Теория психологии масс

Психология масс

Психология масс, или, как ее еще называют, психология толпы, рассматривает особенности мышления и поведения большой группы людей, у которой присутствует общность взглядов и чувств. Среди создателей психологии масс — Зигмунд Фрейд и другие знаменитые мыслители, и интерес к этой теме существует уже длительное время.

Для начала стоит разобраться с определениями. Психологическая толпа – это не просто люди, которые собрались в одном месте, а только те люди, которые обладают некоей психической общностью. В отличие от индивида, который существует сознательно, толпа действует неосознанно. Это объясняется тем, что сознание индивидуально, а бессознательное – коллективно.

Какой бы ни была толпа, она всегда будет консервативной, для них прошлое всегда более значимо, чем настоящее. При этом никакая масса не обходится без вожака, который захватывает неким гипнотическим авторитетом, а не логическими доводами.

Различают несколько видов толпы. Так, например, толпа разнородная может быть анонимной (люди на улице, например) или неанонимной (парламентские собрания). Однородная же толпа представлена в трех категориях: секты (религиозные или политические), касты (духовенство, рабочие, пенсионеры, военные), классы (средний класс, буржуазия и т.д.)

Чтобы иметь возможность управлять массами, политика всегда должна иметь под собой твердую почву в виде национальной идеи, религии и т.д. Взятые в отдельности, люди разумны; но в толпе, в ходе политического митинга или даже в кругу друзей человек способен на самые разные сумасбродства.

Сегодня многие ученые говорят о превращении толпы в публику. Толпа должна быть собрана в одном месте, а публика может быть рассеянной. Средства массовой коммуникации позволяют превращать каждого человека в члена массы посредством телевидения, газет, радио и интернета. При этом используются следующие методики управления толпой:

Психология масс говорит о том, что управлять толпой гораздо проще, нежели одним человеком. Важно видеть, в чем именно кроется управление.

Источник:
Психология масс
Психология масс, или, как ее еще называют, психология толпы, рассматривает особенности мышления и поведения большой группы людей, у которой присутствует общность взглядов и чувств. Среди
http://womanadvice.ru/psihologiya-mass

Психология масс

Массовая психология рассматривает отдельного индидуума как члена касты, народа, племени, нации, сословия или как одну составляющую толпы людей, которые для реализации общих целей организовываются в массу.

Обнаруживающиеся в этих особых условиях явления – выражение своеобразного, глубоко не обоснованного первичного позыва, не проявляющегося в других ситуациях. При попадании в человеческую толпу, которая обладает специфическим свойством массы, индивиду свойственно думать, чувствовать, поступать иначе, чем обычно, он может изменить своим принципам, т.е. в целом стать «другим человеком» как со стороны поведения, так и во взглядах на мир (духовных, культурных, этических и тп).

Что же такое масса? Благодаря каким рычагам она обретает способность так существенно и радикально влиять на душевное состояние отдельно взятого человека? Как происходят душевные изменения, к которым она человека побуждает?

Сознательная жизнь индивида имеет под собой определённую подсознательную базу, на которую влияют гены, наследственность, корни, прародители, именно они создают бессознательный субстрат (понятие ввёл Лебон). В этой бессознательной материи и создаётся расовая, национальная душа. На большинство наших каждодневных поступков воздействуют бессознательные желания, но мы не замечаем даже настоящего мотива, которым руководствуемся, поступая тем или иным образом.
В массе личные качества и достижения отдельных индивидов исчезают, стираются. На первый план вступает расовое бессознательное. Этот фундамент у всех одинаковый.

Три основные причины обретения индивидами тех качеств, которыми они не обладали до того, как смешались в массе.

Во-первых, находясь в массе, человек ощущает невероятную силу и мощь. Тут работает фактор численности, множества, толпы, который позволяет отдельно взятому индивиду предаться первичным позывам, в то время как, находясь в уединении, такой позыв сдерживать. Кроме этого, в массе, для сдерживания подобных позывов нет объективного повода; при значительной анонимности, а отсюда и безответственности, чувство ответственности напрочь исчезает. Чувство ответственности, безусловно, присуще индивиду, как чувство, которое формирует те или иные его поступки.

