Психологические манипуляции женщинами

Насилие в семье над ребенком: виды, признаки, последствия, профилактика

Насилие в семье над ребенком: виды, признаки, последствия, профилактика

Тема насилия всегда неприятна и пугает, особенно если речь идет о детях. Но говорить об этом важно и нужно для того, чтобы каждый человек мог помочь, при необходимости распознать насилие и сообщить в соответствующие службы. Дети составляют особую группу риска, так как во всем зависимы от взрослых (родители, воспитатели, учителя), находятся в их власти.

Семья – первый социальный институт для ребенка. Это место, в котором он всегда должен чувствовать себя в безопасности, но иногда случается наоборот: семья оказывается самым опасным местом для ребенка.

Насилие – применение силовых методов или психологических атак на слабых и беззащитных людей (детей). Но насилием может быть и бездействие, создающее угрозу физическому и психическому здоровью ребенка. Вдвойне опасно, если насилие и семья представляют собой одно и то же.

Зарождение этого явления принято относить к XIX веку, когда началась индустриализация общества, а детей стали эксплуатировать, отправлять на работу, лишать учебы и перспектив. Тогда же начали появляться первые общественные организации по защите детей от насилия и эксплуатации.

В XX веке появились новые подходы к изучению проблемы насилия и жестокого обращения с детьми. Были составлены первые классификации. Тогда насилие подразделяли на педиатрическое, психиатрическое и правовое.

К основным причинам насилия относится:

  • подобный опыт в жизни супругов (модель, стереотип поведения);
  • личный опыт в виде подавления в детстве, авторитетного стиля воспитания со стороны матери (в будущем отражается насилием над женщинами, как попытками разорвать связь с матерью);
  • влияние социально-экономической неблагоприятной обстановки, безработица, низкое социальное положение;
  • неудовлетворенность собой и жизнью;
  • психопатологии;
  • девиации и аддикции;
  • страх;
  • неадекватное самоутверждение и достижение власти, вызванные низкой самооценкой и низким самоуважением;
  • нежеланный ребенок в семье.

Причина насилия, естественно, кроется в психике родителя. Необходимость найти это и проработать – одна из задач психотерапевта при работе с семьей (работа ведется не только с ребенком). У любой агрессии, насилия всегда есть субъективный мотив. Другой вопрос, что он не всегда осознается самим агрессором.

Иногда насилие – попытки стабилизировать состояние семьи как системы, например, при борьбе за порядок или власть. Тогда нужно работать именно с семьей как системой и устранять причины ее дисфункции. В противном случае насилие станет либо хроническим, либо эпизодическим.

Насилие над детьми как психотравма обладает рядом особенностей:

  • не всегда дети осознают суть происходящего;
  • если осознают суть, то не всегда осознают истинные последствия для их физического и психического здоровья;
  • события могут забыться (детский мозг устроен так, чтобы быстро вытесняет негатив), но дать о себе знать во взрослой жизни;
  • о насилии дети чаще рассказывают сверстникам, а не другому члену семьи (если вообще рассказывают).

Насилие бывает прямым и косвенным, единичным или систематическим, актуальным или прошедшим. Но важнее других выглядит классификация по содержанию насилия:

  1. Физическое насилие. Это любые физические насильственные действия в отношении ребенка до 18 лет, в том числе варианты наказания (шлепки, толкание, хватание и другое).
  2. Пренебрежение обязанностями. Под этим подразумевается несоблюдение родительских обязанностей, игнорирование потребностей ребенка, ненадлежащий уход за ребенком.
  3. Сексуальное насилие. Использование ребенка до 18 лет с целью получения сексуального удовольствия. Любой эротический контакт с ребенком или его эксплуатация (порнография).
  4. Психологическое насилие. Унижения, оскорбления, высмеивание и другие унижающие личностное достоинство модели поведения.

Сексуальное насилие включает в себя несколько форм:

  • Развратные действия. Любые действия со стороны взрослого человека, способные вызвать возбуждение у ребенка до 14 лет и сформировать неадекватное отношение к сексуальным отношениям. Действия могут носить физический (телесный) характер или интеллектуальный (демонстрация материалов).
  • Педофилия. Сексуальное преследование ребенка до 14 лет.
  • Порнография. Любые формы демонстрации сексуальных отношений (книги, фильмы, журналы).
  • Принуждения к сексуальным действиям. Не физическое, а психическое воздействие на ребенка, постепенно вынуждающее его вступить в какие-либо сексуальные отношения. Давить можно статусом взрослого, шантажом.

Жестокое обращение с детьми – обобщенное название любого насилия. Это фактическое причинение вреда ребенку:

  • через оскорбления и некорректные наказания;
  • неадекватные требования и жесткий контроль;
  • запреты.

Жестоким обращением можно назвать физические действия (побои), убийство, вред из-за неоказания помощи, пренебрежение ребенком и его потребностями, вред психике, дефицит защиты и заботы.

Насилие со стороны заподозрить непросто, что обусловлено:

  • закрытостью семьи как системы;
  • взаимозависимыми отношениями агрессора и жертвы;
  • недостатком информации;
  • запуганностью и недоверием со стороны жертвы.

В основном все сводится к тому, что семья, где царит насилие – закрытая система. Но кое-что может намекнуть о насилии над ребенком:

  • крики, хлопки, шлепки, ругань, явно слышимая за стеной (многие квартиры разделены тонкими стенами, а насилие далеко не всегда протекает бесшумно);
  • следы побоев на ребенке;
  • неопрятный внешний вид ребенка, одежда не по погоде.

К признакам физического насилия относится:

  • повреждения органов тела и нарушения органов чувств;
  • малоподвижность, вялость, задержка физического и психического развития;
  • тревожность и агрессивность в отношении других людей или животных;
  • стеснительность, пассивность, страх перед взрослыми;
  • избегание дома, боязнь тактильных контактов;
  • общение с детьми младшего возраста.

К признакам психологического насилия относится:

  • психотравма и (или) посттравматический стрессовый синдром;
  • у детей до среднего школьного возраста – задержка в физическом и речевом развитии;
  • у подростков – потеря смысла и цели жизни, дезориентация, мысли о суициде;
  • импульсивность, злость, манипулятивные расстройства (сосание пальца, вырывание волос);
  • покорность и податливость;
  • страхи и проблемы со сном;
  • депрессия и заторможенность;
  • девиации;
  • болезни.

