Структура личности

Структура личности

Автор: Любовь. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Структура личности.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 805 КБ.

Человек представляет собой сложную биосоциальную структуру,

охватывающую широкую гамму сторон жизнедеятельности человека — от физиологической до социальной.

Биологическое и социальное — это два класса устойчивых компонентов

(подструктур), составляющих структуру человека как целостной системы. При этом соотношение биологического и социального следует понимать не как рядоположение, а как соподчинение.

Одни включают биологическую организацию человека в понятие личности

Другие рассматривают биологическое как заданные условия развития личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления.

С проблемой сущности и существования личности связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального развития в личности.

Цель: теоретическое изучение проблемы соотношения биологического и социального в структуре личности человека. Задачи: 1. осуществить теоретический анализ литературы в области соотношения биологического и социального в структуре личности; 2. изучить основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в структуре личности; 3. проанализировать специфику соотношения биологического и социального в человеке. Объект исследования — личность. Предмет исследования: теории личности.

Обусловлена тем, что в современной литературе в достаточной мере описаны основные подходы , объясняющие развитие и структуру личности, но во многих работах проявляется нечёткость разведения соотношения биологического и социального.

Практическая значимость настоящей курсовой работы заключается в

систематизации подходов к изучению структуры с учётом соотношения биологического и социального.

Единство биологического и социального в человеке обеспечивается

посредством единства таких его макрохарактеристик, как индивид, личность, субъект и индивидуальность.

Б.Г. Ананьев (1907-1972)

Индивид как биосоциальный феномен имеет два вектора развития:

биологический и социальный индивид — единичный представитель человеческого рода в биологическом плане и единица общества в социальном плане (отдельный человек).

Индивидуальность – это его глубинное измерение» (А.Г.Асмолов) Не случайно говорят (А.Г.Асмолов): индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность природную, индивидуальность социальную, индивидуальность духовную, индивидуальность интегральную отстаивают.

Каждый человек предстает в виде некоторой целостности — как индивид,

личность и субъект — обусловленной единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.

Следовательно, человек — это биосоциальное существо, наделенное

сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность.

Итак, человек может рассматриваться: как представитель живой природы, биологический объект; как субъект сознательной деятельности; как социальное существо.

Человек – один из наиболее сложных объектов реального мира

Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность.

Структура личности и подходы к вопросу о сочетании биологического и

М.И. Еникеев определяет структуру личности как систему психических качеств личности: темперамент, направленность, способности, характер. Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности».

В зарубежной и отечественной психологии самых разных направлений мы можем встретить множество конкретных разработок структур личности (3. Фрейд, К. Юнг, Г. Олпорт, К.К. Платонов, B.C. Мерлин и др.)

К.Г. Юнг (1875-1961)

Важное значение для разработки проблемы структуры личности в

отечественной психологии имели идеи С.Л. Рубинштейна и В.Н. Мясищева.

С.Л.Рубинштейн , вопреки распространенным в отечественной психологии

тенденциям к нивелировке индивидных свойств с избыточным акцентом внимания на модели социально желательной личности, не сбрасывал со счетов значимость врожденных, переданных по наследству от родителей и прародителей особенностей человека в формировании личности.

Воздействие средовых явлений на психику человека рассматривалось им не как пассивный процесс, а как субъективно-предпочтительный, избирательный, во многом неосознаваемый выбор. С.Л.Рубинштейн считал, что индивидуально очерченные свойства опосредованно преломляют (у каждого человека по-своему) информацию об окружающей среде.

В.Н.Мясищев утверждал, что личность есть то субъективное и объективное

которое, реализуясь в действиях, характеризует подлинное лицо человека, представленное как система социальных отношений, подчеркивая, что при изучении личности необходимо учитывать биологические и конституционально -индивидные свойства. Таким образом, В.Н.Мясищев характеризует единство личности динамикой нервнопсихической реактивности.

