Психология массовой коммуникации

МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ

19 июня — 26 июля

Почему красную банку газировки знают во всем мире? Почему о некоторых событиях мы слышим дни напролет, а о некоторых узнаем через 30 лет? Почему люди переплачивают одним компаниям, и отказываются покупать у других? Ответы — в названии курса.

Тем, кто хочет знать больше, расскажем:

На курсе вы поймете психологию человеческого поведения в обществе. Научитесь использовать для продукта существующие модели поведения и создавать новые.

Основал первое самостоятельное сетевое digital-агентство в Украине. HAVAS Worldwide Digital Kiev занимает 3-е место по эффективности и 5-е по медиаоборотам.

Основал проект LifeTracker.io, который привлек 200 000 евро от фонда Digital Future и занял 4-е место в рейтинге украинских стартапов 2016 года.

Работал в междунароных рекламно-коммуникационных холдингах WPP (Ogilvy, Porter Novelli) и HAVAS (EURO RSCG).

Создал первую комплексную обучающую программу по PR в Украине не для университетов.

Пожалуйста, ознакомьтесь с информацией о курсе.

Курс пройдет с 19 июня по 26 июля 2018 года.

12 занятий по 1,5 часа.

Онлайн-вебинары. После каждого занятия лектор дает домашнее задание, которое проверяет лично. Видеозаписи доступны год после курса.

Во время занятий вы задаете вопросы в чате. Получаете доступ к закрытой группе, где общаетесь с преподавателем и участниками даже после курса.

Оформите заявку, и с вами свяжется менеджер — уточнит текущую цену и расскажет о корпоративной стоимости.

у вас будут приемы манипуляции в жизни, бизнесе и политике

будете понимать, как управлять поведением своей целевой аудитории

вы сможете использовать психологические механизмы для построения брендов

начнете выявлять информационные атаки и противостоять им

Мой курс — это база знаний о человеке, без которой трудно работать в рекламе, пиаре, политике и в коммуникациях в целом.

МИХАИЛ НЕСТОР

    Занятие 1. Манипуляция

    Почему мы не уникальны и как это используют

    Почему мы покупаем то, что покупаем

    Что такое политика

    Манипуляция в группах

    Коммуникация без манипуляции

    Практика. Идентифицируем паттерны мышления и поведения.

    Теория власти. Теория элит

    Лидерство и самоорганизация. Общество без манипуляции и подавления

    Группы в обществе, кооперация и эксплуатация

    Нормы и почему мы им следуем

    Примеры альтернативных обществ и автономных поселений

    Связь эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов

    Функции эмоций и их польза

    Структура эмоций и их возникновение

    Эмоции и поведение. Связь эмоционального с бессознательным

    10 базовых человеческих эмоций

    Как эмоции используют в управлении поведением

    Как работает коммуникация. Основные модели коммуникации и как их применять

    Вербальная, невербальная и событийная коммуникация

    Массовая коммуникация. Кривая Гаусса

    Спираль Ноэль-Нойман и другие эффекты массовой коммуникации

    Семиотика и ее роль в коммуникации. Использование символов

    Что такое социум и как он появляется

    Первобытные общества и современный мир

    Как управлять группой

    Социальная психология, базовые понятия

    Миф, символ, ритуал. Теория культуры и групповая динамика

    Как люди превращаются в бездумную толпу и что с этим делать

    Базовые понятия массовой психологии

    Массовая истерия и её природа

    Как создать массу и управлять ею

    Практика. 8 книг — самый большой секрет всех пропагандистов мира

    Информация и дезинформация

    История пропаганды, использование в 20-м веке

    Отличия пропаганды от информационной войны

    Основные механизмы пропаганды

    Пропаганда сегодня: практические примеры США, Украины, России, Китая и других стран

    Информационная поддержка военных конфликтов

    Терроризм как коммуникация

    Информационная война, кибервойна, защита критической инфраструктуры

    Кто придумывает методики информационных войн и как получить к ним доступ

    Практика. Идентифицируем и анализируем информационные атаки.

    Краткая история и основные принципы PR

    Термин «связи с общественностью» и что делают PR-специалисты

    PR-стратегия: создание, лучшие практики

    Практика. Пишем PR-стратегию.

