Психологические особенности арабов

Арабская психология

С VIII по XII в. большое количество психологических исследований проводилось на Востоке, куда переместились основные психологические и философские школы из Греции и Рима. Важное значение имел следующий факт: арабские ученые настаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на философских концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины.

В то время в халифате, который распространился от Средней Азии до Испании, были разрешены не только отличные от ислама религиозно-философские воззрения, не запрещалось и проведение естественно-научных исследований, в том числе изучение работы органов чувств и мозга.

Так, известный ученый того времени Ибн аль-Хайсам (965-1039) сделал ряд важных открытий в области психофизиологии восприятия. Его естественно-научный подход к органам восприятия (прежде всего к зрительной системе) определялся первой в истории психологической мысли попыткой трактовать их функции, исходя из законов оптики. Важно было то, что эти законы доступны опыту и математическому анализу. За основу зрительного восприятия Ибн аль-Хайсам принял построение в глазу по законам оптики образа внешнего объекта. Он доказывал, что этот процесс определяется внешними, физическими причинами, поскольку в дальнейшем к прямым оптическим эффектам присоединяются, хотя и бессознательно, дополнительные психические акты, благодаря которым возникает восприятие формы окружающих предметов, их величины, объема и т.д.

Большое значение для психологии имели и работы другого выдающегося арабского мыслителя — Ибн Сины (латинизированное имя — Авиценна, 980-1037), который был одним из самых выдающихся врачей в истории медицины.

Его учение сложилось в эпоху социально-экономического расцвета Халифата, огромной империи от Индии до Пиренеев, которая образовалась в результате арабских завоеваний. Культура этого государства впитала достижения многих населявших его народов, а также эллинов, индусов, китайцев.

Ибн Сина был энциклопедистом, его творчество не ограничивалось медициной и психологией, но наибольших достижений он достиг именно в этих областях.

В своих философских трудах Ибн Сина разработал так называемую теорию двух истин, которая имела огромное значение для развития не только психологии, но и других наук в средневековый период. В психологии эта теория помогала вывести предмет ее изучения из общего предмета богословия. Таким образом, перед психологией открывалось поле собственных исследований, независимых от религиозных постулатов и схоластических силлогизмов. В теории двух истин доказывалось, что существуют две независимые, как параллельные прямые, истины — вера и знание. Поэтому истина знания, не входя в соприкосновение и противоречие с религией, имеет право на собственную область исследований и на собственные методы изучения человека. Соответственно складывалось два учения о душе — религиозно-философское и естественно-научное.

Изучая процесс познания, Ибн Сина подчеркивал, что в каждой вещи есть всеобщее, которое роднит ее с другими предметами данного класса, а также отличное от других, единичное — то, что характеризует именно эту вещь. Такие разные свойства есть во всех окружающих предметах, в том числе и в человеке, и они являются предметом исследования разных наук. Исходя из этого, ученый и доказывал, что медицина и психология имеют особый предмет. Философия исследует сущее, множественное в каждой вещи, в то время как медицина и психология изучают конкретное, единичное.

Положение Ибн Сины о зависимости психических явлений от физиологических касалось чувствительности организма, его способности реагировать на внешние раздражения, а также его эмоциональных состояний. Познание функций души было направлено на познание материального, органического тела, доступного чувственному наблюдению, воздействию лекарственных и хирургических средств и т.д.

Ибн Сина не ограничивался опорой на факты, почерпнутые из практического изучения простейших реакций организма. Он учил, что, используя эти факты, можно объяснить и такое сложное явление в психической жизни, как воображение, когда человек воссоздает и даже изменяет в своей душе воспринятые прежде образы вещей.

Во всех случаях Ибн Сина апеллировал к своему врачебному опыту. Он был одним из первых исследователей в области возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение он придавал воспитанию: именно посредством воспитания, учил он, осуществляется воздействие психики на организм, так что она, будучи активной силой, способна физиологические свойства этого организма изменять в определенном направлении. Особое место отводилось чувствам, аффектам, которые испытывает ребенок в различные возрастные периоды. Аффекты же возникают обычно при общении с родителями, при их воздействии на ребенка. Соответственно, вызывая у ребенка те или иные аффекты, взрослые формируют его натуру, его организм, всю систему его психофизиологических функций.

Нельзя не обратить внимание на то, что за всеми этими положениями скрыта общая мысль о способности регулировать внутренние психические состояния человека путем воздействия на его внешнее поведение. Идея взаимосвязи психического (как зависящего от этого поведения) и физиологического разрабатывалась Ибн Синой, исходя из принесшего ему мировую славу медицинского опыта. Сохранились сведения, что он в ряде случаев выступал как превосходный психотерапевт, в частности излечил юношу, который погибал от истощения из-за нежелания принимать пищу. При лечении использовался прием, который в современной науке называется ассоциативным экспериментом. По изменению пульса этого юноши Ибн Сина, называя различные объекты, установил, какие именно из этих объектов вызывают у него аффект, препятствующий приему пищи.

Ибн Сине также приписывают постановку опыта, который предвосхитил изучение явления, названного экспериментальным неврозом. Двум баранам давали одинаковую пищу. Но один питался в нормальных условиях, тогда как около второго стоял на привязи волк. Страх влиял на пищевое поведение этого барана. Он хотя и ел, но быстро худел и погиб. Неизвестно, какое объяснение дал ученый этому опыту, но его схема говорит об открытии роли сшибок, противоположных эмоциональных установок (потребность в пище — с одной стороны, страх — с другой), в возникновении глубоких соматических сдвигов. Сказанное дает основание видеть у Ибн Сины зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.

Другой известный арабский мыслитель — Ибн Рушд (латинизированное имя-Аверроэс, 1126-1198) жил в Испании, а затем в Марокко, где занимал должность судьи и придворного врача. Его основные труды представляли собой оригинальный комментарий к сочинениям Аристотеля. Этот комментарий приобрел значение самостоятельного учения, которое оказало большое влияние на западноевропейскую мысль эпохи Средневековья. Особо отметим мысль Ибн Рушда о том, что религию можно рассматривать как верование, содержащее в иносказательной форме философскую истину.

Ибн Рушд доказывал, что, следуя Аристотелю, необходимо изучать неразрывные связи между функциями организма и теми ощущениями, чувствами, мыслями, которые человек испытывает в качестве процессов, присущих его душе. Будучи врачом, Ибн Рушд тщательно изучал устройство человеческого тела и его органов чувств, показав зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной системы.

Главный вывод Ибн Рушда заключался в том, что вместе с распадом тела индивидуальная душа человека тоже уничтожается. Вместе с тем арабский мыслитель выдвинул необычное представление о том, что универсальный для всех людей разум сохраняется после распада тела и это свидетельствует о богоподобии человека.

Мир вечен и движется по собственным законам, которые можно логически объяснять. Возможно и опытное исследование природы вещей, в том числе души человека, и каждый обладает способностями к такому познанию. Не отрицая индивидуальных способностей, ограничивающих возможности каждого отдельного человека, Ибн Рушд подчеркивал, что возможности человека в постижении истины неограниченны, и важно только научить людей правильно мыслить, привить им желание размышлять. Общая способность к мышлению, познанию мира и его законов, будучи врожденной, присуща каждому человеку. Таким образом, бессмертный разум отделялся от смертной души. Это разделение разума и души было одним из важнейших положений теории Ибн Рушда и стало объектом критики со стороны теологов.

Он также подчеркивал, что способность к мышлению является потенциальной. Как солнце воздействует на глаз, вызывая в нем ощущение света, так и всеобщий разум, считал Ибн Рушд, воздействуя на наши потенциальные способности, вызывает в нас мысли. Для их актуализации, осознания необходимы определенные условия, в частности познавательная мотивация, внешние впечатления, хорошие учителя.

