Психологические теории старения

Психологическая теория старения

Федеральное агенство образоваения ГОУ ВПО

ГОУ ВПО «Омский Государственный Технический университет»

Факультет Педагогики и психологии

Кафедра психологии и педагогики

Психологическая теория старения

Выполнила: студентка 5 курса

1. Теория старости и старения

2. Социально-психологические подходы к старости

3. Психологические теории старения зарубежных мыслителей

Старение человека, как и старение , некоторые аспекты этого процесса, например, потеря умственных способностей, имеют большее значение для человека. Кроме того, большое значение приобретают психологические, социальные и экономические эффекты.

Для человека старение всегда имело особое значение. Веками философы у многих животных и организмов позволяют надеятся, что успехи науки вскоре позволят замедлить или отменить старение (достичь эффекта пренебрежимого старения и для человека) [6].

1. Теория старости и старения

Обычно период старения рассматривается как один из этапов жизненного пути личности, который характеризуется богатством накопленного в прошлом опыта и имеет ряд новых свойств и признаков, не встречающихся на ранних периодах развития. Вместе с тем пока еще мало известно о психологических механизмах старения и способах нейтрализации отрицательных проявлений этого процесса. Пожилой возраст, как и всякий другой, имеет свои положительные и отрицательные стороны, связан с потерями, но имеет и преимущества, предоставляя человеку возможность прожить этот период своей жизни активнее, реализуя интересы, склонности в тех границах, которые оптимальны с точки зрения возможностей и потребностей пожилого человека.

Исследование процесса старения, ставшее предметом изучения различных медико-биологических, психологических и социологических школ, показывает, что в течение жизни наступает определенный момент, в котором процесс развития, т. е. обогащения и усложнения функционирования внутренних органов, а также его соответствующего обеспечения, замедляется, а впоследствии переходит в стадию регресса, или инволюции, что получило название «старение» [4, с. 107].

Понятия о сущности, причинах и механизмах старения со временем менялись. Это связывалось не только с развитием научных знаний, но и с изменением особенностей старения в обществе. Росла, прежде всего, средняя продолжительность жизни как результат изменения условий жизни и социального строя, успехов медицины и других преимуществ прогресса и цивилизации.

Современные представления о старении базируются на следующих положениях:

-старение и старость являются закономерным процессом возрастных изменений, происходящих в ходе онтогенетического развития на всех уровнях жизнедеятельности;

-старение клеток, органов, функциональных систем и психических процессов происходит неравномерно. Закон гетерохронности развития и инволюции универсален и действует как на межличностном, так и на внутриличностном уровне;

-процесс старения сопровождается ослаблением гомеостатических процессов и одновременно приспособлением всех систем организма к новому уровню жизнедеятельности [1, 21-24].

Сам по себе процесс старения, очевидно, начинается с момента начала становления и развития человека. Процесс старения заложен в генетическую программу и обусловливается использованием и исчерпанием как энергетических, так и психологических ресурсов человека. В самом общем виде под старением понимают динамические явления, связанные с преобладанием темпов деструктивных процессов над реконструктивными, а под старостью — достижение некоторого предела этих изменений.

В психологической литературе, так же как в философской, геронтологической, отсутствует четкое определение того, кого можно отнести к понятиям «пожилой» и «старый человек». Большой отрезок поздней жизни, который может длиться 20 лет и более, плохо

Источник:
Психологическая теория старения
Эриксон вводит для описания задач зрелого возраста (взрослого) понятие продуктивность (генеративность), когда человек может, хочет и способен передать свой опыт
http://www.studsell.com/view/137271

Психологические теории старения

3. Психологические теории старения зарубежных мыслителей

Попытки объяснить процессы психологического старения индивида содержатся не только в психологических исследованиях, но и в других теориях психологического научного знания.

Одной из наиболее интересных зарубежных концепций, вошедших в научный «арсенал» современной геронтологии, является теория Эрика Эриксона о восьми стадиях развития личности, каждая из которых имеет определенную цель в достижении того или иного социально-ценностного качества: доверия, автономии, инициативы и др.