    Бренд. Структура бренда. Механизмы психологии для построения бренда

    Роль массовых медиа

    Введение в стратегический маркетинг

    Маркетинг в стартапах, отличия от маркетинга больших корпораций

    Будущее рекламы и маркетинга

    Принципы избирательных технологий

    Политические коммуникации, коммуникация органов власти и избирательные кампании

    Практика. Разбираем последние избирательные кампании в США, Украине, Франции

    Автоматизация и компьютерное моделирование психики

    Машинное обучение и искусственный интеллект

    Мир через 10 лет и чему учиться в сфере коммуникаций сегодня

    Понимание того, как устроен человек, дает осознание, как с ним правильно взаимодействовать.

    МИХАИЛ НЕСТОР

    для специалистов маркетинга, PR-а, политических коммуникаций, которые хотят упорядочить знания в сфере социального инжиниринга

    для управленцев, которым нужно определить факторы, влияющие на человеческое поведение

    для сотрудников отдела продаж и переговорщиков, которым важно понимать природу человеческих эмоций и управлять ими

    для основателей стартапов и владельцев небольших и средних бизнесов, которые хотят получить навыки коммуникационного менеджмента

    Я знаком с Михаилом более 10 лет, со времен агентства Огилви, когда его профессиональный путь только начинался. Судя по скорости, с которой Миша развивался, уже тогда было понятно, что ему будет мало равных в профессии. Так и произошло.

    Получив широкий практический опыт в разных коммуникационных дисциплинах, Михаил сумел интегрировать его с самыми новыми знаниями в области изучения природы человека, нейрофизики и системы принятия решений. Это, в свою очередь, привело его к созданию систем на стыке самых разных дисциплин — маркетинга, пользовательского поведения, проектного менеджмента, управления кросс-командами в цифровой среде и так далее.

    Честно говоря, в моем кругу больше нет людей с подобными знаниями и опытом на глубоком практическом уровне. Думаю, что в Украине и в мире, таких людей не много. Очень рекомендую всем, кто всерьез решил развиваться в современном маркетинге.

    Источник:
    МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ
    19 июня — 26 июля Почему красную банку газировки знают во всем мире? Почему о некоторых событиях мы слышим дни напролет, а о некоторых узнаем через 30 лет?
    http://l-a-b-a.com/lecture/show/200

    Массовые коммуникации

    Массовая коммуникация (англ. mass communication ) — процесс производства и воспроизводства массового сознания средствами массовой коммуникации (СМК) — сначала периодической печатью, радио и телевидением, а затем и другими средствами электронной коммуникации. Массовая коммуникация предполагает производство сообщений, рассчитанных на массовое сознание, и их передачу соответствующими техническими средствами.

    Массовая коммуникация — это особая форма связи и общения. Средства массовой коммуникации представляют собой способ производства, хранения и распространения всевозможной информации с заложенными в ней ценностями, рассчитанный на массовое восприятие.

    Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества с его экономикой, политикой и культурой. Революционизирующее значение для массовой коммуникации имеет появление Интернета с его возможностями обратной связи и его возрастающее воздействие на производственную, социально-политическую, культурно-идеологическую области жизни человечества. Массовая коммуникация не только имеет непосредственное отношение ко всем этим процессам, но и сама предстает в связи с этим как одна из важнейших глобальных проблем, от решения которой зависит развитие всей человеческой цивилизации.

    Понятие «массовая коммуникация» (где коммуникация понимается как связь и общение) появилось в 1920-х годах в США как отражение деятельности, в основном, опыта работы прессы, прежде всего газет и журналов, действующих в условиях рыночной конкуренции в соответствии с принципом «Клиент всегда прав», которое было переформулировано в правило «Давать то, что хочет публика».

    В этих условиях издателям газет и журналов необходимо было достаточно оперативно и точно знать предпочтения своей аудитории, что и заставляло их понимать свои издания как средство массовой коммуникации, то есть как средство воздействия на массу как конкретное множество людей, которые были, как правило, непосредственно не связаны друг с другом, но при этом имели общие интересы, побуждающие их прибегать к помощи периодической печати. Как средство массовой коммуникации стали пониматься также кино и радио, а впоследствии телевидение и другие электронные средства коммуникации, воздействующие на массовое сознание.

    В Советском Союзе понятия «массовая коммуникация» и, соответственно, «средства массовой коммуникации» были введены исследователями в 1960-х годах.

