Обозначение места действия создание определенного настроения

Обозначение места действия создание определенного настроения

Сюжет литературного произведения

Сюжет – последовательность изображённых в произведении событий.

Экспозиция – изображение обстоятельств действия и расстановки персонажей.

Завязка – событие, с которого начинается развитие действия в произведении.

Кульминация – эпизод литературного произведения, в котором столкновение действующих лиц достигается высшей точки развития.

Развязка – положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображённых в нём событий; заключительная сцена.

Герой литературного произведения-

образ человека, который воплощает авторские переживания и раздумья о жизни.

Персонажи (эпос) – главные, второстепенные.

Автор последовательно описывает героев, их поступки, характеры, взаимоотношения с окружающими.

Лирический герой (лирика)

Писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках.

Действующие лица (драма) – эпизодические, главные, внесценические.

Возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора».

Способы раскрытия характера героя литературного произведения

Портрет – изображение внешнего облика героя; его лица; фигуры, одежды, манеры поведения.

Речь – индивидуальные особенности речевой манеры героя.

Интерьер – описание внутреннего убранства помещений, характеризующее вкусы героя, его привычки, особенности личности.

Роль пейзажа в литературном произведении

Пейзаж – изображение картин природы в литературном произведении.

· обозначение места действия,

· создание определённого настроения,

· отражение состояния героя,

· выражение позиции автора.

Юмор в литературном произведении

Комическое (смешное в жизни и искусстве)

Юмор – наиболее жизнеутверждающая форма комического.

Сатира – наиболее беспощадное осмеяние несовершенства мира, его пороков; не оставляет надежды на исправление критикуемых явлений.

Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние, основанная на том, что истинный смысл события замаскирован.

Сарказм – едкая, язвительная насмешка с откровенно обличительным смыслом.

Источник:
Обозначение места действия создание определенного настроения
Сюжет литературного произведения Сюжет – последовательность изображённых в произведении событий. Экспозиция – изображение обстоятельств действия и расстановки персонажей. Завязка –
http://pandia.ru/text/80/334/41775.php

Обозначение места действия создание определенного настроения

Пейзаж — один из компонентов мира литературного произведения, изображение незамкнутого пространства (в отличие от интерьера, т. е. изображения внутренних помещений). В совокупности пейзаж и интерьер воссоздают среду, внешнюю по отношению к человеку. При этом может подчеркиваться условность границ между пейзажем и интерьером. Так, в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро» герой и героиня находятся в комнате, но в окно видны «великолепные ковры» снегов «под голубыми небесами». Пространства, оказывающиеся по разные стороны границ, могут быть не только разделены, но и противо­поставлены (в частности, в связи с мотивом заточения, например, в стихотворении «Узник» Пушкина).

Однако в литературе большую часть составляют произведения, где пейзаж есть. И если автор включает в свой текст описания природы, то это всегда чем-то мотивировано. Пейзаж играет в произведении различную роль, часто он полифункционален. Остановимся на важ­нейших функциях пейзажа:

На этом фоне новаторским был призыв романтиков использовать в поэзии числа и вообще избегать традиционного перифрастического стиля. В. Гюго в стихотворении «Ответ на обвинение» (1834) вменяет себе в заслугу:

Король осмелился спросить: «Который час?»

Я цифрам дал права! Отныне — Мигридату Легко Кизикского сраженья вспомнить дату.

Однако числа и даты, а также конкретные топонимы в литературе XIX—XX вв. не вытеснили развернутых описаний природы, ее различных состояний, что связано с полифункциональностью пейзажа (прежде всего с психологизмом описаний, о чем ниже).

^ 3. Форма психологизма. Эта функция наиболее частая. Именно пейзаж создает психологический настрой восприятия текста, помогает раскрыть внутреннее состояние героев, подготавливает читателя к изменениям в их жизни. Показателен в этом смысле «чувствительный пейзаж» сентиментализма. Вот характерная сцена из «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина: «Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях своих бледную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с судьбой своею. Вся натура пребывала в молчании».

