьми широко распространено в жизни. Многие люди делают выводы и судят о каком-либо предмете или событии, не обладая подробной информации и не располагая фактами, парой даже не имея собственного мнения по этому вопросу, они судят, основываясь на мнениях других. Манипуляторы этим пользуются и таким образом навязывают свое мнение.

Увеличивайте свой кругозор, развивайтесь , работайте над повышением уровня собственных знаний.

ИРОНИЯ С УСМЕШКОЙ

Манипулятор, как будто сомневаясь в словах оппонента, специально выбирает ироничный тон разговора, провоцируя его на эмоции. В эмоциональном состоянии, в гневе человек впадает в измененное состояние сознания и более подвержен внушению.

Эффективной защитой против этого способа манипуляции служит полное безразличие.

Манипулятор, чтобы направить разговор в нужное ему русло, постоянно перебивает мысли собеседника.

Не обращайте на это внимание, или, используя речевые психотехники, попробуйте высмеять манипулятора и если вы находитесь в коллективе , на его перебивания всерьез обращать внимание уже ни кто не будет.

ЛОЖНОЕ ПРИЗНАНИЕ ВЫГОДНЫХ УСЛОВИЙ

В данном случае идет намек от манипулятора на более выгодные условия, в которых будто бы находится объект манипуляции. Манипулируемый начинает оправдываться и открывается для внушения, которое незамедлительно следует.

Не стоит оправдываться, наоборот признайте свое превосходство.

Манипулируемый ставится в такие условия, когда ему надо отвести подозрение в предвзятости к манипулятору. И он сам начинает его нахваливать, говорить о его добрых намерениях, тем самым дает себе установку не реагировать критично на слова манипулятора.

Если уж вы попали в такую ситуацию, опровергните свою предвзятость, но не нахваливая манипулятора.

ВВЕСТИ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ

Манипулирование осуществляется за счет применения манипулятором в разговоре неизвестных манипулируемоу терминов. Последний попадает в неловкое положения, и боясь показаться неграмотным, боится, что эти термины обозначают.

Не стесняйтесь и не бойтесь уточнить не понятное для вас слово.

НАВЯЗЫВАНИЕ ЛОЖНОЙ ГЛУПОСТИ

Говоря простым языком, этот способ манипуляции заключается в том, чтобы опустить человека ниже плинтуса. В ход идут намеки на его безграмотность и глупость, что приводит объект манипуляций в состояние временного замешательства. Тогда-то манипулятор и производит кодирование психики.

Не обращайте внимания, тем более, если знаете, что перед вами грамотный манипулятор, опытный мошенник или гипнотизер.

НАВЯЗЫВАНИЕ МЫСЛИ ПОВТОРЯЕМОСТЬЮ ФРАЗ

При этом способе манипулирования, за счет неоднократного повторения фраз, манипулятор внушает объекту какую-либо информацию.

Не стоит фиксировать внимание на том, что говорит манипулятор. Можно поменять тему разговора.

Манипулятор играет на собственной якобы невнимательности. Добившись нужного результата, он как бы замечает, что сделал что-то неправильно, ставя манипулируемого перед фактом – «Ну что тут поделаешь, не увидел, не услышал, не так понял…»

Надо четко выяснять и доносить смысл достигнутых договоренностей.

Подобный прием манипуляции осуществляется за счет построения диалога таким образом, когда манипулируемый все время соглашается со словами манипулятора. Так манипулятор подводит объект воздействия к принятию своей идеи.

Смените направленность беседы.

НАБЛЮДЕНИЕ И ПОИСК СХОЖИХ ЧЕРТ

Манипулятор выдумывает или находит некую схожесть между собой и манипулируемым, невзначай обращает на это внимание, тем самым повышает доверие к себе и ослабляет защиту. Можно действовать, продвигать идею, внушать мысль (используя другие способы и приемы манипулирования), просить.

Защита – резко сказать манипулятору о своей с ним непохожести.

Манипулятор ставит вопрос так, что не дает объекту иного выбора варианта кроме как из тех, которые он предложил. Например, официант в ресторане, спрашивая, подойдя к вашему столику – «Какое вино вы сегодня будите пить — красное или белое?», заставляет вас задуматься над выбором из предложенного им, а вы, допустим, планировали заказать себе дешевенькой водочки.

Четко и ясно представлять, что вы именно хотите и не забывать о своих интересах и планах, чего бы это не касалось.

Объемная получилась статья, хотя рассмотрены далеко не все приемы и способы манипулирования (но это уже в других статьях). Понятно, что усвоить с первого раза ее не получится. Да и неправильно пытаться применять сразу все что прочитали и что запомнилось. Выбирайте несколько способов манипуляции (желательно дополняющие друг друга), практикуйтесь в их применении, доводите применение до совершенства (на сколько это возможно), и только после приступайте к следующим. Так же рекомендуем прочитать статью « Высказывания великих и успешных людей о манипулировании ».

Источник:
Приемы и способы манипулирования людьми
Обновлено сентябрь 2018. В статье мы собрали уникальный и полезный материал, который обязательно вам пригодится! Читайте: Приемы и способы манипулирования людьми
http://constructorus.ru/psixologiya/sposoby-manipulirovaniya.html

COMMENTS