Попытки структуировать личность предпринимались А.Г. Ковалёвым, А.Н

Леонтьевым, Б.Г.Ананьевым и др., говорилось о совмещении таких структур, как темперамент, направленность способностей и др., обуславливающих эффект устойчивости, обеспечение приспособления к воздействиям среды.

А.Г. Ковалев выделяет следующие компоненты структуры личности:

направленность (система потребностей, интересов, идеалов); способности (ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств); характер (синтез отношений и способов поведения), темперамент (система природных свойств).

Свойства связываются в соответствии, как утверждал А.Г.Ковалёв, с требованиями деятельности.

B.C. Мерлин описывает две группы индивидуальных особенностей: •

«свойства индивида» — включает две подструктуры: темперамент и индивидуальные качественные особенности психических процессов; • «свойства индивидуальности» — имеет три подструктуры: мотивы и отношения; характер; способности.

Все подструктуры личности взаимосвязаны благодаря опосредующему звену

— деятельности. Б.Г. Ананьев использовал более широкую категорию «человек», включающую весь спектр частных категорий, таких, как индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности.

В структуру человека как индивида включены возрастно-половые свойства, индивидуально-типические, психофизиологические функции, органические потребности, задатки, темперамент. Собственно личность организована не менее сложно: статус, роли, ценностные ориентации — это первичный класс личностных свойств; мотивация поведения, структура общественного поведения, сознание и др. — вторичные личностные свойства.

Но по Б.Г. Ананьеву не все психофизиологические функции, процессы,

состояния сохраняет в структуре личности. Так же и не все социальные роли, установки, ценностные ориентации входят в структуру личности. Входят те свойства индивида, которые опосредованы социальными свойствами личности и актуальны для поведения.

Роль биологического фактора в развитии личности подтверждают

многочисленные работы известных психофизиологов — Б.М.Теплова, В.Д.Небылицына, В.С.Мерлина, Э.А.Голубевой, В.М.Русалова и др. В их трудах находит свое развитие идея о величайшей значимости врожденных свойств центральной нервной системы — человеческого мозга и его физиологических особенностей — для формирования интеллектуальных и творческих способностей.

В вестнике психологии МГУ № 4 1996 Д.А. Леонтьев пишет о соотношении личного и социального в современной психологии как о трудной дороге от непримиримости этих двух категорий к их неразрывности.

В концепции К. Юнга, в которой личность так же, как и у Фрейда, предстает как система, выделяются следующие важные подструктуры: Эго, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы, персона, анима, анимус и тень.

В этой конструкции личности, созданной Фрейдом, содержится предположение о сложности, многоплановости структур человеческого поведения, и все эти компоненты в основном подчиняются биологическим законам.

В свою очередь, ученики Фрейда, неофрейдисты Г.Адлер, Г.Салливен, К.Хорни, Э.Фромм в противовес избыточной акцентуации Фрейдом внимания на детских сексуальных проблемах показывают значимость не только биологических, но и социальных факторов при формировании человеческого самосознания.

В их работах подчеркивалось взаимное влияние человека на общество и общества на человека как непременные слагаемые общественной жизни, которые одновременно формируют личность и определяют пути движения общества.

Теоретический подход таких известных ученых как Маслоу, Г.Салливен, Г

Адлер, К. Роджерс, Э. Фромм, К. Хорни рассматривают индивидуально-личностный паттерн как процесс взаимодействия индивидных, врожденных свойств и среды, определяемой значимыми другими.

Большая группа зарубежных исследователей в качестве структурных единиц

личности рассматривает черты. В современных теориях выделяется несколько базовых признаков черты как психологического конструкта: черта обозначает некую общую тенденцию поведения и ожиданий (например, «Я впечатлительный» означает устойчивую характеристику); черта является количественным измерением, позволяющим сравнивать степень выраженности конкретной характеристики у разных людей; черта может иметь иерархическую организацию, т. е. более широкая черта включает в себя несколько специфических черт, т. е. позволяет описывать личность через множество уровней.