^ 4. Пейзаж как форма присутствия автора (косвенная оценка героя, происходящих событий и пр.). Можно выделить различные способы передачи авторского отношения к происходящему. Первый — точка зрения героя и автора сливаются («Снег» Паустовского). Второй — пейзаж, данный глазами автора и одновременно психологически близких ему героев, «закрыт» для персонажей —носителей чуждого автору мировоззрения. Примером может служить образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Базаров проповедует научно-отстраненное, «медицинское» отношение к природе. Вот характерный диалог его с Аркадием:

«— И природа пустяки? — проговорил Аркадий, задумчиво глядя вдаль на пестрые поля, красиво и мягко освещенные уже невысоким солнцем.

— И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Здесь же есть пейзаж, который становится полем авторского вы­сказывания, областью опосредованной самохарактеристики. Таково заключительное описание в «Ощах и детях» сельского кладбища, могилы Базарова: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной. ». В этом описании явно чувствуется автор (цветы «говорят»’) и его философская проблематика. Писатель, когда он не стремится навязы­вать свою точку зрения читателю, но при этом хочет быть правильно услышанным и понятым, часто именно пейзажу доверяет стать выразителем своих взглядов.

Пейзаж в литературном произведении редко бывает пейзажем вообще, обычно он имеет национальное своеобразие. Описание природы в этом качестве становится (какв «Снеге» и в прозе Паустовского в целом) выражением патриотических чувств. В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Родина» доводам рассудка противопоставлена «странная любовь» к родине:

Но я люблю —за что, не знаю сам — Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям.

Далее в стихотворении возникает традиционный символ — «чета бе­леющих берез», один из пейзажных лейтмотивов русской поэзии:

Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез.

Национальное своеобразие проявляется и в использовании тех или иных пейзажных образов в литературном портрете (особенно в фоль­клоре). Если для восточной поэзии (например, персидской) характерно уподобление красавицы луне, то у северных народов преобладает солнце как образ, взятый для сравнения и обозначения женской красоты. Но у всех народов фиксируется устойчивая традиция обра­щения к пейзажным образам при создании портрета (особенно в «трудных» случаях, когда «ни в сказке сказать, ни пером описать»). Например, Царевна-лебедь в «Сказке о царе Салтане» Пушкина описы­вается так:

Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величаю, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит.

В произведениях с философской проблематикой через образы природы (пусть эпизодические), через отношения к ней нередко выражаются основные идеи. Например, в романе «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского образ зеленых клейких листочков (в контексте разговора Ивана Карамазова с Алешей, когда первый призывает полюбить жизнь, клейкие листочки, прежде чем смысл ее полюбить) становится символом высшей ценности жизни, соотносится с рассуж­дениями других героев и в конечном итоге выводит читателя к бытийной проблематике романа 1 .

У пейзажа есть свои особенности «бытования» в различных родах литературы. Скупее всего представлен он в драме. Из-за такой «эко­номичности» возрастает символическая нагрузка пейзажа. Гораздо больше возможностей для введения пейзажа, выполняющего самые разные (в том числе сюжетную) функции, в эпических произведениях.

В лирике пейзаж подчеркнуто экспрессивен, часто символичен: широко используются психологический параллелизм, олицетворения, ме-тафорыт другие тропы. Как отметил В.Г. Белинский, чисто лирическое пейзажное произведение представляет собой как бы картину, между тем как в нем главное «не самая картина, а чувство, которое она возбуждает в нас. ». Критик комментирует «лирическую пьесу» Пушкина «Туча»: «Сколько есть людей на белом свете, которые, прочтя эту пьесу и не найдя в ней нравственных апофегм и философских афоризмов, скажут: «Да что же тут такого! —препустенькая пьеска!» Но те, в душе которых находят свой отзыв бури природы, кому понятным языком говорит таинственный гром и кому последняя туча рассеянной бури, которая одна печалит ликующий день, тяжела, как грустная мысль при общей радости,—те увидят в этом маленьком стихотворении великое создание искусства» 1 .

При анализе пейзажа в литературном произведении очень важно уметь увидеть следы той или иной традиции, которой автор следует сознательно или же невольно, в безотчетном подражании стилям, бывшим в употреблении.

