Память человека

Восстановление памяти у взрослых и пожилых: медикаменты и народные методы

Восстановление памяти у взрослых и пожилых: медикаменты и народные методы

Мозг человека оснащен множеством импульсов, поступающих со скоростью до триллиона операций в секунду от подкоркового слоя головы к мышцам. Какие причины приводят к торможению скорости и снижению памяти, как ее проверить самостоятельно и попытаться восстановить особенно пожилым людям, страдающим расстройствами функционала мозга — рассмотрим подробнее в данной статье.

По типам память бывает:

  • зрительной (визуальной);
  • слуховой;
  • словесно-логистической;
  • эмоциональной, когда многие моменты на фоне эмоций и переживаний человек способен запомнить на всю жизнь;
  • генетической, некоторые моменты мышления могут передаваться новым поколениям;
  • моторной;
  • мышечной вследствие длительных физических нагрузок, приведших в результате к перестройке клеток и мышц.

Мозг человека – сложный и многофункциональный орган. Нарушение функций памяти, снижение вплоть до полной потери возможно вследствие:

  • черепно-мозговой травмы;
  • онкозаболеваний при локализации опухоли в одной из структур мозга;
  • болезней на фоне развития инфекции (менингита, энцефалита)
  • инсульта при поражении оболочки мозга;
  • сбоя сердечно-сосудистой системы;
  • нарушения обмена веществ;
  • стрессов, недосыпаний;
  • приема вредной пищи, в том числе эндогенной;
  • возраста, провалами в памяти страдают чаще всего пожилые люди;
  • недостатка витаминов в организме, вследствие отсутствия поступления их в мозг в достаточном количестве;
  • курения, алкоголя, приема наркотиков, тяжелых металлов (губительных для мозговых структур);
  • плохой экологии, неизбежно приводящей с возрастом к ухудшению памяти.

На память человека влияет много разных факторов извне, способных усилить, или, наоборот, снизить ее. К расстройствам памяти приводят факторы, негативно воздействующие на структуры мозга. Довольно важная информация может быть быстро и надолго забыта? Важно выяснить, почему это происходит, и что именно оказывает влияние на память.

Снижению, ухудшению, торможению памяти способствуют некоторые внутренние заболевания. Негативно влияет на память:

  • длительное пребывание в нервозном напряженном состоянии;
  • тяжелые жизненные случаи, когда расстройства в дальнейшем неизбежны;
  • недостаток сна (постепенно и безвозвратно снижает функционал памяти);
  • депрессии, которые ранят и изматывают не только душу. Постоянные негативные мысли в голове таким же образом отражаются на мозге. Депрессия, по мнению врачей – это болезнь, которую нужно лечить, иначе память можно потерять полностью и без возможности восстановления.

Среди заболеваний, приводящих к расстройствам памяти можно обозначить:

Проверить свою память можно с помощью специальных тестов. Много разных можно найти сегодня в интернете путем введения в поисковик подобных фраз. После прохождения тестов каждый сможет определить для себя самостоятельно, насколько успешно они пройдены и какое состояние памяти на данный момент.

Как восстановить память у взрослых и пожилых людей?

Для восстановления памяти известно много разных упражнений, медицинских препаратов и народных средств. Также улучшению памяти способствует диета, при правильном подборе благотворно воздействующая на все клетки и структуры мозга.

При расстройствах памяти и мышления в целях повышения работоспособности мозга, улучшения кровообращения и нормализации сна специалисты советуют принимать:

В борьбе с утратой памяти неплохо зарекомендовали себя гомеопатические средства для стимуляции, активизации мозговой деятельности, оказания благотворного влияния на психическую и эндокринную систему, это:

  • церебрум композитум для повышения активности мозга и деятельности иммунной системы;
  • золотой йод для нормализации кровообращения в мозг, также пожилым людям при ослаблении памяти отсутствии сна, частых головных болях и головокружениях;
  • мемориядля укрепления сосудов мозга, нормализации обменных процессов активности мозга;
  • полимнезин с целью улучшения работы мыслительных процессов.

Препаратам на растительной основе, совершенно безвредным для людей любого возраста, стоит отдать предпочтение:

  • барвинку;
  • БАДАм, состав которых способствует поддержанию памяти у пожилых;
  • имбирю для усиления кровообращения, повышения концентрации внимания;
  • черному перцу для активизации, оживления ума, повышения усвояемости веществ;
  • Плауну для улучшения памяти, оснащения мозга кислородом, глюкозой и антиоксидантами.

