Пересыпанное часть речи

Какая часть речи слово — рассыпанные?

Рассыпанные — причастие( страдательное).
Пожалуйста

людей-на путь наведут. 5. Смелость города берет.6. Стрелял в журавля, а попал в воробья.

приобрести, пригодиться, привыкать, присмотреться, прекратить, преобразовать, превратить, преодолеть, пример, причина, природа, приключение, прилежный, приятный.

на картоне, изобразить животных, величиной с орех, загореть под лучами солнца, восторженное отношение к произведениям, народных мастеров, обыкновенным резцом, талантливый художник, декоративный материал, поразительной красоты. Помогите пожалуйста

морфологический разбор (разбери слово как часть речи).

2.Правописание каких частей слова зависит от того, к какой части речи принадлежит слово.

заснула.-(По)этому шоссе машины двигались (не)прерывно.2)(С)начала мы отдохнули на привале,а потом открыли карту и еще раз рассмотрели маршрут,которому следовали (с)начала пути.3)Ученик обдума(н,нн)о подошел к подготовке доклада:содержание работы было обдума(н,нн)о и изложе(н,нн)о в строгом соотвецтвии с планом.

№2.Укажите какой частью речи и членом предложения являются граммотические омонимы.Укажите их морфемный соствав.

1)На душе было тоскливо.2)По серому небу тоскливо плыли серые громадны туч.3)Выражение лица Семена было тоскливо.

2)Докажите что в конце имен прилагательных никогда не пишется -ии.
3)В конце какой части речи возможно написание -ии?Приведите примеры.Обе буквы или только одна является окончанием?Обозначьте окончание в ваших премерах

. То что написано большими буквами то и надо разобрать как часть речи 🙂

Источник:
Какая часть речи слово — рассыпанные?
Рассыпанные — причастие( страдательное). Пожалуйста людей-на путь наведут. 5. Смелость города берет.6. Стрелял в журавля, а попал в воробья. приобрести, пригодиться, привыкать,
http://russkij-yazyk.neznaka.ru/answer/1113704_kakaa-cast-reci-slovo-rassypannye/

Морфологический разбор причастия «рассыпанный»

И тут же вспыхнул небольшим костром рассыпанный на платформе порох, сработала заложенная заранее петарда, через полый столб под купол цирка полетели ракеты, и номер закончился небольшим фейерверком.

Выполняет роль определения.

  1. Часть речи. Общее значение
  2. Морфологические признаки.
    1. Начальная форма (именительный падеж, единственное число)
    2. Постоянные признаки:
      • Разряд причастия
        • действительное
        • страдательное
      • Вид
      • Время

      Непостоянные признаки:

      • Полная или краткая форма (у страдательных причастий)
      • Число
      • Род
      • Падеж (у причастий в полной форме)
  3. Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения)

План разбора составлен на основе общих правил, в зависимости от класса и предпочтений учителя ответ может отличаться. Если ваш план разбора отличается от представленного, просто сопоставьте его с данными нашего ответа.

Если морфологический разбор причастия «рассыпанный» имеет несколько варантов, то выберите наиболее подходящий вариант разбора исходя из контекста предложения.

Источник:
Морфологический разбор причастия «рассыпанный»
Морфологические признаки причастия «рассыпанный» с определением части речи, постоянных и непостоянных признаков в режиме онлайн •
http://morfologicheskij-razbor.ru/prichastie/%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%8B%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9

Однокоренные слова к слову — пересыпанное

Корень в слове «ПЕРЕСЫПАННОЕ» — СЫП . Мы подобрали 91 однокоренное слово и разделили их по частям речи.

Часть речи «глагол» : всыпает, всыпали, всыпать, всыпаться, высыпается, высыпала, высыпали, высыпались, высыпался, высыпать, высыпаться, высыпают, досыпается, досыпать, досыпаться.

Часть речи «деепричастие» : насыпавшись, насыпая, недосыпая, обсыпав, осыпаясь, посыпаясь, присыпав, рассыпав, рассыпавши, рассыпая, рассыпаясь, сыпая, усыпая.