    Понятие «средства массовой информации» является калькой французского термина «moyens d’information de masse». Его стал внедрять в русский язык с 1970-х годов Отдел пропаганды ЦК КПСС на основе докладной записки, представленной Факультетом журналистики МГУ.

    К тому времени во Франции перешли на термин «media de masse», то есть на перевод английского «mass media» (сокращение «media of mass communication», то есть «средства массовой коммуникации»), отказавшись от «средств массовой информации» как понятия слишком ограниченного, поскольку воздействие массовой коммуникации представлено в нем как преимущественно односторонний процесс (от коммуникаторов к массовой аудитории), что принижает значение обратной связи.

    Таким образом, то, что в русском языке появилось как новшество, во французском языке к тому времени стало анахронизмом.

    Автор (или авторы) докладной записки в ЦК КПСС, по-видимому, не знали, что термин ««media de masse» (средства массовой информации) во Франции практически вышел из употребления и, тем самым, они дезинформировали вышестоявшую инстанцию. В результате понятия «массовая коммуникация» и «средства массовой коммуникации» стали вытесняться из русского языка в пользу понятия «средства массовой информации (СМИ)» с его консервативно-охранительным содержанием. Таким образом, сложилось положение, когда для множества людей (в том числе журналистов) и особенно для подрастающих поколений обозначение «СМИ» стало само собой разумеющимся, а понятия «массовая коммуникация» и «средства массовой коммуникацией» своего рода эзотерической помехой.

    Если спросить «Где сегодня употребляют понятие „СМИ“?». то ответом будет: » В Российской Федерации и в странах, которые еще не преодолели понимание средств коммуникации как «средств информации», изолирующее их от полноценного понимания воздействия электронного инфокоммуникационного окружения с его быстро растущими ресурсами мгновенной обратной связи. Тем самым, преодоление и удаление в этих странах понятия «СМИ» становится все более необходимым для обеспечения их соответствия развитию современного мира в целом.

    При анализе восприятия массовой коммуникации следует иметь в виду следующее:

    • Особые интересы участников массовой коммуникации, в том числе интересы массовой аудитории как они выражаются в её сознании в связи с изменениями условий и образа жизни.
    • Формирование ценностей участников массовой коммуникации.
    • Идентификация как эмоциональное и смысловое отождествление участников массовой коммуникации с теми или иными тенденциями общественного развития в том виде, как они выражаются в этой связи.
    • Убеждающее воздействие СМК на аудиторию.
    • Формирование массового сознания через установки, задаваемые средствами массовой коммуникации.
    • Реализация феноменов подражания и диффузии посредством массовой коммуникации.
    • Воздействие массовой коммуникации на восприятие и мышление в группах, в том числе в предпринимательской среде.

    Одной из важнейших социально-психологических особенностей массовой коммуникации является её способность формировать общественное мнение.

    В современных условиях человеческой жизни, оптимизация которой требует осуществления права на информацию и права на коммуникацию, возможности массовой коммуникации могут быть наиболее результативно реализованы с учётом социально-психологических особенностей воздействия массовой коммуникации.

    Многообразие воздействия массовой коммуникации предполагается передачей информации от источника (коммуникатора) к чаще всего непосредственно не связанным между собой реципиентам. При этом в той или иной степени осуществляется обратная связь, когда, например, телезрители звонят в телестудию, чтобы выразить своё отношение к позиции участников телепередачи.

    Реципиенты, играющие при приеме информации пассивную роль, сами становятся коммуникаторами, когда распространяют полученную информацию, руководствуясь при этом своими интересами, подражанием, модой и т. д.

    На Западе массовая коммуникация (в том числе применительно к формированию опыта повседневного массового общения) исследуется с конца девятнадцатого века с учётом социально-психологических аспектов её воздействия на человека и общество.

    Массовая коммуникация, как раздел исследований, изучает всё многообразие воздействия массовой коммуникации на аудиторию СМК, на человека и общество, в том числе имея в виду социально-психологические аспекты этого воздействия.

    Понимание массовой коммуникации требует изучения большого комплекса вопросов общественного развития, что и обусловливает междисциплинарный характер исследований массовой коммуникации.

    Исходной конфигурацией теории массовой коммуникации является понятие «массовая коммуникация». Но понятие «коммуникация» (как связь и общение) к этому принципу не сводится и толкуется более широко применительно к потребностям общественного развития, в том числе демократизации общественной жизни.