Источник:
Арабская психология
С VIII по XII в. большое количество психологических исследований проводилось на Востоке, куда переместились основные психологические и философские школы из Греции и Рима. Важное значение имел
http://studfiles.net/preview/2484555/page:11/

Арабская психология и ментальность

Ложь весьма распространена среди арабов, и правда у них стоит немного. Араб не испытывает угрызений совести, если благодаря лжи достигает своей цели. Он более прислушивается к чувству, чем к фактам, скорее заинтересован произвести впечатление, чем рассказать что-либо правдиво. Более того, арабский язык дает его носителю возможность преувеличения.
социолог Сании Хамади. «Характер и темперамент арабов»

Араб вынужден преувеличивать почти во всех видах общения, чтобы быть правильно понятым. Если араб говорит только то, что он думает, без ожидаемого от него преувеличения, слушатели усомнятся в его правоте и даже будут подозревать его в совершенно обратных намерениях.
египетский ученый Али Шуби

Арабская культура совершенно иная, чем наша. В нашей культуре произнесенное слово обязывает, а в арабской — украшает. Слово в данном случае предназначается не для коммуникации, а для орнамента. Войдите в мечеть, и вы увидите сплетенные из букв украшения — такова буквенная и словесная функция в мусульманском понимании.
Шимон Перес

Никакой араб еще не признавался в том,что ошибся, что виноват в провале битвы, не рассчитал свои силы. У арабов, с которыми я общался и воевал в их рядах в течение 7-ми лет, всегда в их бедах виноват кто-то другой.
Лоуренс Аравийский

Для того, чтобы принять ислам, нужна атрофия психики, готовность жить на правах муравья или пчелы, не имеющих своей воли и своего личного облика.
Лоуренс Аравийский. «Оттиски памяти»

Израильтяне не понимают, почему арабы всё время требуют тех или иных жестов и уступок в их пользу, и их требования постоянно растут. Потому что в их культурном багаже понятие «я должен тебе» просто не существует. Коль скоро ты что-то мне уступил – это лишь доказательство того, что ты слабак, у тебя нет выбора, что сила, а значит и право, на моей стороне, и потому мне полагается ещё и ещё.
Они не станут ненавидеть тебя больше, если ты покажешь им свою силу, – напротив, начнут уважать.
Моше Фейглин. ТАМ, ГДЕ НЕТ ЛЮДЕЙ

Для психологии арабов отсутствие возмездия — синоним отсутствия мужества и решимости. Они сами могут отказаться от мести только из-за страха, и никакого другого объяснения не принимают.
психолог Вадим Ротенберг. «ВСЕГО ОДИН ВОПРОС»

У христианского креста четыре конца: верхний символизирует добро, нижний — зло, правый — силу, левый — слабость.
В мусульманском полумесяце — только два конца: сила и слабость.
Добро находится там, где сила, а зло ассоциируется со слабостью.

Из-за того, что в основе ислама лежит материальность, он развил анти-производительную культуру. Зачем сажать дерево, плодами которого я не наслажусь?
Когда нет добра и зла, единственный критерий развития — это прямая выгода.

Араб не ворует и не грабит — он просто так зарабатывает на жизнь. В арабских государствах никогда не будет развитой экономики, в любое место, куда бы они не пришли – придет пустыня.

Исламский террор возник не в как реакция на арабо-израильский конфликт или политику Запада, он стал следствием отторжения значительной частью арабов законов современного мира в целом. Арабские народы чувствуют унижение от своей неспособности ответить на вызовы времени, арабская ментальность не может приспособиться к темпу и ритму жизни современного мира – и возвращение к нормам средневекового ислама является для них единственной возможностью сопротивляться неизбежному проигрышу в соревновании цивилизаций.

профессор Принстонского университета Майкл Доран

Арабы сохранили патриархальные нравы своих предков; они — само противоречие; они одновременно жестоки и угодливы, суеверны и восторженны, пылки, падки на веру и на вымысел; они сохранили молодость души и, будучи одержимы какой-либо идеей, способны на великие дела».

Свободный, гордый, великодушный араб может быть дерзким и вспыльчивым; он заключает в себе все пороки и добродетели своей нации: необходимость постоянно заботиться о своих нуждах делает его активным, множество страданий, которые он вынужден терпеть, делает его спокойным. Араб любит независимость — это единственная его радость, он ненавидит всякую власть и готов сражаться против нее с исключительной жестокостью. Арабом часто движет чувство мести. Честь для араба — превыше всего. Меч, красноречие и гостеприимство — вот что составляет славу нации. Меч для араба — единственное средство отстоять свои права; неразвитость письменности придает особый вес красноречию, благодаря которому споры порой удается решить мирно, без применения оружия; гостеприимство для араба — часть общечеловеческого кодекса. Приведу слова Дезвержера:

Арабы редко позволяют словам выдавать и тайные чувства; они тверды в своих намерениях и ужасны в мести. Это беспощадные враги, это ложные друзья чужестранцев
Эти люди не подчиняются минутным влечениям, они следуют заранее намеченной системе. Имея довольно ограниченное мышление, но сильную волю и настойчивость, они способны к такой высокой социальной организации, которая обеспечивает им триумф над врагами и тираническую власть над другими

— Арабы очень чувствительны к оскорблениям, намекам, насмешкам.
Иногда они воспринимают как обиду совершенно невинные действия и слова.
Российский журналист Дмитрий Згерский:
— Там, где европеец воспринимает критику в собственный адрес или в
адрес своей страны вдумчиво и согласится с ней, араб возмутится,
оскорбится, предпримет ответный выпад. В компании арабов, как правило,
будут охотно смеяться над русским Иванушкой-дурачком, но всякую насмешку
в том же духе над арабским дурачком воспримут как личное оскорбление

Достоевский говорит, что по обитателям тюрьмы можно узнать, что представляет из себя народ. Если судить об арабском народе по арестантам, применяя метод Достоевского, то картина получается неприглядная: все они поголовно доносчики, ханжи, все живое – объект их сексуальных страстей. Не меньше женщины их возбуждает мужчина, подросток, мальчик и даже животное.

Арабу нельзя доверять. Кажется, что он твой друг, но внезапно в нем просыпается зверь, и он вполне может всадить тебе нож в спину. Любая попытка к бегству обречена на провал, среди готовящихся к побегу обязательно найдется доносчик.

В русской литературе много написано о чувстве раскаяния. Араб не слишком печалится о прошлом. Что было, то было. Раскаяние делу не поможет. Зачем же раскаиваться?
Во время послеполуденной прогулки один арестант огрел другого камнем по голове. Я видел эту картину. В глубине двора сидят два арестанта и мирно беседуют. Внезапно один из них хватает камень – единственный на весь тюремный двор – и начинает лупить им по голове своего собеседника. До того самого момента, когда он схватил камень, невозможно было представить себе, сколь трагически завершится их беседа. Не было никакого перехода от идиллической беседы к ударам камнем по голове. Отсутствие какого-либо перехода от идиллии к покушению на убийство весьма характерно для атмосферы Востока.

Прежде всего любопытна реакция арестантов-арабов и арестантов-евреев, оказавшихся в это время по дворе. Арабы отпихивали один другого, чтобы дать свидетельские показания офицеру, который немедленно там возник. Еврейские арестанты, увидев драку, начали удаляться с поля боя, делая вид, что ничего не видели и не слышали.

Повели на суд араба знатного происхождения, который в поле, неподалеку от Герцлии, изнасиловал красавицу-арабку и там же ее бросил. Помогали ему трое его слуг. Обвиняемый получит 15 лет тюрьмы. Что же произошло в поле около Герцлии?

