Социальная психология

Психологическая библиотека

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача
М., 2001.

ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

Глава 1. ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

РАЗДЕЛ II. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Глава 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Глава 3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Глава 4. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Раздел III. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ И ОБЩЕНИЯ

Глава 5. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОБЩЕНИЯ

Глава 6. ДЕФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОБЩЕНИЙ

Раздел IV. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩНОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Глава 7. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩНОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Глава 8. МАЛЫЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, ИХ СТРУКТУРА И ДИНАМИКА

Глава 9. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ

Глава 10. КУЛЬТУРА И КЛИМАТ СОЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Глава 11. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЩНОСТЕЙ

Глава 12. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНЫХ ОБЩНОСТЕЙ

Глава 13. ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП И ДВИЖЕНИЙ

Глава 14. ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ

Глава 15. КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Глава 16. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Раздел V. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ И КОНФЛИКТОВ

Глава 17. СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ

Глава 18. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОВ

Глава 19. ТЕХНИКА СНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Глава 20. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Глава 21. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ МОДЫ И ПРОПАГАНДЫ

Часть II. ОСНОВЫ ПРИКЛАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Раздел VI. ВВЕДЕНИЕ В ПРИКЛАДНУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Глава 22. ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ ПРИКЛАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Раздел VII. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Глава 23. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Глава 24. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ, ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ПРИКЛАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 25. ДИАГНОСТИКА КОНКРЕТНЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Глава 26. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Раздел VIII. ГРУППОВОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Глава 27. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГРУППОВОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

Раздел IX. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Глава 28. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Раздел X. СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИКЛАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 29. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ

Предисловие

Несколько поколений отечественных социальных психологов сформировалось под влиянием социально-психологических теорий, изложенных в учебниках и учебных пособиях, авторами которых являлись Е. С. Кузьмин, Г. М. Андреева, Б. Д. Парыгин, Г. П. Предвечный, А. Г. Ковалев и др. Но если оценивать эту учебную литературу с современных позиций, то можно установить некоторое несовершенство ее содержания. Объясняется это, разумеется, не квалификацией авторов, а наличием идеологического фильтра, отсутствием эмпирической базы, не позволяющей говорить об истинных закономерностях социально-психологических явлений. Учебники и учебные пособия по социальной психологии готовились в определенной идеологической ситуации, к которой так чувствительна именно эта наука.

По мере возникновения благоприятных социально-политических условий отечественная социально-психологическая теория из мифологии, своеобразной социальной «служанки» стала превращаться в науку как таковую. Но преодолеть кризис в области социально-психологической теории оказалось непросто. Дело в том, что здесь невозможно ограничиться отказом от одних принципов, теорий, терминов и переходом к использованию других. Это лишь смена вывесок, не более того. Например, можно заменить слова «марксистская психология» на «гуманистическую психологию», однако суть проблемы останется прежней. Кризис связан с глубинными процессами в обществе, с закостеневшим менталитетом. Поэтому необходимо освобождение общества и науки от догм, изменение взглядов на жизнь и отношения к человеку, понимание его непреходящей ценности.

Одновременно надо очистить, говоря образно, авгиевы конюшни нашей науки, т.е. освободить социально-психологическую теорию от идеологии и наполнить ее соответствующим содержанием. Задача не из простых. Поначалу решить ее можно преимущественно на описательном уровне.

Псевдонаучными, а точнее, несостоятельными оказались многие принципы, целые так называемые научные школы, получившие свою известность в прошлом в результате политических спекуляций. Самое же печальное заключается в том, что теория социальной психологии пока не готова дать достойный ответ на запросы социальной практики. Во многих случаях на практике она оказалась неприменимой.

Так получилось, что из поля зрения теории социальной психологии выпал ряд явлений, без учета которых нельзя понять ни общество, ни личность.

Значительный урон теории отечественной социальной психологии в начале 90-х годов нанесла внутрицеховая борьба, которая привела социальных психологов к размежеванию. В основе этой борьбы лежала политическая конъюнктура со стороны представителей отдельных научных школ. Вместо консолидации усилий, конструктивного взаимодействия, так необходимого для преодоления теоретического кризиса, возникла конфронтация, не позволившая плодотворно работать ведущим социальным психологам. Она усугубила ситуацию, связанную с традиционным соперничеством между московскими и санкт-петербургскими социальными психологами.