В пожилом возрасте существует конфликт между целостностью, т. е. эго-интеграцией (позитивная сила), и отчаянием (негативная сила). Задача — пройти этот этап и закончить жизнь с преобладанием эго-интеграции, чувства цельности. Достижение этого — залог благополучной старости. Тем не менее, как и на предыдущих этапах, человек не застрахован от кризиса, который является результатом неизбежных биологических, психологических и социальных воздействий.

— жизнь имеет цель и дает чувства;

— то, что происходило, было неизбежным, и могло произойти только тогда и там, когда и где это произошло;

— убеждение, что весь жизненный опыт имеет ценность. Опыт приобретается с каждым произошедшим событием. Оглядываясь назад, человек видит, как он вырос психологически, преодолевая все взлеты и падения, удачи и неуспех, благополучные и кризисные периоды;

— оценка человеком своих родителей в новом свете и получение возможности лучше понять их, так как он прошел через свою собственную зрелость, вырастил своих собственных детей [9, с. 258].

Неудачная эго-интеграция выражается в страхе смерти, который является наиболее ярким симптомом отчаяния, когда человек чувствует, что уже слишком поздно что-то изменить в прошлом и пытаться повернуть время вспять, чтобы исправить ошибки или сделать то, что не сделано. Жизнь — не репетиция, каждому предоставляется лишь один шанс. В отношении приспособления к старению Эриксон считал, что человек должен пересмотреть свое прошлое, все вспомнить и научиться с ним жить, поддерживать контакты с обществом и признать конечность жизни.

Психическая деятельность человека и его социальная среда, по Эриксону, взаимосвязаны и взаимозависимы. Успешное развитие индивида зависит, прежде всего, от благоприятных психосоциальных или социо-культурных факторов, включая его ближайшее (семья, родители) и более широкое социальное окружение (общество в целом). В свою очередь, такое развитие является основой для успешной эволюции любого другого, общающегося с ним индивида. Эриксон в своих выводах сделал акцент на взаимозависимости и взаимосвязи поколений, пытаясь доказать, что пожилые люди необходимы молодым ровно настолько, насколько сами нуждаются в молодых [7, с. 186-190].

Теория Э. Эриксона вызвала огромный интерес у психологов и позднее была расширена Р. Пеком. Р. Пек считал, что для достижения «успешной старости» человек должен решить три основные задачи, охватывающие три измерения его личности.

И, наконец, трансценденция эго против поглощенности эго — измерение, имеющее особое важное значение в старости. Старые люди должны понимать, что, хотя смерть неизбежна и, возможно, не так уж далека, им будет легче, если они будут сознавать того, что они внесли вклад в будущее через воспитание детей, через свои дела и идеи. Люди не должны предаваться мыслям о смерти (или, как это формулирует Р. Пек, не должны погружаться в «ночь эго»). Согласно теории Э. Эриксона, люди, которые встречают старость без страха и отчаяния, переступают через близкую перспективу собственной смерти благодаря участию в молодом* поколении — наследие, которое их переживет [3, с. 37-39].

Источник:
Психологические теории старения
3. Психологические теории старения зарубежных мыслителей Попытки объяснить процессы психологического старения индивида содержатся не только в психологических исследованиях, но и в других теориях
http://soc.bobrodobro.ru/13692

Психологические теории старения

8.8. Теории старения

Имеются различные точки зрения на процесс старения. А. А. Богомолец (1939) рассматривает старение как постепенное ослабление реактивности клеток за счет изменения физико-химической структуры клеточного вещества. По мнению И. М. Орди и О. А. Шейд (1972), старение проявляется в снижении поведенческих, физиологических и биохимических приспособлений к внутренней и внешней среде. Определяют старение и как изменение поведения организма с возрастом, которое приводит к снижению выживания и приспособления (А. Комфорт, 1967).

Но каковыми бы ни были конкретные причины старения, все они сводятся к двум теориям.

Поиски «эликсира бессмертия» (который часто отождествлялся средневековыми алхимиками с пресловутым философским камнем) или иного средства для значительного увеличения продолжительности жизни человека имели наиболее широкое распространение в Средние века и носили открыто мистический характер (сунамитизм — использование дыхания девственниц, вампиризм — высасывание крови молодых людей или детей, опотерапия — использование в пищу отдельных органов животных, обладающих якобы целительной жизненной силой).