Признаки сексуального насилия над ребенком:

  • несоответствующая возрасту или странная осведомленность ребенка в сексуальных вопросах или действиях;
  • сексуальные приставания со стороны ребенка к другим детям или взрослым;
  • жалобы на какие-то проблемы со здоровьем, особенно в области половых органов;
  • тревога при плаче других детей;
  • нервный тик, покачивание, сосание пальца.

Общие признаки насилия:

  • неумение ребенка сосредоточиться;
  • нарушения памяти;
  • ненависть к себе, отсутствие самоуважения, низкая самооценка;
  • пессимизм;
  • недоверие в отношении всего мира, особенно взрослых людей;
  • приступы гнева или агрессии;
  • хроническое чувство страха, стыда, вины;
  • отстраненность от социума;
  • депрессия;
  • ангедония.

По закону Российской Федерации ребенок сам может обратиться в органы опеки за защитой, а с 14 лет – в суд, но редко какой ребенок решится на это. Насилие, как правило, сопровождается запугиванием, а также страхом и привыканием жертвы.

Каждый случай насилия (жестокость и интенсивность) оценивается в индивидуальном порядке. Учитывается индивидуальная чувствительность ребенка, возраст и характер отношений между ним и взрослым.

Сложнее всего заподозрить психологическое насилие или насилие над душой ребенка. Это многогранная категория:

  • нехватка любви и внимания;
  • угрозы и насмешки;
  • неадекватные и чрезмерные требования;
  • любое поведение родителей, вызывающее страх у ребенка;
  • запреты;
  • психологическое давление;
  • гиперопека;
  • манипуляции;
  • любые побуждения «из любви», наносящие вред здоровью ребенка.

Из-за этого отмечается заниженная самооценка, неуверенность в себе, утрачивается чувство собственного достоинства. При гиперопеке развивается чувство беспомощности и полной зависимости от родителей. Оторванность от семьи, социальное или физическое сиротство ребенка навсегда оставляет след в виде чувства эмоциональной незащищенности. Не факт, что последствия сразу проявят себя, это может возникнуть спустя годы.

Переживший насилие ребенок или подросток чувствует страх, замешательство, стыд, бессилие. Часто винит себя и воспринимает как соучастника и первопричину случившегося. Иногда причиной считает свое поведение или положение в семье. Среди других последствий значится снижение доверия и круга общения.

Многие реакции зависят от возраста ребенка:

  1. Дети до 3 лет. Среди популярных реакций: страх, смешанные чувства, агрессия, потеря аппетита.
  2. Дошкольники. Отмечается тревога, боязливость, чувство вины и стыда, смешанность чувств, отвращение, чувство беспомощности.
  3. Младшие школьники. Наблюдается неопределенность школьника в семейных ролях, двойственное отношение к взрослым людям, страх, стыд, отвращение, недоверие ко всему миру.
  4. Младшие подростки. К предыдущим последствиям добавляется депрессия, чувственная опустошенность (нет никаких ощущений и чувств).
  5. Старшие подростки. Характерно отвращение, стыд, чувство вины, двойственность чувств в отношении взрослых, девиантное поведение, ощущение ненужности.

Особенно опасно сексуальное насилие, которое во взрослой жизни проявляется:

  • психосоматическими заболеваниями;
  • непринятием своего тела;
  • зависимым поведением;
  • проблемами в сексуальных отношениях;
  • повторным насилием (мужчины, подвергшиеся насилию, сами его совершают; женщины, подвергшиеся насилию, снова оказываются в роли жертвы).

По мере взросления ребенка также может отмечаться ответное насилие, потеря самоуважения, психические расстройства и попытки суицида.

Любое насилие во взрослой жизни оставляет такие следы:

  • нарушение Я-концепции;
  • чувство вины;
  • депрессия;
  • сексуальные дисфункции;
  • проблемы в межличностных отношениях.

Нарушение физических и психических границ в результате насилия влияет на всю дальнейшую жизнь и поведение человека. А пережитый опыт воспроизводится снова и снова.

Вообще в семье можно выделить 3 сферы насилия: родителей над детьми, взрослых над взрослыми, кого-либо из членов семьи над стариками. И каждая из этих форм опасна для ребенка. Если насилию подвергается не непосредственно он, а, например, мать, то возможны:

  • психоэмоциональные и психосоматические расстройства;
  • школьная дезадаптация;
  • проблемы в социальной адаптации.

Семьи с насилием всегда относятся к группе риска, так как такая атмосфера не подходит для воспитания ребенка. Выросшие в насилии дети, как правило, позже сами становятся жертвой или агрессором (95 %).

Выявить насилие сложно еще и потому, что сами родители не всегда воспринимают свои действия как насильственные. Они воспитывают своего ребенка, да, методом кнута без пряника, но это воспитание. Или методом кнута и пряника, тогда ребенок воспринимает избиения как должное за его провинности и потому еще меньше вероятность, что он кому-то расскажет.

Осложняет ситуацию и еще один момент. По сути любое насилие сопряжено с психическим. Потому работать приходится сразу с несколькими формами насилия.

Диагностические признаки насилия, которые можно отметить во время беседы с родителями:

  • нервное поведение;
  • фантастическое описание происхождения травм ребенка;
  • обвинение других людей или самого ребенка;
  • множественные противоречия в истории получения травм;
  • обвинение ребенка во лжи;
  • неадекватная оценка, ожидания и требования, не соответствующие возрасту или уровню развития ребенка.

Усилить подозрение должен факт частых нахождений ребенка в травмпункте, повторяющихся похожих травм, большого временного промежутка между травмами и обращением в больницу.

Проблема в том, что заметить невербальные и вербальные признаки вранья и изворотливости родителей можно только в условиях тесного наблюдения и общения. Доступна ли такая ситуация всем неравнодушным? Нет. Соседа и на порог дома не пустят. Добиться такой встречи с родителями могут только социальные работники. Задача свидетелей и очевидцев – поспособствовать этой встрече.

Диагностические реакции в процессе беседы с детьми:

  • тревожность;
  • нежелание и страх перед встречей с родителями;
  • убежденность ребенка в оправданности наказаний;
  • страх, что социальные работники (защитники) встанут на сторону родителей после беседы и выяснят, что наказания оправданы плохим поведением ребенка;
  • плач при любой неудаче;
  • склонность к дракам;
  • вздрагивание при малейшем движении руки рядом.