Как правило, учебники и учебные пособия по социальной психологии в прошлом публиковались под одноименным названием. И только одно учебное пособие, подготовленное профессором Б. Д. Парыгиным, называется «Основы социально-психологической теории». Еще в 70-е годы он понял, что невозможно объять необъятное и объединить под одной крышей и теоретическую, и прикладную социальную психологию.

Включение в данное учебное пособие социально-психологической теории в качестве самостоятельной части объясняется рядом причин: прежде всего насущной потребностью в «инвентаризации» социально-психологической теории, ее критической переоценке с учетом мирового опыта в этой области, в освобождении от идеологических догм и развитии на основе последних научных достижений.

Кроме того, это вызвано и необходимостью преодоления наметившейся конфронтации между теоретиками и практиками в среде социальных психологов. Надо признать, что виной этому -во многом скомпрометировавшая себя в прошлом социально-психологическая теория. Говоря точнее, не теория, а оторванные от жизни теоретизирование, схоластика, предосудительный академизм, боявшийся практики и отгораживавшийся от ее запросов. Но это не значит, что нужно вообще отказаться от социально-психологической теории. Наоборот, без тесной связи с теорией невозможно нормальное развитие прикладных направлений социальной психологии: социально-психологической диагностики; социально-психологического консультирования; организации различных видов социально-психологической помощи.

Без фундаментальной теории неосуществимо и плодотворное исследование социально-психологических явлений в области политики, экономики, национальных отношений, управления, а также развитие таких психологических отраслей, как политическая психология, этнопсихология, экономическая психология. Сегодня, как никогда, общество нуждается в социально-психологических знаниях. При этом следует подчеркнуть, что только тогда, когда будет создана капитальная, научно фондированная и по-настоящему практичная социально-психологическая теория, она сможет быть серьезным подспорьем в решении жизненно важных проблем.

Концепция первой части предлагаемого учебного пособия основывается на определенном подходе к освещению социально-психологических явлений — показывать их не только в нормальных, но и в сложных условиях. Кроме того, авторы предприняли попытку профилировать социально-психологическую теорию, использовать ее для лучшего понимания криминогенных проблем.

В настоящее время во многих учебных заведениях функционируют психологические факультеты. В первую очередь учебное пособие предназначено для их слушателей. Но оно может представить определенный интерес и для слушателей других факультетов, а также для специалистов, работающих с людьми и с их различными объединениями.

Социальная ориентированность кадров — одно из условий успеха реформ, проводимых в России. Авторский коллектив надеется, что данное учебное пособие поможет большему осознанию и необходимости такой ориентированности и ее реализации в практических делах. Это пособие перестроечного периода, отражающее состояние социальной психологии при переходе от тоталитаризма к нормальному устройству жизни. Естественно, что его авторам, профессиональное сознание которых тоже претерпевает перестройку, не все социально-психологические явления, связи между ними, а также причины, их порождающие, удалось проанализировать достаточно глубоко и полно. Особенность пособия состоит также в том, что оно критично и содержит примеры, иллюстрирующие реальную социальную психологию, а не только теоретические схемы.

Учебное пособие в отдельных случаях напоминает психологическую публицистику, что объясняется стремлением отказаться от академической манеры письма, сложившейся в отечественной социальной психологии. Это не противоречит традиции мировой социальной психологии. Напротив, именно в таком стиле уже подготовлено и опубликовано немало книг по вопросам психологии.

В определенной степени материал учебного пособия подан с криминологическим уклоном. Работники правоохранительных органов найдут в нем ответы на вопросы об организованной и общеуголовной преступности. Но специальный акцент на этом не ставится. Срез реальных социально-психологических явлений сделан прежде всего на норме и только затем — в сфере социальной патологии. Поэтому главное назначение учебного пособия состоит в том, чтобы помочь читателю разобраться во всем многообразии психологических процессов общественной жизни. Авторский коллектив выражает признательность всем тем, кто советом и конструктивными замечаниями помог в подготовке данного учебного пособия.