М. Д. Александрова, 1974. С. 6–7.

Одна из них — теория запрограммированного старения — говорит о том, что старение является базовым биологическим свойством организма, это процесс, который генетически предопределен. Старение определяют запрограммированные действия специфических генов. Любой организм полноценно функционирует в некоторых пределах времени, после чего его жизнедеятельность начинает снижаться. Запрограммированное старение часто связывают с ходом биологических часов. Иначе говоря, предполагается существование своего рода встроенного таймера, который устанавливается на определенное время, когда должна наступить смерть. Эти часы, возможно, содержатся в каждой клетке, а возможно, их роль играет единый клеточный пейсмейкер, находящийся, например, в головном мозге.

С точки зрения теории запрограммированного старения старение — нормальное явление, представляющее собой «самоликвидацию» организма с целью освободить дорогу новым поколениям. По этой теории старость рассматривается как отставленная болезнь старения, связанная с клеточными изменениями, регулируемыми различными ферментами. Например, ученые нашли белок, который активирует теломеразу — фермент, позволяющий клеткам не стареть. Соединение синтезируется в головном мозге и мешает работать гормону роста. Поэтому предполагается, что люди небольшого роста должны жить дольше.

Кроме того, старение рассматривается как следствие накопления с возрастом неблагоприятных для метаболизма оптических изомеров белков, а также как результат изменения генетического аппарата клеток или как аутоинтоксикацию — разрушение иммунных свойств и борьбы тканей в организме.

Представители теории «программированного» старения исходят из того, что в живой организм генетически заложена биологическая активность, распространяющаяся только на период его так называемой биологической полезности. Некоторые теории старения, как, например, так называемые теории часов, исходят из того, что изменения, связанные со старением, подконтрольны своего рода биологическому датчику, основная функция которого состоит в том, чтобы следить за «расписанием» развития биологического организма до тех пор, пока он не достигнет половой зрелости и способности размножения. После выполнения программы или в отсутствие таковой расстраивается деятельность гипоталамуса и эндокринной системы, что приводит организм к снижению его физиологических функций.

В. Д. Альперович, 1998.

Поэт Расул Гамзатов в одном из интервью полушутя заметил: «Бесспорно, Бог содал мир совершенным, но лично я предпочел бы, чтобы люди рождались стариками, потом делались молодыми и оставались детьми — проходили бы свой путь наоборот».

Геронтолог Н. Ф. Шахматов (1996) настаивал на неразрывной связи биологической и психологической сторон старения. Физическое здоровье и физическая активность являются важными факторами самочувствия и настроения пожилого человека, его отношения к своему существованию. Частыми следствиями физического неблагополучия являются эмоциональное очерствение, утрата интереса к окружающему, изменение отношений с близкими людьми.

Шрутц и Биррен предложили рассматривать старение как процесс, состоящий из трех компонентов. Процесс биологического старения, который ведет к возрастанию уязвимости организма и высокой вероятности смерти, они определили как senescing (от senescence — старение). Наряду с ним происходят изменения в социальных ролях, что влечет за собой изменение паттернов поведения и изменение социального статуса. Этот вид старения определен как eldering (от elder — старые люди, старшие). К этим двум процессам можно добавить психологическое старение, называемое geronting (от gerontology — геронтология). Этот процесс соответствует выбору адаптации к процессам старения, принятию решений и стратегий преодоления трудностей.

…Он видит: близко, рядом

Идет старуха-нищая с клюкой,

Окинула его пытливым взглядом

И говорит: «Скиталец бедный мой!

Ужель своей походкою усталой

Ты от меня надеялся уйти?

На тяжком жизненном пути

Исколесил ты верст немало.

Ведь скоро, гордость затая,

Искать начнешь ты спутника иль крова…

Я старость, я пришла без зова,

Подруга новая твоя!

На прежних ты роптал, ты проклинал измену…

О, я не изменю, щедра я и добра:

Я на глаза очки тебе надену,

В усы и бороду подсыплю серебра;

Смешной румянец щек твоих я смою,

Чело почтенными морщинами покрою,

Все изменю в тебе: улыбку, поступь, взгляд…

Чтоб не скучал ты в праздности со мною,

К тебе болезней целый ряд

Привью заботливой рукою.