Часть речи «краткое прилагательное» : усыпка.

Часть речи «краткое причастие» : засыпан, засыпано, насыпан, насыпаны, обсыпан, обсыпана, осыпана, пересыпана, пересыпаны, посыпана, посыпаны, просыпана, рассыпаны, ссыпана, сыпана.

Часть речи «наречие» : врассыпку, врассыпную.

Часть речи «прилагательное» : беспросыпный, засыпной, насыпной, неусыпный, неусыпных, обсыпной, отсыпной, пересыпной, плохосыпучий, посыпной, присыпной, рассыпной, рассыпчатые, рассыпчатый, рассыпчатым.

Часть речи «причастие» : всыпанный, высыпанный, досыпанный, засыпавшего, засыпавший, засыпанном, засыпанному, засыпанный, засыпанным, засыпанных, засыпающего, засыпающий, насыпавшийся, насыпанный, обсыпавшие.

Часть речи «существительное» : всыпание, всыпка, высыпание, высыпка, засыпание, засыпка, насыпи, насыпка, недосып, недосыпание, обсыпание, обсыпка, осыпаемость, осыпание, отсыпание.

Источник:
Однокоренные слова к слову — пересыпанное
Примеры однокоренных слов к слову «пересыпанное» — всыпает, насыпавшись, усыпка, засыпан, врассыпку, беспросыпный, всыпанный, всыпание
http://sostavslova.ru/same-root/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%8B%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5

Основные понятия морфологии

грамматическое значение, грамматическая форма, парадигма, грамматическая категория.

Лексическое значение

Грамматическое значение

Соотносит языковые единицы с внеязыковой действительностью, содержит информацию о совокупности свойств и характеристик предметов и явлений.

Не связано с внеязыковой действительностью, содержит информацию о языковых значениях, присущих большим группам (классам) слов, а также о связях между единицами языка.

Формальный показатель — корень и словообразовательные аффиксы.

Формальный показатель — словоизменительные аффиксы: флексия, формообразующие приставки и суффиксы; словесное ударение, интонация, порядок слов; служебные и вспомогательные слова.

Грамматическое значение (ГЗ) — обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке свое регулярное (стандартное) выражение.

Грамматический способ — это материальное выражение грамматических значений.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ

Синтетические (изменения внутри слова)

Аналитические (изменения вне слова)

Аффиксальные: флексии (мир — миры), префиксы (делал — сделал), суффиксы (подписал — подписывал)

Вспомогательные слова: буду учиться, менее распространенный, самый большой

Чередование + аффиксация: гласных (день — дня), согласных (могу — можешь)

Частицы: пусть поют, написал бы

Замена суффиксов + флексия: котенок — котята

Предлоги: берег — на берег

Изменение ударения: рУки — рукИ, пересЫпать — пересыпАть

Знаменательные слова: новые кафе, в уютном купе

Редупликация (повтор, удвоение): долго-долго

Интонация: Хлеб купил. — Хлеб купил?

Супплетивный (используется другая лексема): человек — люди, я — меня, ехать — поезжай

Порядок слов: Хороший день. (Значение номинативности). — День хороший. (Значение предикативности).

Грамматическая форма — языковой знак, в котором грамматическое значение находит свое регулярное (стандартное) выражение (ЛЭС, 1990, с.116).

Грамматическая форма слова (ГФ) вариант лексемы, в котором изменено только грамматическое значение (например: домами — грамматическая форма множественного числа, творительного падежа лексемы дом; пишешь — грамматическая форма 2 лица, единственного числа, настоящего времени, изъявительного наклонения лексемы писать).

Грамматическая форма слова может быть представлена одной словоформой (свежее, прочитаю) или сочетанием двух словоформ (буду читать, прочитал бы, более свежий).

ТИПЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ СЛОВ

Синтетическая (сильный — сильнее, сильного, идти — иди, идите)

Аналитическая (буду решать, пусть позвонят)

Словоформа — слово (лексема) в некоторой грамматической форме (в частном случае — в единственно имеющейся у слова форме) (ЛЭС, 1990, с. 470). Иными словами, это морфологическая единица, представляющая собой одну из возможных форм слова. Словоформа является конкретным «представителем» слова в речи.

