Психология влечения

Биологическое значение сексуального влечения

Биологическое значение сексуального влечения

Жизнь — это болезнь, которая передается половым путем и всегда заканчивается летальным исходом.

Один из важнейших инстинктов, существующих в живой природе, — это инстинкт размножения. Все без исключения живые организмы на Земле содержат встроенную в их организм программу, требующую передать свои гены максимально возможному числу потомков. Программа эта реализуется по-разному: одни животные рассеивают вокруг себя половые клетки, не заботясь о последствиях, — авось кто-нибудь да выживет. Например, треска мечет за нерест до тринадцати миллионов икринок, чемпион по икрометанию Луна-рыба — триста миллионов. Другие рыбы не столь расточительны, потомство их менее многочисленно, но зато они заботятся о своих детях, как это делают морской конек и трехиглая колюшка.

За помощь в реализации этого редкостного устройства Природа предлагает нам обычное и замечательное вознаграждение. Оргазм — это то, чем она расплачивается с нами за произведение ребенка.

С невероятным великодушием она позволяет нам черпать сколько нам угодно из ее корзины с удовольствиями и даже не требует их назад, если нам не удается быть продуктивными. Она также одаряет нас щедрой пенсией, когда мы становимся слишком старыми для продуцирования. И она не наказывает нас, когда мы пытаемся ее одурачить с помощью контрацептивов. Но сами мы не удовлетворяемся тем, чтобы быть просто носителями семени, и мы разрабатываем секс и его возможности, превращая это в нечто более сложное и тонкое».

«Сперматозоиды и яйцеклетки вносят равное число генов, но питательных веществ последние вносят гораздо больше. Таким образом, в момент зачатия отец вносит в зародыш меньше ресурсов, чем те 50 %, которые ему следовало бы внести по справедливости. Поскольку каждый сперматозоид очень мал, самец может производить их по многу миллионов в сутки. Это означает, что потенциально он может произвести на свет очень много детей за очень короткое время, спариваясь с разными женщинами. Это возможно только потому, что соответствующее питание каждому новому зародышу обеспечивает во всех случаях мать. Это обстоятельство ограничивает число детей, которые может иметь женщина, но число детей у мужчины практически неограниченно. С этого момента и начинается эксплуатация женщины.

Если бы она попыталась оставить ребенка на отца, а сама бы ушла к другому самцу, то отец мог бы за счет относительно небольших потерь для себя отомстить ей, бросив ребенка. Поэтому, по крайней мере на ранних стадиях развития ребенка, если кто-то кого-то бросает, то чаще отец уходит от матери, чем наоборот. Кроме того, следует ожидать, что самки будут вкладывать в детей больше, чем самцы, не только в самом начале, но и на протяжении всего развития. Например, у млекопитающих именно самка вынашивает плод в собственном теле, вырабатывает молоко, которым кормит родившегося детеныша, на нее ложится главная часть тягот и забот по его выращиванию и защите. Женский пол находится в положении эксплуатируемого, и исходная эволюционная основа для его эксплуатации — тот факт, что яйцеклетки крупнее, чем сперматозоиды».

Источник:
Биологическое значение сексуального влечения
Биологическое значение сексуального влечения Жизнь — это болезнь, которая передается половым путем и всегда заканчивается летальным исходом. Один из важнейших инстинктов, существующих в живой
http://psy.wikireading.ru/75744

Влечения и их характеристика

Второй моделью Фрейда была психобиологическая теория влечений, которая привела к созданию метапсихологии и дала большой простор для психологического мышления.

3. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется влечениями. Влияние влечений на поведение может быть как прямым, так и непрямым, замаскированным. Люди ведут себя так или иначе, потому что к этому их побуждает бессознательное напряжение — их действия служат цели уменьшения этого напряжения. Влечения как таковые являются «конечной причиной любой активности».

В качестве главных побудителей поведения влечения отражали влияние врожденных, соматически обусловленных и характерных для всех людей биологических сил. Поэтому Фрейд рассматривал влечения как главные мотивационные факторы сознания. Взаимодействие влечения и вытеснения, то есть противоположно направленного влечения, позволяло сохранить гомеостаз в пределах системы.