Тебя в ненастные, сомнительные дни

Я шарфом обвяжу, подам тебе калоши…

А зубы, волосы… На что они тебе?

Тебя избавлю я от этой лишней ноши…

В соответствии с этим Дж. Тернер и Д. Хелмс делят старение на три взаимосвязанных и взаимоперекрывающихся процесса:

1) психологическое старение — как индивид представляет себе свой процесс старения (например, молодые люди могут чувствовать себя психологически более старыми); специфическое ощущение психологической старости, которое обладает как объективными признаками (снижение интеллектуальных способностей, сужение эмоциональной сферы), так и субъективными проявлениями. Ощущение старости возникает в отношении человека к процессу своего старения при сравнении с процессом старения других людей: ему представляется, что он стареет быстрее или медленнее, чем все остальные;

2) биологическое старение — биологические изменения организма с возрастом (инволюция);

3) социальное старение — как индивид связывает старение с обществом; поведение и выполнение социальных ролей пожилыми.

В психогеронтологии выделяют следующие виды и признаки психологического старения человека:

социально-психологическое старение , которое выражается в ослаблении интеллектуальных процессов, перестройке мотивации, изменении эмоциональной сферы, возникновении дезадаптивных форм поведения, росте потребности в одобрении и др.;

нравственно-этическое старение , проявляющееся в навязчивом морализировании, скептическом отношении к молодежной субкультуре, противопоставлении настоящего прошлому, преувеличении заслуг своего поколения и др.;

профессиональное старение , которое характеризуется невосприимчивостью к нововведениям, канонизацией индивидуального опыта и опыта своего поколения, трудностями освоения новых средств труда и производственных технологий, снижением темпа выполнения профессиональных функций и др.

Каскадная модель старения предложена психогеронтологами, принадлежащими к школе бихевиоризма. Один из ее авторов, Биррен, выделил первичное, вторичное и терминальное старение. Каскадная модель объясняет некоторые аспекты интеллектуального функционирования в процессе старения.

Первичное (внешнее) старение — это нормальный процесс, не отягощенный хроническими болезнями. Оно снижает перцептивную скорость решения задач, т. е. скорость, с которой информация обрабатывается в центральной нервной системе.

Вторичное (внутреннее) старение связано с патологическим ухудшением здоровья и сопровождается разнообразными хроническими заболеваниями, влияющими на функционирование мозга (сердечно-сосудистые заболевания, рак и т. п.). Вторичное старение влияет не только на скорость перцепции, но и на логические рассуждения (индукцию, решение абстрактных задач, формальные операции: выводы, заключения, предположения).

Терминальное старение (приближающаяся смерть) может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. В этом периоде нарушения затрагивают и другие уровни интеллекта, дополняя картину изменениями в понятийном мышлении (в нахождении информации и владении повседневными знаниями: словарный запас, понятливость, объем запоминаемой и хранящейся в памяти информации).

Имеются многочисленные данные о различных темпах старения в разных группах населения с резко отличными экологическими и социальными условиями. Они выявлены, например, в скорости уменьшения роста, массы, мышечной силы, основного обмена, для динамики артериального давления, скорости психомоторных реакций и других показателей.

У мужских групп современного сельского населения выявляется некоторое снижение темпов старения в направлении с севера на юг. Относительно высокие темпы наблюдались у коренных народов Севера — ненцев, чукчей, эскимосов, бурят. Относительно низкие скорости старения были у абхазов, некоторых групп грузин, каракалпаков и др. С возрастом роль средовых воздействий постепенно усиливается.

Источник:
Психологические теории старения
8.8. Теории старения Имеются различные точки зрения на процесс старения. А. А. Богомолец (1939) рассматривает старение как постепенное ослабление реактивности клеток за счет изменения
http://psy.wikireading.ru/58208

Социально-психологические теории старения

Одна из первых теорий — теория разобобществления — была создана американскими учеными Э. Каммингом и У. Ген­ри. В соответствии с этой теорией у старого человека меняется мотивация трудовой деятельности. Всех пожилых людей можно разделить на три группы в зависимости от имеющейся у них психической энергии.