Иногда действительно бывает так, что ребенок придумывает рассказ о насилии, что может быть вызвано потребностью во внимании и сочувствии, конфликтами с друзьями или в семье, богатой фантазией. Но тогда эмоциональные и поведенческие реакции ребенка будут противоречить содержанию рассказа. Не отмечается в таких случаях страх перед родителями и иные признаки и последствия насилия, но заметно удовольствие ребенка от того, что его слушают, и увлеченность рассказом.

Нельзя расценивать описанные признаки отдельно от контекста и истории семьи, но существует ряд диагностических маркеров, которые ясно дают понять о физическом насилии:

  • синяки, укусы, ожоги, рубцы;
  • следы удушья;
  • любые повреждения, остающиеся без внятного и корректного объяснения со стороны родителей;
  • низкая самооценка ребенка;
  • нежелание и страх возвращаться домой;
  • мешковатая одежда, скрывающая побои;
  • самообвинение в провокациях в сторону насильника;
  • ребенок воспринимает побои как семейный порядок и норму;
  • волнение, плач, испуг при криках, скандалах.

Сложность диагностики сексуального насилия в том, что одни члены семьи могут покрывать других, даже если известно о преступлении.

Подростки реагируют серьезнее, так как понимают, что именно с ними случилось. Как правило, они меняют весь стиль жизни и одежды, окружение. Здоровые чувства типа сочувствия и симпатии превращаются в агрессию или слепую подчиненность (человеку, делу). У детей доподросткового возраста отмечаются классические признаки.

К диагностическим маркерам сексуального насилия над ребенком в семье относится:

  • не по возрасту хорошая осведомленность в вопросах сексуальных отношений;
  • синяки, зуд, кровь в области половых органов;
  • сексуальные поведенческие извращения;
  • резкие изменения в поведении ребенка;
  • смена походки, неудобство при ходьбе и сидении;
  • пищевые расстройства;
  • отвращение к себе;
  • ночные кошмары и нарушения сна;
  • суицидальные наклонности и депрессия;
  • потакательство, уступчивость в отношении взрослых;
  • девиантное поведение.

Самый часто встречающийся вариант насилия и наименее осознаваемый родителями. Даже в благополучных, казалось бы, семьях можно найти его элементы, например, недостаток любви и внимания из-за занятости на работе.

Поэтому этот вид самый неоднозначный в плане диагностики. Судить о пренебрежении принято при очевидных и злостных нарушениях: ребенок голодает, плохо одет, грязный, не получает медицинской помощи или образования, оказывается оставленным один и подвергнут опасности.

Лишенные дети отличаются неразборчивостью в построении отношений и попытками привлечь внимание. К другим диагностическим маркерам относится:

  • педагогическая запущенность (малый словарный запас, проблемы с речью);
  • отставание в физическом развитии;
  • неприятный запах, грязь и голод;
  • подавленность, пассивность и пугливость;
  • скупость эмоций и бедность реакций на доброту, похвалу;
  • чувство ненужности и убеждение «Я – не хороший, ничего не заслуживаю, и никогда не буду заслуживать».

Решающая роль в диагностике отводится поведению взрослых. Психологическое насилие можно заподозрить, если родители:

  • не спешат утешить ребенка, пообщаться с ним, обнять;
  • сверхкритично относятся к ребенку;
  • ругают, оскорбляют, унижают;
  • негативно характеризуют ребенка;
  • вымещают на нем злобу на кого-то из родственников (ассоциируют ребенка с ним);
  • открыто признаются в нелюбви;
  • винят его в своих неудачах.

Со стороны ребенка о психологическом насилии намекнут:

  • неуверенность и низкая самооценка;
  • задержка речи и восприятия;
  • напряжение от ожидания наказания;
  • неразвитое логическое мышление;
  • неуважение и недоверие к взрослым;
  • наигранная зрелость или независимость как реакция защиты;
  • суицидальные наклонности.

Устранение насилия всегда требует комплексной работы психолога с родителями и детьми. Наиболее эффективными методами являются:

  • психотерапия;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • тренинги.

Взаимодействуя с ребенком, нужно сначала добиться расположения и доверия с его стороны. Для этого нельзя акцентировать внимание на ситуации, то есть говорить «Не бойся», «Не переживай». Главный метод работы с ребенком – консультационная беседа. Но проводить ее может только квалифицированный специалист.

Насилие – всегда стрессовая ситуация для ребенка, влекущая за собой психотравму. Соответственно, работа должна быть направлена на устранение психотравмы и посттравматического стрессового расстройства, если оно наблюдается. Лучший метод – психотерапия.

Основные направления профилактики: просвещение и информирование. Они должны проводиться в отношении детей, родителей, работников детских учреждений и вообще всех граждан. Важно говорить:

  • о том, что такое насилие;
  • о его видах;
  • что делать, если вы стали свидетелем или жертвой насилия;
  • какова ответственность за насилие;
  • куда можно сообщить о насилии (организации, телефоны).

Не стоит говорить в контексте «как не стать жертвой насилия», так как это сразу дает установку на самообвинение. Как говорилось в статье, жертвы и так склонны искать причину в себе, но это не так.

Источник:
Насилие в семье над ребенком: виды, признаки, последствия, профилактика
Семья – первый социальный институт для ребенка. Это место, в котором он всегда должен чувствовать себя в безопасности, но иногда случается наоборот: семья оказывается самым опасным местом для ребенка. Насилие – применение силовых методов или психологических атак на слабых и беззащитных людей (детей). Но насилием может быть и бездействие, создающее угрозу физическому и психическому здоровью ребенка. Вдвойне опасно, если насилие и семья представляют собой одно и то же. Насилие – всегда стрессовая ситуация для ребенка, влекущая за собой психотравму. Соответственно, работа должна быть направлена на устранение психотравмы и посттравматического стрессового расстройства, если оно наблюдается. Лучший метод – психотерапия.
http://psychologist.tips/1541-nasilie-v-seme-nad-rebenkom-vidy-priznaki-posledstviya-profilaktika.html

