Рассказ н павловой поехали

Конспект НОД «Знакомство с художественным произведением Н

Конспект НОД «Знакомство с художественным произведением Н. Павловой «На машине»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Весна»

непосредственно образовательной деятельности.

четвертый год жизни (вторая младшая группа)

с художественным произведением

Н. Павловой «На машине»

Патракеева Людмила Геннадьевна

Цель: Познакомить детей с произведением Н. Павловой «На машине» используя наглядное моделирование.

Способствовать восприятию и пониманию текста детьми, помогать с помощью предметов заместителей представлять события и героев.

Закрепить умение отгадывать описательные загадки.

Формировать умение ориентироваться в символах (заместителях).

Продолжать работу над усвоением детьми понятий «Один», «Много».

Уточнение и закрепление сенсорных эталонов (цвет, форма).

Умение использовать полоролевые знания в различных ситуациях жизнедеятельности.

Выявлять поступки героев и пытаться их оценить.

Наглядные ( показ, демонстрация) ;

Словесные ( художественное слово, беседа, вопрос-ответ) ;

Игровые ( дидактическая игра, сюрпризный момент, ритуал приветствия) ;

Практические (упражнения с использованием моделей) .

Педагогические технологии: ИКТ, игровые.

Словарная работа: разъяснение значения слова «опрокинулись».

непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, проходите, поздоровайтесь с нашими гостями.

Как мы рады — все на месте?

Собрались сегодня вместе.

Мы друг к другу повернулись и улыбнулись.

Ребята, вы любите, когда вам рассказывают сказки? А где живут сказки? Хотите отправиться в сказку?

Посмотрите какая необычная книга (дети рассматривают книгу)

Давайте её откроем, оказывается в неё можно войти.

(Звучит музыка, дети проходят через макет книги)

Посмотреть, что происходит,

Если сказка в дом приходит,

Нас волшебство и игры ждут,

В путь к чудесам друзей зовут.

Воспитатель: Вот мы и очутились в сказке. А кто живёт на страницах книг?

Я загадаю вам загадки и если вы отгадаете, то наши герои сразу появятся.

(дети отгадывают загадки, на экране появляются картинки персонажей сказки).

1. Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки, боится кошки . (Мышка)

Правильно, ребята — это мышка. А мышка решила с нами поиграть. Она превратилась… Во что превратилась наша мышка?

2. На цепи сидит, дом сторожит. (Собака)

Молодцы, ребята. И собачка тоже снами играет. Во что превратилась собачка? 3. Убегает ловко, любит есть морковку.
Смотрит, где лисица, сам себя боится (Зайчик)

Да, ребята, это зайчик. И он превратился ……

Воспитатель: Молодцы, ребята

(закрепляем какой кружок, кого изображает: зайчик — белый кружок, мышка — серый, собачка — коричневый)

Ребята я вам расскажу сказку, которую сочинила писательница Нина Павлова

Воспитатель рассказывает сказку, демонстрирует последовательность сюжета с использованием моделей заместителей.

Ребята вам понравилась сказка? а хотите в неё поиграть?

Но есть одно правило : мальчики будут управлять синими машинами, а девочки красными. Проходите за столы.

Воспитатель рассказывает и моделирует сказку на магнитной доске, дети повторяют за ним .

Сказка Н. Павлова «На машине.

Мышка, Зайчик и Собачка сели в машину и поехали. Едут, едут. Наехали на камень. Бух! — и опрокинулись! Полетели кто куда! Сидят на земле. Плачут. Но ехать-то дальше надо! Тут Мышка и говорит:
— А я машину подниму.
Стала поднимать, да никак не поднять! Зайчик говорит:

Дай-ка я подниму. Я посильнее.

Стал поднимать, да никак не поднять! А Собачка говорит:

Давайте-ка, ребята, все вместе поднимать.

Стали поднимать все вместе. Раз! — и подняли!
Сели на машину. А машина не идет: камень задние колеса не пускает.
Тут Мышка и говорит:

А я камень в сторону столкну.

Стала толкать, да никак не столкнуть! Зайчик говорит:

Дай-ка я столкну. Я посильнее.

Стал толкать, да никак не столкнуть! А Собачка говорит:

А давайте-ка, ребята, все вместе толкать.

Стали толкать все вместе.
Раз!- и столкнули камень в сторонку. Сели на машину и поехали. Едут, едут, едут и не опрокидываются. Вот как хорошо!

Воспитатель: Дети, понравилась вам сказка? Что случилось с героями? Кто помог? Почему Мышка не смогла, Зайчик тоже не смог? Что сказала собачка? Почему у них получилось? Один герой мог справиться? А когда много?

Вместе – хорошо или плохо? (ответы детей)

Воспитатель: Вместе можно многое совершить, а в одиночку – очень трудно.

Игра малой подвижности: «Мышка, зайчик и собачка».

Я буду показывать знак, а вы изобразите это животное.

Ребята нам пора возвращаться в детский сад.

(Звучит музыка, дети возвращаются через макет книги).