В одном из знатных арабских семейств выросла дочь-красавица, гордость семьи. Отец затребовал за нее громадный калым, и поставил условием, чтобы жених происходил из знатного рода. Среди молодых людей в округе началось соревнование: кому из них достанется красавица? У кого больше денег? У кого более знатное происхождение? Но отец красавицы не торопится. Годы идут, и страсти среди женихов накаляются все больше. Красавица тем временем «перезрела»: ей уже целых 22 года! А отец все еще не решил, за кого ее выдать. И пока он колеблется и обдумывает, некий молодой человек предпринимает решительный шаг.

Несколько лет назад он был в нее влюблен и хотел на ней жениться. Но сейчас любовь сменилась ненавистью. Ненавистью к отцу этой красавицы и ко всему ее семейству. Поэтому он ее умыкает, насилует и бросает в поле, где воют шакалы. А означает все это вот что: «да, ты действительно красавица и твой отец горд тобою, но я даю тебе пинок под зад точно так же, как я даю пинок под зад какому-нибудь четвероногому.» Таков образ мышления восточного человека «благородных» кровей. Молодой аристократ идет в тюрьму с гордо поднятой головой. Годы отсидки будет ему скрашивать мысль, что теперь отцу этой девицы придется выдать ее замуж без калыма, ибо ни один из знатных молодых людей жениться на ней не захочет.

Арабы-арестанты стесняются один другого, если они не одеты. Очевидно, обнаженное мужское тело возбуждает в них половой инстинкт не меньше, чем обнаженное женское тело в нас. Многие арабы могут мочиться, только если их никто не видит. Иначе у них ничего не получается. Они не в состоянии мочиться, если знают, что кто-то смотрит на них или даже прислушивается. Подобной же чувствительностью отличаются и многие арабы «на воле». Но здесь, в тюрьме, из-за вечной жажды нормальной половой жизни эта ненормальная чувствительность развивается у них сверх всякой меры. Араб-арестант не будет перед сном мочиться, пока прочие обитатели камеры не заснут. Он будет ждать хоть полночи, чтобы убедиться, что сокамерники спят.

Араб «панэротичен». Не только женщина, любое живое существо возбуждает в нем половой инстинкт: мужчина, ребенок, животное. Мужчина возбуждает араба не меньше, чем женщина. А еще больше – юноша. Не оставляют его равнодушным и домашние животные

Меня всегда удивляло, как легко и непринужденно лгут арабы.

Не то что меня удивляет то, что люди врут, занимательно то, что это является частью национального характера народа.

Это умение, предрасположенность и способность говорить слова, которые не просто не отражают реальность, а часто являются ее полной противоположностью.
арабы искренне не замечают противоречий между фантазией, которую они продуцируют в своем сознании (часто — не отдавая себе в этом отчет) и «фактами реальности».
Поэтому, в каком-то смысле, не правильно употреблять по отношению к арабу выражение — «он лжет». И точно так же не применимы к нему слова — «он говорит правду». В любой ситуации речь пойдет о его мире фантазий и, следовательно, о том, что ему выгодно сказать в данный момент.
Я писал этот ответ не потому, что нашел у арабов отмеченные здесь особенности характера, но потому лишь, что эти черты постоянно, ежечасно и повсеместно проявляются в их поведении. Во всех странах обитания.

Автор текста Элиягу Эссас

Натура араба обнаруживает вспыльчивость, малокультурность, полная примитивность общественного организма, крайняя алчность к деньгам, недобросовестность в торговых операциях и вероломство.
Действительно, едва беззащитный гость покидает кров своего хозяина, как все любезные отношения заканчиваются, если только они не основаны на родстве и более продолжительном знакомстве. Тот же араб, который предоставлял весь свой шатер в распоряжение гостя, не сочтет за преступление самым предательским образом ограбить его в пустыне, если только багаж гостя показался ему достойным внимания, а готовность защищаться сомнительной.
Эти противоречия в натуре араба— результат эволюционных противоположных процессов: физического, связанного с ухудшением климата, а отсюда с увеличивающейся нуждой, и этнического, выработавшегося в ходе борьбы за жизнь среди крайне неблагоприятных условий.

Источник:
Арабская психология и ментальность
Ложь весьма распространена среди арабов, и правда у них стоит немного… Араб не испытывает угрызений совести, если благодаря лжи достигает своей цели… Он более прислушивается к чувству, чем к фактам, скорее заинтересован произвести впечатление, чем рассказать что-либо правдиво. Более того,…
http://adonaris.livejournal.com/558805.html

Национальные особенности арабов

Особенности организации работы с туристами из арабских стран. Организация экскурсионного обслуживания туристов в Москве для туристов из арабских стран.

Арабским миром принято обобщенно называть арабские страны Ближнего Востока и Северной Африки, а также входящие в Лигу арабских государств и имеющие арабский язык в качестве одного из официальных страны Восточной Африки. Арабский мир состоит из 23 стран с совокупным населением около 345 млн. человек.

Перечень стран, которые принято включать в арабский мир.

В некоторых странах помимо арабского официальным является французский язык: в Джибути, на Коморских островах, в Мавритании.

Многие из арабских стран были колониями Франции и Португалии. Следовательно, большинство населения там говорят на этих языках. Бывшие французские колонии: Сирия, Ливан, Алжир, Тунис, Марокко. Бывшие колонии Португалии – Бахрейн, Оман.

Гораздо удобнее и дешевле организовывать работу с гражданами арабского мира именно на французском и португальском языках.

При организации работы на арабском языке следует учитывать особенности каждой отдельной страны, ведь арабский язык в них различается, особенно между странами так называемых Магриба и Машрика. Магриб (с арабского «запад») — Западная Сахара, Мавритания, Марокко, Алжир, Тунис, Ливия. Машрик (с арабского «восток») включает в себя Ирак, Сирию, Иорданию, Палестину и Ливан.

Национальные особенности арабов.

Арабский мир состоит из многих стран, имеющих свои ярко выраженные национальные особенности. В то же время, можно выделить ряд характерных черт, присущих в большей или меньшей степени жителям арабских стран.

Исламские традиции оказали огромное влияние на формирование характера арабов. Во многих западных странах церковь отделена от государства, а в большинстве арабских государств этого нет. Общественное поведение, политика и бизнес определяются религиозными нормами.

Групповые связи в арабских странах весьма сильны. Только в группе человек приобретает чувство уверенности в себе, надежности и безопасности. Одиночества здесь опасаются. Модели поведения заранее предопределены групповыми связями и не оставляют свободы выбора. Свои поступки постоянно соизмеряются с реакцией на них других. Стремление любым способом сохранить лицо выражается в чувствительности к мнению окружающих. Боязнь потерять лицо не позволяет публично признавать своих ошибок.

Основной национальной единицей у арабов считается семья. Они высоко ценят надежный семейный очаг. В понятие семьи обычно принято включать многочисленных родственников по мужской линии. Во главе ее находится самая пожилая супружеская пара. Уважение к возрасту является традиционным и определяет степень воспитанности человека. В основе семейных отношений лежит кодекс чести — «ассабия». Поэтому в социальном плане более сильным считается человек, принадлежащий к большой семье. Настоящие доверительные отношения могут существовать только среди родственников.

Авторитет отца в арабских странах определяет социальную значимость его сына. Независимость детей даже в экономическом плане крайне непопулярна.