Организм (в частности, мозг) неспособен полноценно функционировать при нехватке витаминов.

Взрослым и пожилым людям рекомендован к приему:

  • Интеллан для повышения интеллектуальных возможностей, устранения стрессов, депрессивного состояния, улучшения памяти;
  • Циковит показан к приему школьникам, пожилым людям для усиления умственных возможностей (особенно в период межсезонья);
  • Витрум Мемори, память форте для усиления усвояемости информации, поступающей в мозг.

Диеты (низкокалорийные в особенности) показаны пожилым людям при проблемах с памятью. Правильно подобранные способны повысить функции мозга до 30%.

Для удержания информации, повышения работоспособности мозга не обойтись без включения в рацион глюкозы и сахара для омоложения памяти, также пряностей для нормализации работы мозга:

Можно совмещать разные виды пряностей.

Дома можно приготовить несколько хороших рецептов с целью улучшения памяти:

  • настойку клевера. Цветки высушить, измельчить. К 2 ст. л. добавить кипяток (0,5 л), дать настояться до 2-х суток. Принимать по 0,5 стакана 3 раза в день до еды. Курс лечения -2 месяца;
  • кору рябины. Приготовить отвар из сухой коры. 1-2 ст .л. залить кипятком (1стакан), настоять 2-3 часа, далее пить по 1-2 ст. л. до 3 раз в день;
  • почки сосны. Провести сбор лучше весной. Нужно жевать в сыром виде до 4 штук в день в течение 1 месяца.

Тренировки- самый лучший и эффективный способ натренировать и улучшить память, это:

  • разгадывание кроссвордов;
  • изучение иностранных языков;
  • также стихов, песен, скороговорок;
  • игры в шахматы, на развитие логики и мышления.

Подобными недугами часто страдают малоподвижные, инертные, замкнутые люди. Только постоянная тренировка мозга, чтение, писание, изучение компьютера, решение логических задач, рукоделие, обучение новым ранее неизвестных занятий разного рода не позволит начать процессам деградации в головном мозге.

От тренировок память и мышление будут лишь постепенно улучшаться. Лекарствами и диетами можно лишь ускорить, оживить и активизировать все важные процессы в головном мозге.

Физические тренировки показаны людям после 40 лет. Способствуют улучшению циркуляции крови, оснащению кислородом мозга. В противном случае постепенно будут снижаться психомоторные функции, процессы старения лишь ускорятся.

Пожилым людям показаны циклические виды спорта для насыщения кислородом клеток крови, нормализации процессов мышления, улучшения абстрактного мышления:

  • плавание;
  • легкий бег;
  • езда на велосипеде;
  • прогулки пешком.

Мозг человека нуждается в постоянной подпитке:

  • Для школьников и пожилых людей большое значение имеет не только полноценное питание, но и регулярные тренировки, выполнения несложных упражнений для улучшения и восстановления памяти.
  • Не менее важно урегулирование режима сна и трудового дня.
  • Людям-интеллектуалам, ведущим активный образ жизни (особенно если работа связана с ежедневным получением больших объемов информации), важно хорошо высыпаться.

При выборе, конечно, сначала нужно посоветоваться с врачом. Даже самые лучшие ноотропные средства имеют противопоказания. Важно понимать, что снижение памяти и внимания (что часто наблюдается у пожилых людей) – это симптомы многих серьезных внутренних заболеваний и зачастую довольно опасных (рак мозга, сахарный диабет).

Источник:
Восстановление памяти у взрослых и пожилых: медикаменты и народные методы
Как восстановить память у пожилого и взрослого человека? Что влияет на память и почему она пропадает? Восстановление памяти лекарствами. Диеты и народные средства для памяти.
http://mozgvtonuse.com/bolezni/kak-vosstanovit-pamyat.html

Курсы иностранных языков в Киеве «Европейское Образование»

Курсы иностранных языков в Киеве «Европейское Образование»

В этой статье продолжим изучать виды памяти человека, узнаем, что такое объём памяти и рассмотрим такие виды, как сенсорная, кратковременная и долговременная память человека.

Память человека до сих пор недостаточно изучена. Ученные проводили много исследований в этой области, но много загадок так и не было раскрыто. Память играет важную роль в жизни человека. Потерять память – значит, потерять самого себя. Люди начинают страдать психическими расстройствами, депрессией или же могут полностью утратить связь с внешним миром, перестать на него реагировать.