Ребята, вам понравилось играть в сказку? Я приготовила для вас подарок, книжку — малышку, чтобы вы дома с родителями поиграли в сказку. Попросите маму с папой почитать вам другие произведения Нины Павловой. Вам будет это интересно. Вы молодцы .

Источник:
Конспект НОД «Знакомство с художественным произведением Н
Cкачать: Конспект НОД Знакомство с художественным произведением Н. Павловой На машине
http://infourok.ru/konspekt-nod-znakomstvo-s-hudozhestvennim-proizvedeniem-n-pavlovoy-na-mashine-1293119.html

Конспект НОД «Знакомство с художественным произведением Н

Конспект НОД «Знакомство с художественным произведением Н. Павловой «На машине»

Воспитатель:
Патракеева Людмила Геннадьевна
г.Волгодонск
2015 г.
Цель: Познакомить детей с произведением Н. Павловой «На машине» используя наглядное моделирование.
Задачи:

образовательные:
Способствовать восприятию и пониманию текста детьми, помогать с помощью предметов заместителей представлять события и героев.
Закрепить умение отгадывать описательные загадки.
развивающие:
Формировать умение ориентироваться в символах (заместителях).
Продолжать работу над усвоением детьми понятий «Один», «Много».
Уточнение и закрепление сенсорных эталонов (цвет, форма).
воспитательные:
Умение использовать полоролевые знания в различных ситуациях жизнедеятельности.
Выявлять поступки героев и пытаться их оценить.
Методы и приемы:
Наглядные (показ, демонстрация);
Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
Игровые (дидактическая игра, сюрпризный момент, ритуал приветствия);
Практические (упражнения с использованием моделей).
Педагогические технологии: ИКТ, игровые.
Словарная работа: разъяснение значения слова «опрокинулись».

  • WebUrokCom_477f294e0237df
    Размер файла: 17 kB Загрузок: 0

Источник:
Конспект НОД «Знакомство с художественным произведением Н
Конспект НОД «Знакомство с художественным произведением Н. Павловой «На машине» Воспитатель: Патракеева Людмила Геннадьевна г.Волгодонск 2015 г. Цель: Познакомить детей с произведением Н.
http://weburok.com/2260485

Рассказ н павловой поехали

Гигантский цветок тропиков — аморфофаллус.

Н. М. Павлова

ЕСТЬ ЦВЕТЫ-ГИГАНТЫ

Н. М. Павлова

КАК ОБЛАЧКО
(Сказка)

— Да, очень, очень много,— сказал подмаренник и развеселился. И больше он уже не думал о своих цветах.
А когда он вырос совсем большим и расцвёл, то вспомнил дождевую каплю. Вспомнил потому, что у него было так много малюсеньких цветочков и они так густо сидели на стебельках, что все вместе походили на маленькое облачко. А к этому облаку со всех концов лужайки летели мушки и жучки.
— Каким я раньше был дурачком,— говорил подмаренник,— ну, зачем мне были нужны большие цветы.

И. Грушевицкий

ЕСТЬ СЕМЕНА-МОРЕПЛАВАТЕЛИ

В. Ветлина

РАСТЕНИЯ-ДОМОСЕДЫ

Н. М. Верзилин

ДИКИЙ АРБУЗ

Дикие арбузы в пустыне Южной Африки.

Осеннее цветение растений: 1 — яснотка; 2 — анютины глазки; 3 — ясколка; 4 — аистник.

Н. М. Павлова

ПОЕХАЛИ
(Сказка)

Чистотел всем хвастался, что когда его дети вырастут, их увезут.
А дети у чистотела были, конечно, простые семена. Ведь сам-то он был травкой. Травкой с волосатыми изрезанными листочками и жёлтыми цветочками.
Ну, не очень-то красивой, простой травкой.
Поэтому ни одна травка не верила его словам.

Н. М. Павлова

СЕМЕНА НА ЗАМКЕ

Всюду, по полям, лугам, у дорог, цветёт ясколка—непривлекательное шершавое растеньице с белыми цветочками. А вот на плоды его стоит посмотреть — это прозрачные, точно стеклянные, трубочки. Они направлены отверстием вверх и вбок. Интересно, как высыпаются из них семена. На краю прозрачной трубочки с семенами — зубчики. И это не просто украшение. Это прочный замок. Не успеют упасть на землю первые капли дождя, зубцы плодиков ясколки плотно смыкаются, и семена защищены от сырости.
У многих растений отверстия в плодах в дурную погоду закрываются. Так это бывает у колокольчиков, льнянки, грушанки, хлопушки, кокушника. И шишки хвойных тоже закрываются во время дождя.
Хорошо бы собрать коллекцию таких сухих раскрывающихся и закрывающихся плодов.