Парадигма — системная совокупность грамматических форм слова. В парадигму объединяются слова, сходные по своему основному лексическому значению, но противопоставленные по одному или нескольким грамматическим значениям. Так, парадигму существительного обычно составляют 12 компонентов (6 падежных форм в единственном числе и 6 падежных форм множественного числа).

ТИПЫ ПАРАДИГМ

Полная

Неполная (недостаточная)

Избыточная

Есть все возможные для данной части речи грамматические формы. Например: существительное дом имеет парадигму из 12 компонентов.

Отсутствуют некоторые грамматические формы. Например: именительный падеж местоимения себя; формы 1 лица у глагола победить и т.п.

Возможны несколько вариантов одной и той же грамматической формы. Например: тропой, тропою.

Исходная форма парадигмы — представительная (представляющая слово) форма, обладающая называющей функцией. Например, в парадигмах существительного и прилагательного — это форма именительного падежа единственного числа, в парадигме глагола — инфинитив.

Грамматическая категория (ГК) — грамматические значения обобщенного характера, присущие сочетаниям слов и словоформам и вместе с тем отвлеченные от конкретных значений самих слов. Это система противопоставленных друг другу грамматических форм с однородными значениями. Например, ГК рода = ГЗ мужского рода + ГЗ женского рода + ГЗ среднего рода, то есть грамматическая категория рода — это лексико-грамматическая классифицирующая номинативная категория, выражающая отношение части речи к одному из трех родов.

ТИПЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

Типы грамматических категорий по количеству членов

Бинарные — категории, представленные двумя противопоставленными ГЗ. Например, ГК числа, вида.

Небинарные — ГК, представленные более чем двумя противопоставленными ГЗ. Например, ГК падежа, лица.

Типы грамматических категорий по способу выражения значений

Морфологические — ГК, связанные со словом. Например, ГК рода, числа, падежа.

Синтаксические — категории, связанные с предложением. Например, ГК коммуникативной направленности в побудительных, повествовательных и вопросительных предложениях.

Классификационные (несловоизменительные) грамматические категории не могут быть выражены формой одного и того же слова и потому относятся к постоянным признакам этого слова. Например, категория рода существительных и категория вида глагола.

Словоизменительные грамматические категории (слово меняет форму, но не меняет лексическое значение). К словоизменительным относятся категории падежа и числа существительного; категории рода, числа, падежа и степени сравнения прилагательного.

Термин «грамматическая категория» используется и в другом, более широком значении — в значении класса слов, объединенных общими грамматическими признаками (например, категория существительного, категория числительного). Однако при этом добавляется уточняющее слово лексический, то есть речь идет о лексико-грамматических категориях слов, или частях речи.

Грамматические классы слов (части речи) — совокупность слов (лексем), объединенных: 1) общекатегориальным значением; 2) морфологическими признаками (типом парадигм); 3) общей типичной (морфологизированной) синтаксической функцией в предложении, общими синтаксическими свойствами (способность сочетаться с другими словами); 4) общими словообразовательными признаками.

Классификация грамматических классов слов:

1. Значимые части речи: существительное, прилагательное, числительное, глагол, наречие, предикативное наречие (категория состояния).

2. Особые классы слов: местоимение, модальные слова.

3. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

4. Особые слова — междометия, звукоподражания, называемые еще квазислова, поскольку не имеют главных признаков слова — лексического и грамматического значения.

Другие типы классификаций и точки зрения о принципах классификации частей речи подробно изложены в пособии в Приложении 1 и Приложении 3.

В пособии рассматриваются не только именные части речи, но и местоимения на основании общности грамматических категорий этих классов слов.

Источник:
Основные понятия морфологии
грамматическое значение, грамматическая форма, парадигма, грамматическая категория. Лексическое значение Грамматическое значение Соотносит языковые единицы с внеязыковой
http://ebooks.grsu.by/ruslang/morfologiya.htm

Урок русского языка в 10-м классе

Цели урока: показать учащимся на конкретных примерах процессы взаимодействия частей речи, познакомить с переходными явлениями в области частей речи, воспитывать чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам.