Психологические манипуляции женщинами

  • Вооруженные силы (2)
  • Авиация (1)
  • Акции, движения (2)
  • Астрология (5)
  • Афоризмы (17)
  • Биографии (6)
  • Видео (124)
  • Аниме (2)
  • Живопись (4)
  • Информативно-популярное (49)
  • Кинофильмы (11)
  • Музыка (1)
  • Мюзиклы (3)
  • Опера (1)
  • Оперетта (1)
  • Песни (34)
  • Рукоделие (1)
  • Саморазвитие (14)
  • Спектакли (3)
  • Стихи (4)
  • Волонтеры (Спешите делать добро) (7)
  • География (9)
  • Города (3)
  • Горы (1)
  • Озера (1)
  • Парки (1)
  • Реки (1)
  • Страны (1)
  • Гражданская позиция (2)
  • Деньги, богатство (1)
  • Дети (8)
  • Домашние животные (6)
  • Кошки (11)
  • Собаки (10)
  • Досуг (2)
  • Защита животных (13)
  • Здоровье (22)
  • Биоритмы (7)
  • Глаза (2)
  • Косметология (1)
  • Искусство (30)
  • Живопись (18)
  • Скульптура (4)
  • Танец (1)
  • Театр/Кино (6)
  • Уроки живописи (1)
  • История (24)
  • История моей семьи в истории России (5)
  • История России (10)
  • Мифология (2)
  • Саратов (5)
  • Карма (4)
  • Карма рода (4)
  • Книги (28)
  • Компьютер/ноутбук (2)
  • Краеведение (5)
  • Кулинария (7)
  • Манты, пельмени, вареники (1)
  • Люди и общество (2)
  • Магия (27)
  • Гадания (11)
  • Заговоры (2)
  • Магия дома, магия быта (3)
  • Магия слова (1)
  • Приметы (2)
  • Медицина (5)
  • Мое (18)
  • Музеи (2)
  • Музыка (33)
  • Инструментальная музыка (3)
  • Классическая музыка (2)
  • Оперетта (1)
  • Оперы (1)
  • Песни (21)
  • Наука (1)
  • Наш дом (22)
  • Соседский детектив (15)
  • Новые технологии (1)
  • Опыты над людьми (176)
  • Ганг сталкинг (12)
  • Торсионное насилие (41)
  • Торсионное насилие — ссылки (8)
  • Торсионное насилие — цитаты (2)
  • Торсионное насилие-2 (48)
  • Торсионное насилие-3 (40)
  • Оформление дневника (34)
  • Очумелые ручки (12)
  • Бисероплетение (1)
  • Вязание (5)
  • Роспись по дереву (5)
  • Роспись по стеклу (1)
  • Писатели (4)
  • Поздравления (13)
  • Видео (4)
  • Открытки (9)
  • Стихи (7)
  • Политика (10)
  • Права человека (100)
  • Проза (48)
  • Притчи (16)
  • Публицистика (1)
  • Рассказы,саги,повести (14)
  • Сказки (13)
  • Психология (575)
  • Деструктивные культы (17)
  • Конфликтология (13)
  • Личные границы (49)
  • Моббинг, боссинг (3)
  • Психологическое насилие (50)
  • Психологическое насилие-2 (50)
  • Психологическое насилие-3 (50)
  • Психологическое насилие-4 (49)
  • Психологическое насилие-5 (47)
  • Психологическое насилие-6 (50)
  • Психологическое насилие7 (5)
  • Психология звука (1)
  • Психология обмана (7)
  • Психология поведения (42)
  • Психология цвета (7)
  • Психотехники (7)
  • Саморазвитие (96)
  • Сказкотерапия (29)
  • Социальная психология (37)
  • Тесты (22)
  • Разное (20)
  • Религия (7)
  • Славяне: обычаи, быт (1)
  • СМИ (1)
  • Спорт (1)
  • Стихи (183)
  • Асадов Эдуард (1)
  • Ахматова Анна (5)
  • Богушевская Ирина (4)
  • Вишневский (2)
  • Высоцкий (6)
  • Горбовская Екатерина (2)
  • Грачева Нина (4)
  • Гумилев Николай (1)
  • Другие авторы (122)
  • Евгений Евтушенко (5)
  • Казакова Римма (1)
  • Катя Цойлик Бия Каулле (1)
  • Мельникова Ок (2)
  • Самарина-Лабиринт Ирина (6)
  • Саша Черный (1)
  • Тараканова Лариса (2)
  • Тушнова Вероника (2)
  • Филатов Леонид (3)
  • Цветаева Марина (3)
  • Техника (1)
  • Тоталитар.секты-см.Деструктивные культы(Психология (0)
  • Фауна (14)
  • Философия жизни (32)
  • Дао (2)
  • Фотография (16)
  • Фотошоп (8)
  • Цифровая живопись (2)
  • Хроника (43)
  • Цветы (1)
  • Цитаты (45)
  • Цифровая экономика (2)
  • Экология. Защита природы (2)
  • Экология жилища (1)
  • Этикет (4)
  • Юмор (33)
  • Юридические вопросы (28)

Психологическое насилие: сущность, причины, последствия

По публикации Клёциной И. С. «Психологическое насилие в гендерных межличностных отношениях: сущность, причины и последствия» (Кафедра психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена) http://humanpsy.ru/klyotsina/psikhologicheskoe-nas. mezhlichnostnykh-otnosheniyakh

В обыденном сознании феномен насилия отождествляется, как правило, с агрессивными действиями, включающими использование физической силы. Однако в ситуации насилия как разновидности агрессивного поведения, целью которого является причинение вреда другому человеку, наряду с действиями физического характера имеют место и такие разновидности насилия, как сексуальное, экономическое, психологическое.

Психологическое насилие – это воздействие, направленное на близкого человека с целью установления над ним своей власти. Для этого систематически используются такие средства, как:

упреки и брань;
пренебрежительное отношение;
запугивание;
оскорбления и высмеивание;
контроль над деятельностью, над распорядком дня, над кругом общения;
принуждение к исполнению унижающих действий.

Психологическое насилие – это насилие, заключающееся в воздействии на психику человека путем запугивания, угроз, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов. Кроме термина «психологическое насилие» в научной литературе можно встретить еще такие близкие по смыслу понятия, как «психологическая агрессия» и «эмоциональное насилие».

Психологическое насилие присутствует практически во всех других случаях насилия в семье, но его трудно диагностировать. Если все остальные формы насилия легко определяются, поскольку имеют четкие физиологические последствия, то явные признаки психологического воздействия видны редко, а последствия при этом могут быть чрезвычайно тяжелыми. Широта и изощренность форм психологического насилия значительно затрудняет их классифицирование. Кроме того, психологическое насилие довольно часто выступает не само по себе, а вместе с другими видами насилия.