Источник:
Обозначение места действия создание определенного настроения
Size: 299.85 Kb.; «великолепные ковры» снегов «под голубыми небесами». Пространства, оказывающиеся по разные стороны границ, могут быть не только разделены, но и противо­поставлены (в частности, в связи с мотивом заточения, например, в стихотворении «Узник» Пушкина)
http://userdocs.ru/literatura/13837/index.html

Памятка по работе с литературоведческими понятиями (стр

Памятка по работе с литературоведческими понятиями (стр. 1 из 2)

Автор, авторская позиция

Отражение в произведении реальных черт и свойств личности автора.

Способы выражения авторской позиции в произведении.

Образ автора, образ создателя произведения

Форма создания образа автора в произведении (образ «самого себя»; образ вымышленного автора).

Образ автора и авторская позиция.

Авторские отступления (лирические отступления)

Место авторских отступлений в композиции произведения.

Характер авторских отступлений в произведении (лирические, публицистические, философские, другие).

Авторские отступления и авторская позиция.

Место внесюжетных элементов в композиции произведения.

Классификация внесюжетных элементов в произведении (авторские отступления, вставные эпизоды, описания: портрет, пейзаж, мир вещей).

Роль внесюжетных элементов в произведении.

Герой, персонаж, характер, тип

Воплощение в герое, персонаже определенного жизненного характера.

Литературный тип как персонаж, несущий в себе широкое обобщение: в его характере общечеловеческие, присущие многим людям черты преобладают над чертами личными, индивидуальными.

Соотношение главных, второстепенных, эпизодических персонажей в произведении.

Роль главных, второстепенных, эпизодических персонажей в произведении.

Герои, вступающие в идейный или бытовой конфликт друг с другом как наиболее важные в системе персонажей.

Индивидуальные особенности построения системы персонажей в произведении.

Роль внесценических персонажей в драматическом произведении.

Лирический герой как условный образ человека в лирике, который выражает личные переживания автора или человека вообще.

Классификация художественных деталей в произведении: детали портрета, пейзажа, мира вещей, психологические.

Функции художественных деталей в произведении: характеристика героев, их психологического состояния, создание общей картины нравов, выражение авторской позиции, значение символа.

Общие признаки групп произведений, связанных принадлежностью к одному жанру.

Индивидуальные особенности проявления жанрового своеобразия в конкретном произведении, в творчестве конкретного писателя.

Заглавие, название произведения

Роль заглавия: нейтральное, указывает лишь на один из образов произведения, на его тему; художественное значимое, выражает проблематику произведения, авторскую позицию; заглавие — художественный образ, раскрытию которого служит все произведение.

Идеал как авторское представление о высшей норме жизни, о том, каким должен быть человек и мир.

Формы воплощения авторского идеала в произведении.

Идея как главная обобщающая мысль или система таких мыслей в художественном произведении.

Формы выражения идеи в литературном произведении.

Связь понятия «идея» с понятиями «авторская позиция», «пафос», «идеал», «проблематика».

Изображенный в художественном произведении мир

Соотношение действительности, созданной автором в произведении, и реального мира.

Характер художественной условности при изображении мира в художественном произведении: изображение жизнеподобного мира; изображение фантастического мира.

Композиция как состав и последовательность расположения отдельных частей и элементов произведения, а также взаимосвязь между отдельными художественными образами.

Сюжет как один из элементов композиции эпического, драматического произведения.

Особенности композиционного оформления сюжета в произведении: изложение событий в прямой хронологической последовательности; введение в сюжет отступлений в прошлое; сознательное нарушение хронологической последовательности событий.

Роль несюжетных элементов в композиции произведения.

Соотношение сюжетных и несюжетных элементов в композиции произведения.

Роль системы персонажей в композиции произведения.

Роль системы образов в композиции произведения.

Организация повествования как важная особенность композиции произведения.

Композиционные приемы: повторы, кольцевая композиция и др.

Место снов, писем, жанровых включений и др. в композиции произведения.

Роль художественно выраженного противопоставления, противоречия в раскрытии содержания произведения.

Различные типы конфликтов: между отдельными персонажами; между персонажем и средой; психологический.