Источник:
Психологическая библиотека
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача М., 2001. ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ Глава 1.
http://yurpsy.com/files/biblio/spsy/spsy.htm

Социальная психология

Социа?льная психоло?гия — раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп [1] .

  • наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей (определение В. Г. Крысько);
  • наука, которая изучает, как люди думают, влияют и относятся друг к другу [2] .

История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического знания. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические [4] . Самостоятельный статус социальной психологии в мире обозначается с 1908 г. — одновременного выхода книг В. Макдугалла «Введение в социальную психологию» в Европе и Э. Росса «Социальная психология» в Америке [5] .

Основателями экспериментальной социальной психологии являются В. М. Бехтерев, В. Меде, Ф. Оллпорт [3] :8 . Бехтерев признавал социальную психологию, но вместо неё предлагал исследовать коллективную рефлексологию (изучающую процессы в коллективах людей) [3] :17 .

В качестве самостоятельной науки социальная психология возникла во второй половине XIX века, отделяясь от философии. Её появление и признание связывают с двумя учёными лингвистами и философами: Х. Штейнталем (1823—1893) и М. Лацарусом (1824—1903) [3] :11 . Данные учёные первые выступили за создание новой науки, назвав её «психологией народов» [3] :11 . Психология народов по проблематике была очень близка к некоторым разделам социальной психологии [3] :11 . Свой вклад в эту науку также внёс В. Вундт (1832—1920), написав труд в 10 томах «Психология народов» (1900 и далее) [3] :11 .

В целом в истории социальной психологии можно выделить три периода [6] :

  1. I период — период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (VI век до н. э. — середина XIX века).
  2. II период — период выделения описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знания (50 — 60-е годыXIX века — 20-е годыXX века).
  3. III период — период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (20-е годы XX века) и её современного развития.

Социальная психология по Г. М. Андреевой включает в себя 3 основных раздела:

  • социальная психология групп;
  • социальная психология общения;
  • социальная психология личности.

Социальная психология по Б. Д. Парыгину, изучает:

  • социальную психологию личности;
  • социальную психологию общностей и общения;
  • общественные отношения;
  • формы духовной деятельности.

Исследования, которыми занимается социальная психология: [3] :19

  • социальное восприятие (Андреева Г. М. и другие);
  • психологический климат коллектива (Парыгин Б. Д. и другие);
  • стиль руководства (Журавлёв А. Л. и другие);
  • восприятие и понимание людьми друг друга (Бодалёв А. А. и другие);
  • эффективная групповая деятельность (Обозов Н. Н. и другие)

В социальной психологии в настоящее время рассматриваются и изучаются: [3] :31—33

  • понимание и восприятие людьми друга друга;
  • межличностные (интерперсональные) отношения (классификации человеческих отношений, а также специфика и факторы, от которых они зависят);
  • социальные установки (изучаются разновидности этих установок, устойчивость, структура, изменчивость и закономерности возникновения и изменения их под влиянием средств массовой информации, а также их влияние на социальное поведение);
  • явления, которые характеризуют взаимодействие и общение людей;
  • поведение людей в социуме;
  • имеющие отношение к малым социальным группам феномены;
  • имеющие отношение к большим социальным группам явления психики (массовидные явления, например общественное мнение, массовое сознание, слухи, мода, религия и тому подобное);
  • вопросы взаимовлияния и взаимодействия личности и группы;
  • межгрупповые взаимоотношения;
  • лидерство (изучается отличия лидера от руководителя, изучаются различные стили лидерства, создаются научные модели, теории лидерства).

В результате многочисленных экспериментов [2] [ страница не указана 239 дней ] на сегодняшний день выявлен ряд изменений, присущих поведению человека вследствие его нахождения в группе, например: конформность, социальная фасилитация, социальная ингибиция, социальное давление, диффузия ответственности или так называемый эффект свидетеля, групповая поляризация, эмоциональное заражение, социальная леность, ослабленное самосознание и так далее.