Одним из первых в этом направлении работал Г. Олпорт, теория которого так и называется — «теория черт» . Он выделил следующие виды черт: • черты личности включают в себя любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры; • личные диспозиции — такие характеристики индивида, которые не допускают сравнения с другими людьми, делают человека уникальным.

Р. Кэттел в теории личностных черт выделяет поверхностные (вторичные)

и порождающие (первичные) черты, которые в свою очередь разделяются на конституциональные, имеющие генетическую обусловленность, и характерологические, развивающиеся под влиянием опыта и обучения .

В теории Г. Айзенка личность также представлена в виде иерархически

организованной структуры черт (трехфакторная модель): • фактор Е (экстраверсия — интроверсия); • фактор N (нейротицизм — эмоциональная стабильность); • фактор Р (психопатия или эмоциональная независимость).

А.Г. Асмолов выделяет основные стратегии изучения структуры личности в

рамках антропоцентрической парадигмы:

1. Конституционально-антропометрическая стратегия изучения строения личности. Данная стратегия изучения организации личности в психологии представлена прежде всего исследованиями Э. Кречмера, У. Шелдона, К. Конрада. Объектом анализа являются врожденные предрасположенности к реагированию, чаще всего отождествляемые с темпераментом как базой, ядром личности. Вопрос о соотношении биологического и социального, среды и наследственности в развитии личности решается с позиции концепций «наследственности». Организация личности сводится к выявлению типов характера, причем характер и темперамент нередко отождествляются между собой.

Данная стратегия представлена прежде всего исследованиями Р. Кэттела, Г. Айзенка и Дж. Гилфорда. Объектом анализа являются черты личности, зафиксированные в языке, по выбору которых судят о структуре личности. Вопрос о соотношении биологического и социального, среды и наследственности в развитии личности решается с позиции двойной детерминации, т. е. признание «доделки» базовых врожденных предрасположенностей под влиянием научения, или под влиянием среды.

Блок прошлого опыта, включающий память, навыки, знания, которые приобретены в ходе обучения

Блок психических процессов, охватывающих индивидуальные особенности восприятия, мышления и т. П

Индивидные свойства — темперамент, половозрастные особенности организма

4. Мотивационно-динамическая стратегия изучения организации личности

А.Г. Асмолов отмечает, что данный подход гораздо эвристичнее трех предшествующих стратегий исследования организации личности, так как он охватывает такую реальную характеристику структуры личности, как ее динамичность, и способствует разработке отражающего реальные особенности структуры личности взгляда на личность как на динамическую развивающуюся систему. Перспективность этого подхода состоит в том, что во главу угла изучения структуры личности ставится такая центральная характеристика личности, как направленность.

5. Поведенческо-интеракционистская стратегия изучения организации

В соответствии с этой стратегией «элементами» организации личности являются те или иные компоненты взаимодействия между организмом и средой, личностью и обществом. Для основных характеристик организации личности в бихевиоризме предлагаются реакции, навыки; в интеракционистских социально-психологических подходах — роли, социальные установки, поступки.

Анализ структурных построений личности показывает, что по мере

движения от низшего к высшему уровню организации личности повышается влияние социальных факторов и снижается регулятивная роль биологических.

Таким образом, человек имеет три структуры: биологическую,

психологическую и социальную. Все они переплетаются в нем и взаимодействуют. Поэтому человека называют биопсихосоциальным существом. Но сколько неопознанного таится в этом необыкновенном существе.

Источник:
Структура личности
Презентация: Структура личности.ppt, Тема: Личность, Урок: Психология
http://900igr.net/prezentatsii/psikhologija/Struktura-lichnosti/Struktura-lichnosti.html

Структура личности

Ученые давно стремились найти в содержании, стоящем за понятием «личность», основные аспекты анализа, какие-то компоненты, «блоки», ориентация на которые помогала бы в познании конкретной личности. Разумеется, данные аспекты могут быть только абстракциями, огрубляющими действительность, но без таких огрублений познания не бывает. Это и есть проблема структуры личности. Фактически мы уже прикоснулись к ней, когда говорили о структуре личности, предложенной З. Фрейдом. Можно полагать, что намек на структуру личности содержится в только что рассмотренном нами вопросе о соотношении понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».