Показателями существования психологического насилия в отношениях мужчин и женщин являются часто испытываемые одним из партнеров в процессе общения такие чувства, как: напряжение, тревога, неуверенность в себе, бессилие, зависимость, безысходность, чувство вины, страх, бесправие, неполноценность.

Формы проявления психологического насилия

По своему смысловому наполнению психологическое насилие соответствует следующим способам психологического воздействия:

— явное или прямое доминирование
— манипуляция.

Доминирование – это отношение к другому человеку как к вещи или средству достижения своих целей, игнорирование его интересов и намерений. Стремление обладать, распоряжаться, получить неограниченное одностороннее преимущество. Открытое, без маскировки, императивное воздействие — от насилия, подавления до внушения, приказа.

В этом случае один субъект отношений побуждает другого подчиниться себе и принять цели, не согласующиеся с собственными устремлениями и желаниями. Доминантная позиция включает такие проявления в поведении, как: уверенность в себе, независимость, властность, демонстрация собственной значимости, умение настоять на своем. Такой человек стремится к соперничеству, ему присуще презрение к слабости и выражена потребность в силе ради нее самой. В общении он редко поддерживает собеседника, как правило, использует инструментальный стиль вербальной коммуникации, часто игнорирует точку зрения собеседника, стремится найти понимание только своих проблем, принижает значимость партнера (например: «Ты говоришь глупости!»), невнимательно слушая, спешит дать ему советы, оценить его действия, побуждает к немедленному и необдуманному действию.

Сравнение особенностей отношений в семьях доминантно-зависимого и партнерского типов

Доминантно-зависимая модель отношений в семье:
— неравномерное распределение власти, злоупотребление властью;
— руководство, которое базируется на силе;
— ригидность и жесткость исполнения ролей в семье;
— полотипизированные семейные обязанности, сегрегация интересов членов семьи;
— деструктивный способ разрешения конфликтов;
— неудачи и ошибки скрываются, осуждаются, подвергаются обструкции, часто вспоминаются;
— отсутствие уважения к личным делам, интимным сторонам жизни, тотальная подконтрольность поведения;
— ощущение незащищенности, одиночества, переживание чувства вины, тревожности депрессии;
— закрытость семейной жизни, отгороженность от социума;
— воспитание детей в условиях гиперконтроля, подчиненности.

Партнерская модель отношений в семье:
— кооперативный вариант использования власти;
— руководство, базирующееся на авторитете;
— взаимозаменяемость ролей в семье;
— гибкий вариант распределения семейных обязанностей и видов деятельности;
— конструктивный способ разрешения конфликтов;
— неудачи и ошибки не скрываются, обсуждаются без упреков, прощаются, забываются;
— уважение к личным делам, интимным сторонам жизни, без посягательства на индивидуальную сферу жизни без разрешения;
— восприятие семьи как безопасного убежища, где приобретается уверенность в себе, исчезают сомнения, тревожность, улучшается настроение;
— открытость семейной жизни для социума;
— воспитание в условиях расширения автономии ребенка, его полноправного участия в принятии коллективных решений и самовыражения.

В семьях доминантно-зависимого типа факты психологического насилия становятся нормой. Часто в таких семьях именно мужчина исполняет роль главы семьи. Он «заботится» о жене, принимает решения и в праве применить силу для наказания партнерши, которая, по его разумению, ведет себя не так, как положено. В соответствии с этими взглядами женщине отводится пассивная роль в жизнеобеспечении семьи. Ей внушается мысль, что ответственность за все домашние невзгоды лежит на ней: будь жена более покладистой, все было бы в порядке, указывают, на то, что жена должна уметь угодить мужу, т.к. «не бывает плохих мужей, а бывают плохие жены».

Отношения, в которых присутствует насилие, характеризуются следующими проявлениями: страхом жертвы по поводу настроения партнера; страхом самостоятельно принимать решения, чтобы не вызвать гнев партнера; чувством подавленности и несчастья, частыми слезами жертвы; унижением жертвы в присутствии друзей или семьи.

В отношениях партнерского типа другой человек воспринимается как равный субъект, который имеет право быть таким, каков он есть.

Еще один способ психологического воздействия, в котором большую роль играет психологическое насилие — это явление манипуляции в межличностных отношениях. Если при доминировании насилие проявляется в открытой форме, то при манипуляции насилие не выражено явно, оно существует в скрытом, завуалированном виде.

Манипуляция – вид психологического воздействия, при котором один участник (манипулятор) намеренно и скрыто побуждает другого (адресата манипуляции) принимать решения, совершать действия и испытывать эмоции, необходимые для достижения манипулятором собственных целей. При манипуляции также как и в случае доминирования один из партнеров (манипулятор или подавитель) подчиняет чувства и действия другого партнера своим целям, планам и желаниям. Другой партнер вроде бы и добровольно, без видимого принуждения совершает те или иные действия и поступки, однако психологические состояния, испытываемые им, близки к чувствам и эмоциям, переживаемым в ситуациях психологического доминирования. Это такие состояния как: состояние тревоги; чувство униженности и обиды; ощущение, что тебя контролируют и использовали, т.е. обошлись с тобой как с вещью.

Скрытность манипулятивного воздействия обеспечивается использованием таких психологических приемов (уловок), как:

собственное возвышение или самовосхваление, что является косвенным приемом принижения партнера;
выведение из равновесия партнера; для этого используются насмешки и несправедливые обвинения, а когда партнер «вспылит», акцентируется внимание на его «недостойном» поведении и продуцируется чувство вины с побуждением исправить свое поведение;
лесть и восхваление партнера, демонстрация стремления угодить ему и как следствие, ожидание ответных соответствующих действий;
утаивание нужной для человека информации, чтобы вызвать у него состояние нервозности, неопределенности, которое ведет к менее обдуманным действиям и др.

Отличительными для манипулятивного воздействия являются следующие три признака:

Во-первых , неизменно присущий всякому манипулятору признак – это стремление овладеть волей партнера.Манипулятор всегда будет стремиться поставить человека в подчиненное, зависимое положение. Эту зависимость он будет черпать в слабостях человека, т.е. его страхах и переживаниях (например, переживания из-за невысокого роста у мужчин и полноты у женщин), желаниях, от которых человек не свободен (например, желание у мужчин признания и славы в соответствии со стереотипом о необходимости социальной успешности для «настоящего мужчины» и желание любви и благополучия в семейных отношениях у женщин в соответствии со стереотипом о высокой ценности семейной самореализации для «настоящей женщины»).