Арабы убеждены в том, что мужчины и женщины обладают различными личностными качествами. Социальное самоутверждение женщины возможно только внутри семьи. Чем больше у женщины сыновей, тем выше степень уважения к ней. Даже в больших городах работающая женщина — большая редкость. Неприличным в мусульманском мире считается прямое обращение иностранца к женщине с вопросами и просьбами. Женщины, посещающие общественные места, должны носить чадру, чтобы спрятать свое лицо. Иностранки могут носить европейскую одежду, желательно скромную, и не закрывать лица. Однако посещение общественных мест с вывеской «только для мужчин» запрещено и для них. Принимая зарубежных гостей, хозяин обычно не представляет им женщин своей семьи, и они не выходят из внутренних комнат.

Арабы менее замкнуты, чем европейцы. Они любят ходить в гости и принимать гостей, вести долгие беседы. Гостеприимство считается одной из основных черт жителей арабских стран. Позором считается скупость. По традиции двери дома всегда открыты, даже для иностранцев. Гостя всегда ждет щедрое угощение. Бедуины готовы даже зарезать последнего верблюда, чтобы накормить гостя.

При общении с арабами следует быть готовыми к их свободным отношением к времени. Общественные мероприятия или деловые встречи обычно не имеют точного времени начала или окончания. Приказы редко выполняются с точностью и в срок. В случае хорошо проделанной работы арабы ждут безусловной похвалы и крайне болезненно воспринимают критику.

Приветствие в арабском мире превращается в церемонию, призванную установить теплые доверительные отношения. Оно очень тепло окрашено, сопровождается расспросами и рассказами о здоровье, родственниках и детях. Даже если вы спешите, то необходимо выслушать арабского собеседника и поблагодарить за многочисленные пожелания благополучия. Искреннее внимание и встречные вопросы будут восприняты очень благосклонно. Вы должны регулярно справляться о здоровье всех представленных вам родственников. Это поможет добиться симпатии араба.

Очень распространенным элементом речевого этикета здесь считается поздравление. Поводами для поздравления могут быть не только праздники, но и другие события: встречи, покупки, отъезд или приезд. Обычной формулой вежливости считаются постоянные обращения к Аллаху. Нормальным явлением в разговоре станут клятвы. Следует помнить, что арабы не любят обсуждать неприятные моменты: болезни, неудачи, несчастные случаи, смерть.

Комплименты воспринимаются весьма положительно. Поэтому в разговоре с арабами не надо скупиться на похвалы их стране, искусству, одежде и пище. Но к женщинам обращаться с комплиментами считается неприличным.

«Культурная дистанция» между беседующими арабами обычно короче, чем она принята у европейцев. Собеседники едва не касаются друг друга, что должно свидетельствовать о доверительных отношениях. Поэтому, если вы будете держаться своей привычной дистанции, араб может подумать, что вы находите его присутствие физически неприятным или что вы слишком холодный человек.

Арабские собеседники всячески избегают определенности, четких ответов «да» или «нет». Арабское понимание этикета не предполагает прямолинейности и категоричности. Стремясь сохранить свое лицо, они стараются не задеть и собеседника.

Ораторское искусство высоко почитаемо в мусульманских странах. Оно считается признаком образованности и утонченности человека. Арабы стараются говорить красиво и легко и ценят это в собеседниках. При этом речь их выразительна и эмоциональна. Сдержанность, краткость, осторожность не подойдут для беседы с арабами. Встречаясь с ними, нужно говорить больше и громче обычного. Это будет восприниматься как выражение искренности с вашей стороны.

Для арабских народов присуще чувство юмора, которое помогает преодолевать жизненные трудности, разряжать конфликтные ситуации. Поэтому они ценят и хорошие шутки собеседников. Главное, чтобы они не задевали их национальное и личное чувства достоинства.

Большое значение арабы придают контакту взглядов, поэтому при разговоре нужно смотреть в глаза собеседника и обязательно снять солнечные очки.

Источник:
Национальные особенности арабов
Особенности организации работы с туристами из арабских стран. Организация экскурсионного обслуживания туристов в Москве для туристов из арабских стран. Арабским миром принято обобщенно называть
http://mylektsii.ru/5-4823.html

Психологические особенности арабов

  1. Введение…………………………………………….3
  2. Психологические особенности арабов…………. 5
  3. Характер и определение арабов………………..…9
  4. Заключение………………………………………..15
  5. Список используемой литературы……………. 16

Арабы — представители двадцати двух государств Ближнего и Среднего Востока, имеющие общие этнические корни и сходную психологию.

Страны, большинство населения которых составляют арабы в широком смысле, образуют в своем единстве то, что стало называться сегодня арабским миром. В северной Африке это Мавритания, Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Судан и Египет, в западной Азии – Иордания, Сирия, Ливан и Ирак; в Аравии – Саудовская Аравия, Йемен и еще ряд других прибрежных государств. Небольшое число арабского населения имеется также в Израиле. Арабский мир насчитывает почти 130 млн. человек, из которых 116 млн. являются арабами.

Это жизнерадостные и веселые люди, отличающиеся наблюдательностью, изобретательностью, приветливостью. Вместе с тем им очень часто недостает инициативности и предприимчивости, а недальновидность, беззаботность и беспечность по отношению к будущему порождают немало трудностей в их жизни и деятельности. Трудолюбие — характерная черта подавляющей части населения арабских государств. Арабы напряженно работают в жару и в холод, в жидкой грязи и на сухом поле, нередко полуголодные. Издравый смысл, и опыт, и унаследованный от предков инстинкт требуют от них большого старания. Вместе с тем арабы никогда не получали удовлетворения от своей работы, поскольку труд для них всегда был тяжкой повинностью. Поэтому их трудолюбие имеет свою специфику. Оно не сочетается с дисциплинированностью, педантизмом и скрупулезностью, как и у других народов, длительное время находившихся под колониальным гнетом.

Мусульманская доктрина, ее нравственность, насаждаемая веками среди арабов, исходят из абсолютного значения для людей норм морали, установленных Кораном. Нравственным идеалом ислама является вечно кающийся грешник, стремящийся своими молитвами и благочестивым поведением снискать милость всевышнего. Поэтому арабам с детства внушается, что небу наиболее угоден богобоязненный, обиженный судьбой человек. Вот почему в соответствии с таким нравственным идеалом арабам на протяжении многих веков прививались покорность, смирение, умеренность, неприхотливость, приспособляемость, терпеливость. В то же время в повседневной жизни широко распространены среди арабов различного рода суеверия и предрассудки, которые и по сей день вносят чрезмерную настороженность, подозрительность в их восприятие и осмысление окружающего.

Психологические особенности арабов

Арабы населяют более двадцати государств на Востоке. Все они имеют одно происхождение и похожие психологические характеристики. Это темпераментные люди. В ежедневной жизни они веселые и активные. В своем доме араб всегда хозяин, он любит порядок и послушание, а гость для араба – дорогой человек. Приветливость не единственное отличительное качество арабов. Во многих своих поступках они беспечны, не любят волноваться о предстоящем и практически всегда пребывают в хорошем расположении духа. В поступках арабы проявляют завидную изобретательность, они всегда находят интересные и нестандартные решения, а предприимчивость этих людей играет им на пользу. В обществе арабов приветствуются инициативные и смелые люди, скромность не входит в число достоинств, по крайней мере, для арабских мужчин.

Визитная карточка арабской нации – любовь к труду и умение долго и методично заниматься своим делом. Все, от простых рабочих до высокопоставленных чиновников и бизнесменов, трудятся ежедневно для собственного блага, но редко получают удовольствие от своей деятельности. Дело в том, что многие и многие поколения арабов трудились для того, чтобы выбиться с нищеты и улучшить условия своего проживания, по этому, труд стал своего рода обязанностью, нависающей над арабским человеком. Умение и необходимость трудиться сделали арабскую нацию выносливой и неприхотливой. В сознании людей закрепилось понимание того, что работать нужно, так же как и быть терпеливыми, настойчивыми и уверенными в себе.