Н. М. Павлова

УДИВИТЕЛЬНЫЕ «ЛОДОЧКИ»

А вот ещё одно растеньице, которое цветёт с весны: миловидный трёхцветный цветочек — анютины глазки. Сейчас у него и цветы, и бутоны, и зрелые плоды.
Вот они плоды, раскрытые на три створки. Каждая створка, как лодочка, и до краёв наполнена семенами. Как хорошо, что все семена на месте.
Можно присесть рядом с кустиком анютиных глазок и посмотреть ещё одно «чудо».
Вот вдруг лёгкий треск, и крайнее семя в одной из лодочек выпрыгивает за борт! За ним — второе, потом — третье. Никто и ничто не прикасалось к раскрытому плоду. А лодочка пустеет. Вот она уже опустела. Тут выпрыгивает крайнее семечко второй лодочки. И так дальше и дальше. Опустела вторая лодочка, наступила очередь третьей.
Конечно, это объясняется неравномерным высыханием стенок плода. Но сколько всё-таки в мире растений разных неожиданностей.

Н. М. Павлова

РАСТЕНИЯ «СТРЕЛЯЮТ»

Н. М. Павлова

СЕМЕЧКО-ГИГРОМЕТР

До чего чувствителен этот хвостик к влаге видно из того, что плоды аистника употребляют для гигрометров — приборов, измеряющих влажность воздуха. Сам плодик укрепляется неподвижно, а хвостик его служит стрелкой, которая указывает степень влажности.

Н. М. Павлова

СУХОПУТНЫЕ ПЛОВЦЫ

Но есть растения, например очиток, которым вода оказывает ещё большую услугу. Убедиться в этом очень легко, если есть поблизости сам очиток. Он любит сухие места. И как раз его много неподалёку, где брали песок для железнодорожной насыпи.
Какое это милое крошечное растеньице очиток, с его толстыми сероватыми от воскового налёта листочками и весёлыми жёлтыми цветочками! Сейчас-то он уже отцвёл. И даже большинство плодов уже опустело. Но есть ещё и закрытые. Они всегда закрыты в ясный день — эти пятилучевые звёздочки. У каждой в середине ямка. Капнешь в ямку водой, и вот происходит новое «чудо» — плодолистики развёртываются. Вот показались семена! Они не только не прячутся от воды, они выходят ей навстречу. Капнуть водой ещё. И вот семена поплыли, увлечённые водой.
Эта вода заносит очиток в щели, когда он растёт между камней. Это благодаря воде он растёт иногда на совершенно отвесных скалах.

В. Корсунская

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПЛОДОВ И СЕМЯН

О снежной метели и ивняке, снегобежцах
и перекати-поле

Живые сеялки

О растениях-артиллеристах и ползающих семенах

. Одно растение «артиллерист» из семейства тыквенных назвали даже «бешеным» за его неистовую бомбардировку семенами.

Некоторые плоды рассеиваются, ползая по земле. Как же плоды ползают?
Труднее всего, пожалуй, представить себе это любопытное явление. Вот, например, семянка синего посевного василька. Семянка с хохолком из жёстких щетинок на верхушке. В сухую погоду они растопырены и, как пружины, подпирают семя. Выпала роса или дождь освежил землю — щетинки намокли. Во влажном состоянии они спадаются. Семянка приникает к земле. Подсохнут щетинки — плод приподнимется и несколько продвинется. Конечно, это передвижение совершается очень медленно. Но всё же семянки, так сказать, «отползают» от материнского растения.

В. Александрова

РАСТЕНИЯ-ХИЩНИКИ

Росянка — маленькая жительница торфяных болот

Как росянка съела комара

«Эй, комарик, берегись!
На лист росянки не садись —
Придётся с жизнью распрощаться:
Раз сядешь — вновь уж не подняться».

В. Ветлина

ЦВЕТОЧНЫЕ ЧАСЫ

В. Ветлина

ЦВЕТЫ-БАРОМЕТРЫ

Жаркое солнечное утро. По небу медленно плывут облака. Можно идти куда угодно — ив лес, и в поле, и на речку. Ничто не говорит о том, что будет дождь.

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПО КУРСУ БОТАНИКИ В V КЛАССЕ

Составитель
Елена Николаевна Алешко

ХРЕСТОМАТИЯ ПО БОТАНИКЕ

Редактор А. С. Нехлюдова

Художник В. И. Преображенская

Худ. ред. Б. М. Кисин

Технический редактор Н. В. Горбунова и Ф. X. Джатиева

Корректор З. И. Почаева

Сдано в набор 24/III 1959 г. Подписано
к печати 5/IX 1959 г. 60×92 1/16. Печ. л. 8 +
вкл. 1 п. л. Уч.-изд. л. 6,93+вкл. 0,54.
Тираж 28 тыс. экз. А-08508. Цена без переплета
2 р. 60 к. Переплет 50 коп.

Учпедгиз. Москва. 3-й проезд Марьиной
рощи, 41,

Полиграфкомбинат им. Я. Коласа,
Минск, Красная, 23.
Заказ 156.