Первая группа включает в себя тех, кто чувствует себя достаточно бодрым и энергичным, продолжает трудиться, вы­полняя общественные обязанности и оставаясь на том же рабо­чем месте, что и в зрелые годы.

Во второй группе находятся те, кто не работает по найму. не выполняет общественных обязанностей, а наслаждается сво­им собственным делом, которое называет хобби. Эти люди имеют достаточно энергии, чтобы быть занятыми.

К третьей группе относятся люди со слабой психической энергией, действительно занятые, главным образом собой.

Таким образом, старение — это процесс перехода экстравертированности в интровертированность, в результате чего происходит утрата общественных связей.

В качестве альтернативы в 1994 году появляется новая теория активности (Хвигхарст и Мадцокс), согласно которой люди, вступая в старость, сохраняют те же потребности и жела­ния, что и в среднем возрасте, и сопротивляются любым наме­рениям, целью которых является исключить их из общества. Поотход от общественной жизни не может быть атрибутом счастливой старости. Только сохраняя деятельную костную активность и принимая новые функции взамен утерянных, в обществе или в межличностном общении человек может чувствовать себя удовлетворенным в старости. Благополучное старение предполагает сохранение активности и возможность приостановить сокращение социальных связей. Это может быть достигнуто либо как можно более долгим поддержанием активности сред­него возраста, либо выходом на пенсию и жизнью для супруга или друзей.

Теория меньшинств рассматривает людей пожилого воз­раста как группу меньшинства в структуре населения, что пред­полагает дискриминацию, низкий социальный статус и другие явления, характеризующие социальные меньшинства.

Два важных фактора — особая близость между людьми, принадлежащими к данной возрастной группе, и исключение их (или ограничение) из взаимодействия с другими группами насе­ления — дали толчок для образования символической теории субкультуры А. Роуза. Согласно данной теории культура стано­вится стержнем, объединяющим людей пожилого возраста, соз­дает особую близость между ними и в то же время обособляет от других возрастных когорт. Автор утверждает, что культура пожилых — особая, определяющаяся такими факторами, как вы­ход на пенсию, снижение семейных контактов, общие заботы и проблемы, болезни и недомогания, организация учреждений для пенсионеров, влияние сложившихся в обществе стереотипов престарелых людей и др., порождающими субкультуру старости.

В соответствии с теорией символического интеракционшма Дж. Мида проблемы старения и старости — это проблема взаимоприспособления индивидов. Для пожилых людей — это приспособление к молодым, «обобщенным другим», которые в данном случае выступают как изменившееся общество в целом, к самому состоянию собственной старости. С другой стороны, общество должно приспособиться к то­му, что значительной его частью становятся люди старшего воз­раста, что его демографическая структура приобретает новый вид. И если приспособительные способности стариков выраба­тывались веками, то общество с необходимостью приспосабли­ваться к собственной старости столкнулось впервые и оказалось к этому не готово. Следовательно, адаптация общества к новой ситуации будет носить созидательный, стабилизирующий ха­рактер.

Одна из последних теорий, предложенная в качестве аль­тернативы предыдущим, — модель счастливой (успешной) ста­рости Балтеса построена на идее восполнения «потерь» в ста­рости процессами отбора, компенсации и оптимизации.

Суть данной теории такова. Реакцией на биологические, психологические и социальные изменения (смена жилья, окру­жения, сокращение коммуникации, потеря партнера и т. д-) должны быть селекция, отбор, волевое решение. Даже если че­ловек физически тяжело болен, он все равно не выключается из процесса принятия решений: в какой больнице он хотел бы на­ходиться, какая помощь ему необходима, какую телепрограмму он будет смотреть, когда и кому ему позвонить и т.д.

Компенсация (следующий компонент модели) включается тогда, когда какие-либо цели, способности или виды деятельно­сти окончательно потеряны для индивида. Смысл компенсации — найти другие возможные цели, способности или виды дея­тельности, которые могли бы заменить утраченные, то есть до­биться результата другим путем. Компенсация концентрируется на создании релевантных целей и выявлении ресурсов возмож­ностей.