Вне трудовой деятельности арабы любят красивый отдых. Все свое жизнелюбие и стремление к прекрасному они демонстрируют в общении с друзьями и близкими. Арабы считаются миролюбивыми людьми – они редко провоцируют скандалы и ссоры, чаще стремясь к общению и обмену положительными эмоциями. Обладают они и хорошим чувством юмора, умеют смотреть на мир глазами оптимистов и остряков.

В общении для арабов большое значение имеет стиль разговора оппонента. По тому, как собеседник строит предложения, подбирает слова и украшает речь красивыми высказываниями, араб делает выводы о нем. Это связанно с особенность арабского языка: он богатый и подразумевает использование метафор, словесных оборотов, гиперболических высказываний. Если вы хотите переубедить в чем-то араба или понравиться ему, запомниться, тогда следите за яркостью и правильностью своей речи в разговоре. Логическое мышление отключается, когда араб слышит красивые слова. Эмоциональность во многом преобладает в характере арабских людей. Они склонны бурно реагировать на слова и действия, стремятся проявлять собственные эмоции. Импульсивность и резкость делают арабов очень темпераментными людьми. Им сложно сдерживать свои эмоции, по этому, порывы чувств часто берут верх над спокойствием.

В межличностных отношениях между арабами важную роль играет социальный статус. Люди, которые имеют достаток и власть, позволяют себе быть надменными и грубыми по отношению к окружающим. Проявление физической силы и агрессии – обычная практика. Люди, занимающие низшие ступени общества, вынуждены быть покорными и спокойно принимать удары судьбы – ведь так приказано в Коране. Обращаться к богатым влиятельным людям среди арабов принято с честью и уважением. В целом в процессе межличностного общения и взаимодействия арабы миролюбивы, любознательны, приветливы, легко идут на взаимный контакт, стремятся всемерно способствовать продолжению взаимоотношений с понравившимися им людьми. Они не таят своих истинных чувств по отношению к собеседнику, в том числе иностранцу, если последний им нравится.

Также следует отметить, что иерархическая система подчинения, насаждавшаяся правящими кругами среди арабов, выработала определенные нормы взаимоотношений между людьми. Высокомерие, грубость, а зачастую и рукоприкладство являются обычной практикой высших по отношению к низшим. Отношение же низшего к высшему всегда характеризуется подобострастием в речи и манере поведения. Вместе с тем араб, привыкший покорно переносить несправедливость со стороны вышестоящих, очень чувствителен в отношениях с себе равными, проявляет высокую эмоциональную возбудимость, а часто и экспансивность, отстаивая личную честь и достоинство.

Среди арабов господствует мнение, что только такое поведение достойно Арабские собеседники всячески избегают определенности, четких ответов «да» или «нет». Арабское понимание этикета запрещает собеседнику прибегать к прямолинейным ответам, быть категоричным; арабы во время беседы избегают также суетливости, поспешности. Арабские собеседники всегда стремятся «сохранить лицо» — и свое, и собеседника. Считается необходимым оставить возможность для последующих контактов.

«Араб вынужден преувеличивать почти во всех видах общения, чтобы быть правильно понятым. Если араб говорит только то, что он думает, без ожидаемого от него преувеличения, слушатели усомнятся в его правоте и даже будут подозревать его в совершенно обратных намерениях.»1

Характер и определение арабов

Любовь к независимости развивает в нем навыки самообладания, а боязнь бесчестия оберегает его от более низких страхов перед болью, опасностью и смертью. В его поведении заметны серьезность и твердость ума; говорит он медленно, убедительно и коротко; он редко смеется, его единственный жест – поглаживать свою бороду, почтенный символ мужества, а ощущение собственной значительности учит его обращаться к равным себе без легкомыслия, к высшим без робости. Свобода сарацин пережила их завоевания: первые халифы были снисходительны к дерзости и фамильярности речи своих подданных и сами убеждали и поучали верующих с кафедры проповедника. Лишь после того, как столица империи была перенесена на берега Тигра, Аббасиды переняли величавые пышные церемонии у византийского и персидского дворов.

Однако дух грабежа и мести смиряло более мирное влияние торговли и книжной учености. Уединенный Аравийский полуостров был со всех сторон окружен самыми цивилизованными народами Древнего мира; торговец – Друг человечества, и караваны каждый год привозили первые семена знаний и вежливости в города и даже в кочевья пустыни.

«Ложь весьма распространена среди арабов, и правда у них стоит немного. Араб не испытывает угрызений совести, если благодаря лжи достигает своей цели… Он более прислушивается к чувству, чем к фактам, скорее заинтересован произвести впечатление, чем рассказать что-либо правдиво. Более того, арабский язык дает его носителю возможность преувеличения.»2

Араб вынужден преувеличивать почти во всех видах общения, чтобы быть правильно понятым. Если араб говорит только то, что он думает, без ожидаемого от него преувеличения, слушатели усомнятся в его правоте и даже будут подозревать его в совершенно обратных намерениях.

Арабу нельзя доверять. Кажется, что он твой друг, но внезапно в нем просыпается зверь, и он вполне может всадить тебе нож в спину. Любая попытка к бегству обречена на провал, среди готовящихся к побегу обязательно найдется доносчик.

Арабская культура совершенно иная, чем наша. В нашей культуре произнесенное слово обязывает, а в арабской — украшает. Слово в данном случае предназначается не для коммуникации, а для орнамента. Войдите в мечеть, и вы увидите сплетенные из букв украшения — такова буквенная и словесная функция в мусульманском понимании.

Свободный, гордый, великодушный араб может быть дерзким и вспыльчивым; он заключает в себе все пороки и добродетели своей нации: необходимость постоянно заботиться о своих нуждах делает его активным, множество страданий, которые он вынужден терпеть, делает его спокойным. Араб любит независимость — это единственная его радость, он ненавидит всякую власть и готов сражаться против нее с исключительной жестокостью. Арабом часто движет чувство мести. Честь для араба — превыше всего. Меч, красноречие и гостеприимство — вот что составляет славу нации. Меч для араба — единственное средство отстоять свои права; неразвитость письменности придает особый вес красноречию, благодаря которому споры порой удается решить мирно, без применения оружия; гостеприимство для араба — часть общечеловеческого кодекса.

Источник:
Психологические особенности арабов
Введение…………………………………………….3 Психологические особенности арабов…………. 5 Характер и определение арабов………………..…9 Заключение………………………………………..15 Список используемой
http://myunivercity.ru/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D0%B2/322512_2888098_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Психологические особенности арабов

Возможно, Вы это уже знаете, а возможно, только догадывайтесь. Мы приведем цитаты известных политических деятелей, социологов, психологов и историков, которые на протяжении многих лет изучают вопрос абсурдной и нелогичной агрессии арабов. Уделив этой подборке буквально пару минут, становится ясно, что арабо-израильский конфликт решится еще не скоро. Все переговоры по урегулированию ситуации на Ближнем Востоке абсолютно бессмысленные на фоне психологической картины арабского населения этого сектора.

Ложь и агрессия – эти два слова с ювелирной точностью характеризуют темперамент арабов, всё остальное — следствие.

Конечно, нельзя утверждать, что все арабы подходят под описание, но то, что их абсолютное большинство сомнений не остается.

Британский офицер и писатель

Никакой араб еще не признавался в том, что ошибся, что виноват в провале битвы, не рассчитал свои силы. У арабов, с которыми я общался и воевал в их рядах в течение 7-ми лет, всегда в их бедах виноват кто-то другой.

Единый арабский народ? Миф. Эта нация существует в теории. На деле есть сотни кланов и хамул, исторические раздоры и вражда, и только одно у арабов общее: необузданные фантазии и неспособность признавать свои ошибки. Им постоянно нужен козел отпущения.