Второй признак, отличающий манипулятора – это обман и лицемерие в поведении. У человека возникает стойкое ощущение, что его партнер что-то не договаривает, «темнит», вызывает настороженность смущающее заискивание и выраженное стремление угодить. Женщины для того, чтобы добиться от мужчины нужного им поведения, часто утрированно демонстрируют свою слабость, несчастность, беспомощность, неспособность и неумелость в каких-либо делах или вопросах. Также распространен манипулятивный прием, в соответствии с которым женщины превозносят способности и состоятельность мужчин, чтобы «раскрутить» их на нужные поступки и действия (например, покупку дорогих подарков, оплату развлечений и поездок: «Если любишь, докажи», «Мужчина должен зарабатывать, а женщина – тратить»).

Третье отличие манипулятора обнаруживается в его суждениях, где будет звучать призыв к не к объединению, а к отъединению. Он будет убеждать бороться «за место под солнцем», обосновывать необходимость позиции силы – «чем больше твоя сила и способность контролировать других, тем выше ты поднимаешься как хозяин положения» и др. Например, к таким приемам прибегают женщины, использующие психологическое воздействие на своих партнеров, с целью заставить их прикладывать максимум усилий для продвижения по карьерной лестнице, в то время как для мужчин эта цель может и не являться значимой.

Последствия для личности проявлений психологического насилия

Повторяющееся насилие ведет к значительным психологическим страданиям, посттравматическому стрессу, депрессии, непреходящему чувству страха, а иногда и к более серьезным последствиям, таким как попытки суицида. Результатом данного вида насилия также может стать обострение хронических соматических заболеваний и появление психосоматических заболеваний. Кратковременными последствиями психологического насилия является комплекс негативных переживаний (чувства униженности, обиды, вины, страха; состояния тревоги, неуверенности в себе, зависимости и бесправия). Хроническая депрессия, самодеструктивные тенденции, трудности функционирования в рамках супружеской и родительской ролях – все это относится к долговременным последствиям психологического насилия.

Многие практические психологи и психотерапевты, работающие с женщинами, пострадавшими в результате насилия, считают, что психологические последствия домашнего насилия гораздо серьезнее, чем переживания по поводу агрессии со стороны, например, хулиганского нападения на улице.

У человека подвергающегося систематическому психологическому насилию развивается модель образа жизни жертвы и формируется состояние «готовности» реализовывать эту модель в течение своей жизни. Характерными чертами образа жизни жертвы являются следующие аспекты:

Причины психологического насилия

1. Личностно-семейная модель.
2. Социокультурная модель.

1. Личностно-семейная модель , имеет несколько основных разновидностей:

— Теория врожденного инстинкта агрессивности. Согласно этой теории агрессия и насилие возникают потому, что человеческие существа генетически «запрограммированы» на подобные действия.

Психоаналитический подход, в соответствии с которым неудовлетворение базовых потребностей в раннем детстве проявляется в проблемном поведении во взрослом возрасте. Если в раннем возрасте ребенка постоянно контролировали, не давали проявить ему свою самостоятельность, не удовлетворили его (ее) потребность в признании и эмоциональной привязанности, то во взрослой жизни такой человек будет стремиться властвовать над другими, т.к. страх потери близкого взрослого партнера будет побуждать стремление подчинить себе его (ее).

Необихевиористский подход – «выученное» неправильное поведение, в русле которого существует гипотеза о межпоколенной передаче насилия.

2. Социокультурная модель и ее разновидности.

Подход радикального феминизма. Феминистский анализ насилия в отношении женщин сводится к критике патриархата, понимаемого как господство мужчин над женщинами. Мужская власть является основной характеристикой общественных и межличностных отношений, в которых подавляются женщины. Насилие над женщинами — это следствие проявления мужского доминирования в обществе и семье, результат гендерного неравенства. Психологическое насилие выступает как способ контроля над женщинами, сохранение их в подчиненном положении в соответствии с традиционной системой взглядов и представлений.

Гендерный подход. Гендерный подход, разрабатываемый при изучении межполовых отношений как критика традиционных представлений о необходимости и целесообразности дифференциации ролей, статусов, позиций мужчин и женщин в публичной и приватной сферах жизнедеятельности людей, ориентирован на анализ систем доминирования/ подчинения и провозглашает идею равноправия мужчин и женщин в сфере формальных и неформальных отношений. Ни у мужчин, ни у женщин нет оснований подавлять и подчинять себе друг друга, поэтому никакие виды насилия в межполовых отношениях неприемлемы. Отношения между мужчинами и женщинами должны выстраиваться на основе равенства позиций, паритета, учета целей и интересов друг друга.

Еще одной весьма значимой причиной бытового насилия со стороны мужчин являются трудности социальной жизни, т.е. жизненные обстоятельства (безработица, низкие заработки, низкостатусные виды деятельности), не позволяющие им утвердиться в своей традиционной мужской роли социально приемлемым способом. Когда мужчина не соответствует одному из аспектов традиционной мужской роли (профессиональная успешность, достойный социальный статус, материальное благополучие), он демонстрирует преувеличенную мужественность в другой области, тем самым, компенсируя свою несостоятельность.

Итак, психологическое насилие – это весьма распространенное явление в межличностных отношениях мужчин и женщин. Его последствия для личности являются не менее травматичными, чем другие виды насилия, например, физическое. Главная цель любого насилия – это обретение власти над другим человеком, а психологическое насилие в близких отношениях – это один из способов обретения власти над партнером.

Источник:
Психологические манипуляции женщинами
По публикации Клёциной И. С. Психологическое насилие в гендерных межличностных отношениях: сущность, причины и последствия (Кафедра психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена) http://humanpsy.ru/klyotsina/psikhologicheskoe-nas…mezhlichnostnykh-otn…
http://www.liveinternet.ru/users/5054684/post324183399

Психологические приемы манипулирования психическим сознанием человека и масс

Психологические приемы манипулирования психическим сознанием человека и масс

Written by Voland. Posted in Философия жизни

Published on Май 06, 2014 with No Comments

Психологические приемы манипулирования психическим сознанием человека и масс

1. Ложное переспрашивание, или обманчивые уточнения.
В данном случае манипулятивный эффект достигается за счет того, что манипулятор делает вид, что желает получше что-то уяснить для себя, переспрашивает вас, однако повторяет ваши слова только вначале и далее только частично, внося в смысл вами ранее сказанного другой смысл, тем самым изменяя общее значение сказанного в угоду себе.