С другой стороны, человек, который обладает хорошей памятью, получает преимущество во многих сферах современной жизни. Но иногда людям с феноменальной памятью не всегда легко вписаться в наше общество. Большинство из нас определяет свою память как посредственную, не очень хорошую или плохую. На самом деле плохая память – это иллюзия, которую мы используем для того, чтобы успокоить нашу психику.

Как известно, мы не способны эксплуатировать возможности нашей памяти на все 100%. Ученые считают, что большинство людей используют от 4% до 10 % ресурсов своего мозга. И лишь 1% населения земного шара более эффективно используют свою память.

Каков объём памяти человека? Сколько информации может вместить наша память? Или ее возможности безграничны?

Ученые затрудняются ответить на этот вопрос, но Л.И. Куприянович определил, что объём памяти человека не менее 10 15 битов – это 125 000 000 мегабайтов информации. Отечественный специалист в области кибернетики основывал свое предположение на том, что одна белковая молекула может сохранять один бит информации. Следовательно, один нейрон может сохранить 10 5 битов.

Если мы представим, что нам необходимо записать весь этот объём информации на диск CD-R объемом 700 Мб, то нам понадобилось бы около 18 млн. таких дисков.

В наши дни люди с большим объёмом памяти встречаются не так редко. Они в основном превращают это умение в инструмент, который их прославляет и помогает зарабатывать деньги. Для большинства людей память необходима для решения более обыденных вопросов: запомнить материал, речь, презентации и т.д. В современном мире сделать это намного проще, так как у нас есть доступ практически к любой информации.

Плохая память человека – это миф. Мы просто не хотим работать над ее развитием. Мы уделяем много времени другим делам, часто жалуемся на свою память, не предпринимаем попыток, чтобы это как-то исправить.

Феноменальной памятью также обладали Александр Македонский, который знал по именам и в лицо всех своих солдат, Юлий Цезарь, Наполеон, Суворов.

Феноменальная память не является достижением поколения, она является достижением отдельно взятого человека.

Память человека не только помогает запомнить, сохранить и воспроизвести информацию, но и забыть ее. Память человека также отвечает за функционирование всех других механических процессов и делает нас целостной личностью.

Память человека состоит из нескольких уровней, которые разделяют по способности накапливать и хранить информацию. Точнее, как долго и сколько информации они могут в себе вместить. За один раз человек может воспринять и запомнить от 7 ± 2 несвязанных между собой объектов, образов и т.д.

В результате исследований было доказано, что существуют методы, условия и факторы, которые влияют на запоминание информации:

  1. При восприятии информация материал, который находится в начале и конце запоминается лучше, чем находящийся посередине.
  2. Материал, который интересен человеку или затрагивает его эмоционально, запоминается легче.
  3. Внешние факторы могут влиять на запоминания информации.
  4. Если человек не настроен на запоминание того или иного материала и считает его ненужным и бессмысленным, наша память плохо его запечатлеет.
  5. Многократное повторение в течении длительного периода лучше, чем выполнения того же процесса в сжатые сроки.
  6. Построения ассоциативных связей положительно влияет на запоминание информации (подробнее об этом можно прочитать в статье «Мнемоника для изучения английского: мнемонические ассоциации»).

Память человека можно разделить на следующие группы: сенсорную, кратковременную и долговременную.

Сенсорная память – это первичный процесс. Исходя из его названия, следует, что этот вид памяти связан с нашими сенсорными системами восприятия. Сенсорная память довольно кратковременна. Информация на данном уровне хранится около 0,25 секунд. Если же эти ощущения не проходят на следующий этап, то эта информация стирается из нашей памяти, а сама память заполняется новыми сигналами.

С «полки» сенсорной памяти информация поступает в кратковременную память, где информация обрабатывается для поступления на более длительное хранение. Кратковременная память вмещает в себе следующие функции: длительность хранения, прочность удержания и объем памяти.

Время хранения информации на этой фазе около 20 секунд, и если информация не поступит на хранение в следующий «отсек», то она бесследно исчезнет. Например, представьте, что вам продиктовали десятизначное число, но под рукой не оказалось ручки. Как долго вы сможете хранить этот номер у себя в памяти? Допустим, вы смогли его записать. Но сможете ли вы его после этого снова вспомнить?