В начале XX века психолог Норманн Триплет, прогуливавшийся в парке, заметил, что велосипедисты едут быстрее, если в парке есть люди, и значительно снижают скорость, если никого нет. Это положило начало серии экспериментов, в которых испытуемые занимались разными делами то наедине с собой, то в присутствии «зрителей». Так родился вывод о том, что с механической работой человек справляется лучше, если на него смотрят, а с той, что требует творческих и интеллектуальных затрат, — без свидетелей.

  • Групповая динамика условное название социально-психологических исследований, посвященных проблемам формирования и развития групп, факторам, влияющим на их сплочённость и эффективность.
  • Внутриличностный конфликт — конфликт социальных ролей одного человека.
  • Взаимодействие двух людей — общение двух людей, выстраивание их отношений.
  • Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия; действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями; основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого её элемента.
  • Конфликт — столкновение противоположных тенденций, интересов, проявляющееся в настойчивых попытках сторон отстоять свои позиции.
  • Управление персоналом — комплекс или система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей работников.
  • Социальное познание — процесс познания одного человека другим, одна из областей, изучаемых социальной психологией, где исследуются механизмы того, как человек перерабатывает, хранит и использует информацию о других людях и социальных ситуациях.
  • Социальная роль — зафиксированное определённое положение того или иного индивида в системе общественных отношений, общепринятый образец поведения, ожидаемый от индивидов, занимаемых определённое положение. Всегда имеет социальную оценку, может быть одобряема или не одобряема в обществе.

В начале XXI века британский учёный Бенедикт Херманн описал социально-психологическое явление антисоциального наказания (англ. antisocial punishment ). Явление заключается в порицании или наказании обществом индивидов, проявляющих излишнюю, по мнению социума, активность, даже если такая активность объективно общественно-полезна. Исследование показало, что данное явление распространено в странах с недостаточно развитыми социальными связями, общественно-политическими институтами и традициями общественно-полезной деятельности [7] .

Все методы исследований в социальной психологии Андреева Г. М. разделила на две основные группы: методы исследования и методы воздействия. Также все методы делятся на теоретическую и эмпирическую группы [3] :44 .

Теоретические методы используются при разработке и доказательстве научных теорий. К таким методам относятся: 1) критический метод, 2) конструктивный метод, 3) обзорно-аналитический метод [3] :44 .

Эта группа содержит методы сбора информации и методы её обработки.

К эмпирическим методам исследования относятся: [3] :45

  • наблюдение;
  • изучение документов (в том числе контент-анализ);
  • опросы (анкеты, интервью);
  • математические (методы математической статистики и методы математического моделирования);
  • эксперимент (лабораторный и естественный).

К методам наблюдения относятся: [3] :45

  • скрытое наблюдение;
  • открытое наблюдение;
  • стандартизированное наблюдение;
  • стороннее наблюдение (стороннее или внешнее наблюдение);
  • включённое наблюдение;
  • свободное наблюдение.

Методы обработки данных:

  • статистические методы (корреляционный анализ, факторный анализ и другие);
  • приёмы логической и теоретической обработки (построения объяснений, типологий и так далее).

Методы социально-психологического воздействия Править

Относятся к «психологии воздействия».

При проведении исследований составляется программа социально-психологического исследования. В которой чётко обозначаются: цель исследования, решаемые задачи, выбранный объект исследования, сформулирована проблематика, которая исследуется, уточняются используемые понятия, а также весь набор используемых методов.

Методы социально-психологического воздействия — прежде всего методы, используемые в средствах массовой коммуникации, индивидуальной и групповой психотерапии, в процессе проведения и организации публичных выступлений, пропаганде, рекламе, промышленности (для организации оптимальной работы и брейнсторминга) и агитации [3] :49 . В социальной психологии перечисленные феномены классифицируются и им даётся научное объяснение.