Вступительное слово учителя

Слова разных частей речи в составе предложения взаимодействуют, и оказалось, что некоторые из них в результате различных процессов стали словами другой части речи. Можно говорить о двух случаях переходности в отношении частей речи: переходных явлениях в пределах одной части речи и переходе слов из одной части речи в другую. В последнем случае в языке возникают грамматические омонимы, сохраняющие одинаковое звучание и написание, но различающиеся структурными, семантическими и грамматическими характеристиками. Сегодня мы будем говорить о переходе слов из одной части речи в другую.

Один в поле не воин (пословица). Одно другому не мешает.

У вас семья? – Нет, я один (одинокий). Диалекты слились в один язык (единый, целостный).

В один прекрасный день. Один из присутствующих (какой-то, некий).

Он живет один. Одним нам не справиться (в одиночку, самостоятельно).

В группе одни мальчики. От него одни неприятности (только).

Субстантивация (переход прилагательных в существительные)

Субстантивация – древний и вместе с тем развивающийся процесс. Есть прилагательные, которые очень давно перешли в существительные. К ним относятся существительные с суффиксами -ов-
и -ин-, обозначающие фамилии и названия населенных пунктов (Иванов, Петров, Никитин, Фомин, Марьино, Митино и др.). По своему происхождению они являются притяжательными прилагательными. Использование же в качестве существительных таких слов, как перевязочная, ванная – явление более позднего времени. Наблюдается так называемая полная субстантивация и частичная. О полной субстантивации мы говорим тогда, когда прилагательное полностью перешло в существительное, как прилагательное оно уже не может использоваться (портной, мостовая, горничная, приданое). При частичной субстантивации слово употребляется то как прилагательное, то как существительное (военный врач и военный, бездетные семьи и бездетные).

1. По своему значению субстантивированные прилагательные делятся на несколько групп. Они служат для называния лиц, помещений, документов, блюд и напитков, абстрактных понятий. Заполните таблицу, разместив по группам приведенные ниже слова.

Блюда и напитки

Рабочий, прачечная, портной, жаркое, военный, приемная, будущее, холодное, былое, мороженое, дарственная, парикмахерская, детская, лесничий, постовой, операционная, пивная, прошлое, заливное, купчая, столовая, дневальный, рядовой, кладовая, булочная, частное, шампанское, накладная, учительская, больной, дежурный, прекрасное, пирожное, профессорская, приезжий, прохожий, сладкое, душевая, достойный, белый, горновой, звеньевой.

2. Понаблюдайте и сделайте вывод, какие прилагательные – относительные или качественные – субстантивируются преимущественно. (В существительные переходят, как правило, относительные прилагательные, с качественными такое происходит редко. Если относительные прилагательные субстантивируются и при обозначении лиц, и при обозначении неодушевленных предметов, то качественные – почти всегда только при обозначении лица.)

3. Есть ли в русском языке субстантивированные прилагательные в форме множественного числа? Приведите примеры. (Есть, например: молодые, близкие, легкие.)

4. Постройте связный ответ о следствиях субстантивации. Помощь при составлении ответа вам окажут следующие вопросы:

приобретают ли прилагательные, субстантивируясь, грамматические категории существительных: самостоятельные род, число, падеж;

могут ли субстантивированные прилагательные иметь при себе определения;

сохраняют ли они склонение прилагательных или начинают склоняться как существительные;

могут ли сочетаться с целыми и собирательными числительными;

какие синтаксические функции имеют субстантивированные прилагательные? Ответ подтвердите примерами.