Во-вторых, подражание, заражаемость, которые можно смело причислить к феномену гипнотического воздействия, так как в толпе, заразительно всякое действие, всякое движение. Причём мощь этой заражаемости настолько сильна в массе, что индивид очень легко наступает на горло своим принципам, в пользу, якобы интересов общего дела. Только лишь в составе психологической массы индивид может быть способен пренебречь собственными ценностями.

Третья причина, как следствие, от длительного нахождения в лоне психологической массы, индивид полностью меняет свои качества на противоположные, ранее ему неприсущие. Он начинает обладать повышенной внушаемостью, и эта внушаемость является уже следствием упомянутой заражаемости.

Находясь продолжительное время под воздействием толпы, в её окружении, индивид впадает в состояние зачарованности, которое также весьма близко граничит с состоянием гипнотического транса. Индивидуальность размыта, сознание утрачено, воля и способность думать, различать, принимать решения самостоятельно отсутствуют. Все мысли, порывы, чувства работают только лишь в одном направлении — подчинение толпе. Личности больше нет, работают и преобладают бессознательные инстинкты. Все кружит возле одной цели – осуществлению внушённых идей. Таким образом, индивид превращается в автомат, в робота, сливаясь с толпой.

«Будучи единичным, он был, может быть, образованным индивидом, в массе он — варвар, то есть существо, обусловленное первичными позывами. Он обладает спонтанностью, порывистостью, дикостью, а также и энтузиазмом и героизмом примитивных существ».

Лебон делает акцент на стремлении массы к подавлению личности, к её деградации, что в корне противоположно эволюции. Легко возбудимой, импульсивной, переменчивой массой практически всегда руководит бессознательный инстинкт. Безусловно, те порывы, которым повинуется толпа, могут иметь столь же благородное начало, так и жестокое, трусливое либо героическое, опасное, но в психологии массы, стать жертвой — значит поступить благородно (во благо массы, толпы).

Масса, в целом, легко поддается влиянию в силу интеллектуальной атрофии. Она может поверить в любые небылицы. Так же ей свойственно импульсивное гипербализирование, из зерна подозрения легко формируется уверенность, легкая антипатия в открытую ненависть. Спорить с массой и противоречить ей решительно не рекомендуется. Масса не признаёт неуверенность и сомнение. Все эти признаки легко обосновывают, почему иной раз человек делает вещи, которые ему чужды в обособленном от массы пространстве. В завершении, Лебон отметил отвращение массы к научному, технологическому прогрессу, вообще ко всему новому, и безоговорочное признание, возвышение традиций.

Источник:
Психология масс
Массовая психология рассматривает отдельного индидуума как члена касты, народа, племени, нации, сословия или как одну составляющую толпы людей, которые для…..
http://1vc0.ru/nauka/psyhology/psixologiya-mass.html

Психология народов

Лекция 9. История, теоретические и прикладные проблемы социальной психологии

Вопросы:

1. История становления и развития социально-психологических идей.

2. Психология народов. Психология масс.

3. Экспериментально-теоретическое развитие социальной психологии (с 20-х гг. ХХ века по настоящее время).

История становления и развития социально-психологических идей может быть разделена на три этапа: описательный этап возникновения социально-психологического знания (6 в. до н. э.- середина ХIХ века); этап относительно самостоятельного становления социально-психологического знания (60-е гг. Х1Х в. – 20-е годы ХХ века); этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии (с 20-х гг. ХХ века по настоящее время).

Этап относительно самостоятельного становления социально-психологического знания (60-е гг. Х1Х в. – 20-е годы ХХ века), в котором выделяются три основных направления:«Психология народов» (М.Лацарус, Г.Штейнталь), «Психология масс» (Г.Лебон, С.Сигеле) и «Теория инстинктов социального поведения» (У.Мак- Дауголл).

Психология народов как одна из первых форм социально-психологических теорий сложилась в середине XIX в. в Германии. Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М. Лацарус (1824-1903) и языковед Г. Штейнталь (1823-1893). В 1859 г. был основан журнал «Психология народов и языкознание», где была опубликована их статья «Вводные рассуждения о психологии народов». В ней сформулирована мысль о том, что главная сила истории — народ, или «дух целого» (Allgeist), который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача социальной психологии — «познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа».