В отечественной психологии есть некоторые специальные решения данной проблемы, которые мы здесь частично представим.

С. Л. Рубинштейн обусловливал изучение «психического облика» личности тремя вопросами: 1. Чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о его направленности, об его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. 2. Что человек может? Это вопрос о его способностях, дарованиях. 3. Что человек есть? Это вопрос о том, «что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере человека»2.

Может эта схема помочь в размышлениях о конкретном человеке? Конечно. Неконструктивные способы самоутверждения некоего человека, существенно затрудняющие ему жизнь, могут происходить от внутреннего конфликта между его устремленностью к большим жизненным целям (направленность) и отсутствием привычки трудиться над развитием у себя соответствующих способностей. А само отсутствие этой привычки правомерно отнести к характеру.

При движении от четвертой подструктуры к первой убывает значение биологической обусловленности свойств личности и возрастает значение их социальной определенности. Важно, что биологически обусловленные свойства включаются в структуру личности. Этот факт не согласуется с приведенным выше высказыванием А. Н.Леонтьева о личности как «особом качестве» сугубо социального происхождения. По его мнению, личность «считается» с врожденными свойствами и использует их в организации своей активности. Что же касается структуры личности, то это «относительно устойчивая конфигурация главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий», которая производства от иерархии соответствующих деятельностей, составляющих основание личности.

Рассмотрим еще одно интересное решение проблемы структуры личности, имеющее практическое значение. Три составляющие указанной структуры выделяются А.В.Петровским.

Вместе с тем личность не может рассматриваться как нечто находящееся лишь в замкнутом пространстве тела индивида. Она обнаруживает себя в сфере межиндивидных отношений, в пространстве межличностных взаимодействий. Отсюда вторая подструктура личности — интериндивидная.

Третья подструктура — метаиндивидная (или надиндивидная). В этом случае в центре внимания оказываются «вклады», которые личность вносит своей активностью в других людей. Таким образом, личность не только выносится за рамки органического тела индивида, не только перемещается за пределы его наличных, «здесь и теперь» существующих связей с другими людьми, но и продолжает себя в других людях. Эта идеальная представленность личности в других людях за счет внесенных в них «вкладов» получила название персонализация. По-видимому, такими «вкладами» в значительной степени и определяется масштаб личности.

Таким образом, мы рассмотрели ряд решений вопроса о структуре личности. Они существенно отличаются друг от друга по причине чрезвычайной сложности объекта познания, а также разносторонности подходов к нему со стороны исследователей. Однако вместе они помогают осмыслить то содержание, которое стоит за понятием «личность».

В большинстве самых разнообразных психологических определений личность предстает как «совокупность», «сумма», «система», «организация» и т.п., т.е. как некое единство определенных элементов, как определенная структура. И в зарубежной психологии самых разных направлений, и в отечественной мы можем встретить множество конкретных разработок структур личности (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Г. Олпорт, К.К. Платонов, B.C. Мерлин и др.). Вместе с тем осмысление проблемы структуры личности с общетеоретических позиций и последующий учет важнейших моментов при построении собственной концепции встречается не так уж часто. Примерами таких разработок могут служить структуры личности, созданные К.К. Платоновым, Г. Айзенком.

Результатом такого структурного анализа явилась динамическая, функциональная структура личности К.К. Платонова. Она состоит из четырех рядоположенных подструктур: 1) подструктура направленности и отношений личности; 2) знания, навыки, умения, привычки, т.е. опыт; 3) индивидуальные особенности отдельных психических процессов; 4) типологические, возрастные, половые свойства личности, т.е. биопсихические. Платонов выделяет также подструктуры характера и способностей, как наложенные на четыре основные подструктуры.

Важное значение для разработки проблемы структуры личности в отечественной психологии имели идеи С.Л. Рубинштейна и В.Н. Мясищева, хотя конкретные структуры были созданы их последователями.