Источник:
Рассказ н павловой поехали
Гигантский цветок тропиков — аморфофаллус. Н. М. Павлова ЕСТЬ ЦВЕТЫ-ГИГАНТЫ Н. М. Павлова КАК ОБЛАЧКО (Сказка) — Да, очень, очень много,— сказал подмаренник и
http://sivatherium.narod.ru/library/Aleshko/part_03.htm

Рассказ н павловой поехали

Рассказы и сказки Нины Павловой для детей. Произведения и биография

Биография, жизнь и творчество Нины Михайловны Павловой

Нина Михайловна Павлова (08.02.1897 — 15.08.1973)

«Мы раскрываем книжку — и вдруг цветы заговорили с ветерком, с насекомым. И самое удивительное в этих рассказах, что мы с вами нисколько этому не удивились, будто давно понимаем язык растений, крохотных животных и сами умеем, говорим, на их языке. Почему так? Потому что в рассказах Нины Михайловны Павловой все — самая настоящая правда»

Нина Михайловна Павлова, писательница, автор сказок, рассказов и очерков для детей, ученый-растениевод, доктор биологических наук, родилась 27 января (8 февраля) 1897 г. в г. Сулине Черкасского округа Области Войска Донского.

Нина Михайловна Павлова в литературу для детей пришла в 1935 году, имея за плечами опыт научных открытий и педагогической работы, занятия литературой явились для нее популяризацией любимой науки среди детей.

В формировании задатков ученого и писателя Н. М. Павловой большую роль сыграла семья. Мать — библиотекарь — сумела привить детям глубокое уважение к книге, к лучшим произведениям русской и мировой литературы. Но особенную роль в развитии детей сыграл отец, Михаил Александрович Павлов, донской казак, выдающийся ученый, академик, награжденный за заслуги в развитии металлургии четырьмя орденами Ленина, являющийся отцом русской металлургии. Отец был для детей всегда примером трудолюбия и преданности своему делу, он привил детям уважение к людям науки, к занятиям в лаборатории, к упорному систематическому труду.

«Впоследствии, уже научным работником, я позаимствовала у отца его систему записей и сбора материала для научной работы, — пишет Н. М. Павлова. — Отец был в высшей степени аккуратным и точным человеком и прекрасно разработал все этапы подготовки научной рукописи»

Училась в коммерческом училище в Лесном, что под Санкт-Петербургом. В отличие от традиционных гимназий, это было совместное обучение мальчиков и девочек, что считалось в ту пору (1906-1907г.) новшеством. В обучении в училище не применялись ни награды, ни наказания, ни вообще всякого рода меры внешнего воздействия на ученика, чтобы заставить его заниматься, но это развивало в учениках самостоятельность, чувство долга и сознания своих обязанностей. Естествознание преподавал Борис Евгеньевич Райков, опытный биолог и талантливый педагог, сумевший дать своим ученикам глубокие знания и привить им любовь к природе. Это предопределило дальнейшую судьбу Нины Павловой. Она поступает в Петроградский университет и в 1920 г. оканчивает естественное отделение физико-математического факультета по специальности систематика и география растений.

Многие годы работы в науке сформировали стиль хорошо продуманной и логически обоснованной работы, который внесла писательница и в свои детские книги.

В 1935 году опубликовала свой первый рассказ »Рекордный снимок». Затем ее рассказы «Большое чудо», «Живая бусинка», «Жёлтый, белый, лиловый», «Мышонок заблудился», «Хитрый одуванчик» и другие стали появляться в различных детских журналах «Чиже», «Пионере», »Мурзилке», «Юном натуралисте» и других.

Книги Н. М. Павловой для детей всегда научно достоверны. Вопросы опыления, питания, мимикрии, роста растений, взаимосвязи растений и насекомых, целесообразности и борьбы за существование в природе решаются писательницей на конкретном материале биологической науки. У читателя создается верное представление о жизни растений определенного вида. Нина Павлова убеждает читателя в том, что у каждого отдельного растения — своя жизнь. В одном из ее рассказов есть такое рассуждение: «Вот удивительно! — сказала Пчела.— Живешь корешок к корешку; и все-таки у каждого свой мир!». Это удивление Пчелы вызвано сменой цветов на лугу, но может быть отнесено и к другим растениям, которые живут «корешок к корешку» и тем не менее очень различны по своему образу жизни. Вот эти разные судьбы растений и прослеживает писательница, умея раскрыть в каждой судьбе растения что-то свое, только ему свойственное.

Когда-то В. В. Бианки говорил, что каждую птицу, каждого зверя биолог должен знать по имени, отчеству и фамилии. В книгах Павловой всегда присутствует эта конкретность и научная точность в описании насекомого или растения. При этом в биографии своего героя автор всегда находит что-то удивительное, необычайное, даже чудесное. «Ты была червяком, а теперь у тебя крылья! — сказал дождевой червяк. — И спрашивать не надо — это большое чудо! — Да, это большое чудо! — отозвались травы и деревья». Рассказ, из которого взяты эти строки, так и называется «Большое чудо». В природе много чудес, больших и маленьких, и автор показывает чудеса земного, раскрывает перед ним удивительные секреты природы. Недаром один из сборников ее рассказов называется «Секрет».