Вундт отказался от неопределенного понятия «духа целого» и придал психологии народов несколько более реалистический вид, что позволило ему даже предложить программу эмпирических исследований для изучения языка, мифов и обычаев.

Психология масс представляет собой другую форму первых социально-психологических теорий, ибо она, по предложенному выше критерию, дает решение вопроса о взаимоотношении личности и общества с «индивидуалистических» позиций. Эта теория родилась во Франции во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Г. Тарда. Он считал, что социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Благодаря подражанию возникают, по Тарду, групповые и общественные нормы и ценности. Усваивая их. Индивиды приспосабливаются к условиям общественной жизни.

Лебон, будучи социологом, преимущественное внимание уделял проблеме противопоставления масс и элит общества. В 1895 г. появилась его основная работа «Психология народов и масс», в которой и изложена суть концепции. С точки зрения Лебона, всякое скопление людей представляет собой «массу», главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций), резкое преобладание роли чувств над интеллектом (что приводит к подверженности различным влияниям), вообще утрата интеллекта (что приводит к отказу от логики), утрата личной ответственности (что приводит к отсутствию контроля над страстями) (Лебон, 1896).

Вывод, который следует из описания этой картины поведения человека в массе, состоит в том, что масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен «вождь», роль которого может выполнять «элита». Выводы эти были сделаны на основании рассмотрения единичных случаев проявления массы, а именно проявления ее в ситуации паники. Никаких других эмпирических подтверждений не приводилось, вследствие чего паника оказалась единственной формой действий массы, хотя в дальнейшем наблюдения над этой единственной формой были экстраполированы на любые другие массовые действия.

В психологии масс ярко проявляется определенная социальная окраска. Конец XIX в., ознаменованный многочисленными массовыми выступлениями, заставлял официальную идеологию искать средства обоснования различных акций, направленных против этих массовых выступлений. Большое распространение получает утверждение о том, что конец XIX — начало XX в. — это «эра толпы», когда человек теряет свою индивидуальность, подчиняется импульсам, примитивным инстинктам, поэтому легко поддается различным иррациональным действиям. Психология масс оказалась в русле этих идей, что позволило Лебону выступить против революционного движения, интерпретируя и его как иррациональное движение масс.

Инстинкты включают аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Таким образом, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Макдугалл перечислил семь пар связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх; инстинкт бегства и чувство самосохранения; инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость; инстинкт приобретения и чувство собственности; инстинкт строительства и чувство созидания; стадный инстинкт и чувство принадлежности. Из инстинктов выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война.

Источник:
Психология народов
Лекция 9. История, теоретические и прикладные проблемы социальной психологии Вопросы: 1. История становления и развития социально-психологических идей. 2. Психология народов. Психология
http://studopedia.su/2_64935_psihologiya-narodov-psihologiya-mass.html

Психология народов», «психология масс», «психология инстинктов массового поведения»

Психология народов», «психология масс», «психология инстинктов массового поведения». Стихийные формы поведения. Психология толпы.

Изучение массового стихийного поведения на­чалось со второй половины XIX века.

Психология народов как одна из первых форм социально-психологических теорий сложилась в середине XIX в. в Германии. Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М. Лацарус (1824-1903) и языковед Г. Штейнталь (1823-1893). В 1859 г. был основан журнал «Психология народов и языкознание», где была опубликована их статья «Вводные рассуждения о психологии народов». В ней сформулирована мысль о том, что главная сила истории — народ, или «дух целого» (Allgeist), который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача социальной психологии — «познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа».

Психология масс представляет собой другую форму первых социально-психологических теорий, ибо она, по предложенному выше критерию, дает решение вопроса о взаимоотношении личности и общества с «индивидуалистических» позиций. Эта теория родилась во Франции во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Г. Тарда. Он считал, что социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Благодаря подражанию возникают, по Тарду, групповые и общественные нормы и ценности. Усваивая их. Индивиды приспосабливаются к условиям общественной жизни.