Фрейд предполагал, что любое влечение стремится высказать себя, вызывая представления, подходящие для этой цели. Как пишет основатель психоанализа, «представлениями управляют влечения», поэтому они являются выражением порывов, связанных с влечениями, но не тождественны влечениям. Выдвинув предположение о дуалистической природе влечений, а также о характере взаимосвязи влечения и представления, Фрейд указал на то, что в основе конфликта лежит несовместимость различных представлений, возникающих одновременно, причем «противоречия между представлениями суть лишь проявления борьбы между отдельными влечениями». Борьба между ними сводится к тому, что одна группа представлений старается «изолировать и не подпустить к сознанию» другую группу представлений, а «процесс, обрекающий одну группу представлений на такую участь, именуется . вытеснением».

Бессознательное (Unbewufites) — это:
— в широком («описательном», у Фрейда) смысле — те содержания психической жизни, о наличии которых человек либо не подозревает в данный момент, либо не знает о них в течение длительного времени, либо вообще никогда не знал. Выделяются два вида так понимаемого бессознательного: предсознательное и собственно бессознательное;
— в более строгом («динамическом») смысле бессознательным может быть названо только то, осознание чего, в отличие от пред-сознательного, требует значительных усилий или же вообще невозможно. Бессознательное в этом смысле может быть, по Фрейду, как самое «низкое» (безудержные сексуальные и агрессивные влечения Оно), так и самое «высокое» в душевной жизни (деятельность Сверх-Я).

Предсознательное (Vorbewufites) — содержание душевной жизни, которое в данный момент неосознаваемо, но может легко стать таковым, если «привлечет к себе взоры сознания». «Топографически» слой предсознательного располагается между слоем бессознательного и сознанием.

Сознание (Bewufites) — это поверхностный слой душевного аппарата, воспринимающий и перерабатывающий информацию о внешнем и внутреннем мире.

В классическом психоанализе вытесненными в бессознательное обычно считались неприемлемые сексуальные влечения, которые легко было интерпретировать энергетически, а также, в ценностном и культурном планах, как влечения, входящие в конфликт с нормами культуры.

Столкнувшись в дальнейшем с такими проблемами, как военные неврозы, бессознательное чувство вины, негативная терапевтическая реакция и т.д., которые было трудно объяснить с помощью топографической модели психики, Фрейд был вынужден пересмотреть и расширить свою прежнюю теорию инстинктивных влечений и включить в нее агрессивный, или деструктивный, компонент. Клинические наблюдения привели его к мысли о том, что чувства гнева и враждебности, так же, как и сексуальные желания, могут приводить к конфликтам и вытеснению и против них также создаются защиты. Поэтому Фрейд стал писать о либидных и агрессивных влечениях.

Все это привело основателя психоанализа в 20-х годах к созданию структурной модели психики, в которой классификация базировалась на психическом функционировании, а не на степени осознавания.

Роль регуляторов в этой модели отводилась трем инстанциям психики:
— Эго (Я);
— (Сверх-Я);
— Ид (Оно).

А роль противоположно направленных переменных стали играть:
— влечение к жизни (Эрос) и
— влечение к смерти (Танатос).

Согласно Фрейду, Ид охватывает психические репрезентации инстинктивных влечений. В «Очерке о психоанализе» (1940) он отмечает, что Ид «охватывает все унаследованное, данное от рождения, заложенное в конституции, то есть, прежде всего, влечения, проистекающие из соматической организации и здесь (в Ид) находящие первое психическое выражение в формах, нам неизвестных». Фрейд также считал, что Ид функционирует на основе первичного процесса, содержит свободную подвижную энергию и действует в соответствии с принципом удовольствия.

Вторая инстанция психики — Супер-эго (Сверх-Я) развивается, согласно Фрейду, на основе ранней идентификации с родителями в период крушения эдипова комплекса, являясь его законным наследником. Супер-эго — это психическая система, которая устанавливает и поддерживает морально-нравственные стандарты и желаемые цели, а также идеалы, наказывая человека за отход от них угрызениями совести и чувством вины и вознаграждая за соответствие поведения человека данным стандартам и идеалам.

Третья инстанция психики — Эго, обладая интегрирующей функцией, наряду с функциями адаптации и контроля, приносит в нашу психику согласованность. Эго вынуждено принимать во внимание давление со стороны проистекающих из Ид влечений, соотносить их с требованиями внешнего мира, а также с требованиями, идущими со стороны Супер-эго. Для осуществления своих синтезирующих функций Эго, действующее в соответствии с принципом реальности, использует ряд защитных механизмов — вытеснение, регрессию, сублимацию и другие.