Прочность кратковременной памяти – невысокая. Новая информация вытесняет предыдущую. Например, вы нашли ручку, чтобы записать наш десятизначный номер. Представьте, что в это время вас кто-то о чем-то спросит. Номер тут же пропадет из вашей памяти, его вытеснит новая информация.

Долговременная память человека имеет практически неограниченный объем. Попадая на эту «полку», информация может надежно храниться на ней на протяжении всей нашей жизни.

Долговременная память имеет следующие подкатегории: эксплицитную и имплицитную память.

Эксплицитная память включает все воспоминания, которые доступны в сознании. Эксплицитная память может быть разделена на эпизодическую память (память об определенных событиях) и семантическую память (знания о мире).

— эпизодическая память – отдельная подкатегория долговременной памяти, которая включает память о конкретных событиях, переживаниях. Ваш первый день в школе, ваш первый поцелуй, посещение вечеринки по случаю дня рождения друга — это примеры эпизодических воспоминаний. Данный подвид долгосрочной памяти также включает воспоминания о месте и времени события.

— семантическая память является частью долговременной памяти, ответственной за хранение информации о мире. Семантическая память включает в себя знания о значении слов, а также общие знания. Например, Лондон является столицей Англии. Она включает в себя осознанное мышление и является эксплицитной. Некоторые примеры семантической памяти: что такое кот, значение животных, как найти на карте отдельную страну, распознавание названия цветов, понимание и т.д.

Имплицитная (процедурная) память – это еще одна подкатегория долгосрочной памяти. Она включает в себя воспоминания о движении тела или о том, как использовать объекты в окружающей среде. По сути, это память о том, как делать определенные вещи. Как водить машину, использовать компьютер, ездить на велосипеде, завязывать шнурки или готовить — все это примеры процессуальных воспоминаний. Процедурные воспоминания начинают формироваться очень рано в жизни, когда вы начинаете учиться ходить, говорить, есть и играть. Эти действия настолько укоренилась в памяти, что они почти доведены до автоматизма. Хотя их легко продемонстрировать, но вспомнить, как и где вы научились этим действиям, может быть гораздо сложнее.

Из шагов, перечисленных выше, мы видим, что информация проходит определенные этапы и кодировку перед тем, как попасть в свой конечный архив. Если по каким-то причинам информация была обработана или закодирована неправильно (недостаточное количество раз повторена, не осмысленна и т.д.), то информация не попадает на последний этап.

Теперь мы четко видим, что запоминание не связано с нашей долговременной памятью. Оплошности, допущенные на этапе кодировки и обработки информации, ведут к ее полной потере. Чтобы уложить необходимую информацию в наш «надежный архив», необходимо ее правильно обработать.

В следующих статьях мы ещё будем возвращаться к теме памяти человека и объёму памяти, но уже в ракурсе изучения иностранных языков.

Источник:
Курсы иностранных языков в Киеве «Европейское Образование»
Память человека, объём памяти. Сенсорная, кратковременная и долговременная память.
http://euroeducation.com.ua/article/40-razlichnaya-topics/499-kratkovremennaja-i-dolgovremennaja-pamjat.html

Основные виды памяти человека

Память человека является важнейшим элементом его деятельности. На протяжении всей жизни человека все его впечатления, знания записываются в память. Ее виды помогают лучше усвоить информацию определенного характера. Проявления памяти исключительно многогранны и могут быть разделены на несколько основных категорий. Разные виды памяти человека характеризуются разными особенностями.

Виды памяти по психической активности

По характеру психической активности различаются следующие виды памяти.

Двигательная память обеспечивает человеку запоминание его движений. Она лежит в основе формирования многих практических и трудовых навыков. В частности, к ним относятся ходьба, умение писать, пользоваться различными инструментами при работе. В некоторых случаях этот вид памяти должен быть развит особенно хорошо для успешной профессиональной деятельности, например, у спортсменов или артистов балета.

Эмоциональная память является памятью на пережитые ранее эмоции и чувства. Сохраненные в памяти переживания становятся причиной для возникновения ассоциаций и действий на их основе в том случае, когда аналогичная или похожая ситуация возникнет вновь.

Образная память характеризуется способностью человека запоминать образы. Это могут быть картины природы, звуки, запахи. Как правило, зрительная и слуховая память играют ведущую роль в жизнедеятельности человека и развиты лучше всего. Остальные виды этой памяти у многих людей развиты значительно хуже, но бывают исключения, чаще всего связанные с профессиональной деятельностью. Обонятельная память у создателей духов или вкусовая у дегустаторов намного превышает обычный уровень. Хорошая осязательная память часто бывает у слепых. Также встречаются люди, обладающие эйдетической памятью — способностью в течение некоторого времени сохранять в памяти мельчайшие детали увиденных предметов.