Лебон, будучи социологом, преимущественное внимание уделял проблеме противопоставления масс и элит общества. В 1895 г. появилась его основная работа «Психология народов и масс», в которой и изложена суть концепции. С точки зрения Лебона, всякое скопление людей представляет собой «массу», главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций), резкое преобладание роли чувств над интеллектом (что приводит к подверженности различным влияниям), вообще утрата интеллекта (что приводит к отказу от логики), утрата личной ответственности (что приводит к отсутствию контроля над страстями) (Лебон, 1896).

Стихийные формы поведения и психология толпы:

Субъектом стихийного массового поведения может быть любая, достаточно многочисленная группа людей, выделяющих себя по какому-либо признаку и осознающих свое единство в реализации совместных действий.

Публика — это большая группа людей, формирующаяся на основе общих интересов, не имеющая внутренней организации, эмоциональное состояние которой допускает рациональное осмысление и обсуждение ситуации. В основе формирования публики лежит наличие общего объекта внимания — популярной личности, уличного происшествия, зрелищных мероприятий в театре или на стадионе, митинга, демонстрации и т.п.

Масса — это совокупность индивидов, составляющих многочисленную, аморфную группу людей, не имеющих в большинстве прямых контактов между собой, но связанных общим и постоянным интересом.

Толпа – является самым сложным и самым важным субъектом стихийного массового поведения является толпа. Это контактная, внешне неорганизованная общность людей, отличающаяся высокой степенью конформизма ее членов, действующая крайне эмоционально и единодушно.

Как наиболее яркое выражение стихийного массового поведения, толпа — это крайне сложный объект для изучения и управления. Это связано с тем, что она может быстро переходить из одного состояния в другое, следовательно, меняется состояние и поведение людей.

Случайная толпа — скопление людей, желающих получить информацию о событиях или явлениях, очевидцами которых они стали по случайному стечению обстоятельств.

Основной контингент, составляющий случайную толпу, — лица, испытывающие острую потребность в острых впечатлениях. Как правило, случайная толпа формируется при всевозможных уличных происшествиях, дорожных авариях, пожарах, появлении необычных машин и механизмов, людей с непривычным внешним видом или поведением. Случайная толпа (толпа зевак) по своим характеристикам во многом напоминает публику и также способна быстро переходить в другие, более опасные виды толпы.

Экспрессивная толпа — группа людей, совместно выражающая чувство радости, скорби, гнева или протеста.

На форму проявления чувства, характер экспрессии оказывают влияние как сами события и явления, послужившие поводом, так и стереотипы поведения, правила и традиции, характерные для данной социальной среды, ее этнокультурные, профессиональные и другие особенности.

Наиболее сложный и опасный для общественного порядка вид толпы — действующая. Это контактная общность людей, осуществляющая активные действия относительно определенного объекта. Индивиды, составляющие данную сущность, связаны определенной целью и стремятся к ее достижению на основе совместных действий.

Агрессивная толпа отличается высшей степенью возбуждения и особо опасным характером поведения, в основе которого лежат негативные чувства по отношению к определенному объекту.

Поводом для формирования агрессивной толпы могут быть события и факты, затрагивающие действительные или ложно понятые интересы, касающиеся материальной или духовной сфер жизнедеятельности людей.

Формированию агрессивной толпы предшествует достаточно продолжительный период (от нескольких часов до нескольких суток) нарастания психологической напряженности, как в отдельных группах, так и в районах. В то же время сама агрессивная толпа и в пространстве, и во времени локализована.

Как правило, такая толпа может перемещаться на расстоянии нескольких километров, время ее существования ограниченно (6—8 часов).

Поведение агрессивной толпы может выражаться как в форме массовых беспорядков, так и в форме нарушения общественного и личного спокойствия, нормального хода общественной жизни, работы транспорта, предприятий, учреждений, оказания неповиновения представителям власти или угрозы насилием.

Одной из ярких разновидностей действующей толпы является спасающаяся. Такая толпа представляет собой группу людей, находящихся в состоянии паники. Эмоциональное состояние предельного напряжения — паники — может возникнуть в самых различных обстоятельствах, когда людьми овладевает чувство острой опасности. Источником такой опасности могут быть: стихийные бедствия, катастрофы, аварии, пожары, необычные природные явления, преступные действия отдельных лиц или групп и т.д.