Что касается представлений о влечениях к жизни и смерти, то они были изложены Фрейдом в философской форме, при переходе от частного противопоставления сексуальности и самосохранения к общему противопоставлению Эроса и Танатоса, между которыми Фрейд усматривал пожизненный конфликт. Наиболее существенными для развития личности 3. Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо. Вторая группа — инстинкты смерти (мортидо) — лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств.

Важно внести ясность относительно сочетания системы структурной модели Ид, Эго, Супер-эго с системой бессознательного, сознательного и предсознательного. Как известно, 3. Фрейд вначале считал, что бессознательным следует считать только составляющие Ид, то есть, хаотические инстинкты. Однако и часть Эго, и в еще большей степени часть Супер-эго (иногда полностью) остаются бессознательными.

Эго отвечает за такие отношения с внешним миром, как восприятие, язык, моторные процессы и т.п. Супер-эго представляет собой принятые в себя (интроецированные) инстанции родительских фигур в смысле морально-этических заповедей и запретов (интроекты, которые могут представать в виде символических образов). В этом отношении Эго играет тройственную роль: защищается от инстинктивных притязаний со стороны Ид, противостоит завышенным требованиям со стороны Супер-эго и регулирует отношения с внешним миром.

3. Фрейд считал, что у человека следует вскрыть ту биологически-витальную динамику влечений, которая лежит в основе поведения всех живых существ. В этом и состоят, собственно, действующие в неразрывной последовательности психические процессы, т.е. бессознательное. В потоке сознания бессознательные процессы не составляют исключения, напротив, содержание сознания представляет собой фрагментарное и видоизмененное производное от непрерывной деятельности бессознательного. Такая деятельность построена не на пассивном реагировании организма на воздействия окружающей среды, а на активном устремлении и противоборстве заложенных в живом существе сил.

Теория мотивации поведения в ее окончательном виде была сформулирована Фрейдом только в 1915 г. в труде «Влечения и их судьбы», хотя основные положения уже можно найти в вышедшем в 1895 г. — «Проекте психологии». Согласно этой психологии, «психический аппарат» должен прежде всего справиться не с внешними, а с внутренними раздражителями, от которых нельзя уклониться, так как они возникают в самом организме. Потребности той или иной части организма постоянно порождают энергию раздражения, которая аккумулируется и от которой требуется «избавиться».

«Нервная система — это аппарат, функцией которого является устранение накопившегося раздражения, снижение его до возможно более низкого уровня, а если бы это было реально — то и поддержание в организме полного отсутствия такового» (1915).

О фрейдовской теории мотивации дает представление модель редукции влечения. Модель редукции влечения построена на гомеопатическом и гедонистическом представлениях:
— Гомеостатическое — равновесие организма тем выше, чем ниже уровень накопившегося раздражения.
— Гедонистическое — всякое снижение этого уровня сопровождается чувством удовлетворения, всякое повышение — чувством неудовлетворения. Иными словами, активность психического аппарата подчинена принципу удовольствия-неудовольствия (Lust-UnLust-Prinzip).

Понятие «влечение», как считает Фрейд, отражает двойственность тела и духа, объединяет между собой органическое (а именно энергию) и психическое (аффект) представления. Кроме того, в каждом влечении различаются четыре аспекта. Ученый пишет:
Любое влечение имеет четыре характеристики:
— источник влечения;
— цель влечения;
— объект влечения;
— стимул влечения.

Источником влечения он считал некоторые эрогенные части тела а также состояние организма (соматический процесс в органе или части тела) или потребность, вызывающие это состояние.

Целью инстинктивного влечения является удовлетворение, поэтому всегда состоит в устранении или редукции возбуждения, вызванного потребностью. Если цель достигнута, человек испытывает кратковременное состояние блаженства. Хотя существует много способов достижения цели влечения, наблюдается тенденция к поддержанию состояния возбуждения на некоем минимальном уровне (согласно принципу удовольствия).

Объект — это любой человек, предмет в окружающей среде или что-то в собственном теле индивидуума, обеспечивающее удовлетворение (то есть цель) влечения. Действия, ведущие к удовольствию, не обязательно всегда одни и те же. Фактически, объект может меняться на протяжении жизни. Кроме гибкости в выборе объектов, индивидуумы способны откладывать разрядку энергии влечения на продолжительные отрезки времени.