В таком случае следует быть предельно внимательным, всегда вслушиваться в то, о чем вам говорят, и заметив подвох — уточнять раннее вами сказанное; причем уточнять даже в том случае, если манипулятор, делая вид что не замечает ваше стремление к уточнению, старается перейти на другую тему.

2. Нарочитая поспешность, или перескакивание тем.
Манипулятор в данном случае стремится после озвучивания какой-либо информации — спешно перейти на другую тему, понимая, что ваше внимание тут же переориентируется на новую информацию, а значит повышается вероятность того, что прежняя информация, которая не была «опротестована», дойдет до подсознания слушателя; если информация доходит до подсознания, то известно что после того как любая информация оказывается в бессознательном (подсознании), через время она осознается человеком, т.е. переходит в сознание. Причем если манипулятор дополнительно усилил свою информацию эмоциональной нагрузкой, а то и ввел ее в подсознание методом кодирования, то такая информация появится в нужный манипулятору момент, который он сам и спровоцирует (например, используя принцип «якорения» из НЛП, или, другими словами, активировав код).

Кроме того, в результате поспешности и перескакивания тем, становится возможным за сравнительно небольшой период времени «озвучить» большое количество тем; а значит цензура психики не успеет пропустить все через себя, и повышается вероятность того, что определенная часть информации проникнет в подсознание, и уже оттуда будет воздействовать на сознание объекта манипуляций в выгодном манипулятору ключе.

В качестве противодействия в данном случае рекомендуется усилить собственный волевой контроль и не поддаваться на провокации.

4. Ложная ущербность, или мнимая слабость.
Данный принцип манипуляции направлен на стремление со стороны манипулятора показать объекту манипуляций свою слабость, и тем самым добиться желаемого, потому что если кто-то слабее, включается эффект снисходительности, а значит цензура психики человека начинает функционировать в расслабленном режиме, как бы не воспринимая поступаемую от манипулятора информацию всерьез. Таким образом информация, исходящая от манипулятора проходит сразу в подсознание, откладывается там в виде установок и паттернов поведения, а значит манипулятор достигает своего, потому как объект манипуляций сам того не подозревая через время начнет выполнять заложенные в подсознание установки, или, другими словами, выполнять тайную волю манипулятора.

Главным способом противостояние является полный контроль информации, исходящей от любого человека, т.е. любой человек это противник, и его надо воспринимать всерьез.

5. Ложная влюбленность, или усыпление бдительности.
За счет того, что один индивид (манипулятор) разыгрывает перед другим (объект манипуляций) влюбленность, чрезмерное уважение, почитание и т.п. (т.е. выражает свои чувства в подобном ключе), он добивается несравненно большего, нежели чем если бы открыто о чем-то просил.

Чтобы не поддаться таким провокациям — следует иметь, как говорил когда-то Ф.Э.Дзержинский, «холодный разум».

6. Яростный напор, или непомерный гнев.
Манипуляция в этом случае становится возможной в результате немотивированной ярости со стороны манипулятора. У человека, на которого направлены такого рода манипуляции, возникнет желание успокоить того, кто гневается на него. Для чего он подсознательно готов идти на уступки манипулятору.

7. Быстрый темп, или неоправданная спешка.
В данном случае мы должны говорить о стремлении манипулятора за счет навязанного излишне быстрого темпа речи протолкнуть какие-то свои идеи, добившись утверждения их объектом манипуляций. Подобное становится возможным и тогда, когда манипулятор, прикрываясь якобы отсутствием времени, добивается от объекта манипуляций несравненно большего, чем если бы подобное происходило в течение длительного периода времени, за которое объект манипуляций успел бы обдумать свой ответ, а значит и не стать жертвой обмана (манипуляций).

В данном случае следует взять тайм-аут (например сослаться на срочный звонок по телефону и т.п.), чтобы сбить манипулятора с заданного им темпа. Для этого можно разыграть непонимание какого-то вопроса и «тупого» переспрашивания, и т.п.

8. Излишняя подозрительность, или вызывание вынужденных оправданий.
Подобный вид манипуляции происходит в случае, когда манипулятор разыгрывает подозрительность в каком-либо вопросе. Как ответная реакция на подозрительность у объекта манипуляций следует желание оправдаться. Тем самым защитный барьер его психики ослабевает, а значит, манипулятор добивается своего, «проталкивая» в его подсознание нужные психологические установки.

Вариантом защиты является осознания себя как личности и волевое противостояние попытке любого манипулятивного воздействия на вашу психику (т.е. вы должны продемонстрировать собственную уверенность в себе, и показать, что если манипулятор вдруг обидится — то пусть обижается, а если захочет уйти — вы не побежите за ним вслед; подобное следует взять на вооружение «влюбленным»: не давайте собой манипулировать.)

9. Мнимая усталость, или игра в утешение.
Манипулятор всем своим видом показывает усталость и невозможность что-то доказывать и выслушивать какие-либо возражения. Тем самым объект манипуляций старается побыстрее согласиться со словами, приводимыми манипулятором, чтобы не утомлять его своими возражениями. Ну а, соглашаясь, он тем самым идет на поводу у манипулятора, которому только это и нужно.

Способом противодействия является одно: не поддаваться на провокации.

10. Авторитетность манипулятора, или обман власти.
Этот вид манипуляций исходит из такой специфики психики индивида, как поклонение авторитетам в какой-либо области. Чаще всего оказывается так, что сама область, в которой подобный «авторитет» достиг результата, лежит совсем в иной сфере, чем его мнимая «просьба» сейчас, но тем не менее объект манипуляций не может ничего с собой поделать, так как в душе большинство людей считает, что всегда есть кто-то, кто достиг большего, чем они.

Вариантом противостояния — вера в собственную исключительность, сверх-личность; развитие в себе убеждение в собственной избранности, в том что вы — сверх-человек.

11. Оказанная любезность, или плата за помощь.
Манипулятор о чем-либо заговорчески сообщает объекту манипуляций, словно бы советуя по-дружески принять то или иное решение. При этом, явно прикрываясь мнимой дружбой (на самом деле они могут быть впервые знакомы), в качестве совета склоняет объект манипуляций к тому варианту решения, который необходим в первую очередь манипулятору.

Необходимо верить в себя, и помнить что за все надо платить. И лучше платить сразу, т.е. перед тем, как с вас потребуют плату в виде благодарности за оказанную услугу.