Особое внимание обратим на то, что приведенная классификация весьма условна. В практическом плане наиболее важное свойство толпы — превращаемость.

Коль скоро толпа образовалась, она способна сравнительно легко превращаться из одного вида (подвида) в другой.

Превращения могут происходить спонтанно, т.е. без чьего-либо сознательного намерения, но могут быть спровоцированы умышленно. На использовании свойства превращаемости и строятся по большей части приемы манипуляции толпой с теми или иными целями.

185.212.148.159 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник:
Психология народов», «психология масс», «психология инстинктов массового поведения»
Психология народов», «психология масс», «психология инстинктов массового поведения». Стихийные формы поведения. Психология толпы. Изучение массового стихийного поведения на­чалось со второй
http://studopedia.ru/14_25088_psihologiya-narodov-psihologiya-mass-psihologiya-instinktov-massovogo-povedeniya-stihiynie-formi-povedeniya-psihologiya-tolpi.html

Развитие теории психологии масс

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Псковский государственный университет

Реферат

по Социальной психологии

тема: «Психологическая теория: Психология масс»

Морозов Андрей Викторович

Проверил: Юнель С.А.

Дата проверки: _________

Псков

2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

2. Развитие теории психологии масс…. …. ……………..…………. 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 14

ВВЕДЕНИЕ

История знает много примеров, когда большие группы людей способны производить драматические и неожиданные социальные изменения, действуя в обход привычных механизмов и паттернов. Такие события часто приводят к конфликтам.

На рубеже XIX-XX вв. европейские философы и психологи начинают заниматься новым научным направлением – психологией масс. Основная идея ранних представителей этого течения состоит в том, что масса (или толпа) стоит ниже по интеллекту и морали, чем индивидуум.

Однако модель массы исключительно как толпы давно не является общепризнанной. В современной науке толпа рассматривается лишь как один из видов массы. Теория психологии масс постоянно развивается. Этим и обусловлена актуальность темы работы, цель которой: познакомиться особенностямиэволюции теории «психологии масс».

Цель работы определяет ее задачи:

— познакомиться с понятиями «масса» и «массовое сознание»;

— узнать, особенности развития теории «психологии масс»;

Информационной базой написания работы стали электронные библиотечные системы (Библиотекарь.ру), интернет-материалы.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в обобщении материала по теме.

Масса. Массовое сознание

Масса представляет собой совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами [6].

Масса является субъектом различных политических и социокультурных движений, аудиторией многих средств массовой коммуникации, потребителем произведений массовой культуры. Массы образуются на всех уровнях общественной иерархии и отличаются значительным разнообразием (массы большие и малые, устойчивые и ситуативные, контактные и дисперсионные).

1) вхождение индивидов в данную общность носит неупорядоченный, случайный характер;

2) имеет ситуативный характер, т. е. не существует вне какой-либо конкретной деятельности;

3) открытость, размытость границ;

4) статистический характер общности – общность совпадает с множеством дискретных «единиц» и не представляет собой какого-либо самостоятельного, целостного образования, отличного от составляющих ее элементов;

5) существует вне групп и образований, в ней разрушаются границы между всеми существующими социальными, демографическими, политическими, региональными, образовательными и иными группами;

6) обладает неопределенным количественным и качественным составом;

7) изменяется в зависимости от конкретной ситуации [1].

Отличительные черты массы:

1) состоит из анонимных индивидов;

2) члены массы практически не взаимодействуют между собой;

3) неспособна действовать согласованно и едино, как толпа;

4) члены группы могут иметь различное общественное положение;

5) включает людей с различными классовыми позициями, профессиональному и культурному уровню, материальному состоянию;

6) члены массы обычно физически отделены друг от друга;

7) лишена черт общества или общины;

8) не имеет социальной организации, структуры статусных ролей [2].