Разгадывать загадки природы, раскрывать ее секреты автор приглашает и самих читателей, называя иногда свои рассказы и сказки загадочно или вопросительно: «Бывает, и холодное согревает», «Клад января», «Кто хитрее?», «Когда их цветет больше?», «Кому улыбнется весна?». Об удивительных привычках австралийских попугайчиков, об особенностях «дружной семейки», о тайне ландыша, о том, почему лен цветет только до полудня, в чем секрет обыкновенного лугового василька, какой цветок можно назвать героем и о многих других интересных явлениях и случаях из жизни насекомых и растений рассказывает ученый детям.

Н. М. Павлова не отпугивает читателей сложной и недоступной им научной терминологией. Мимикрия, целесообразность, видовые различия, гнездование птиц, опыление и оплодотворение цветов — обо всем этом и многом другом узнают читатели, не слыша непривычных для детского уха терминов.

В основу каждого, даже самого маленького рассказа или сказки для детей Н. М. Павлова кладет свои личные научные наблюдения за явлениями природы. Таких наблюдений, точно зафиксированных, снабженных рисунками и схемами, накопилось много за годы творческого труда. И творческий метод писательницы Павловой вытекает из творческого метода доктора наук Павловой: точность, абсолютная точность. Для того чтобы детям рассказать об одном событии из жизни какого-нибудь растения или насекомого, просматриваются десятки записей этого события в разные годы. Наиболее типичное попадает из повседневных фенологических записей в детскую книжку. Случайное, малозначительное отсеивается при тщательном отборе. Именно в такой лаборатории творчества были созданы «Мышонок заблудился», «Мушка — клушка», «Совы», «Нежданный гость», «Тыквята» и десятки других рассказов и сказок для детей.

Чаще всего рассказы Н. М. Павловой написаны на основе научной экспериментальной работы — и это накладывает на них особый отпечаток. Автор пристально всматривается в травы, цветы, плоды и показывает детям, как сквозь стекло микроскопа, отдельные их детали в увеличенном виде. Тем самым писательница острит зрение своего маленького читателя или слушателя.

Вот как описывает автор цветок хохлатки: «А цветки у нее были просто удивительные. Спереди у них была мордочка с вытянутой нижней губой, внизу — брюшко, а сзади — хвост». О козьей иве написано так: «Шишечки у деревца были простоватые, серо-зеленые, но очень любопытные: все из узких бутылочек с желтыми горлышками. И у каждой бутылочки стоял стаканчик с душистым сладким соком». О водяном хищнике — растении пузырчатке: «Листики у него были — тоненькие, ветвистые волоски, как будто от настоящих листьев остались одни жилки. Но самое удивительное — на этих листиках — жилках всюду были развешены голубоватые пузырьки. В каждом пузырьке была закрытая дверка. И около нее, у стенки, на полочках-палочках лежало угощенье».

Пристальное всматривание в жизнь растений роднит ученого и ребенка: как для того, так и для другого характерно вечное удивление перед явлениями природы; у ребенка это от незнания, у ученого это от вечных поисков нового, неизведанного.

Мир под микроскопом, который показывает Павлова детям, полон чудес и неожиданных открытий. Читатель узнает, что «у васильков не цветы, а целые корзинки мелких цветков. И по краям корзинки— цветки побольше, покрасивее: с разрезными краями, но внутри пустые. А посередине — попроще, но зато с пестиками и с тычинками». Превращение одного василька в целую корзинку цветов да еще таких разных, когда одни цветки своей красотой привлекают внимание насекомых, зато другие этих насекомых угощают сладким соком, и удивляет читателя, и учит его смотреть на мир глазами внимательного наблюдателя.

Мир растений Н. М. Павлова рассматривает с разных точек зрения, смотрит на мир природы разными глазами. То это глаза Дикой Пчелы («В две смены»), то глаза Бабочки-Крапивницы («На козьей Иве»), то глаза Котенка («В сумраке леса»), то глаза маленькой девочки («Две сказки»), то глаза двух синичек («Вечнозеленый лес»), то глаза Сокола Сапсана («Разными глазами»), то глазами Зайца («Февраль»)… Одни и те же события из жизни природы поворачиваются перед читателем разными сторонами, во всем своем многообразии, красочности и поэтичности. Такой метод художественного раскрытия многообразия природы позаимствован автором у науки, когда ставится целая серия опытов для того, чтобы раскрыть сущность какого-нибудь явления.

Однако этот метод научного эксперимента, так естественно введенный Н. М. Павловой в книги для детей, оказался как нельзя боле поэтическим и поистине художественным потому, что автор обладает незаурядными способностями художника слова. Вероятно, это еще раз подтверждает распространенную мысль о том, что ученый, влюбленный в свое дело, становится поэтом.