Словесно-логическая память по своему содержанию представляет собой человеческие мысли на основе языка. Существуют две разновидности такой памяти. В первом случае лучше запоминается основной смысл без акцента на детали, тогда как во втором — запоминание в большей степени буквально.

Виды памяти согласно целей деятельности

Существуют также виды памяти по характеру целей деятельности.

Непроизвольная память отличается тем, что при этом отсутствует сама цель запоминания. Установлено, что этот вид памяти в большей степени развит у детей, а с возрастом заметно ослабевает. Интересной особенностью является то, что в этом случае информация очень часто запоминается надежно, хотя такая цель и отсутствует.

Произвольная память улучшается с возрастом, чему в немалой степени способствует применение специальных приемов заучивания и целенаправленные тренировки.

Память делится на виды и по продолжительности сохранения материала.

Сенсорная память характеризуется тем, что все процессы протекают на уровне рецепторов, а информация в общем случае сохраняется не более чем на полсекунды. Если информация представляет интерес для головного мозга, то происходит ее задержка. В противном случае она стирается полностью и окончательно.

Кратковременная память вступает в работу, когда информация задерживается свыше одной секунды. В течение примерно 20 секунд она подвергается обработке с целью определения степени ее важности. Если мозг признает ее заслуживающей внимания, то элементы информации (цифры, слова, названия предметов, образы) передается дальше. Объем кратковременной памяти весьма мал, одновременно в ней может находиться не более пяти — девяти элементов. Именно из этого количества и происходит отбор, а остальная часть безвозвратно теряется.

Долговременная память представляет собой нечто вроде архивного хранилища неограниченной емкости, где информация, поступившая из кратковременной памяти, проходит классификацию, кодирование и закладывается на долгосрочное хранение.

Память, виды памяти — это важнейшая функция организма, позволяющая человеку ориентироваться в океане информации, окружающей его.

Источник:
Основные виды памяти человека
Память человека является важнейшим элементом его деятельности. На протяжении всей жизни человека все его впечатления, знания записываются в память, виды памяти помогают лучше усвоить информацию определенного характера.
http://fb.ru/article/26573/osnovnyie-vidyi-pamyati-cheloveka

Память человека

Память человека. Память — интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности. Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения — основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности.

Я выбрала тему « Память » для своей работы, так как память – это Велико значение памяти в жизни человека и его профессиональной деятельности. Реферат по психологии Тема Способы управления и тренировки памяти Общее представление о памяти человека. Память человека. Читать реферат online по теме ‘Человеческая память и ее развитие’. Раздел: У каждого человека есть свои способы запоминания. Существуют и.

Реферат : Память, ее виды и процессы. Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения.. Запоминает одну учебную тему, а когда начинает учить следующую, то вдруг. Память — интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его. План реферата. Введение. 1. Функции и виды внимания. 2. Виды памяти и их особенности. 3. Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека.

На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее. Начало экспериментального изучения памяти было положено в конце XIX в. исследованиями немецкого психолога Г. Эб- бингауза (1850-1909), обобщенными в его работе «О памяти» (1885). Это был первый выход психологического эксперимента за пределы сенсорных процессов. Г. Эббингауз вывел «кривую забывания», графически иллюстрирующую наибольший процент забывания в период, непосредственно следующий за заучиванием нового материала.

В настоящее время в связи с актуализацией проблемы машинного накопления и поиска информации память становится объектом междисциплинарных исследований. Но от машинной, электронной памяти память человека отличается активно-реконструктивным сохранением материала. Человеческая память подвержена влиянию социо-культурных факторов.

В процессе развития индивид все в большей мере ориентируется на смысловые, семантические связи запоминаемых структур. Один и тот же материал по-разному хранится в памяти в зависимости от структуры личности, ее потребностно-мотивационных особенностей. Память машины — механическая память. Память человека — ценностно-интегрированное хранение информации. Накопление материала в памяти (архивация) осуществляется в двух блоках: в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти.

Эпизодическая память автобиографична — в ней хранятся различные эпизоды из жизни индивида. Семантическая же память нацелена на категориальные структуры, сформированные в культурно-исторической среде. Здесь же хранятся все исторически сформированные правила логики умственных действий и построения языка.