А.Г. Ковалев выделяет следующие компоненты структуры личности: направленность (система потребностей, интересов, идеалов), способности (ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств), характер (синтез.отношений и способов поведения), темперамент (система природных свойств). B.C. Мерлин создал теорию интегральной индивидуальности, он описывает две группы индивидуальных особенностей. Первая группа — «свойства индивида» — включает две подструктуры: темперамент и индивидуальные качественные особенности психических процессов. Вторая группа — «свойства индивидуальности» — имеет три подструктуры: 1) мотивы и отношения; 2) характер; 3) способности. Все подструктуры личности взаимосвязаны благодаря опосредующему звену — деятельности.

Б.Г. Ананьев использовал более широкую категорию «человек», включающую весь спектр частных категорий, таких, как индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности. Им предложена общая структура человека. Каждый из элементов этой структуры имеет свою подструктуру. Так, в структуре человека как индивида два уровня, и в нее включены возрастно-поло-вые свойства, индивидуально-типические (конституциональные, нейродинамические особенности и др.), психофизиологические функции, органические потребности, задатки, темперамент. Собственно личность организована не менее сложно: статус, роли, ценностные ориентации — это первичный класс личностных свойств; мотивация поведения, структура общественного поведения, сознание и др. — вторичные личностные свойства.

В зарубежных концепциях личности также немало внимания уделяется проблеме структуры. Одной из наиболее известных является структура личности 3. Фрейда. В концепции К.Г. Юнга, в которой личность, так же как и у Фрейда, предстает как система, выделяются следующие важные ее подструктуры: Эго, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы, персона, анима, анимус и тень. В рамках глубинной психологии к проблеме структуры личности обращались также Г. Мюррей, В. Райх и др.

Черта — базисная категория и в теории личности Р. Кеттел-ла. По его мнению, чтобы получить знания о личности, можно использовать три основных источника: данные регистрации реальных жизненных фактов (L-данные), данные самооценки при

Исходные черты можно, в свою очередь, разделить на два вида в зависимости от их происхождения: черты, отражающие наследственные признаки, — конституциональные черты; являющиеся результатом социальных и физических условий окружения — черты, сформированные окружающей средой. Исходные черты можно различать с точки зрения модальности, посредством которой они выражаются. Черты-способности связаны с эффективностью достижения желаемой цели; черты темперамента — с эмоциональностью, скоростью, энергичностью реакций; динамические черты отражают мотивационную сферу личности. Динамические черты подразделяются на три группы: аттитюды, эрги и чувства. Кеттелл рассматривает сложные взаимодействия этих подструктур, особое значение при этом он придает «главенствующему чувству» — чувствуЯ.

В теории Г. Айзенка личность также представлена в виде иерархически организованной структуры черт. На самом общем уровне Айзенк выделяет три типа или суперчерты: экстраверсию — интроверсию, нейротизм — стабильность, психотизм — сила Супер-Эго. На следующем уровне черты — это поверхностные отражения основополагающего типа. Например, в основе экстраверсии лежат такие черты, как общительность, живость, настойчивость, активность, стремление к успеху. Ниже располагаются привычные реакции; внизу иерархии — специфические реакции или реально наблюдаемое поведение. Для каждой из суперчерт Айзенк устанавливает нейрофизиологическую основу. Выраженность той или иной суперчерты можно оценить с помощью специально разработанных опросников, наиболее известен в нашей стране «Личностный опросник Айзенка».

Так же, как и Г. Айзенк, Дж.П. Гилфорд рассматривал личность как иерархическую структуру черт и одним из первых изучал ее с помощью факторного анализа. В личности он выделяет сферу способностей, сферу темперамента, гормическую сферу, класс параметров патологии. В сфере темперамента, например, факториально выделены десять черт: общая активность, доминирование, социабельность, эмоциональная стабильность, объективность, склонность к размышлениям и др.

Описанные классические исследования структуры черт личности явились образцом и стимулом для последующих многочисленных работ по эмпирическому воспроизведению той или иной факторной модели или для разработки новых оснований для факторного описания личности без серьезного анализа их взаимосвязей в целостной концепции личности.