Поэтичность свойственна природоведческой литературе для детей: рассказы Е. И. Чарушина, Г. Скребицкого, Н. И. Сладкова, Э. Шима необычайно лиричны, музыкальны, полны поэзии. Но при этом их произведения очень различны, вводят читателя в неповторимый мир звуков и красок своими поэтическими тропинками.

Свое писательское кредо Н. М. Павлова выразила в «Двух сказках», где полемизирует со сказкой безделкой, сказкой-игрушкой, сказкой без научных корней. О том, как грибы растут, рассказывает автор дважды, сначала от имени девочки, потом от имени старого леса. Первая сказка — искусственно занимательная, в ней есть и веселая пляска медведя, и пугливые грибы, которые попрятались кто куда; одного в ней нет—правды. Вторая сказка — подлинно научная, о диво-корешках и их жизни в дружбе с корнями дерева. Эта сказка естественно занимательна, привлекает и заинтересовывает детей самим содержанием. И в той, и в другой сказке — антропоморфизм. Но главное — что стоит за ним, за этим антропоморфизмом: досужая выдумка или научные сведения.

Моральный элемент Павлова вводит очень осторожно, иногда с помощью одного слова, которое переносит научное описание растения в сферу человеческих отношений. При этом моральная оценка вовсе не заслоняет научного смысла. Так, в рассказе «Цветок-герой» мальчик ошибся, избрав героем среди цветов георгин с его толстыми стеблями и листьями. На самом деле наиболее стойким из цветов оказался нежный флокс, один уцелевший после заморозков. И автор замечает, что герои видны при тяжелой жизни, а мальчик выбирал себе героя весной, когда всем цветам жилось хорошо.

Эта мысль не создает впечатление чего-то нарочитого, назидательного, она естественно вытекает из наблюдения за жизнью растений. Ведь недаром рассказ о Хаджи Мурате JI. Н. Толстой начал с описания непокорного растения татарника, который явился символом непреклонности и мужества.

Изучение природы подводит Н. М. Павлову к философским размышлениям о цели человеческой жизни, о славе и красоте подлинной и мнимой, о торжестве справедливости, о радости познания. И пришвинская идея единства человека и природы, ответственности человека за все живое на земле, пронизывает произведения — Нины Михайловны Павловой.
——————————————————
Рассказы и сказки Нины Павловой.
Читаем бесплатно онлайн

Источник:
Рассказ н павловой поехали
Рассказы и сказки Нины Павловой для детей. Произведения и биография   Список
http://skazkibasni.com/nina-pavlova-rasskazy-i-skazki

Рассказ н павловой поехали

Нина Михайловна Павлова (1897 – 1973) — доктор биологических наук, ботаник — исследователь, привыкший говорить с природой языком опытов и наблюдений, размышлять над их результатами и всегда искать новое, неизведанное. Много лет назад она поставила перед собой еще одну задачу: приобщать детей с самого раннего возраста к пониманию природы.

Она позвала их в лес, на луг, к ручью сказкой, маленьким рассказом, позвала словами, которые ребятам близки и понятны. Пусть ребёнок подивится цветку, поникшему перед дождём, жучку, пробирающемуся в цветок за нектаром, пусть разглядит чудеса окружающего мира и сделает в нём собственные открытия.

Ещё в тридцатые годы молодой учёный Н. М. Павлова принесла свои первые рассказы о природе известному писателю-биологу Виталию Бианки. Он одобрил их. Потом Нина Михайловна написала много книжек, рассказов и сказок для детей: «Селагинелла — дитя пустыни», «Не так, как в сказке», «У всякой пташки свои замашки», «Живая бусинка», «Разными глазами», «Зимние гости», «Не видели — увидим» и другие.

Произведения Н. М. Павловой написаны так живо, что читатель видит себя самого рядом с героями книжки в лесу, в поле, на речке. Читатель учится наблюдать, находить ответы на множество вопросов, разгадывать маленькие и большие тайны природы. Раскрыть их, понять — занятие удивительно интересное. Ведь что замечательно: разберёшься в одном событии, раскроешь какой-то маленький секрет, а за ним сейчас же встаёт новый вопрос, ещё и ещё загадка!

Светлая радость от узнавания неизвестного захватывает ребёнка, он хочет идти дальше, и автор готов помочь ему, натолкнуть на то или другое, на первый взгляд малозначительное происшествие, которое и будет началом нового поиска.

«Загадки цветов», последняя книжка Н. М. Павловой, учит читателей бережно относиться к каждому живому существу. Вместе с ребёнком автор удивляется и радуется, смотрит на мир его глазами и потому видит в природе то, что может быть скрыто от других. Вот почему Н. М. Павлова пишет естественно, правдиво и поэтично.

Юного читателя непременно увлечёт жизнь растений, он сам поставит вопросы и пойдёт за ответом к растениям или посоветуется с учителем, поговорит с товарищами. А может быть, этого и не случится. Но он обязательно почувствует, что прочитанная книжка зовёт его в мир неизвестного, в мир загадок природы.