Конфликт как движущая сила сюжета эпических и драматических произведений.

Художественное своеобразие произведения с точки зрения принадлежности к определенному литературному направлению.

Художественный образ как универсальная форма отражения действительности в искусстве.

Классификация художественных образов в произведении: образы людей, образы природы, образы вещей, образы чувств, переживаний, словесно-речевые образы (сравнения, метафоры, олицетворения, символы, аллегории), детали-образы.

Соотношение художественного образа и реальности.

Соотношение конкретности и обобщения в художественном образе.

Авторская позиция в художественном образе.

Авторская фантазия, вымысел, домысел при создании художественного образа.

Особенности пафоса произведения: юмор, сатира, инвектива, ирония, трагическое, героическое, романтика, сочетание различных разновидностей пафоса.

Способы создания пафоса как основного эмоционального тона произведения или эмоционального освещения того или иного персонажа.

Взаимосвязь пафоса произведения с его идеей, с авторским идеалом, с конфликтом.

Пейзаж как часть изображенного в художественном произведении мира.

Роль пейзажа в произведении: обозначения места действия; создание определенного настроения; способ выражения авторской позиции.

Особенности создания пейзажа в конкретном произведении, в творчестве конкретного писателя.

Повествование (от первого лица, от третьего лица)

Тип повествователя: нейтральный рассказчик; вымышленный автор; сам автор; действующее лицо произведения.

Стилистические особенности речевой манеры повествователя, в которых проявляется его характер.

Точка зрения повествователя и авторская позиция.

Роль портрета в произведении: характеристика персонажа; способ выражения авторского отношения к персонажу.

Связь портрета с другими описаниями.

Языковые средства создания портрета.

Художественная деталь в литературном портрете.

Своеобразие художественных приемов писателя: изобразительно-выразительные средства языка (использование эпитетов, сравнений, метафор, аллегорий, иносказания), стилистические приемы, композиционные приемы, подтекст, антитеза, говорящая фамилия, гротеск, психологизм, другое.

Художественные приемы и авторская позиция.

Проблема как основной вопрос, поставленный в произведении.

Проблема как конфликтная жизненная ситуация, поставленная писателем в центр произведения.

Проблемы, получающие решение, и проблемы неразрешимые.

Рчь, речевая характеристика, речевая манера

Словесная форма произведения как главное средство создания художественных образов, выражения авторской позиции.

Проявление в речевом оформлении произведения авторского стиля, творческой манеры писателя.

Речевая характеристика как один из способов создания образа человека в эпических и драматических произведениях.

Речевая манера персонажа как проявление его характера, индивидуальности.

Речевая манера персонажа как проявление его социального положения, образования, уровня культуры.

Речевая характеристика как средство сопоставления, противопоставления героев.

Особенности речи героев как средство раскрытия их психологического состояния.

Символ как вид иносказания, который основан на широком обобщении и не поддается однозначному истолкованию.

Содержание и форма

Содержание произведения как изображенные в нем характеры и ситуации, так и их авторское осмысление.

Тема, проблема, авторская позиция как важнейшие стороны содержания произведения.

Художественная форма произведения как система средств и приемов, служащих для воплощения содержания и для эмоционального воздействия на читателя.

Изображенный в произведении мир, художественная речь, композиция как важнейшие стороны художественной формы.

Стиль как система художественных приемов, свойственная произведению, творчеству писателя, литературному направлению.

Конфликт как основная движущая сила сюжета в эпическом, драматическом произведении.

Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка как основные элементы сюжета.

Сюжетные линии в произведении.

Сюжет как способ создания образа персонажа.

Сюжет как способ выражения авторской позиции.

Сюжет как способ разрешения поставленных автором проблем.

Тема как объективная основа произведения, объект изображения, характеры и ситуации, которые изображает автор.

Тематика как совокупность основных тем произведений.