Для того, чтобы принять ислам, нужна атрофия психики, готовность жить на правах муравья или пчелы, не имеющих своей воли и своего личного облика.

Крупнейший французский новеллист

. Она рассказала мне свою историю, вернее, лгала с начала до конца, как лгут все арабы — всегда, по любому поводу и без всякого повода.

Вот одно из самых поразительных и самых необъяснимых свойств туземного характера — лживость. Эти люди, в которых ислам внедрился до такой степени, что стал частью их природы, воспитал их чувства, создал особую мораль, видоизменил целую расу и отделил ее от других, kак цвет кожи отличает негра от белого, — все они лживы до мозга костей, настолько лживы, что нельзя верить ни единому их слову.

Обязаны ли они этим своей религии? Не знаю. Нужно пожить среди них, чтобы понять, насколько ложь срослась с их существом, сердцем, душой, насколько она стала второй их натурой, жизненной потребностью.

Ложь весьма распространена среди арабов, и правда у них ничего не стоит. Араб не испытывает угрызений совести, если благодаря лжи достигает своей цели… Он более прислушивается к чувству, чем к фактам, скорее заинтересован произвести впечатление, чем рассказать что-либо правдиво. Более того, арабский язык дает его носителю возможность преувеличения.

Если араб говорит только то, что он думает, без ожидаемого от него преувеличения, слушатели усомнятся в его правоте и даже будут подозревать его в совершенно обратных намерениях.

Арабская культура совершенно иная, чем наша. В нашей культуре произнесенное слово обязывает, а в арабской — украшает. Слово в данном случае предназначается не для коммуникации, а для орнамента. Войдите в мечеть, и вы увидите сплетенные из букв украшения — такова буквенная и словесная функция в мусульманском понимании.

Я призываю вас следовать примеру аль-Хансы — средневековой мусульманки, пославшей своих четверых сыновей на смерть во славу Аллаха. Сделать своих детей мучениками за веру — величайшая заслуга и величайшее счастье для любой арабской женщины.

Для психологии арабов отсутствие возмездия — синоним отсутствия мужества и решимости. Они сами могут отказаться от мести только из-за страха, и никакого другого объяснения не принимают.

Этнопсихолог, др. психологических наук

В чем главная разница между Востоком и Западом? Восток — это культура стыда. А Запад — культура вины. Стыд и вина — два принципиально разных регулятора поведения. Для японца, араба, китайца главный регулятор — стыд. Для них важно, что о них подумают представители своей группы. Для маленького японца самое большое наказание, когда его фамилию напишут крупными буквами на доске. А уж если его выгонят из класса, от своей группы. это уж вообще!

А для американца, европейца главный регулятор — внутреннее чувство вины. Перед Богом, перед собой. Главным образом перед собой. По-другому это называется совестью. Почему психологи называют разницу между стыдом и виной принципиальной? Потому что европейцу может быть жалко убитого араба, он может испытывать чувство вины за его смерть. А араб, убив европейца, стыдиться не будет. Стыдно может быть только перед своими. Стыд работает лишь внутри группы. А люди вне их группы, воспринимаются арабами как нелюди, которых можно уничтожать безжалостно и бесстыдно.

Если ты бежишь и сдаёшься — в традициях ислама это всего лишь доказательство, что ты неправ. И напротив, если тебя считали плохим человеком, но сила оказалась на твоей стороне и ты победил, в глазах арабов ты стал и прав, и хорош.Израильтяне не понимают, почему арабы всё время требуют тех или иных жестов и уступок в их пользу, и их требования постоянно растут. Потому что в их культурном багаже понятие «я должен тебе» просто не существует. Коль скоро ты что-то мне уступил — это лишь доказательство того, что ты слабак, у тебя нет выбора, что сила, а значит и право, на моей стороне, и потому мне полагается ещё и ещё. Они не станут ненавидеть тебя больше, если ты покажешь им свою силу, — напротив, начнут уважать.

У христианского креста четыре конца: верхний символизирует добро, нижний — зло, правый — силу, левый — слабость. В мусульманском полумесяце — только два конца: сила и слабость. Добро находится там, где сила, а зло ассоциируется со слабостью. Из-за того, что в основе ислама лежит материальность, он развил анти-производительную культуру. Зачем сажать дерево, плодами которого я не наслажусь?

Когда нет добра и зла, единственный критерий развития — это прямая выгода. Проклятие: «будешь жить мечом своим» и «рука его на всем, и рука всех — на нем», которое получил Ишмаэль, является основой этой культуры.

Араб — не «сын пустыни», на самом деле он «отец пустыни». Его черная коза пожирает на корню все зеленые ростки, не оставляя шансов для продолжения развития. Араб не ворует и не грабит — он просто так зарабатывает на жизнь.

Профессор университета Страсбурга

Арабы на всем протяженим своей истории выбирали себе союзников не по ценностям, а по обстоятельствам- поэтому не удивительною что в большинстве случаев они оказывались на стороне сил зла. В 20 веке это свойство арабской политики привело к тому, что сначала арабы выступили союзниками нацистского Рейха, а затем коммунистических режимов. Проблема не в беспринципности и не в злой судьбе, а в том, что Джихад действительно является центральным моментом в учении Мухаммеда. На протяжении 14 веков лучшие умы мусульман пытались изменить отношение к террору и убийству, но самые остроумные теологические построения не могут закрыть дорогу буквальному пониманию Корана и Хадисов. В этом плане, к сожалению, именно Усама бин Ладен, мулла Омар и другие подобные им являются «хорошими мусульманами».

Народы Африки угнетались европейскими державами не меньше палестинцев, и все таки в Лондоне, Париже или Брюсселе нет африканского террора. Немцы убивали евреев, но евреи не взрывают автобусы в Мюнхене и Нюренберге. Здесь что то другое, более глубинное, связанное с исламом и с арабской культурой. В исламе существует глубокая проблема. Это мир с другими ценностями. Это мир, в котором человеческая жизнь оценивается иначе. Мир, которому чужды свобода, открытость, творчество. Мир который позволяет убивать чужого. Месть в нем занимает очень важное место. Месть находится на центральном месте в арабской племенной культуре Если они добудут химическое или ядерное оружие, они его используют. Если смогут, то совершат геноцид.

Источник:
Психологические особенности арабов
Мы приведем цитаты известных политических деятелей, социологов, психологов и историков, которые на протяжении многих лет изучают вопрос абсурдной и нелогичной агрессии арабов. Уделив этой подборке буквально пару минут, становится ясно, что арабо-израильский конфликт решится еще не скоро. Все переговоры по урегулированию ситуации на Ближнем Востоке абсолютно бессмысленные на фоне психологической картины арабского населения этого сектора.
http://isralove.org/load/30-1-0-1811

Психологические особенности арабов Текст научной статьи по специальности — Социология

Психологические особенности арабов Текст научной статьи по специальности «Социология»

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Резников Е. Н.

Одним из новых направлений развития образовательного процесса в РУДН может стать разработка и практическое применение результатов исследований по проблеме адаптации иностранных студентов в университете с учетом их этнопсихологических особенностей. В данной статье мы рассмотрим психологические особенности арабов, как наиболее многочисленной группы студентов, приезжающих на учебу в РУДН. В статье будут проанализированы психологические особенности арабского этноса и факторы, их сформировавшие.

Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Резников Е.Н.,

One of the new directions of the development of the educational process in RPFU can be the working out and practical application of the results of the research on the problem of adaptation of foreign students at the university taking into account their ethno-psychological features. Taking this into consideration we are planning to publish a number of articles on ethno-psychological features of foreign students and the program of their psychological adaptation. Of all the countries of Asia we shall consider the psychological features of the Arabs and the Chinese as the majority of students that come to study in RPFU are from these countries. The submitted article analyses the psychological features of the Arabian ethnos and the factors it was generated by.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности арабов»

?ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АРАБОВ*

Лаборатория социальной и экономической психологии Институт психологии Российской академии наук Ул. Ярославская, 13, Москва, Россия, 129366

Одним из новых направлений развития образовательного процесса в РУДН может стать разработка и практическое применение результатов исследований по проблеме адаптации иностранных студентов в университете с учетом их этнопсихологических особенностей. В данной статье мы рассмотрим психологические особенности арабов, как наиболее многочисленной группы студентов, приезжающих на учебу в РУДН. В статье будут проанализированы психологические особенности арабского этноса и факторы, их сформировавшие.

Арабское население проживает в государствах, расположенных как в Азии, так и на Африканском континенте. В первую очередь необходимо отметить, что по классификации Л.Н. Гумилева арабский этнос можно отнести к суперэтносам, т.е. к большим народам (этносам), включающим значительное количество государств, в которых проживают арабы. Вместе с тем у арабов, проживающих в разных странах, имеются психологические различия [1; 2].

Факторы, сформировавшие психологические особенности арабского этноса

Природно-географические условия. В странах с арабским населением преобладают равнинно-холмистые полупустыни и пустыни. В то же время почти везде неравномерно встречаются оазисы с благоприятными почвами и запасами пресной воды, на отдельных территориях встречаются лесные массивы. Большинство арабских государств расположены на берегу морей. Как правило, вдоль берега моря находятся узкие полоски земель, обрабатываемые населением.

Климат жаркий, сухой, в отдельных странах субтропический или тропический. Лето жаркое, с высокими температурами (доходит до +40—50 °С), а зима мягкая, относительно влажная. Под влиянием природно-климатических условий у арабов сформировался размеренный образ жизни, зависящий от времени года.

Рабочий день начинается достаточно рано, и в 11—12 часов делается перерыв до 15—16 часов (в разных странах сформированы свои традиции), а затем

* Данная статья написана в рамках реализации Инновационной образовательной программы в РУДН «Создание комплекса инновационных образовательных программ и формирование инновационной образовательной среды, позволяющих эффективно реализовывать государственные интересы РФ через систему экспорта образовательных услуг».

снова продолжается работа. Активная светская жизнь начинается после 20— 21 часа и длится до поздней ночи.

Природно-климатические условия вызвали появление таких психологических особенностей в характере арабов, как неторопливость, непритязательность, степенность и общительность. Конечно, для представителей арабских стран, обучающихся в нашей стране, названные психологические особенности могут быть не выражены ярко.

Виды трудовой деятельности. Традиционно арабы разводили верблюдов и мелкий рогатый скот. Выпас скота осуществлялся в пустынных и полупустынных землях; в зависимости от сезона скот перегоняли с одних пастбищ (летних) на другие (зимние). Данный вид деятельности формировал у скотоводов размеренный образ жизни, неторопливость, степенность, связанную с чувством собственного достоинства, наблюдательность и внимательность, сдержанность и самостоятельность.

Земледельцев отличало трудолюбие, миролюбивые отношения с соседями.

Торговля, которая считалась и считается одним из самых престижных видов трудовой деятельности (сам пророк Мухаммед занимался ею!) формировала у торговцев расчетливость и общительность (особенно в отношении потенциальных и выгодных покупателей).

Велика в образе жизни арабов роль рынков, которые и в настоящее время имеют очень большое значение. На рынках продают и покупают товары, обмениваются политическими и бытовыми новостями, совершаются различные сделки и др.

Религия. В арабских странах распространен ислам, который является одной из мировых религий. Он возник в VII веке (основатель — Мухаммед) на Аравийском полуострове. В результате завоеваний арабов он распространился на Ближний и Средний Восток. Основные принципы ислама изложены в Коране.

Ислам пронизывает почти все сферы жизни арабов. В религиозном плане философское учение иман является системообразующим. Исламское право (фикх) и законодательное (шариат) регулирует имущественное и уголовное право, налоговую и финансовую систему. Политическая практика обязательно включает поддержку ислама вплоть до признания его в отдельных странах государственной религией. В то же время в отдельных государствах существует запрет на ультрарадикальные исламские течения (например, в Египте). Социально-бытовая сфера также пронизана исламскими положениями. К ним относится семейная сфера, поведение в быту, принятие пищи, совершение обрядов и пр.

В целом можно сказать, что ислам формировал сплоченность этносов, терпимость к гражданам, в отдельных случаях религиозный фанатизм вплоть до самопожертвования и фатально-оптимистическое отношение к жизни, своеобразную философскую позицию: все в мире происходит по желанию и воле Аллаха, и это дает лицам, исповедующим ислам, возможность легче переносить тяготы жизни.

В арабских странах степень религиозности населения разная. Это зависит от того, является ли ислам государственной религией в стране, от веротерпимости руководства стран и населения, от установок по отношению к лицам, испове-

дующим другую религию. Наибольшая веротерпимость, по нашему представлению, в Египте, Ливане, Сирии, Тунисе и др., где имеются католические и православные церкви. Полиэтнический и поликонфессиональный состав населения названных стран уходит корнями в глубь веков. Вместе с тем, исследователи отмечают миграцию представителей других конфессий с названных территорий [4].

В основе идеологии арабских народов лежит религиозное мировоззрение.

Психологические характеристики арабов Ценностные ориентации арабов

Ценности-цели. Исторически сложилось, что к ценностям, высоко значимым среди арабов, относятся высокое материальное и социальное положение. Ценится также высшее образование, особенно юридическое, позволяющее занять высокое положение на фирме или устроиться на государственную службу.

Ценности-средства (качества личности, высоко ценимые среди арабского этноса). Высоко ценится способность красиво говорить, говорить комплименты в адрес собеседника; воспитанность и легкость установления контактов. Кроме того, безусловно, важны материальные ценности. Исторически торговля была одна из ведущих трудовых деятельностей, которая формировала определенные психологические качества и арабов (расчетливость, выгоду и пр.).

Отношения к различным сторонам жизнедеятельности

Межличностные отношения. Арабский этнос считается коллективистским. Арабы, как правило, весьма общительны и легко устанавливают контакты. Межличностные отношения среди арабов строятся на основе взаимного уважения, доброжелательности, вежливости, чувства собственного достоинства. Стиль поведения мужчин самостоятельный, в отдельных случаях может быть даже демонстративным.

Поведение женщин подчиняется законам шариата, за исключением отдельных стран (Египет, Ливан, Сирия, Тунис и др.). В целом женщины ведут себя скромно и застенчиво.

Отношения руководства и подчинения среди арабов отличаются тем, что между руководителем и подчиненным всегда существует социальная дистанция. Поэтому к руководителю проявляется порой подчеркнутое уважение. Руководитель в большинстве случаев принимает единоличные решения (совет с подчиненным может расцениваться как некомпетентность начальника). Для производственных отношений (руководитель—подчиненный) начальник в меньшей степени несет обязательства по отношению к своему подчиненному.

Отношение к пожилым людям почтительное, повышенно вежливое и уважительное. К ним могут обращаться за советом. Лица старшего возраста, особенно если они в прошлом имели заслуги, пользуются всеобщим вниманием и уважением.

Семейные отношения среди арабов основываются на религиозных законах. В семье муж пользуется большими правами, чем женщины. Мужчине разрешается иметь трех жен, если он имеет возможность экономически обеспечить их содержание (это могут позволить себе достаточно состоятельные люди).

В Египте, Сирии, Ливане, Тунисе и некоторых других странах, как правило, мужчина имеет одну жену. Родители любят детей, заботятся о них, стараются дать им образование.