КАК ВСЕ ПОЛУЧИЛОСЬ

Когда я была маленькой, я очень хотела поехать на остров Мадагаскар. Какие там удивительные деревья, какие цветы! Я их видела на картинках в маминой книжке. Одно особенно запомнила — называется дерево путешественников. А на вид — даже не дерево, а будто огромный павлин распустил свой разноцветный хвост. Вот бы приехать и разочек хотя бы взглянуть на него. Я даже завидовала тем девочкам, которые всё время на Мадагаскаре живут.

А теперь я знаю: здесь, у нас, тоже много всяких необыкновенных растений. Только надо уметь их заметить. Мне хорошо — меня мама учит, она у меня ботаник.

Вот уже второй год я веду наблюдения за полевыми цветами. По всем правилам наблюдаю. Мы летом живём с мамой в посёлке, рядом с опытной станцией, где она работает. Мама с утра до вечера пропадает на своих делянках. А папа у нас геолог, как лето — он в экспедицию уезжает, так уж им полагается, геологам. В общем, остаюсь я дома одна, только мне не скучно. Гляжу за цветами, всё, что узнаю, записываю и зарисовываю в тетрадку. Это мама мне так посоветовала.

Вы думаете: ну что там простой цветок? Вот ромашка какая-нибудь. Ну, стебель, лепестки — кто этого не знает? А приглядишься — у каждого цветка столько загадок! Некоторые даже мама разгадать не смогла.

И вот как получается: чем больше узнаёшь, тем больше вопросов появляется, тем больше узнать хочется. И так без конца!

Давайте я вам по порядку всё расскажу.

Это ботаники её так называют, по-научному. А если просто — все зовут её гвоздичкой. И все, наверное, её знают: маленькая, аленькая, с пятью лепестками.

А где растёт — знаете? Чаще всего на холмиках, на сером сухом песке.

Скажете, скучное место? Так ведь гвоздичка — невеличка, в густой траве легко затеряется. А на холмике она у всех на виду, кому надо, сразу найдёт.

Вот и я сразу её увидела. Пристроилась рядом, растянулась на животе, взяла лупу — и стала рассматривать цветок.

Цветок у гвоздики — звёздочка. Лепестки продолговатые, почти треугольные, все в сборочках, а на верхушках с зубчиками. Зубчики острые и все разные: и побольше, и поменьше, и пошире, и поуже. Это хорошо. Не люблю, когда все по одной мерке.

А раскрашены лепестки у гвоздики просто замечательно: на концах — розовые, а ближе к середине — все в белых веснушках, будто кто-то отмывал розовую краску кончиком кисточки. А ещё дальше через лепесток пробегает тёмная полоска, как молния: вверх-вниз, вверх-вниз.

Из середины цветка выглядывают тычинки. Ножки у них розовые, а головки фиолетовые. Интересно, сколько в цветке тычинок? Стала считать: в одном — три, в другом — пять, а из третьего торчат целых восемь!

Рассказала маме, а она говорит:

— Да, Ната, это загадка. А отгадку поищи в середине цветка, за лепестками.

И мама подарила мне свою новую иглу с деревянной ручкой. Это замечательный инструмент! Такой иглой можно подрезать в цветке всё, что угодно.

Я сорвала гвоздику со стебельком, подрезала и удалила чашечку, оборвала лепестки, и вот открылась самая середина цветка.

Как вы думаете, сколько оказалось в цветке тычинок? Десять! И растут они в три этажа. Вот какая пряталась в серединке цветка отгадка! И теперь я поняла: это её тычинки на работу друг за другом выходят, по очереди.

На тычинках пыльники прикреплены, словно качельная доска. А зачем?

Не могу догадаться! Стала пестик рассматривать. Очень хорошее устройство. Торчит он будто из какой-то зелёной рюмки, а там, внутри, что-то блестит, переливается. Мне уже мама объясняла, что это нектар, очень сладкий напиток, чтобы насекомых приманивать. Они гвоздике очень нужны. Зачем? Погодите — расскажу.

Пестик у гвоздики очень интересный. Завязь у него длинная, узкая, а два пушистых столбика на верхушках скручены между собой, как верёвочка. Неужели они никогда и не расцепляются? Посмотрю-ка в другом цветке. Разошлись! Но верхушки у них так и остались завитушками.

Знаю, эти завитушки — рыльца. Ниже столбики согнуты, получается вроде щипцов, которыми в булочных берут пирожные. Но зачем гвоздике такие щипцы?

И вот вижу, подлетела к гвоздике маленькая, толстенькая, лохматая бабочка. Думаю: «Сейчас бабочка нырнёт в трубочку цветка». А она и не собирается. Сидит себе и хоботок развёртывает. Он у неё как спираль закручен. Развернула она свой хоботок и опустила в цветок, как ведро в колодец. Сама сосёт, а голову не опускает. А пыльники-то как раскачались! И всю свою пыльцу раскидали. Куда? Да на бабочкину голову! Ведь гвоздике только этого и надо. Так вот зачем качаются качели!