Взаимосвязь влечения, образа объекта и двигательного образа, возникающая под воздействием возбуждения, вызванного влечением, порождала желание.

Практически любой поведенческий процесс в психоаналитической теории может быть описан в терминах:
1) привязки, или направления энергии на объект (катексис). Примером катексиса может служить эмоциональная привязанность к другим людям (то есть перенос на них энергии), увлеченность чьими-то мыслями или идеалами.
2) препятствия, мешающего удовлетворению влечения (анти-катексис). Антикатексис проявляется во внешних или внутренних барьерах, препятствующих немедленному ослаблению потребностей, связанных с влечениями.

Таким образом, взаимодействие между выражением влечения и его торможением, между катексисом и антикатексисом составляет главную идею психоаналитического построения системы мотивации.

Стимул (напряжение) представляет собой количество энергии, силы или давления, которое требуется для удовлетворения влечения. Оно может быть.оценено косвенным образом путем наблюдения количества и видов препятствий, которые предстоит преодолеть человеку в поисках конкретной цели.

Ключом к пониманию динамики энергии влечений и ее выражения в выборе объектов является понятие смещенной активности. Согласно этой концепции, высвобождение энергии и ослабление напряжения происходит благодаря смене поведенческой активности. Смещенная активность имеет место тогда, когда по каким-то причинам выбор нужного объекта для удовлетворения влечения невозможен. В подобных случаях влечение может сместиться и, таким образом, сфокусировать свою энергию на каком-нибудь другом объекте.

Развитие влечения может задержаться на одной из фаз (явление фиксации). Травмирующие переживания могут отбросить развитие на более ранние стадии (регресс).

Ход развития влечений подобен развитию действия в «любовном треугольнике»: супружеской пары и любовника. В роли последнего выступает ребенок, который стремится к сексуальным отношениям с родителем противоположного пола (эдипов комплекс) и наталкивается при этом на сопротивление и угрозы со стороны родителя одного с ним пола. При нормальном развитии конфликт разрешается путем идентификации с родителем одного с ребенком пола. Это разрешение ведет к усвоению уже в раннем детстве моральных норм, персонифицируемых с одним из родителей, и тем самым к образованию совести (Сверх-Я) как механизма, контролирующего поведение личности [62].

Источник:
Влечения и их характеристика
Второй моделью Фрейда была психобиологическая теория влечений, которая привела к созданию метапсихологии и дала большой простор для психологического мышления. 3. Фрейд утверждал, что любая
http://psyera.ru/vlecheniya-i-ih-harakteristika-1307.htm

Нарушение полового влечения в супружеских парах

Нарушение сексуального влечения проявляется обычно в снижении тяги к половой активности, уменьшении интереса к сексу. Даже в случае достаточно близких и теплых эмоциональных взаимоотношений и при наличии высокого уровня сексуальной техники может быть низким или отсутствовать именно сексуальное влечение к противоположному полу.
В наиболее сложных случаях расстройства сексуального влечения превращаются в сексуальную аверсию — отвращение к сексуальной активности (вообще или же с конкретным партнером). Для мужчины с половой холодностью половая активность лишена удовольствия и составляет лишь выполнение супружеской обязанности, тем не менее совокупление протекает нормально, в связи с чем нет повода на супружеские неполадки. Вот почему лишь в редких случаях мужчина обращается за помощью к специалистам, что оправдывает мысль о значительно большей частоте этих случаев, чем предполагаемая.

Нарушенное сексуальное влечение может быть как первичным и вторичным. Первичное нарушение сексуального влечения это когда человек вообще не испытывал сексуального влечения. Вторичное нарушение сексуального влечения — это когда человек перестает испытывать сексуальное влечение в какой-то определенный момент своей жизни.

Пары, которые обращаются за помощью по данной проблеме чаще всего можно условно разделить на две категории: те, у кого проблема нарушения полового влечения существовала с момента начала совместной половой жизни, и вторая группа- сексуальное влечение было, но стало снижаться в какой-то определенный момент жизни.

Я хотела бы рассмотреть особенности пар, условно относящихся к первой группе, а также обсудит возможность организации для них психологической сексологической помощи.

У пар, относящихся к первой группе, есть ряд похожих черт, что позволяет говорить о неком типе пары. Мной проведена работа с 7 парами. Как правило, к моменту обращения за помощью к психологу-сексологу, о проблеме в сексуальных отношениях супругов узнает расширенная семья (родители мужчины и женщины). Инициатива обращения исходит от родителей и друзей.