Источник:
Социальная психология
Социа?льная психоло?гия — раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических
http://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Социальная психология Дэвид Майерс (стр

Рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов

и аспирантов психологических факультетов,

а также слушателей курсов психологических

дисциплин на гуманитарных факультетах

Москва • Харьков • Минск 1997

Давид Майерс Социальная психология

Перевели с английского В. Гаврилов, С. Шпак, С. Меленевская, Д. Викторова

Главный редактор В. Усманов

Заведующий редакцией М. Чураков

Научный редактор А. Свенцицкий

Литературные редакторы М. Шахтарина,

В. Рыжков, В. Попов

Художественные редакторы П. Кудряшов, С. Лебедев

Художник А. Суворов

Корректоры Л. Конорова, Е. Рогозина

Оригинал-макет подготовила М. Шахтарина

ББК 88.5 УДК 159.9:301

Социальная психология /Перев. с англ. — СПб.: Питер, 1997. — 688 с: ил. ISBN 5-88782-141-8

Учебник Дэвида Майерса «Социальная психология» воспитал не одно поколение американских студентов. Пятое издание этого фундаментального труда появилось в США в 1996 году. Живой язык автора, обзор широкого спектра теорий и гипотез, разнообразие экспериментов — все это привлечет внимание не только студентов гуманитарных факультетов, но, безусловно, заинтересует психологов, социологов, философов.

© 1996,1993,1990,1987,1983 by The McGraw-Hill Companies, Inc. All rights reserved.

© Перевод на русский язык С. Меленевская, В. Гаврилов, Д. Викторова,

© Обложка, издательство «Питер Пресс», 1997.

Published by arrangement with the original publisher, McGraw-Hill, U.S.A.

Подготовлено к печати издательством «Питер Пресс» по лщензионному договору с McGraw-Hill, США.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было срздствами без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 0-07-044377-7 (англ.)

Все упомянутые в данном издании товарные знаки и зарегистрированные товарные знаки принадлежат своим законным владельцам.

Издательство «Питер Пресс». 194044, С.-Петербург, Выборгская наб., 27. Лицензия ЛР № 063798 от 26.12.94.

Подписано в печать 20.10.97. Формат 70Х1О0’/16. Усл. п. л. 55,9. Доп. тираж 10 000 экз. Заказ № 960.

Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный Двор» Государственного комитета РФ по печати.

197110, С.-Петербург, Чкаловский пр., 15.

ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ. 27

в Социальная психология и смежные науки. 30

Социальная психология и социология. 30

Социальная психология и психология личности. 31

Уровни объяснения. 31

¦ Социальная психология и человеческие ценности. 33

Очевидное влияние ценностей. 34

Завуалированное влияние ценностей. 34

Субъективные аспекты науки. 34

Завуалированные ценности в психологических концепциях. 36

Нельзя соединить «есть» и «должно быть» . 38

¦ «Я знал это!»: не является ли социальная психология

аналогом здравого смысла. 40

¦ Социальная психология: как это делается. 46

Корреляционное исследование: нахождение естественных связей. 46

Противостояние: взаимосвязь — причинность . 47

Нерепрезентативные выборки. 50

Последовательность вопросов . 51

Право выбора ответа. 52

Экспериментальное исследование: поиск причины и следствия. 53

Контроль: манипулирование переменными. 53

Случайное распределение: великий уравнитель. 55

Этика экспериментального исследования. 56

Объяснение и прогноз: использование теорий. 58

Из лаборатории — в жизнь. 60

ЧАСТЬ 1. СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ________________________62