Источник:
Памятка по работе с литературоведческими понятиями (стр
Определение основных литературоведческих понятий.
http://mirznanii.com/a/269589/pamyatka-po-rabote-s-literaturovedcheskimi-ponyatiyami

Презентация к исследовательскому проекту Пейзаж на страницах повести М

Презентация к исследовательскому проекту «Пейзаж на страницах повести М.А. Чванова «У перевала»

Столичный учебный центр
г. Москва

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПЕЙЗАЖ НА СТРАНИЦАХ ПОВЕСТИ М.А.ЧВАНОВА «У ПЕРЕВАЛА» Исполнитель: ученица 11 г класса МАОУ лицея №135 г.Екатеринбурга Шумайлова Яна Витальевна Руководитель: Семиряжко Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы, высшая категория

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС: почему пейзаж играет важную роль в художественном произведении о людях, попавших в экстремальную ситуацию?

ГИПОТЕЗА Была выдвинута гипотеза, что пейзаж, используемый автором, помогает наиболее полно показать отношения участников похода, отсутствие милосердия у людей, находящихся в ситуации выбора.

АКТУАЛЬНОСТЬ Тема данного проект актуальна, так как позволяет познакомиться с произведением современного писателя Михаила Чванова, нашего современника, писателя, которого всегда привлекали люди духовно сильные, цельные, характеры отважные и героические, стойко выдерживающие труднейшие испытания. Зачастую герои его произведений находятся перед ситуацией выбора. Неважно, сколько времени затрачивает человек на принятие решения, важно, что человек за него ответствен.

ОБЪЕКТ: роль пейзажа на страницах произведения М.А.Чванова «У перевала» ПРЕДМЕТ: повесть М.А.Чванова «У перевала».

ЦЕЛЬ: рассмотреть, как представлен пейзаж в повести М.А.Чванова «У перевала».

ЗАДАЧИ: 1.Познакомиться с биографией М.А. Чванова. 2.Знать содержание повести, рассмотреть систему действующих лиц, сюжетные линии. 3.Изучить критическую литературу по данному вопросу. 4.Выявить функции пейзажа в повести.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1.Анализ художественного текста, синтез, обобщение. 2.Выборка художественного текста.

1.Указать место данного пейзажа в композиции и сюжете произведения. 2.Определить функцию пейзажа. 3.В чём восприятии дана картина природы. 4.Степень развёрнутости или лаконизма, детализированности или обобщённости. 5.Мастерство писания в изображении природы. ПЛАН АНАЛИЗА ПЕЙЗАЖА НА СТРАНИЦАХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

М.А.ЧВАНОВ Михаил Андреевич Чванов, родился 25 июля 1944 года на северо-востоке Башкирии в д. Старо-Михайловке. Как геолог, был одним из руководителей экспедиции, первоисследовавшей крупнейшую пещерную систему Урала – пропасть Сумган-Кутук и многие другие пещеры Башкирии.

Пейзаж — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа ПЕЙЗАЖ

Психологическая Иллюстративная Лирическая Концептуально — философская ФУНКЦИИ ПЕЙЗАЖА

РОЛЬ ПЕЙЗАЖА Обозначение места действия Создание определенного настроения Отражение состояния героев Пейзаж как запечатлевшееся воспоминание о детстве

« Прекрасен отдых в горах. Отдых всегда прекрасен. Но в горах, когда твои глаза отрывают тебя от земли и ты словно паришь над сверкающими вершинами, он особенный. Вдвое прекрасен отдых в осенних горах, когда ты к тому же еще молод и здоров…» «горы, они невероятно прочищают мозги» ОБОЗНАЧЕНИЕ МЕСТА ДЕЙСТВИЯ

ПРИРОДА СЕВЕРНОГО КАВКАЗА Турбаза «Горная» Ручей Могильный Озеро Рица Приют Родниковый Альпийские луга Вершина Двуглавая

«стояла прекрасная погода, и один день был похож на другой, и в то же время каждый следующий день был похож на предыдущий, а чем – и не объяснишь» СОЗДАНИЕ НАСТРОЕНИЯ

«А по пути у нас такие альпийские луга, водопады» «позади лес, широко и духовно распахнулись перед взором альпийские луга…Появилась вершина Двуглавая»