    Системообразующей конфигурацией теории массовой коммуникации стало понятие «публики», введенное в эпоху возникновения средств массовой коммуникации в работах Г. Тарда, Ч. Кули, У. Липпмана и позднее разработанное Г. Блумером и Г. Лассуэлом.

    Под публикой ими понималась совокупность людей, которые, в отличие от массы, адекватно осознают свои интересы, активно вовлечены в процесс их реализации и, соответственно, обладают своим прилюдно или публично, выражаемым мнением (что, в свою очередь ставит действия публики в связь с публичной формой осуществления государственной власти).

    Значительный интерес представляют собой исследования публичного восприятия при формировании коллективных представлений, способствующих интеграции людей как членов массовых аудиторий, через сообщение им чувства солидарности друг с другом. Вместе с тем, средства научного исследования позволяют выявлять и усиливать дезинтеграционные процессы, характерные для массового сознания в условиях глобализации.

    В качестве особого раздела исследований массовой коммуникации все более значимо выступает экология средств коммуникации, поскольку речь там идет о формообразующем воздействии самих средств массовой коммуникации.

    Источник:
    Массовые коммуникации
    Массовая коммуникация (англ. mass communication ) — процесс производства и воспроизводства массового сознания средствами массовой коммуникации ( СМК ) — сначала периодической печатью,
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8

    Модели массовой коммуникации

    Модели массовой коммуникации

    Стандартная модель коммуникации, принятая всеми, состоит из следующих элементов: источник — кодирование — сообщение — декодирование — получатель.Зачем нам необходим чисто технический термин «кодирование»? Дело в том, что часто переход к сообщению действительно строится с некоторой задержкой, включающий процессы разнообразной трансформации исходного текста. Приведем некоторые примеры:

    А. Президент выступает с речью, написанной группой помощников. Значит, в этом случае мы имеем дело с кодированием исходных замыслов в сообщение, которое затем зачитывается президентом;

    Б. Один и тот же текст в зависимости от канала коммуникации или аудитории может кодироваться по-разному. Условный пример: выступление в парламенте по поводу того или иного закона и выступление на ту же тему в молодежном ток-шоу;

    В. Определенный замысел может вообще реализоваться не в текстовой форме, а в создании события, которое в дальнейшем получит текстовое освещение. К примеру, чтобы привлечь внимание к своему заводу, можно директору выступить со статьей, можно провести выставку, а можно создать на территории завода партию любителей (пива, сала, завода, американских империалистов), что сразу привлечет внимание СМИ;

    Г. В пропаганде иногда используется фиктивный источник сообщения, на который впоследствии начинают ссылаться как на подлинный, делая оттуда, к примеру, перепечатки. Так, в советское время одна индийская газета пишет о лабораториях Пентагона, где был создан вирус СПИДа. Затем вся наша пресса начинает перепечатывать это сообщение со ссылкой на индийский источник.

    Каждая из рассмотренных точек схемы может представлять определенную сложность для коммуникатора. Тем более, что процесс этот носит динамичный характер, и нередко узнать, что мешало удачному его завершению, удается только после того, как процесс завершен и вы уже не имеете возможности ни повторить, ни изменить его.Фрейзер Зейтель называет несколько часто возникающих ошибок в коммуникации (Seitel F.P. The practice of public relations. — New York etc., 1992. — Р. 182-183):

    плохое слушание — слушание должно быть активным; кстати, на Западе даже существуют курсы, обучающие, как слушать активно;

    неиспользование ориентации на слушающего — люди заинтересованы в том, что дает именно им, а не организации, поэтому основным должен стать «вы»-подход, опирающийся на интересы аудитории;

    неверные невербальные сигналы — по разным исследованиям коммуникация, передаваемая невербально, занимает до 65% того, что передает говорящий. При восприятии сообщения люди одновременно учитывают язык тела, контакт глазами, использование молчания и под.;

    неумение писать так, чтобы быть понятым — хороший письменный текст — это особое искусство. Часто пишущему человеку может казаться, что он все делает прекрасно, но читатель не ощущает этого;

    незнание аудитории — сообщение должно опираться на интересы, характеристики, потребности конкретной аудитории;

    неучет того, что коммуникация является двусторонним процессом — процесс выдачи информации еще не является коммуникацией, большую роль играет обратная связь;

    отсутствие элементарных правил вежливости — агрессивного и грубого коммуникатора будут воспринимать совсем по-другому, чем вежливого и заинтересованного в аудитории.