. У партнеров мужчин в анамнезе присутствуют плохие отношения со своим отцом либо таковые вообще отсутствуют. Чаще воспитывались матерью, чей образ сочетает в себе заботу и контроль. Отношение с окружающими носят проективно-агрессивный характер. Наблюдается либо высокий уровень зависимости от норм и ценностей социального окружения, либо намеренное открытое игнорирование оных. Проблему нарушения полового влечения у себя отрицаю, пытаются найти объяснения отсутствию сексуального контакта, соглашаются на работу с психологом, чтобы не допустить расставание с женой, которую «очень любят». При более длительном контакте с психологом наедине говорят о неприятных ощущениях во время сексуального контакта с женой.

И у мужчин и у женщин наблюдаются общие признаки:

-низкий уровень эмоциональной дифференциации от родительской семьи

-амбивалентное отношение к родителями противоположного пола

-эмоциональный и сексуальный эгоизм и манипулятивное поведение по отношению к партнеру

-высокий уровень скрытой агрессии в паре, желание самоутвердиться за счет партнера

-взаимные обвинения в появлении проблемы,нежелание принять свою долю ответственности за происходящее

-высокий уровень социальной желательности

Такой союз позволяет обоим супругам избегать переживание интимности, привязанности к партнеру, нежных чувств к нему, а также помогает сохранять лояльность и высокий уровень включенности по отношению к родительской семье. Возникает так называемая ложная близость

При этом, при всей схожести характеристик, мы можем говорить о том, что в основе нарушения сексуального взаимодействия с партнером у женщин чаще актуализирован нарциссический вектор личности, а у мужчин- шизоидный, поэтому работа с парой сочетала в себе парные и индивидуальные сессии.

Бриджит Мартель предлагает рассматривать в сексуальности человека пять сфер или измерений:

1) физическое измерение: значение тела, осознавание своих ощущений, физического контакта, своего сексуального удовольствия;

2) аффективное измерение: выражение чувств, пути достижения близости, вербальный обмен;

3) рациональное измерение: знания по этой теме, прочитанные книги;

4) социальное измерение: сексуальные установки, включенность своей сексуальности в социальную жизнь;

5) духовное измерение: социальные отношения и духовность, поиски смысла, трансцендентного.

В своей работе с супругами я использовала все пять направлений работы на различных этапах. В результате 3 пары закончили работу с психологом, сообщив, что их сексуальная жизнь изменилась и стала приносить удовлетворение обоим супругам, две пары прервали работу с психологом, одна пара приняла решение прекратить парные отношения.

Источник:
Нарушение полового влечения в супружеских парах
Нарушение сексуального влечения проявляется обычно в снижении тяги к половой активности, уменьшении интереса к сексу. Даже в случае достаточно близких и теплых эмоциональных взаимоотношений и при
http://www.b17.ru/article/6334/

Психология личности

Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в её взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, другими. Кроме того, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия.

  • Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (А.Н. Леонтьев).
  • Личность – «живой человек из плоти и крови» [1] , вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр «взрывных» изменений бытия [2] ; бытие, переходящее в идеальную форму (С.Л. Рубинштейн).
  • Личность – субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий (К.А. Абульханова)
  • Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (В.А.Ганзен).
  • Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон).
  • Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).
  • Личность – человек как общественный индивидум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).
  • Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
  • Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).
  • Личность — это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определённые отношения с этим миром и с миром других личностей.(М.Н. Щербаков)
  • Личность — 1) человек, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи, которое формируется в совместной деятельности и общении (М.В. Гамезо)