Источник:
Структура личности
Ученые давно стремились найти в содержании, стоящем за понятием «личность», основные аспекты анализа, какие-то компоненты, «блоки», ориентация на которые помогала бы в познании конкретной личности.
http://psyera.ru/5115/struktura-lichnosti

Структура личности

Каждый человек – это личность, индивидуальность которой определяется жизненным опытом, преломляемым через особенности личности и проявляемым через отношение человека к окружающим явлениям и своеобразие его внутренних психических функций. Личностьперсонифицированная совокупность биологических и социальных свойств человека, важнейшими из которых являются социальные составляющие, проявляющиеся в общественной деятельности человека. Это системное качество, приобретаемое человеком в конкретной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включённости в общественные отношения.

Человек не рождается личностью, а становится ею по мере активного вхождения в социальные отношения и освоения накопленного социального опыта. Развитие личности происходит в процессе всей жизни человека. Личность начинает формироваться в раннем детстве, далее этот процесс происходит в ходе пребывания в образовательных учреждениях и трудовых коллективах, предъявляющих соответствующие требования к поведению каждого человека. Формирование личности в коллективе происходит как путём невольного подражания общепринятым и групповым нормам, так и сознательного усвоения выдвигаемых требований.

Каждая личность является сочетанием различных компонентов: а) характерных для всего общества; б) особенных для определённого коллектива; в) индивидуальных для конкретного человека и определяемых его наследственными характеристиками, природными задатками и т.д. Условно можно говорить о внутренней, социально-психологической структуре личности и об её внешней структуре как принадлежности к определённым социальным группам.

1. Внутренняя структура личности

Внутренняя структура личности включает ряд подструктур:

· сложившуюся в сознании личности психологическую среду, направленность личности: систему потребностей, интересов, притязаний, ценностных ориентаций, идеалов, убеждений, мировоззрение;

· психологические средства , возможности реализации (способности) личности: опыт, навыки, умения;

· психические свойства личности : характер, эмоции, воля, мышление, память, воображение и т.д.;

· физиологические, наследственные качества : темперамент и пр.

Рассмотрим содержание отдельных элементов внутренней структуры личности работника.

1. Потребность можно определить как нужду человека в чём-либо, побуждающую к необходимости действий. Потребность всегда связана с деятельностью и определяет активность личности. С одной стороны, она стимулирует деятельность, выступает её причиной. С другой стороны, сама деятельность выступает основанием потребностей, обуславливает их.

Потребность выступает как единство её объективной и субъективной сути. Объективная сторона определяется конкретным предметом потребности и характеризуется следующими факторами: а) собственно конкретным предметом потребности; б) объективной средой – ситуацией удовлетворения потребности, благоприятствующей этому или нет; в) объективными средствами удовлетворения потребности; г) объективной ценностью удовлетворения потребности и усилий, необходимых для её удовлетворения.

Субъективная сторона потребности – это внутреннее восприятие человеком предмета потребности, отношение к нему, определённая степень притязания на этот предмет. Субъективные характеристики потребности: а) образ предмета потребности в сознании человека; б) субъективная среда: внутренняя система потребностей человека, уровень её развития и состояние в данный момент; в) субъективные средства: возможности (способности) личности удовлетворить потребность; г) субъективная ценность удовлетворения потребности.

Потребности развиваются вместе с развитием общества, никогда не достигая предела. Именно постоянное воспроизводство неудовлетворённых потребностей, обусловленное их расширением и трансформацией, служит важным побуждением к человеческой деятельности и развитию производства. Определяемые производством потребности, в свою очередь, активно воздействуют на его развитие, ведь и само производство возникает ради удовлетворения каких-то потребностей.