ПЕЙЗАЖ ПЕРЕДАЕТ ВОСПОМИНАНИЕ ВОСПОМИНАНИЕ О ДЕТСТВЕ «И запало мне почему-то: озеро Рица…Помню, даже картинка такая в учебнике была…И до сих пор, как услышу «Рица», так словно родным, из детства повеет»

«дождь неожиданно перешел в снег» СОЗДАНИЕ НАСТРОЕНИЯ

«снег пронесся сплошной липкой стеной»

«Ураганный ветер свалил всех, кто еще стоял на ногах» «Словно пушинку, подняло в воздух Василия Шарова. С огромной скоростью его потащило вместе с закинувшимися на голову рюкзаком по склону – он даже не успел крикнуть – и унесло в пропасть…»

ОТРАЖЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ГЕРОЕВ И что только ни делает с человеком природа! (Раневская Фаина Георгиевна)

«Кто сумел пробиться к костру, стояли вокруг него плотным кольцом и не пускали более слабых, и Саша – видел как не могли пробиться к огню женщины. Они умоляли пустить к костру – хоть на несколько минут, хоть отогреть руки, но люди, обступившие костер, молчали»

«Ребята, не бросайте!»- умоляла Рая Пояркова. Ради детей …Прошу вас…Николай Редькин молча обошел ее» «Да вы что, нелюди, что ли? – пораженно опустился в снег Николай Остроухов». «У нас своя группа, — сказал Савченко хмуро. – Надо думать о своих. Да вы что, ребята.. – У Тани выступили слезы». «Надо же, и не помогли! Надо же!»

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОПИСАНИИ ПРИРОДЫ Сравнение: «Саша пытался встать и потрясенно смотрел, как, словно пушинку, подняло в воздух Василия Шарова» «Ты видел, как они спускались по склону! Как овцы!» «Плотный, как резина ветер». Эпитет: «Абсолютная беспомощность, к тому же вспухли реки…» «холодно мерцали снега» «над сверкающими вершинами» «ослепительное небо»

Метафора: «ущелье соблазняло» «Светились леса» «сумрак поглотил» «чистые и светлые мысли» « Горы, они невероятно прочищают мозги» «гремучий ручей» Олицетворение: «Пихтовые лапы» «всех бил холод» «горящий план» «Осенний след, медвежий след вдоль берега петляет» «рассыпались ели и пихты» «ночь застала»

Синий цвет «Первая половина сентября – и ниже ослепительно синего неба, ниже ослепительно белых снегов ослепительным золотом осветились леса». «А выше туман еще гуще…Внизу – вода, вверху вода» « холодно мерцали снега» «сумрак поглотил окружающие горы, сузил пространство вокруг трепещущего пламени…» ЦВЕТОВАЯ ГАММА

Белый цвет. «Над горами висела белесая дымка, в ней таинственными застывшими изваяниями стояли пихты, какие то поникшие..» « Она ослепла от снежной метели». «глубокий снег». « Кругом была настоящая зима, сугробы были почти по пояс»

Серый цвет считается одиноким, так как живёт на границе чёрного и белого. «Серые тени» « Густо коптили серые сучья и зеленые пихтовые лапы» .

Чёрный цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. «Иссиня- черные тучи, появившиеся бог весь откуда, одна за другой с большой скоростью не налетали, а падали на открытый склон, забивали рот воздухом, глаза – снегом, и совершенно негде было от всего этого спрятаться»

Зеленый цвет — это цвет земли, природы, символ циклического обновления человека и мира. « рассыпались ели и пихты» « С краю леса, прижавшись, друг к другу, под старой пихтой сидели четверо…» «Зелень в снегу смотрелась очень красиво» . « Снег на деревьях, кустарнике, траве создавал очень красивый пейзаж»

В каждой сцене, вне зависимости от погодных условий, можно найти весь цветовой спектр «День был прекрасный, но закат мутно размазало» «Пришел рассвет»

ветер вода гора река СИМВОЛИЧЕСКИЕ ЗНАКИ ПРОСТРАНСТВА

1.Пейзаж помогает автору рассказать о месте и времени происходящих событий. 2.Выборка художественного текста показала нам, что автор употребляет географические названия, которые можно найти на географической карте. М.А.Чванов использует развернутое, детализированное описание природы, которое подчеркивает ее красоту, величие, неповторимый облик. 3.Пейзаж характеризует место и время сюжетного действия. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