Основные направления в психологии личности Править

  • Глубинная психология личности
    • Психоанализ З. Фрейда
    • Индивидуальная психология А. Адлера
    • Гуманистический психоанализ Э. Фромма
    • Психоаналитическая теория невротических конфликтов К. Хорни
    • Аналитическая теория личности К. Г. Юнга
    • Эго-психоанализ Э. Эриксона
    • Трансакционный анализ Э. Берна
  • Гуманистическая психология
    • Гуманистическая теория личности А. Маслоу
    • Человеко-центрированный подход К. Роджерса
  • Экзистенциальная психология
    • Dasein-анализ Л. Бинсвангера и М. Босса
    • Американская школа экзистенциальной психологии — И. Ялом, Р. Мэй, Дж. Бьюдженталь.
    • Психология поиска и реализации смысла жизни (см. логотерапия) В. Франкла
    • Экзистенциальный анализ А. Лэнгле
  • Когнитивное и социально-когнитивное направления в психологии личности
    • Теория личностных конструктов Дж. Келли
    • Социально-когнитивная теория личности А.Бандуры
    • Социально-когнитивная теория личности Дж. Роттер
  • Бихевиориальная психология
    • Теория оперантного научения Б. Скиннера
  • Диспозициональное направление в теории личности
    • Диспозициональная теория личности Г. Олпорта
    • Структурная теория черт личности Р. Кэттелла
  • Психопатология личности
    • Теория психопатологии душевной жизни К. Ясперса
    • Теория личностных акцентуаций К. Леонгарда
    • Патопсихология личности Б. В. Зейгарник
    • Клиническая психология личности П.С. Гуревич

Основной категорией глубинной парадигмы психологии является категория бессознательного, предложенная З. Фрейдом в конце XIX века. В широком значении бессознательным называют огромный пласт душевной жизни личности, не соотнесённый с сознательным «Я» и включающий в себя витальность, психическую энергию, неосознаваемую телесность, инстинктуозные влечения (libido и mortido), нераскрытые потенциалы, вытесненные желания, забытые события и переживания.

З. Фрейд предложил структурную и топографическую модели личности. Структурная модель состоит из компонентов

«Я» консолидируется в онтогенезе личности из первичного бессознательного психоида [3] и представляет собой инстанцию, в большей степени принадлежащую сфере сознательного. Благодаря «Я» личность обладает способностью к осознанным отношениям с миром, рефлексии, саморегуляции и самодетерминации. Сверх-Я появляется на эдипальной стадии и представляет собой интериоризированные родительские образы, а именно — в аспекте норм и правил социальной жизни. [4] . С т.з. З. Фрейда именно в Сверх-Я заложена бессознательная идея Абсолюта, то есть основы религиозности личности. «Оно» состоит из двух инстинктов — либидо и мортидо и представляет собой первооснову психической жизни личности и чистую энергию, питающую сознательную активность. Идеи о генезе, динамике, взаимоотношениях и противоречиях этих структурных элементов образуют практико-ориентированную модель личности, используемую в современной практике психоанализа.

Топографическая модель личности включает в себя сознательное, предсознательное и бессознательное. В сознательном находятся соотносимые с «Я» содержания индивидуальной жизни. В предсознательном находятся забытые, вытесненные содержания, которые ранее были соотнесены с «Я» и могут быть либо актуализированы усилием Я, либо извлечены методом психоанализа. В отличие от сферы бессознательного, эти содержания уже «известны» сознательному Эго и обладают вербально-знаковыми характеристиками. В свою очередь, бессознательные содержания довербальны, — это чистые влечения, инстинкты, потенции, психическая энергия.

Еще одной практико-ориентированной моделью З. Фрейда является модель психосексуальной периодизации жизни, в основу которой положена идея о «миграции либидо» по различным зонам тела в процессе онтогенетического развития личности. Основаниями периодизации являются телесные зоны сосредоточения либидозной энергии; основные темы родительского воспитания и социальных взаимодействий личности; типичные и индивидуальные черты личности, формируемые на каждой стадии; успешность прохождения стадий или формирование фиксаций.

Основные методы ортодоксального психоанализа — это метод кушетки, метод свободных ассоциаций, метод толкования сновидений, анализ сопротивления, переноса и контрпереноса.

Классический психоанализ привнес в психологию личности идеи бессознательной детерминации индивидуальной жизни и оказал существенное влияние на культуру самопознания и психогигиены. Кроме того, нельзя не оценить предложенный З. Фрейдом более широкий взгляд на природу сексуальности, как на первичную витальную силу, мощную энергию жизни и творчества, — в оппозицию к обособлению функции воспроизводства рода.

Взгляды К. Юнга на природу бессознательного существенно отличались от понимания бессознательного З. Фрейдом. Согласно К. Юнгу бессознательное включает личное и коллективное бессознательное. В личном бессознательном находятся содержания, схожие с содержания предсознания в теории З. Фрейда. Коллективному бессознательному принадлежат конкретные паттерны восприятий, реагирований, отношений, моделей поведения, которые были закреплены в органических основах психики своими бесчисленными повторениями в опыте человечества. [5]

Источник:
Психология личности
Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в её взаимосвязях с миром,
http://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8

COMMENTS