Пожилые родители живут вместе с детьми, и последние заботятся о них. Среди арабов принято поддерживать близкие отношения между родственниками, особенно в тех случаях, когда те занимают высокие должности и материально обеспечены.

Посещение родственников, друзей и знакомых по праздникам поддерживается национальными традициями. В гости ходят по приглашению.

Встречаясь друг с другом, мужчины обычно спрашивают о здоровье членов семьи (за исключением жены).

Отношения между соседями, как правило, доброжелательные и гостеприимные. В отдельных случаях принято оказывать друг другу взаимопомощь и гостеприимство (особенно если соседи равные по экономическому статусу).

Поведенческие характеристики. При встрече арабы тепло приветствуют друг друга, мужчины пожимают друг другу руки и даже целуются. Дружеские отношения устанавливаются быстро и, как правило, долго сохраняются. В беседах, как правило, арабы стараются избегать конфликтных тем. Если же обсуждают, то говорят эмоционально и жестикулируют.

В магазинах покупатели и продавцы ведут споры о качестве покупаемых товаров, цене, торгуются и т.д. Вместе с тем не принято в грубой форме говорить о низком качестве товара. Как продавцы, так и покупатели в арабских странах ведут себя вежливо и доброжелательно. Иногда продавцы, если покупатель понравился, угощают его чашкой кофе или чая.

Отношение арабов к представителям других этносов, проживающих в стране, зависит от их социально-экономического статуса, занимаемой должности, знания ими арабского языка и др. В целом они проявляют к ним вежливость и доброжелательность.

Отношение арабов к представителям других этносов, проживающих за рубежом, зависит от того, какие политические и экономические отношения между ними существовали в прошлом и существуют в настоящее время.

Отношение к материальным ценностям и своему внешнему виду. Как правило, арабы стараются одеться просто, но достаточно комфортно. Арабы предпочитают дома носить национальную одежду, которая в летнее время года весьма удобна (в ней не жарко и комфортно). Иногда даже на работу они ходят в национальной одежде.

Вместе с тем выбор одежды зависит от материального положения семьи, возраста, сезона, занимаемой должности и т.д.

В связи с жарким климатом мужчины часто пользуются одеколоном, духами и дезодорантом.

Уровень доходов населения среди арабских государств различный. Арабские государства вступили в XXI в. с весьма дифференцированными итогами социально-экономического развития, что дает основания выделить среди них ряд наиболее динамично развивающихся, а также группу наименее развитых и бедных стран.

Отношение труду. Отношение к труду среди арабов различно. Это зависит от страны, вида трудовой деятельности, уровня профессиональной подготовки специалиста, должности и др. Наибольшая активность, ответственность и дисциплинированность у арабов отмечается в тех видах деятельности, в которых доход достаточно высок. Это можно отнести к торговле, работе нефтяных предприятий, государственной службе и т.д.

Отношение к религии зависит от страны, в которой проживают представители арабского этноса. В тех странах, где ислам является государственной религией, выполнение религиозных обрядов, норм и правил более ответственное. Например, в Саудовской Аравии существует религиозная полиция, представители которой следят за выполнением религиозных норм среди населения.

Отношение к отдыху. Пятница в арабских странах является выходным днем. Вместе с тем в некоторых странах добавляется еще выходной день к пятнице (обычно четверг). Отдых зависит от материальных возможностей. Если имеется возможность, то арабы выезжают всей семьей на природу или на собственном катере совершают прогулки. Они приглашают гостей или сами ходят в гости.

Отношение к природе. Ислам формировал индифферентное отношение к природе. Вместе с тем в центре городов, отпускающих средства на содержание зеленых насаждений, имеются достаточно удобные зоны для отдыха. В арабском мире не принято в домах иметь кошек и собак. В некоторых домах содержат певчих птиц.

Самооценка и отношение к себе. Самооценка среди арабов, как правило, адекватная или несколько завышенная. Отношение к себе устойчивое и уважительное.

Особенности восприятия и мышления. Арабы используют разнообразные стили общения. Например, иногда они употребляют непрямой стиль, когда скрываются и маскируются замыслы и мотивы при вербальном общении.

Велеречивый стиль соотносится с богатством и экспрессивностью языка в каждодневном общении. Например, в арабском языке часто используются преувеличения, метафоры и пр. Согласие или отказ повторяется многократно; они могут сопровождаться клятвами (например, «Клянусь Аллахом!»). В том случае, если отказ или согласие произносится только один раз, собеседник может подразумевать противоположное тому, что сказал его партнер по общению [3]. Арабы нередко затрудняются осознать тот факт, что представители других народов (особенно иностранцы, приезжающие из стран с совсем другой культурой), не всегда понимают то, о чем они говорят.

Аффективный стиль (эмоциональный, экспрессивный с активным использованием мимики, жестов и эмоционально-окрашенных слов) рассматривается как процессуально ориентированный в вербальном обмене. Собеседник, высказывающий определенное суждение, еще не успел закончить полностью фразу, а его партнер по общению на аффективно-перцептивном уровне уже понимает, что хочет выразить его собеседник.

Национальное чувство. У арабов проявляется гордость за историческое прошлое своей страны, а в нефтедобывающих странах — гордость за экономические успехи и достаточно высокий материальный уровень жизни. Кроме того, арабам свойственны патриотизм и чувство национального достоинства.

Чувство юмора. Арабы склонны к шуткам, темами которых являются быт и секс. Юмор, как правило, доброжелательный, а приемы остроумия — это намеки и усиление (преувеличение) качеств личности.

Саморегулирование устойчивое и направлено на адекватную или слегка завышенную самооценку.

В большинстве случае арабы соблюдают этнические нормы образа жизни и поведения в стране.

Чаще всего среди арабов проявляются оптимистические, активные и устойчивые общественные настроения.

В поведении арабов чаще всего просматриваются особенности холерического темперамента.

Терпимость (толерантность) среди арабов проявляется по отношению как к социальному, так и материальному неравенству.

[1] Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. — М., 1994.

[2] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. — М., 1994.

[3] Резников Е.Н. Теоретико-методологические проблемы этнической психологии. — Минск, 2006.

[4] Сарабьев А. Христиане Ближнего востока на Западе: Проблемы самоидентификации // Азия и Африка сегодня. — 2007. — № 3. — С. 70—74.

[5] Страноведение арабских стран // Юнита 1 и 2 / Автор-разработчик И.Д. Куликов. — М.: Современный гуманитарный ун-т, 2001.

[6] Страны мира. Политико-экономический справочник. — М., 1996.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE ARABS

The Laboratory of Social and Economic Psychology Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Yaroslavskaya str., 13, Moscow, Russia, 129366

One of the new directions of the development of the educational process in RPFU can be the working out and practical application of the results of the research on the problem of adaptation of foreign students at the university taking into account their ethno-psychological features. Taking this into consideration we are planning to publish a number of articles on ethno-psychological features of foreign students and the program of their psychological adaptation. Of all the countries of Asia we shall consider the psychological features of the Arabs and the Chinese as the majority of students that come to study in RPFU are from these countries. The submitted article analyses the psychological features of the Arabian ethnos and the factors it was generated by.

Источник:
Психологические особенности арабов Текст научной статьи по специальности — Социология
Одним из новых направлений развития образовательного процесса в РУДН может стать разработка и практическое применение результатов исследований по проблеме адаптации иностранных студентов в университете с учетом их этнопсихологических особенностей. В данной статье мы рассмотрим психологические особенности арабов, как наиболее многочисленной группы студентов, приезжающих на учебу в РУДН. В статье будут проанализированы психологические особенности арабского этноса и факторы, их сформировавшие.
http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-arabov

COMMENTS