(Субстантивируясь, прилагательные приобретают грамматические категории существительных: самостоятельные род, число и падеж. Например: часовой – м.р., горничная – ж.р., заливное – ср. р., часовые, больные – мн. ч. Субстантивированные прилагательные могут иметь при себе определения: просторная столовая, замечательный портной. Субстантивированные прилагательные могут сочетаться с целыми и собирательными числительными: три накладные, четверо дневальных. В предложении они выступают в свойственных существительному функциях:

5. Верно ли утверждение: «Субстантивированные прилагательные обогащают словарный состав языка, расширяют его стилистические возможности»? Ответить на поставленный вопрос вам помогут следующие задания:

– С какими научными терминами, представляющими собой субстантивированные прилагательные, вы встречались на школьных уроках? (Согласная, гласная, касательная, бобовые, позвоночные, беспозвоночные и т.д.)
– Вспомните субстантивированные прилагательные, являющиеся народно-разговорными синонимами к названиям зверей. (Косой – заяц, серый – волк, косолапый – медведь, сохатый – лось.)
– Как вы думаете, принадлежностью какого стиля являются слова: докладная, накладная, объяснительная? (Данные субстантивированные прилагательные – канцеляризмы, и используются они в официально-деловом стиле.)
– Какой характер имеют субстантивированные прилагательные любимый, милый, родной, дорогой? (Это слова субъективно-оценочного характера.)

Обратите внимание на то, что в русском языке есть слова, внешне сходные с субстантивированными прилагательными, но таковыми не являющиеся. Это – Вселенная, насекомое, подлежащее, сказуемое и др. Эти существительные появились в русском языке в результате калькирования.

Переход других частей речи в местоимения и местоимений в другие части речи

Учитель. По вопросу о переходе в местоимения других частей речи ведутся дискуссии. Многие лингвисты отмечают, что такие существительные, как человек, люди, мужчина, женщина, дело, штука, вопрос, явление, вещь, при ослаблении номинативной семантики становятся местоимениями: Дело (= это) было вечером, делать было нечего (С.Михалков). Петя, тебя человек (= кто-то) зовет. Здоровье – вещь (= нечто) серьезная. Способны становиться местоимениями следующие прилагательные и причастия: последний, отдельный, известный, подобный, данный, соответствующий, настоящий, целый и др. Придумайте свои примеры, подтверждающие переход прилагательных и причастий в местоимения.

Вот некоторые примеры.

Он скрыл свою настоящую (прил.) фамилию (подлинную, действительную). – В настоящей (мест.) книге речь пойдет о проблемах космонавтики (этой). Накопился целый (прил.) ворох неизученных документов (значительный, большой). – Он отсутствовал в школе целую (мест.) неделю (всю). В данном (прич.) на доске примере допущена неточность. (?) – В данный (мест.) момент нам не подходит твое предложение (этот). Это мое последнее (прил.) слово (окончательное, бесповоротное). – В гостях были Марина, Вера, Тоня, но последняя (мест.) пришла не вовремя (эта).

Учитель. Подумайте, изменяются ли грамматические свойства прилагательных и причастий при переходе их в местоимения.

Известный (прил.) писатель – при известных (мест.) условиях. Прилагательное известный может иметь степени сравнения (известнее, более известный, известнейший, самый известный), зависимые слова (известный всем факт), способно сочетаться с наречиями степени (очень известный писатель, весьма известный писатель). Обращаю внимание учащихся на то, что эти признаки не обязательно проявляются одновременно. При переходе прилагательного известный в местоимение эти грамматические свойства утрачиваются.

Переход местоимений в другие (самостоятельные) части речи можно рассмотреть на следующих примерах. Учащимся предлагается определить частеречную принадлежность выделенных слов, указать их лексическое значение, подчеркнуть как члены предложения.

1. Игра кончилась ничьей (сущ.).
2. Соперники согласились на ничью (сущ.).
3. Мои (сущ.) сегодня уехали в Сочи.
4. Шахматист он никакой (прил.).
5. Чувствует он себя ничего (нареч.).
6. Он очень даже ничего (прил.).
7. Что ему? Ему ничего (кат. сост.), он всем обеспечен.
8. Сам (сущ.) велел.
9. Что (нареч.) ты задумался?