12. Сопротивление, или разыгрываемый протест.
Манипулятор какими-либо словами будоражит в душе объекта манипуляций чувства, направленные на преодоление возникшего барьера (цензуры психики), в стремлении добиться своего. Известно, что психика устроена таким образом, что человек в большей мере хочет того, что ему или запрещают или же для достижения чего необходимо приложить усилия.

Тогда как то, что может быть и лучше и важнее, но лежит на поверхности, на самом деле часто не замечают.

Способом противодействия является уверенность в себе и воля, т.е. всегда следует надеяться только на себя, и не подаваться слабостям.

13. Фактор частности, или от деталей к ошибке.
Манипулятор заставляет объект манипуляций обратить внимание только на одну конкретную деталь, не дав заметить главного, и на основании этого сделать соответствующие выводы, принимаемые сознанием того за безальтернативную основу смысла сказанного. Следует заметить, что подобное весьма распространено в жизни, когда большинство людей позволяет себе делать о каком-либо предмете свое мнение, фактически не располагая ни фактами, ни более подробной информацией, а зачастую и не имея собственного мнения о том о чем они судят, пользуясь мнением других. Поэтому такое мнение оказывается возможным им навязать, а значит манипулятору добиться своего.

Для противодействия следует постоянно работать над собой, над повышением собственных знаний и уровня образования.

14. Ирония, или манипуляции с усмешкой.
Манипуляции достигаются за счет того, что манипулятор выбирает изначально ироничный тон, словно бессознательно ставя под сомнение любые слова объекта манипуляций. В этом случае объект манипуляций значительно быстрее «выходит из себя»; а так как при гневе затруднена критичность мышления, человек входит в ИСС (измененные состояния сознания), в которых сознание легко пропускает через себя раннее запретную информацию.

Для эффективной защиты следует показать свое полное безразличие манипулятору. Ощущение себя сверх-человеком, «избранным», поможет снисходительно относиться к попытке манипулирования вами — как к детским забавам. Подобное состояние интуитивно тут же почувствует манипулятор, потому что у манипуляторов обычно хорошо развиты органы чувств, что, заметим, и позволяет им почувствовать момент для проведения своих манипулятивных приемов.

15. Перебивание, или уход мысли.
Манипулятор добивается своего постоянным перебиванием мысли объекта манипуляций, направляя тему беседы в нужное манипулятору русло.

В качестве противодействия можно не обращать внимание на перебивания манипулятора, или специальными речевыми психотехниками добиться высмеивания его среди слушателей, потому что если над человеком смеются — все его последующие слова уже не воспринимаются всерьез.

16. Провоцирование мнимости, или надуманность обвинений.
Подобного рода манипуляции становятся возможными в результате сообщения объекту манипуляций тех сведений, которые способны вызвать у него гнев, а значит и снижение критичности в оценке предполагаемой информации. После чего такой человек оказывается сломлен на какой-то промежуток времени, за который и достигается манипулятором навязывание ему своей воли.

Защита — верить в себя и не обращать внимание на других.

17. Заманивание в ловушку, или мнимое признание выгоды оппонента.
В этом случае манипулятор, осуществляя акт манипуляции, намекает на более выгодные условия, в которых якобы находится оппонент (объект манипуляций), тем самым заставляя последнего всячески оправдываться, и становиться открытым для манипуляций, которые обычно следуют вслед за этим со стороны манипулятора.

Защита — осознание себя сверх-личностью, а значит вполне разумном «возвышении» над манипулятором, тем более если он еще и сам себя считает «ничтожеством». Т.е. в этом случае надо не оправдываться, что мол, нет, я не нахожусь сейчас выше вас по статусу, а признать, усмехаясь, что да, я вы вас, вы в моей зависимости, и должны принимать это или… Таким образом вера в себя, вера в собственную исключительность помогут преодолеть любые ловушки на пути вашему сознанию со стороны манипуляторов.

18. Обман на ладони, или имитация предвзятости.
Манипулятор намерено ставит объект манипуляций в некие заданные условия, когда человек, выбранный в качестве объекта манипуляций, стремясь отвести от себя подозрение в излишней предвзятости по отношению к манипулятору, дает осуществиться над собой манипуляциям за счет бессознательного убеждения в добрых намерениях манипулятора. То есть он словно бы сам дает себе установку не реагировать критично на слова манипулятора, тем самым бессознательно предоставляет возможность словам манипулятора пройти в свое сознание.

19. Намеренное заблуждение, или специфическая терминология.
В данном случае манипулирование осуществляется за счет использования манипулятором специфических терминов, не понятных объекту манипуляций, а у последнего, из-за опасности показаться неграмотным, не хватает смелости уточнить, что эти термины обозначают.

Способ противодействия — переспрашивать и уточнять непонятное для вас.

20. Навязывание ложной глупости, или через унижение к победе.
Манипулятор стремится всяческим образом низвести роль объекта манипуляций, намекая на его глупость и безграмотность, чтобы таким образом дестабилизировать положительный настрой психики объекта манипуляций, ввергнуть его психику в состояние хаоса и временного замешательства, и таким образом добиться выполнением над ним своей воли посредством словесных манипуляций и (или) кодирования психики.

Защита — не обращать внимание. Рекомендуется вообще меньше обращать внимание на смысл слов манипулятора, а больше на детали вокруг, жесты и мимику, или вообще делать вид что слушаете, а сами думайте «о своем», особенно если перед вами опытный мошенник или криминальный гипнотизер.

21. Повторяемость фраз, или навязывание мыслей.
При этом виде манипуляции, за счет многократно повторенных фраз, манипулятор приучает объект манипуляций к какой-либо информации, которую собирается до него донести.

Защитная установка — не фиксировать внимание на словах манипулятора, слушать его «в пол уха», или специальными речевыми приемами перевести разговор на другую тему, или перехватить инициативу и самому ввести нужные вам установки в подсознание собеседника-манипулятора, или многие другие варианты.

22. Ошибочное домысливание, или недоговоренность поневоле.
В этом случае манипуляции достигают своего эффекта за счет:

1 умышленной недоговоренности манипулятором;
2 ошибочном домысливании объектом манипуляций.

Источник:
Психологические приемы манипулирования психическим сознанием человека и масс
Психологические приемы манипулирования психическим сознанием человека и масс Written by Voland. Posted in Философия жизни Published on Май 06, 2014 with No Comments Психологические
http://pokolenie-x.com/?p=20570

COMMENTS