    речь слушается, а не читается — поэтому возникают определенные чисто коммуникативные требования, например, слушающий не может вернуться назад, если он что-то не понял;

    речь должна соответствовать аудитории — необходима опора на знание факторов возраста, профессии, образования, религии, интересов, отношений, принадлежности к общественным организациям, уровня доходов и т.п.;

    речь должна быть конкретной — это связано с тем, что в памяти у слушающих остается очень мало, однако конкретные предложения имеют больше шансов закрепиться в памяти;

    речь должна получить отклик — речь, которая никого не затронула, никому не нужна — не выполнила своей функции; необходима новая информация, определенные эмоции от ее получения и под.;

    речь должна иметь цель — с ее помощью следует убеждать, информировать, праздновать и под.;

    речь должна соответствовать времени — речь должна нести новую информацию.

    Особый характер массовой коммуникации вытекает из того, что в рамках нее общество реализует технологические способы производства социальных значений. Американский профессор Уильям Гемсон считает, что разные социальные группы пытаются навязать обществу свою модель интерпретации того или иного события (Gamson W.A. Media discourse and public opinion on nuclear power: a constructionist approach // American journal of sociology. — 1989. — N 1).

    У. Гемсон предложил свою модель массовой коммуникации, назвав ее конструкционистской. В истории коммуникативных моделей в нашем столетии он видит две ее непосредственные предшественницы (Gamson W.A. The 1987 distinguished lecture: a constructionist approach to mass media and public opinion // Symbolic interaction. — 1988. — N 2). К первой модели, получившей название модели максимального эффекта, исследователей в свое время привели такие факторы успешного применения коммуникации, как:

    1. Успех пропаганды в первую мировую войну, которая стала первой систематической манипуляцией массовым сознанием. Кстати, Гитлер, также находясь под влиянием этого успеха противника, учитывал его в своей пропагандистской работе;

    2. Возникновение индустрии паблик рилейшнз. Контент-анализ 1926 г. газет «New York Times» и «New York Sun» показал, что 57% сообщений первой газеты и 46% второй имели своим источником работу специалистов этой сферы;

    3. Тоталитарный контроль в Германии и СССР. Учитывая его, исследователи пришли к выводу, что коммуникация может воздействовать на человека словно шприц, делающий подкожное вливание, которому ничего нельзя противопоставить.

    Вторая модель, получившая название модели минимального эффекта, возникла уже в послевоенное время. Можно назвать такие факторы, способствующие формированию этой модели:

    1. Выборочное восприятие. Люди выборочно воспринимают информацию, они берут то, что совпадает с их мнением и отвергают противоположное. Проводились соответствующие эксперименты, когда пытались изменить знание об ООН в городе Цинциннати, штат Огайо. Если до кампании 30% взрослого населения ничего не знали об этой организации, то после эксперимента, который состоял в активной обработке населения брошюрами, памфлетами, плакатами и проч., рассказывающими об ООН в течение полугода, таких осталось 28% (данные из: Brown J.A.C. Techniques of persuasion. From propaganda to brainwashing. — Harmondworth, 1963. — Р. 145);

    2. Переход к рассмотрению человека как социальной молекулы от рассмотрения его как индивидуализированного атома. Во время второй мировой войны пропаганда союзников на немцев была неэффективной до той поры, пока они не поменяли свой взгляд на противника. Для немца более сильными оказались групповые, а не индивидуальные нормы. Союзники совершили переход в пропаганде от «Дезертируя, ты спасешь себя» к «Дезертируя, ты спасешь свою семью» (Ibid.);

    3. Политическое поведение во время выборов. С шестидесятых годов исследователи избирательных технологий обратили внимание на феномен сопротивляющейся публики. Вывод, сделанный тогда, гласит: изменить стереотип, предрасположенность избирателя невозможно, в это нельзя вкладывать деньги, борьбу можно вести только за тех, кто еще не принял окончательного решения.

    Эти две модели — максимального/минимального эффекта — можно представить как акцент либо на источнике (в случае максимального понимания, все в руках масс-медиа), либо на получателе (в случае минимальной модели именно здесь лежит камень преткновения).