Лексическое значение выделенных слов

1, 2. Ничья – исход игры, при котором никто не выигрывает; никем не выигранная партия; ничейный результат.
3. Мои – родные, родственники, домочадцы.
4. Никакой – плохой, совершенно незначительный, никуда не годный.
5. Ничего – довольно хорошо, сносно, нормально.
6. Ничего – неплохой.
7. Ничего – неплохо, терпимо.
8. Сам – хозяин, глава.
9. Что – почему.

Как видно из приведенных примеров, местоимения при переходе в другие самостоятельные части речи приобретают определенное номинативное значение. Местоимения могут переходить и в служебные части речи: частицы, союзы. Чтобы убедиться в этом, проведите сравнительный анализ предложений: Что (мест.) случилось? – Он сказал, что (союз) ничего страшного не произошло. Какие (мест.) цветы тебе нравятся? – Какие (частица = что за) цветы распустились в палисаднике!

Переход причастий в прилагательные и существительные

– Подумайте, присущи ли выделенным словам глагольные свойства: время, вид, способность управлять именами существительными? То есть можно ли назвать эти слова причастиями?

Блестящий оратор, выдающиеся способности, зависимое государство, замкнутый характер, образованный человек, воспитанный ребенок.

Слова блестящий, выдающиеся, зависимое, замкнутый, образованный, воспитанный утратили указанные глагольные свойства и обозначают только признак. В данных примерах мы наблюдаем явление перехода причастий в прилагательные.

Чтобы учащиеся глубже осознали этот процесс, предлагаю им ответить на вопрос: какие условия необходимы для перехода причастий в прилагательные и происходят ли при этом изменения в лексическом значении слов? Прошу подтвердить суждения конкретными примерами.

Для перехода причастий в прилагательные необходимы местоположение причастия перед определяемым словом (иней, блестящий (прич.) на солнце – блестящие (прил.) способности), отсутствие управляемых слов (отравляющие (прил.) вещества), утрата или ослабление глагольных категорий вида, времени. Происходят изменения в лексическом значении слов (горящие (прич.) дрова – горящие (прил.) глаза; насыпь, образованная (прич.) взрывом – образованная (прил.) женщина).

Приемом, позволяющим проверить, перешло ли причастие в прилагательное, является замена его синонимичными прилагательными, конструкции же с причастиями заменяются придаточными предложениями. Предлагаю учащимся это проверить на следующих примерах: блестящий успех, любящий взгляд, открытый характер, прыгающий мальчик.

Блестящий (прил.) успех – великолепный, превосходный, замечательный.
Любящий (прил.) взгляд – добрый.
Открытый (прил.) характер – искренний, прямой.
Прыгающий (прич.) мальчик – мальчик, который прыгает.

Произведите подобную замену в следующих примерах: вьющиеся волосы, отравляющие вещества, волнующее зрелище, знающий специалист.

Вьющиеся волосы – волосы, которые вьются; кудрявые.
Отравляющие вещества – вещества, которые отравляют; ядовитые.
Волнующее зрелище – зрелище, которое волнует душу; тревожное.
Знающий специалист – специалист, который много знает; грамотный, толковый, эрудированный.

В этих примерах наблюдается факт двоякой замены, который свидетельствует, что переход окончательно еще не завершен.

Заполните таблицу конкретными примерами.

Проанализируйте данные ниже примеры. Что ими подтверждается?

Блестящий ответ – ответ блестящ, блестящая речь – речь блестяща.
Блестящий ответ – самый блестящий ответ.
Угрожающее положение – опасное положение.
Любимые цветы – самые любимые цветы.
Выступить блестяще.

Из данных примеров видно, что перешедшие в прилагательные причастия приобретают свойственные прилагательным грамматические признаки: способность иметь степени сравнения, краткую форму, от них образуются наречия, они могут иметь синонимы и антонимы из числа обычных прилагательных.

Источник:
Урок русского языка в 10-м классе
Цели урока : показать учащимся на конкретных примерах процессы взаимодействия частей речи, познакомить с переходными явлениями в области частей речи, воспитывать чувство языка, внимание к
http://rus.1september.ru/article.php?id=200203807

COMMENTS