Оптимизация предполагает усиление, закрепление продук­та деятельности или активных ресурсов для достижения конечной цели. Имеется в виду наиболее интенсивное стремление к уже определенной цели или надежде. В процессе оптимизации продукт деятельности приводит к новым целям и успешному их достижению.

Таким образом, счастье определяется наличием целей во­обще, минимализацией потерь и максимализацией достижений.

Данная модель послужила основой для создания теории социально-эмоционального отбора Карстенсена, согласно кото­рой снижение количества социальных контактов на протяжении жизни является результатом изменений в системе мотиваций. Социальный отбор делает возможным создание такой социаль­ной среды, которая максимализирует позитивный опыт и воз­можности и минимализирует нежелательные негативные явле­ния. Таким образом, активное создание социального окружения делает возможным предсказание социальных последствий и, следовательно, контроль и самоэффективность личности.

Карстенсен считает, что реализация социальных контактов имеет три основные цели: получение нового знания, развитие и сохранение положительного мнения о себе, регулирование эмо­ций.

Процессы социального отбора в состоянии компенсиро­вать потери, которые неизбежны в старости. Социальные функ­ции становятся более важными, чем, например, получение новой информации. С одной стороны, снижается создание новых кон­тактов по разным причинам (состояние здоровья, смена жилищ­ных условий), с другой стороны, престарелые очень охотно идут на сближение с другими людьми (участие в образовательном или творческом процессе). Из-за увеличения количества сво­бодного времени, смены образа жизни усиливается отбор, и оп­тимизируются уже сложившиеся отношения: пожилые люди уделяют больше внимания, при этом более эмоционально, кон­тактам с детьми и внуками, соседями и теми, с которыми не общались так интенсивно в допенсионном возрасте. Круг зна­комств не расширяется, но меняется качество отношений.

Для геронтологии данная концепция интересна тем, что проблемы людей старшего поколения рассматриваются в ней как определяемый возрастом особый психосоциальный кризис, а объясняются по аналогии с конфликтами и фрустрациями пред­шествующих возрастных периодов.

Б.Г. Ананьев, изучая «парадокс завершения человеческой жизни», указывал на то, что умирание форм человеческого су­ществования» наступает нередко раньше, чем «физическое од­ряхление» от старости. С этой позицией согласен С.Л. Рубин­штейн, который считал, что есть два основных способа сущест­вования человека и соответственно два отношения его к жизни. Первый — жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек (сначала мать и отец, затем подруги, учителя, брачный партнер, дети и т.д.). Здесь человек весь внутри своей жизни, и всякое его отношение — это отноше­ние к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. В результате он не выключается из жизни и не может занять мысленно пози­цию вне нее для рефлексии над ней.

Второй способ связан с появлением рефлексии. Она как бы приостанавливает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает по­зицию вне нее.

Взгляды С.Л. Рубинштейна перекликаются с концепцией Б.С. Братуся, в которой личность рассматривается как орган или орудие приобщения к родовой сущности человека. Для того чтобы реализовать свою родовую сущность, человек в первую очередь должен быть направлен не на самого себя, а вовне, на человечество, и для этого смысл его жизни должен отражать не­которые общечеловеческие ценности.

Таким образом, анализ современных теоретических иссле­дований в области геронтологии показывает, что старость может и должна быть плодотворным периодом жизни и старшие поко­ления в состоянии преодолеть негативные стереотипы, устояв­шиеся в общественном сознании.

Обобщая рассмотренные концепции, можно предполо­жить, что положение пожилого человека в обществе, принад­лежность его к той или иной группе определяется зарядом «пси­хической энергии», а вид социальной активности — жизненным опытом, общественной культурой, личностными особенностями и продуктивной установкой оценивать свою жизнь по критерию успехов, достижений, счастливых моментов.

Источник:
Социально-психологические теории старения
Одна из первых теорий — теория разобобществления — была создана американскими учеными Э. Каммингом и У. Ген­ри. В соответствии с этой теорией у старого человека меняется мотивация трудовой
http://studopedia.ru/1_105952_sotsialno-psihologicheskie-teorii-stareniya.html

COMMENTS