Потребности людей реализуются через их способности. Чтобы удовлетворить какую-то потребность, нужно приложить способности к созданию материальных и духовных ценностей. Удовлетворяя потребности, которые возникли на той или иной стадии развития общества, люди изменяются сами, совершенствуют свои способности. Их потребности не только расширяются, умножаются количественно, но и преобразуются качественно. При этом важно, чтобы каждый человек умел разумно пользоваться постоянно растущими материальными и духовными возможностями, предоставляемыми ему обществом, видел их органичную связь с результатами своего труда.

Осознанная личностью потребность становится её интересом, преломляется в цели, желания, стремления к чему-либо, притязания на какой-то предмет потребности, определяемые ценностными ориентациями.

2. Ценностные ориентации – это относительно устойчивые, социально обусловленные отношения личности к материальным и духовным благам, которые выступают для неё как цель или средство удовлетворения своих потребностей. Можно также сказать, что это идеологические, моральные эстетические и другие основания оценок личностью окружающей действительности и ориентации в ней. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношения личности к действительности.

3. С ценностными ориентациями тесно связаны социальные установки людей – их отношение к тем или иным явлениям. Социальные установки влияют на эмоциональную реакцию, отношение людей, например, к различным переменам в работе, требуют психологической подготовки нововведений.

4. Существенную роль в мотивации поступков людей играют их притязания и ожидаемость их удовлетворения. Удовлетворение притязаний повышает настроение и трудовую активность, создаёт атмосферу оптимизма. Зная притязания и ожидания личности, руководитель может найти приемлемые формы регулирования поведения работника.

Психологические средства личности.

5. Способности человека – предрасположенность, склонность и умение выполнять какие-либо действия – являются условиями осуществления того или иного вида деятельности и определяются природными данными, а также опытом, навыками и умениями. В основе способностей лежит одарённость, но их можно развить в процессе обучения и воспитания, активной общественной деятельности. Умелое использование способностей работника во многом зависит от руководителя. Если поручить сотруднику ту работу, к которой он более расположен, которая больше соответствует его способностям, следует ожидать и лучшего результата работы, и лучшего взаимопонимания с работником.

6. Возможности – способности, определяющие успех человека в его деятельности.

Психические свойства личности.

7. Характер – совокупность психических особенностей и свойств личности, её индивидуальный склад, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к другим людям и окружающей действительности, в частности, к труду, своим обязанностям и долгу. Характер не даётся человеку от рождения, а формируется в процессе жизнедеятельности. Семья, школа, университет, трудовой коллектив – все эти сферы существенно влияют на утверждение и формирование характера. При этом черты характера могут быть как положительными, так и отрицательными.

Отношение к себе зависит от того, как человек сам оценивает свои действия, свои достоинства и недостатки. Умение объективно оценивать себя помогает вырабатывать такие черты характера, как скромность и принципиальность. А вот повышенное самомнение, высокомерие являются отрицательными чертами характера, ведущими к неуживчивости в коллективе, к конфликтным ситуациям.

Отношение к людям характеризуется такими положительными чертами характера, как вежливость, общительность, доброжелательность и, наоборот, отрицательными – замкнутость, грубость, бестактность и др. Трудолюбие человека, добросовестность, аккуратность, старательность – эти черты характеризуют отношение человека к общественному долгу, труду. Им противостоят пассивность, лень, небрежность и др.

8. Эмоциями называют реакцию человека на окружающие его явления, события, людей, проявляющуюся в форме переживаний. Многообразие жизненных ситуаций вызывает многообразие эмоций: положительных, отрицательных, сильных, слабых и др. Эмоции и чувства являются активными и сильными стимуляторами нервной системы.

Устойчивые эмоции переходят в переживания, принимающие форму ярости, ужаса, отчаяния и определяющие состояние аффекта, находясь в котором, человек, как правило, теряет контроль над собой, становится неуправляемым, способным на поступки, которые он никогда бы не совершил в обычном состоянии.

9. Основу мыслительной деятельности человека составляют:

· мышление – реализуется через процессы анализа и синтеза;

· память – может быть зрительной, слуховой, двигательной и смешанной;

· воображение – позволяет человеку предвидеть будущее, представлять перспективы развития; оно способствует увлечённости, придаёт труду творческий характер, позволяет, например, активно заниматься изобретательством и рационализаторством. Увлечённые люди, как правило, легче преодолевают трудности.