    У. Гемсон предлагает свою конструкционистскую модель, также опираясь на ряд современных тенденций, реализуемых в процессах коммуникаций. Считая, что эффект масс-медиа не такой и незначительный, он перечисляет следующие составляющие:

    Работа с определением «идеи дня», раскрывающей, как масс- медиа дает людям ключи к пониманию действительности;

    Работа в рамках президентских гонок, где пресса влияет на оценки людей;

    Феномен спирали молчания, показывающий, как пресса, предоставляя голос меньшинству, заставляет большинство ощущать себя в качестве меньшинства и не претендовать на публичное говорение;

    Эффект культивации, когда художественное телевидение своим массовым показом, к примеру, насилия влияет на муниципальную политику, продиктовывая приоритеты.

    В масс-медиа идет постоянная борьба за интерпретацию и реинтерпретацию событий. Возьмем, к примеру, такие украинские события, как а) Белое братство глазами его участников и его противников, б) газетная война в сентябре 1996 г. по поводу поставок газа на Украину и роли в этом высших должностных лиц.

    В пользу понятия фрейма, сценария и под. говорит также активное использование их в исследованиях по искусственному интеллекту, где уже давно было установлено, что моделирование понимания текста машиной требует построения не только модели языка, но также и модели действительности, без которой предложения типа «У меня болит голова. Я пойду прогуляюсь» для машины являются ничем не связанными между собой. Фреймы задают не жестко отмеченные пустые места, а определенный набор позиций, что позволяет иметь некую гибкость в рамках данного фрейма.

    У. Гемсон подчеркивает существование в этом дискурсе конденсирующих фреймы символов, когда один большой текст может быть выражен ограниченным объемом знаков. Задается пять видов таких средств: метафоры, примеры, ходячие фразы, визуальные имиджи, вербальные описания имиджей. В качестве примера функционирует историческая ситуация. Можно вспомнить активные отсылки на конституцию Пилипа Орлика в период принятия Конституции Украины. Л. Кравчук вошел в символическую действительность и со своими 5Д. Были такие же «цифровые» попытки у Г. Удовенко, у С. Хмары. К числу новых визуальных имиджей ситуации можно отнести «нищих, роющихся в помойных баках» или «людей, просящих милостыню в переходах или транспорте».

    Если мы возьмем интерпретацию Чечни российскими масс-медиа, то сразу вспоминаются «бандформирования», «чеченская мафия», «лица кавказской национальности», которые дали возможность представлять эту ситуацию как однозначно связанную с нарушением нормы. С другой стороны, в качестве исторических примеров появилось упоминание о войне России на Кавказе как доказательство невозможности реальной победы в такой войне, как исторический опыт всплыл и Афганистан. Визуальные имиджи дополняли эту картинку тем, что показывали российских солдат всегда в каком-то странном виде: без формы, обычно почти что дети, которые непонятно зачем брошены на произвол судьбы.

    Не все символы обладают одинаковой потенцией для развития значений, к некоторым из них население более восприимчиво. Поэтому они получили название культурных резонаторов. Такой пакет выглядит для всех естественным и близким. Для американца, например, таким естественным резонатором становится идея эффективности, идея самодостаточности (типа self made man). Изобретатель становится основным культурным героем, порождая рассказы о Томасе Эдисоне и Бенджамине Франклине.

    Однако одновременно каждая тема обладает контртемой. Если в одной прогресс связан с новыми технологиями, то другая будет резонировать с Генри Торо, Эмерсоном и их возвратом к природе. «Поскольку и темы, и контртемы имеют культурные корни, имеет смысл признать, что большинство членов данной культуры обладают и тем, и другим. Резонанс с любой из них является полезным» (Ibid. — Р. 168).

    Пакеты функционируют в дискурсах масс-медиа с помощью комбинации культурных резонаторов, деятельности спонсоров и соответствия практике журналистов. В рамках когнитивного уровня существуют определенные схемы по обработке «сырой действительности», в которых присутствует как исходное ожидание, так и предсказание того, что последует далее. «Схемы функционируют как механизмы настройки, заставляя нас быть особо внимательными к некоторым типам информации, в то же время игнорируя другие детали. Схема помогает нам определять, что является важным и что оно значит. Мы подгоняем то, что мы слышим, под определенную схему, и нам трудно понимать то, что не очень хорошо соответствует ей» (Ibid. — Р. 170).