Психологические характеристики массы:

1) импульсивность и изменчивость (массой руководят бессознательные повелительные импульсы, которые могут быть как положительными (героизм, благородство), так и отрицательными (трусость, жестокость), способные победить даже инстинкт самосохранения);

2) непреднамеренность (у массы нет продуманных намерений, все её намерения и чувства рождаются в зависимости от ситуации и существуют ограниченное время. Масса не выносит никакой отсрочки между своим желанием и его осуществлением);

3) внушаемость, легковерность, некритичность (масса лишена разума, она не знает ни сомнений, ни колебаний и немедленно переходит к самым крайним действиям);

4) раздражительность (масса возбуждается от незначительных раздражителей склонная ко всему крайнему);

5) низкая интегрированность, слабая сплоченность большей ей части;

6) богатое воображение, которое требует иллюзий, мифов [2].

Масса легко подчиняется вождю, жаждущему власти, который не убеждает массу, а подчиняет силой, авторитетом. Вождь не нуждается ни в какой логической оценке своих аргументов. Его задача состоит лишь в постоянном преувеличении и повторении одного и того же. Для сохранения власти над группой вождю необходим противостоящий реальный или воображаемый объект, противник, на которого он направляет агрессивное влечение членов массы. Верным союзником вождя является страх.

Важно понимать, в чем отличие массы от толпы. Под последней понимают временное и случайное собрание людей, характеризующееся духовно-эмоциональной общностью, пространственной близостью и наличием внешнего стимула. Масса — несколько более стабильное и сознательное образование индивидов (например, участники митинга или демонстрации); организаторы массы появляются не стихийно, а определены заранее.

Феномен «массовое сознание» является объектом изучения многих наук — психологии, социальной философии, социологии, политологии. Под массовым сознанием в широком смысле понимают сознание больших масс людей, народа. В более узком значении — это та особая форма обыденного сознания, которая появляется под влиянием определенных средств, прежде всего СМИ [4].

В массовом сознании людей выделяются два основных слоя:

? сознание обыденное, связанное со стихийным отражением минимального набора повседневных, бытовых потребностей и отношений;

? сознание практическое, включающее в себя весь жизненный опыт человека, — оценки, переживания, убеждения, цели, суждения, базирующиеся на здравом смысле. Именно здравый смысл, содержащий рациональное зерно, не позволяет сознанию оторваться от действительности. В целом массовое сознание, благодаря традиционным формам закрепления, отличается инертностью, консерватизмом, стереотипностью.

Массовое сознание имеет следующие особенности:

? сложность и противоречивость (в массовом сознании присутствуют несовместимые взгляды — прогрессивные и негативные реакции);

? размытость, фрагментарность, аморфность, разорванность;

? «упрошенное» отражение социальной действительности [3].

Массовое сознание — неоднородное, внутренне противоречивое, многоуровневое образование. Это сознание различных групп людей конкретного общества в конкретно-исторический период, имеющих временную и случайную природу образования. Оно тесно связано с социальными условиями жизни людей и отражает эти условия, обладая относительной самостоятельностью. На конкретно-социологическом уровне понятие «массовое сознание» соответствует общественному мнению.

Развитие теории психологии масс

Термин «массы» в обществознании впервые появляется в контексте аристократической критики социальных перемен XVII-XIX веков. Впервые англичанин Э. Берк и француз Ж. де Местр назвали пугающую тогдашних аристократов силу «толпой» или «массой». Л.Г. Бональд выступал против разрушения средневековых социальных групп и корпораций, что превращало, на его взгляд, общество в «массу изолированных индивидов». Поначалу это были образные, описательные и оценочные, идеологические выражения, однако со временем они превратились в научные понятия [9].

Первым признанным теоретиком масс в конце XIX века стал Г. Лебон. Главной моделью для него была толпа, рассматриваемая как психологический феномен, возникающий при непосредственном взаимодействии индивидов независимо от их социального положения, национальности, профессии, даже повода, вызвавшего образование данной толпы. В толпе образуется социально-психологическое («духовное») единство массы – «душа толпы». Она проникается определенными общими чувствами, взаимовнушение дает ей значительное приращение энергетики, в толпе глушится, исчезает сознательная личность [5].