Особенности памяти человека. В зависимости от особенностей запоминаемого материала существуют специальные способы его кодификации, архивации и извлечения. Пространственная организация среды кодируется в форме схематических образований из смысловых опорных точек, характеризующих наше физическое и социальное окружение. Последовательно наступающие явления запечатлеваются в линейных структурах памяти. Формально организованные структуры запечатлеваются ассоциативными механизмами памяти, обеспечивающими группировку явлений и предметов по определенным признакам (предметы быта, труда и т. п.

Все смысловые значения категоризуются — относятся к различным группам понятий, находящихся в иерархической взаимозависимости. От организации материала в памяти зависит возможность его быстрой актуализации, извлечения. Информация воспроизводится в той связи, в какой она первично формировалась.

Многие жалуются на плохую память, но не жалуются на плохой ум. Между тем ум, способность устанавливать взаимосвязи и является основой памяти. Извлечение усвоенного материала из памяти в целях использования при узнавании, припоминании, воспоминании называется актуализацией (от лат. actualis — действительный, настоящий). Необходимый материал мы ищем в памяти точно так же, как необходимую вещь в кладовой: по предметам, находящимся по соседству.

Образно говоря, в фонде нашей памяти все развешено «на крючках» ассоциаций. Тайна хорошей памяти — в установлении прочных ассоциаций.

Вот почему люди лучше всего запоминают то, что связано с их житейскими заботами, профессиональными интересами. Энциклопедическая эрудиция в одной сфере жизни может сочетаться с невежеством в других сферах. Одни факты задерживаются в нашем сознании силой других хорошо известных нам фактов.

Механическое же «задалбливание», «зубрежка» — самый неэффективный способ запоминания. Возможности актуализации у человека значительно шире, чем это ему представляется. Трудности памяти, скорее, трудности воспроизведения, чем трудности сохранения.

Абсолютного забвения впечатлений не существует. Фонд человеческой памяти пластичен — с развитием личности происходят изменения и в структурных образованиях его памяти. Память неразрывно связана с деятельностью индивида — прочно запоминается то, что включено в активную деятельность человека, отвечает его жизненной стратегии. Операциональная система поведения и деятельности человека, т. е. его умения и навыки — запечатленные в памяти образы оптимальных, адекватных действий.

При многократном повторении необходимых действий из них устраняются ненужные, излишние движения, в памяти закрепляется образ оптимального действия, отдельные операции интегрируются в единый функциональный комплекс. Память, интеллект, чувства и операциональная сфера индивида — единое системное образование. Память — психический механизм ориентации человека как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и в пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания.

Нарушения памяти означают нарушения личности. Классификация явлений памяти. Различаются процессы памяти — запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание и формы памяти — непроизвольная (непреднамеренная) и произвольная (преднамеренная). В зависимости от вида анализаторов, сигнальной системы или участия подкорковых образований мозга различают виды памяти: образную, логическую и эмоциональную. Образная память — представления — классифицируется по видам анализаторов. зрительная, слуховая, двигательная и т.

д. По способу запоминания различают непосредственную (прямую) и опосредованную (косвенную) память. Связь между запоминанием и воспроизведением. След от каждого впечатления бывает связан со множеством следов сопутствующих впечатлений. Косвенное запоминание и воспроизведение — это запоминание и воспроизведение данного образа по той системе связей, в которую образ входит, — по ассоциациям. Непрямое, ассоциативное всплывание образов психологически гораздо содержательнее, чем прямое запоминание, оно приближает явления памяти к явлениям мышления. Основная работа памяти человека состоит из запоминания и воспроизведения следов по ассоциациям.

Различаются три вида ассоциаций. Ассоциация по смежности. Это элементарный вид связи без существенной переработки информации. Ассоциация по контрасту.

Это связь двух противоположных явлений. Данный вид связей основан уже на логическом приеме противопоставления. Ассоциация по сходству. Воспринимая одну ситуацию, человек по ассоциации вспоминает другую сходную ситуацию. Ассоциации по сходству требуют сложной переработки полученной информации, выделения существенных признаков воспринимаемого объекта, обобщения и сопоставления с тем, что хранится в памяти. Объектами ассоциации по сходству могут быть не только наглядные образы, но и понятия, суждения, умозаключения.