4.Картина природы дана в восприятии автора-повествователя и в восприятии героев повести. Пейзаж выполняет психологическую функцию. Он обладает способностью воздействовать на характер, поведение героев, помогает глубоко проникнуть в душу героя и их переживания, лучше понять идейный замысел автора. Так, в повести люди, попавшие в экстремальную ситуацию, оказались жалкими, грубыми, беспомощными, бесчувственными. Были и те, кто желал помочь и делал все для этого даже ценой своей собственной жизни.

5.Образы природы соотносятся с жизнью людей, имеют важное структурно-художественное значение. Природа органично входит в жизнь героев, переплетается с их мыслями, воспоминаниями, иногда помогает пересмотреть свою жизнь, поступки. 6.Постоянно меняется ракурс изображения: то это будет вид снизу (герои смотрят на горы, любуются их красотой), то сверху (обзор местности). Герои могут просто любоваться природой, когда им ничего не угрожает, не предвещает опасность.

7.Использование изобразительно-выразительных средств, цветовой гаммы, тональности пейзажа помогают М.А.Чванову более ярко представить пейзажные зарисовки. 8.Изобразительно-выразительные средства языка помогают читателям задуматься над событиями, над ситуацией, над поступками героев, почувствовать ответственность не только за себя, но и за тех, кто с тобой в одной связке.

Выбранная тема позволили обратиться к различным источникам, таким предметным областям, как литература, география, изобразительное искусство. Знакомство с произведениями Михаила Андреевича Чванова не могут оставить равнодушными читателей, автор много пишет о природе, о людях, о загадках и тайнах окружающего мира. Михаил Андреевич Чванов – сегодняшний писатель. Его книги помогают заглянуть в глубины собственного сознания, разобраться в себе и в том, кто тебя окружает.

Номер материала: ДA-046305

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источник:
Презентация к исследовательскому проекту Пейзаж на страницах повести М
Скачать: Презентация к исследовательскому проекту "Пейзаж на страницах повести М.А. Чванова "У перевала"
http://infourok.ru/prezentaciya-k-issledovatelskomu-proektu-peyzazh-na-stranicah-povesti-ma-chvanova-u-perevala-417322.html

Роль пейзажа в литературном произведении

Роль пейзажа в литературном произведении. Презентация.

В презентации сжато и лаконично (вариант таблицы) указано, какую роль играет пейзаж в литературном произведении. Приводятся примеры из художественных произведений. Может быть использована при изучении и повторении темы в старших классах и классах среднего звена.

Просмотр содержимого документа
«Роль пейзажа в литературном произведении. Презентация.»

Роль пейзажа в литературном произведении

Name of presentation

Пейзаж – изображение картин природы в литературном произведении

Какова роль пейзажа в литературном произведении?

1.Обозначение места действия.

2.Создание определенного настроения.

3.Отражение состояния героя.

4.Выражение позиции автора.

Обозначение места действия

Я рос, как многие, в глуши,

У берегов большой реки,

Где лишь кричали кулики,

Шумели глухо камыши,

Рядами стаи белых птиц,

Как изваяния гробниц,

Сидели важно на песке;

Виднелись горы вдалеке…

Н.А. Некрасов «На Волге»

Создание определённого настроя

Был прекрасный июльский день, один из тех, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем.

И.С. Тургенев «Бежин луг»

Отражение состояния героя

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

А ты печальная сидела…

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Выражение позиции автора

Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости о неё – и пели… Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая, большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль… Казалось, что нет, да и никогда и не было ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой – или благословенной – Богом стране. И они шли и пели среди её вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаботностью.

Источник:
Роль пейзажа в литературном произведении
В презентации сжато и лаконично (вариант таблицы) указано, какую роль играет пейзаж в литературном произведении. Приводятся примеры из художественных произведений. Может быть использована при изучении и повторении темы в старших классах и классах среднего звена.
http://multiurok.ru/files/rol-peizazha-v-literaturnom-proizvedenii-prezentat.html

COMMENTS