Гляжу, бабочка уже порхает над другим цветком. Я туда. Подкралась и наблюдаю. Бабочка села на лепесток и просунула голову в просвет между столбиками, а он как по заказу — точь-в-точь для бабочкиной головы. Бабочка сосёт нектар, а на усиках пыльца с первого цветка. Значит, вот сейчас этот цветок и опыляется. А потом, глядишь, вырастет плод, будут семена.

Источник:
Рассказ н павловой поехали
Читать книгу онлайн "Загадки цветов" — Павлова Нина Михайловна — бесплатно, без регистрации.
http://www.litmir.me/br/?b=556987&p=1

Читать онлайн Большое чудо автора Павлова Н — RuLit — Страница 1

Читать онлайн «Большое чудо» автора Павлова Н — RuLit — Страница 1

Нина Михайловна Павлова

Дождевой червяк родился на земле, под гнилушкой, и целый год прожил в темноте, прокапывая норки. На волю он выглядывал только в сумерки, чтобы забирать и утаскивать под землю опавшие листья. Это была его любимая еда.

Но однажды, после сильного летнего дождя, дождевому червяку пришлось выбираться из затопленной норки наружу.

Земля была мокрой и мягкой. Солнце светило сквозь облачко и не жгло, а ласкало нежную кожу дождевого червяка. Травы и деревья роняли с листьев последние капли дождя. Было так хорошо, что дождевому червяку казалось, будто это он сам нарочно вылез поглядеть на белый свет.

— Я пришёл посмотреть, как вы все тут живёте.

— Ну что же, посмотри, — приветливо ответили ему травы и деревья. Они его знали и любили: ведь он жил в большой дружбе с их корнями. Поползай по земле и ты увидишь много разных чудес.

— Одному-то ползать страшно, — сказал дождевой червяк. — Мне бы товарища!

Едва успел он это сказать, как увидел гусеницу, которая сползала с объеденного кустика. Гусеница была гладкая и длинная, как раз под пару червяку, только что не розовая, а зелёная и с полосками.

«Раз всё кругом зелено, что же удивительного, что и червяки наряжаются в зелёное? — подумал дождевой червяк. — Но почему этот зелёный червяк ползёт совсем не по-червяковски? Вот так раз! Да у него на животе ножки! Наверно, это одно из тех чудес, о которых говорили травы и деревья».

И дождевой червяк громко спросил:

— Червяк ползёт на ножках, это чудо?

— Нет, это ещё не чудо, — ответили ему травы и деревья.

Когда гусеница подползла поближе, дождевой червяк сказал:

— Давай отправимся вместе путешествовать. Посмотрим, какие бывают на свете чудеса.

— Ну давай, — согласилась гусеница. — Я всё сидела на том кустике и грызла его листья. А сейчас мне вдруг захотелось ползти и ползти, всё равно куда.

И вот они поползли. Дождевой червяк полз так: вытянет вперёд переднюю половинку тела, остановится и подтянет к ней заднюю. А гусеница ползла по-своему, перебирая ножками.

По пути им встречались муравьи и улитки. Это были всё старые знакомые дождевого червяка. Некоторые из улиток даже родились под той же самой гнилушкой, где родился он.

Но вот на низеньком розовом цветочке дождевой червяк увидел совсем незнакомое и удивительное насекомое: на спине у него росли голубые листики. Насекомое опустило голову над самой серединкой цветка и будто задумалось. Вдруг листики на его спине распахнулись, снова поднялись, опять распахнулись, насекомое отделилось от цветка и поднялось в воздух!

Дождевой червяк не мог прийти в себя от удивления. Ну как это держаться за воздух и не падать!

А гусеница спокойно объяснила:

— Это бабочка, у неё — крылья, и она летает.

— Летает? — повторил дождевой червяк. — У нас, под землёй, никто никогда не летает. — И он громко спросил: — Животное летает, это чудо?

— Да, это маленькое чудо, — ответили ему травы и деревья.

— Ну пусть чудо, — сказала гусеница. — А я бы тоже полетела, если бы у меня были крылья.

Весь день путешествовали гусеница и дождевой червяк. Много видели они чудес. Видели, как ловко отрываются от земли прыгуны-лягушата. Видели, как раскрываются и закрываются цветы. Видели, как загорается светлячок.

Но травы и деревья уверяли, что это всё только маленькие чуда. А большого друзьям в тот день так и не пришлось видеть.

Ночевать они поползли на уютный огонёк светлячка и устроились под широким листом подорожника.

Светлячок сидел на потолке, и его зелёная лампочка освещала всю комнатку под листом подорожника.

Дождевой червяк вдруг увидел, что гусеница выкопала ямку и заботливо устраивает себе постель.

— Ишь ты, какая неженка, — сказал дождевой червяк. — Ведь и переспать-то всего одну ночь!

Источник:
Читать онлайн Большое чудо автора Павлова Н — RuLit — Страница 1
Читать онлайн Большое чудо автора Павлова Н — RuLit — Страница 1
http://www.rulit.me/books/bolshoe-chudo-read-104527-1.html

COMMENTS