    У. Гемсон выстроил схему функционирования и создания социальных смыслов в рамках публичного и частного дискурсов, в которых и протекает борьба за массовое сознание. Это особенно явственно видно в обществе переходного периода, к которому относится и Украина, когда происходит борьба противоположных фреймов. Хотя при этом Дж. Браун считает, что пропаганда и реклама могут только ускорять или притормаживать тенденции, но не могут изменить их на противоположные (Brown J.A.C. Techniques of persuasion. From propaganda to brainwashing. — Harmondworth, 1963. — Р. 189).

    Немецкий профессор Элизабет Ноэль-Нойман предложила свою модель формирования общественного мнения, получившую название «спирали молчания». Социологические опросы показывают, что группы, чье мнение совпадает с большинством, более склонны разговаривать в общественных местах, отстаивать свою точку зрения. Среди факторов, влияющих на нашу разговорчивость, она подчеркивает и следующий: «ощущение, что ты уловил тенденцию, дух времени и ему соответствуют собственные убеждения, что с тобой согласны наиболее современные, разумные или просто лучшие люди» (Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. — М., 1996. — С. 57-58). Некоторые социальные группы более предрасположены к разговору, некоторые — менее, что показывает следующая таблица:

    Готовность к дискуссии различных групп населения

    Готовы дискутировать — Не готовы дискутировать — Трудно сказать, дискутировать по противоречивой теме

    Население старше 16 лет в целом: 36 — 51 — 13

    Мужчины: 45 — 45 — 10

    Женщины 29 — 56 — 15

    Образование: Народная школа 32 — 54 — 14

    Средняя школа 50 — 42 — 8

    Возрастная группа-16-29 лет: 42 — 47 — 11

    30-44 года: 39 — 50 — 11

    45-59 лет: 35 — 52 — 13

    60 лет и старше: 27 — 56 — 17

    Профессиональные группы: Фермеры 19 — 63 — 18

    Источник:
    Модели массовой коммуникации
    Модели массовой коммуникации Стандартная модель коммуникации, принятая всеми, состоит из следующих элементов: источник — кодирование — сообщение — декодирование — получатель.Зачем нам необходим
    http://psy.wikireading.ru/14972

    Психология коммуникации

    от 2 до 3 часов в неделю

    понадобится для освоения

    3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

    В курсе «Психология коммуникации» мы поговорим о том, как люди обмениваются информацией. Рассмотрим, как устроен процесс коммуникации, какие средства мы используем, чтобы достичь своей цели, с какими трудностями сталкиваемся на этом пути и как решаем возникающие проблемы. Мы расскажем о результатах, полученных в ходе психологических исследований, а также покажем, как эти знания можно применить в реальных ситуациях. Курс может быть полезен людям, которые хотят понять, как устроена человеческая коммуникация.

    Курс состоит из коротких видеозаписей от 8 до 15 минут длиной, внутри которых встроены неоцениваемые вопросы. Видеозаписи включают в себя лекции, интервью с экспертами, демонстрацию реальных ситуаций, а также их анализ. На каждой неделе будет проходить оцениваемый тест из 15 вопросов. В конце курса будет итоговый тест.

    Литература будет представлена в рамках курса

    Главное – это интерес к теме и желание учиться. Перед началом Психологии коммуникации можно прослушать онлайн курс Социальная психология. В этом курсе затрагиваются темы, о которых мы будем более подробно говорить в курсе Психология коммуникации.

    1. Как устроена коммуникация? Коммуникативная психология
    2. Как можно говорить без слов? Невербальная коммуникация
    3. Поверьте мне, я прав! Убеждающая коммуникация
    4. Как провести интервью? Исследование, оценки, терапия
    5. Как договориться друг с другом? Переговоры
    6. Две головы лучше, чем одна? Групповая дискуссия. Часть 1
    7. Две головы лучше, чем одна? Групповая дискуссия. Часть 2
    8. Как компьютер помогает в общении? Коммуникация в сети
    9. Как развивать коммуникативные навыки? Обучение коммуникации

    По ФГОСУ для магистратуры: Курс вносит вклад в формирование:

    • способности к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения (ОПК-3);
    • способности создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария (ПК-6);
    • способности разрабатывать и использовать инновационные психологические технологии для решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК-7)

    Источник:
    Психология коммуникации
    бесплатные онлайн-курсы ведущих вузов России
    http://openedu.ru/course/hse/PSYCOM/

COMMENTS