Физиологические, наследственные качества личности.

10. Темперамент – дан человеку от природы и обусловлен врождёнными динамическими свойствами нервной системы, которые определяют скорость реагирования, степень эмоциональной возбудимости, особенности приспособления индивида к миру.

Важной психологической особенностью внутренней структуры личности является также умение осуществлять саморегулирование в практической деятельности.

2. Внешняя структура личности

Внешняя, социальная структура личности работника характеризуется принадлежностью к различным социальным группам. Такие группы могут быть, например, социально-демографическими (мужчины и женщины, молодые и пожилые работники, семейные и несемейные), профессионально-квалификационными (принадлежность к различным профессиям, различия в квалификации, должностном статусе и т.п.), учебно-воспитательными (по уровню общего и специального образования) и т.д. Люди могут входить и в другие группы, отличающиеся своей психологией поведения: партийные, национальные, территориальные, религиозные группы, различные формальные и неформальные объединения людей и др. Характеристика различных видов социальных групп будет дана в разделе 3.1.

Важно, чтобы руководитель мог учитывать в своей деятельности особенности психологии и поведения каждого подчинённого. Однако прежде всего следует учитывать общие особенности, характерные для любой личности.

Во-первых, нужно исходить из того, что личность в принципе неповторима, индивидуальна. В мире не найти даже двух абсолютно похожих людей.

Во-вторых, существуют достаточно стойкие и многообразные психологические механизмы активной самозащиты личности от всякого воздействия, которое покажется личности ненужным, обидным, задевающим чувство собственного достоинства. Например, прочная уверенность каждого, что он хороший человек, полезный член общества вызывает противодействие, болезненное отношение к любым критическим замечаниям. Или другой пример. Человек не хочет видеть и слышать неприятные вещи. И если на кого-то «набрасываются» с грубой критикой, ставят в неприятное положение, устраивают «разнос», у такого человека могут «отключиться» органы восприятия.

Нередко человеку кажется, что его обижают, унижают. Поэтому если даже внешне и трудно бороться с обидчиком, то внутренне человек борется: возвышает себя, принижает другого.

Человек способен рационализировать своё неправильное поведение. Например, для всех может быть ясно, что работник неправ, но он своё поведение объясняет таким образом, будто бы так и надо.

Человеку свойственен самоанализ, умение находить у себя недостатки. Но иные люди облегчают себя сознанием того, что и у других есть недостатки, мало того, активно критикуют других за те недостатки, которые присущи им самим.

Источник:
Структура личности
Каждый человек это личность, индивидуальность которой определяется жизненным опытом, преломляемым через особенности личности и проявляемым через отношение человека к окружающим явлениям и своеобразие его внутренних психических функций. Личность персонифицированная совокупность…
http://tonygcoolioff.livejournal.com/19666.html

Структура личности

13. Психологическая структура личности

Как всякая организация, психическая жизнь имеет определенное строение. Отвлекаясь от индивидуальных особенностей психического склада, можно установить типическую структуру личности.

Первый компонент структуры характеризует направленность личности или избирательное отношение человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом одни из компонентов направленности доминируют и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельности личности.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются.

Очевидно, на характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь, дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения личности к действительности.

Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде. Характер – сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.

В системе характера также можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные, во вторую очередь – волевые качества, которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач.

Четвертым компонентом, надстраивающимся над всеми остальными, будет система управления, которую обычно обозначают понятием «я». «Я» – образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.

Структура личности будет неполной, если исключить из нее психические процессы и состояния.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Источник:
Структура личности
Автор: Резепов Ильдар, 13. Психологическая структура личности — Шпаргалка по общей психологии, Серия: _проф/_шпаргалки, Жанр: философия
http://www.e-reading.club/chapter.php/124128/13/Rezepov_-_Shpargalka_po_obshcheii_psihologii.html

COMMENTS