ГЛАВА 2. «Я» В СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ. 64

Объяснение нашего поведения. 67

Прогноз нашего поведения. 68

Мудрость и заблуждения самоанализа. 69

Я и культура. 71

Локус коргтроля. 74

Приобретенная беспомощность — самоопределение. 75

Коллективная эффективность. 77

¦ Предрасположение в пользу своего Я. 79

Объяснения позитивных и негативных событий. 79

Можем ли мы все быть выше среднего. 82

Нереалистичный оптимизм. 83

Ложный консенсус и уникальность . 85

Другие тенденции в пользу своего Я. 86

Мотивация самоуважения. 88

Размышления о самоэффективности и предрасположении в пользу

Предрасположение в пользу своего Я как адаптация. 90

Предрасположение в пользу своего Я как плохая адаптация. 91

Ложная скромность . 94

Препятствия, которые мы создаем себе сами. 95

Управление впечатлениями . 96

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ И СУЖДЕНИЯ. 99

¦ Интерпретация других. 100

Кому приписать причину: человеку или ситуации. 100

Предполагаемые черты. 102

Атрибуции здравого смысла. 103

Интеграция информации. 104

Почему мы изучаем ошибки атрибуции. 104

Фундаментальная ошибка атрибуции. 105

Фундаментальная ошибка атрибуции в повседневной жизни. 107

Почему мы совершаем ошибку атрибуции. 109

Перспектива и ситуационное осознание . 109

Культурные различия . \2

Насколько фундаментальной является фундаментальная ошибка атри­буции? \2

¦ Наши суждения о других. U5

Интуиция: наш потенциал внутреннего знания . 115

Сила интуиции. j j g

Границы интуиции. 117

Конструирование интерпретаций и воспоминаний. 118

Восприятие и интерпретация событий. 119

Стойкость убеждений . 122

Конструирование воспоминаний . 123

Реконструирование прошлых установок . 124

Реконструирование прошлого поведения. 126

Реконструкция прежнего опыта . 127

Самонадеянность в суждениях. 128

Лекарство от самонадеянности . 131

Эвристика репрезентативности. 132

Игнорирование базовой оценочной информации . 133

Доступность эвристики . 134

Иллюзорное мышление. 136

Иллюзорная взаимосвязь. 136

Иллюзия контроля. 138

Азартные игры . 138

Возврат к среднему. 138

Настроение и суждения. 140

¦ Убеждения самореализации. 143

Ожидания преподавателя и поведение студента . 144

Что мы ждем от других, то и получаем . 145

ГЛАВА 4. ПОВЕДЕНИЕ И УСТАНОВКИ. 153

¦ Определяют ли установки поведение. 155

Неужели мы все лицемеры . 155

Когда на самом деле установки предсказывают поведение. 157

Уменьшение социальных влияний на выраженные установки. 157

Уменьшение других влияний на поведение. 158

Источник:
Социальная психология Дэвид Майерс (стр
FIFTH EDITION Social Psychology David G. Myers McGRAW-HILL, INC. New York St. Louis San Francisco Auckland Bogota Caracas Lisbon London Madrid Mexim NewDe,hi Paris San Juan Singapore SyXy Tokyo ToronTo
http://mirznanii.com/a/204353/sotsialnaya-psikhologiya-devid-mayers

Социальная психология личности

Социальная психология изучает личность, проблемы формирования и социализации личности, ее положение в группе, в системе общения и межличностных отношений.

Понятие «личность« раскрывает социально-психологическую сущность человека, формирующуюся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

В психологию понятие «субъект» было введено С. Л. Рубинштейном («главный вопрос психологии – вопрос о субъекте»). В деятельности есть внешние и внутренние условия, тогда внешние условия – это природные и социальные воздействия, а внутренние условия – это субъект. Внешние условия действуют только через внутренние. А субъект (внутренние условия) действует через внешнее и этим сам себя изменяет, т.е. субъект активен, сам является продуктом своего действия, способен изменить внешние воздействия.

Поскольку человек живет в трех сферах мира: природа – общество – культура, можно выделить три типа субъектов:

1) природный субъект – это человек как биологическое существо, которое гибко приспосабливается к гибко изменяющимся условиям природной среды;

2) социальный субъект – человек как носитель присвоенных социальных норм, правил, принятых в данном обществе;

3) субъект культуры – субъект самостоятельного и ответственного решения жизненных проблем на основе общечеловеческих нравственных и культурных принципов.

Понятие «личность» (в широком смысле) включает все три типа субъектов.

Существует более узкое понимание личности как совокупности общественных отношений, когда подчеркивается, что личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, а возникает в результате культурного и социального развития. Личность формируется в совместной деятельности и общении, испытывает на себе влияние культуры и общества в целом.

Однако нельзя рассматривать личность как слепок той культуры и того общества, к которому принадлежит человек. Происходит «наложение» социальных факторов (принадлежность к социальному классу, к определенной социальной группе), с одной стороны, и индивидуально-психологических и биологических особенностей человека – с другой. А. Г. Ас- молов отмечает, что в личности можно выделить две субстанции: социально-типическую субстанцию и индивидуально-уникальную субстанцию (где уникальность достигается за счет собственной активности, своих мыслей, поступков, личной ответственности).