Ассоциации по сходству — один из существенных механизмов мышления, основа логической памяти. Таким образом, по способу запоминания память может быть механической и ассоциативной (смысловой). Системы памяти человека.

Рассмотрим системы памяти. В любом виде деятельности задействуются все процессы памяти. Но различные уровни деятельности связаны с функционированием различных механизмов, систем памяти. Различаются следующие четыре взаимосвязанные системы памяти: 1) сенсорная; 2) кратковременная; 3) оперативная; 4) долговременная. Сенсорная память — непосредственный чувственный отпечаток воздействующего объекта, непосредственное запечатление сенсорных воздействий, т. е. сохранение наглядных образов в виде четкого, полного отпечатка чувственных воздействий объекта на очень краткий промежуток времени (0,25 сек).

Это так называемые послеобразы. Они не связаны с закреплением следов и быстро исчезают. Этот вид памяти обеспечивает непрерывность, целостность восприятия динамических, быстроизме- няюшихся явлений. Кратковременная память — непосредственное запечатление совокупности объектов при одноактном восприятии ситуации, фиксация объектов, попавших в поле восприятия. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном восприятии обстановки.

Время функционирования кратковременной памяти — не более 30 сек. Объем ее ограничен пятью-семью объектами. Однако при воспроизведении образов кратковременной памяти из них может извлекаться дополнительная информация. Оперативная память — избирательное сохранение и актуализация информации, необходимой только для достижения цели данной деятельности. Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности. Так, мы запоминаем элементы фразы, чтобы осмыслить ее в целом, помним определенные условия задачи, которую решаем, помним промежуточные цифры при сложных вычислениях. Продуктивность оперативной памяти определяется способностью человека организовывать запоминаемый материал, создавать целостные комплексы — единицы оперативной памяти.

Примерами использования различных блоков оперативных единиц может служить чтение по буквам, слогам, целым словам или комплексам слов. Оперативная память функционирует на высоком уровне, если человек видит не частные, а общие свойства различных ситуаций, объединяет сходные элементы в более крупные блоки, перекодирует материал в единую систему. Так, запомнить номер АБД125 легче в виде 125125, т. е. перекодировав буквы в цифры соответственно месту букв в алфавите.

Функционирование оперативной памяти сопряжено со значительным нервно-психическим напряжением, так как она требует одновременного взаимодействия ряда конкурирующих центров возбуждения. При оперировании с объектами, состояние которых изменяется, в оперативной памяти может удержаться не более двух переменных факторов. Долговременная память — запоминание на длительный срок содержания, имеющего большую значимость. Отбор информации, входящей в долговременную память, связан с вероятностной оценкой его будущей применимости, предвидением будущих событий. Объем долговременной памяти зависит от релевантности информации, т. е.

от того, какой смысл информация имеет для данного индивида, его ведущей деятельности. Типы памяти — индивидуально-типологические особенности памяти. Они различаются по следующим качествам, встречающимся в различных комбинациях: объем и точность запоминания; скорость запоминания; прочность запоминания; ведущая роль того или иного анализатора (преобладание у данного человека зрительной, слуховой или двигательной памяти); особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем (образный, логический и средний типы). Различные сочетания индивидуально-типологических особенностей дают многообразие индивидуальных типов памяти (рис. 1).

Существуют большие индивидуальные различия в скорости запоминания материала и продолжительности его сохранения в памяти. Так, в ходе психологических опытов было установлено, что для запоминания 12 слогов одному человеку требуется 49 повторений, а другому — лишь 14. Существенная индивидуальная особенность памяти — направленность на запоминание определенного материала. Известный криминалист Г.

Гросс рассказывал о крайне плохой памяти своего отца на имена людей. Отец не мог безошибочно сказать, как зовут его единственного сына, в то же время он очень точно и надолго запоминал разнообразный статистический материал. Одни люди запоминают материал непосредственно, а другие стремятся использовать логические средства. У одних память близка к восприятию, у других — к мышлению. Чем выше уровень умственного развития человека, тем больше его память приближается к мышлению. Интеллектуально развитый человек запоминает преимущественно с помощью логических операций.

Но развитие памяти не находится в прямой связи с интеллектуальным развитием. У некоторых людей очень развита образная (эйдетическая) память. Рис. 1.

Источник:
Память человека
Память человека. Память — интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности. Способность хранить информацию и
http://agroetalon.weebly.com/blog/referat-na-temu-pamyatj-cheloveka

COMMENTS