Личность (в узком смысле) – это субъект решения проблем, выбора, способный самостоятельно и ответственно решать проблемы, это субъект культуры. Личность может проявиться там, где человек сталкивается с проблемами, конфликтами. Человек еще не личность, если нс способен самостоятельно решать жизненные проблемы и нести за свои решения и поступки ответственность.

Личность – это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным динамичным соотношением пространственно-временных ориентаций, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия.

Свобода личности, или свобода выбора, воли, определяется возможностью человека осуществлять выбор того или иного варианта поведения, порой вопреки социальным обстоятельствам или собственным влечениям. «Человек – это единственное существо, которое может в любой момент сказать “нет” своим витальным биологическим влечениям» (М. Шелер). «Человек не свободен от социальных влияний, но от него зависит, сдастся ли он или сможет противодействовать социальным обстоятельствам. В этом плане свобода – это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро, уступить ли ему злу» (Ф. М. Достоевский). «Свобода личности может перейти в произвол, если она нс переживается с точки зрения ответственности» (В. Франкл).

Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы.

Социальная среда это все то, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественно-экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий («городская среда», «деревенская среда», «производственная среда», «артистическая среда» и т.п.).

Итак, общественно-экономическая формация в ее исторической, демографической, географической и национальной конкретности формирует данную социальную среду, порождающую тот или иной образ жизни и вслед за этим образ мышления и поведения. Следовательно, общественно-экономическая формация > социальная среда > образ жизни > личность – таков принципиальный путь формирования личности.

Расовые различия в биологическом аспекте (различия внешности, цвета кожи, волос и т.п.) генетически обусловлены, но расовые психологические различия обусловлены не столько биологическими причинами, сколько различием культурных этнических норм и условий жизни. Национальные психологические особенности не передаются генетически, а формируются в ходе воспитания и инкультурации ребенка в определенной социально-культурной среде: русский по рождению ребенок, но воспитанный в США, будет иметь американский национальный характер, выполнять культурные и социальные нормы американского общества. При сравнении рас средние различия между группами намного меньше диапазона индивидуальных различий внутри каждой группы.

По мнению Г. М. Андреевой, социальная психология, пользуясь определением личности, которое дает общая психология, выясняет, в каких конкретных группах личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности), а с другой стороны, как, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности).

Специфика социально-психологического подхода заключается в том, чтобы выявить, «каким образом сформировались эти социально-психологические черты, почему в одних условиях формирования личности они проявляются в полной мере, а в других возникли какие-то иные социально- типические черты вопреки принадлежности личности к определенной социальной группе. Для этого делается акцент на микросреду формирования личности. Прежде всего, надо выяснить, через какие группы осуществляется влияние общества на личность (как происходила социализация личности). С другой стороны, социальную психологию интересует результат взаимодействий личности и группы (это проблема социальной установки).

К. К. Платонов, указывая на то, что для социально-психологического анализа личности следует четко разграничивать понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», дает следующее определение личности: «Личность – это человек как субъект активной деятельности, преобразующий мир, а следовательно, носитель сознания и самосознания».

Согласно мнению Е. В. Шороховой, в основе социальнопсихологического понимания личности лежат характеристики социального типа личности как специфического образования, продукта социальных обстоятельств, ее структуры, совокупности ролевых функций личности, их влияния на общественную жизнь.

Е. В. Шорохова определяет предмет социальной психологии через перечисление объектов социально-психологического исследования.

В качестве таких объектов выделены:

– общественно-историческая детерминация личности и ее поведения;

– психический склад личности;

– социальная мотивация поведения и деятельности личности в различных общественно-исторических и социально-психологических условиях;

– становление духовного мира человека;

– черты личности, возникающие под воздействием общественных отношений и взаимоотношений людей (социальнопсихологические черты личности);

– социальные типы личности, национальные, профессиональные, половозрастные особенности личности;

– жизненная позиция личности;

– закономерности проявления и формирования общественной активности личности; проблемы внутренней противоречивости личности и пути ее преодоления;

Источник:
Социальная психология личности
Социальная психология изучает личность, проблемы формирования и социализации личности, ее положение в группе, в системе общения и межличностных отношений. Понятие » личность » раскрывает
http://studme.org/77385/psihologiya/sotsialnaya_psihologiya_lichnosti

COMMENTS