Однако модель массы исключительно как толпы давно не является общепризнанной [7]. В современной науке толпа рассматривается лишь как один из видов массы. Причем в целом ряде концепций подчеркивается, что эта модель находится в определенном противоречии с новыми эмпирически фиксируемыми тенденциями – нарастанием атомизации, некоммуникабельности, отчуждения между людьми. Со временем, базовой моделью массы стала не толпа, а скорее, публика – суетящегося участника беснующейся толпы сменил комфортно устроившийся в своем кресле зритель. Уже Г. Тардтребовал «перестать смешивать толпу и публику». В первой, утверждал он, люди физически сплочены, а во второй рассеяны, первая «гораздо более не­терпима», вторая более пассивна. Тард настаивал на замене понятия «толпа» понятием «публика».

Г. Тарддалхарактеристику психологических механизмов подражания в массовом сознании, которое происходит на сознательном и подсознательном уровнях [8].

Позднее Р. Парк специально исследовал различия между массой как толпой, условием образования которой является непосредственное взаимодействие индивидов, и публикой, у которой такое взаимодействие может вообще отсутствовать.

Существенный вклад в анализ психологии масс внес итальянский юрист С. Сигеле [5].

Подробное обоснование психологии масс содержится в ряде работ Густава Лебона. В своем фундаментальном труде «Психология народов и масс» он обстоятельно охарактеризовал сознание «толпы», ее многочисленные психологические свойства. Он писал, что «эра толпы» наступает «в переходные периоды развития общества и в то же время нестабильные, когда рушатся элементы одной цивилизации и постепенно утверждаются элементы другой».

Г. Лебон указывал, что психологические характеристики толпы в корне отличаются от психологических характеристик составляющих ее людей. «Сознательная личность исчезает», чувства и мысли людей «принимают одно и то же направление», «образуется коллективная душа, имеющая временный характер, но представляющая очень определенные черты».

Анализируя эти черты, Г. Лебон отмечает импульсивность и раздражительность толпы, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждений и критики, податливость внушению, нетерпимость, авторитарность и консервативность толпы и т.д.

Г. Лебон пытался осмыслить причины появления новых психических и моральных качеств у человека в толпе, раскрывал характер идей и воображений толпы. По его мнению, идеи толпы можно разделить на два разряда: скоропреходящие идеи, зарождающиеся под влиянием минуты, и другие идеи, которым среда, наследственность и общественное мнение дают большую устойчивость. Воображения же толпы чаще основаны на поверхностных впечатлениях. Ученый предложил свою классификацию и описание толпы «различных категорий», выделил разнородную толпу и толпу однородную (секты, касты, классы и т.п.), преступную толпу, присяжные и уголовные суды, избирательную толпу, парламентские собрания [9].

Исследования психологии масс, в том числе указанных выше собраний людей, способствуют пониманию психологии межличностного общения в соответствующей обстановке. Живя в обществе, человек сталкивается с деятельностью этих массовых собраний, испытывает на себе их влияние, становится их участником. Все это оказывает психологическое воздействие на него, в том числе как насубъекта деятельности и общения с другими людьми.

Пониманию человека как субъекта межличностного общения способствует теория инстинктов социального поведения, обоснованная в работах английского психолога Уильяма Мак-Даугалла, исходившего из того, что «психология не должна сводиться к изучению сознательных процессов» и должна быть «положительной наукой о человеческом духе во всех его формах и способах проявления». Изначальной причиной и побудительной силой социального поведения людей он считал их врожденные инстинкты, размышляя о природе и роли которых, он ссылался на работы В. Вундта, применявшего термин «инстинкт» к «прочно сложившимся приобретенным навыкам» и к «врожденным специфическим склонностям», а также на работы У. Джеймса, который отводил инстинктам «руководящую роль в определении человеческого поведения и душевных процессов».

У. Мак-Даугалл определял инстинкт как «. наследственное или врожденное психофизическое предрасположение, которое наделяет того, кто им обладает, способностью воспринимать известные объекты, обращать на них внимание, испытывать особое чувственное возбуждение при восприятии таких объектов и производить соответственные особые акты или, по крайней мере, испытывать импульс к ним».

Указывая на познавательную, аффективную и волевую стороны инстинкта, он пояснял это так: «Каждый инстинктивный акт заключает в себе сознание существования какого-нибудь объекта, эмоциональное отношение к последнему и стремление к нему или уклонение от этого объекта».

У. Мак-Даугалл утверждал, что «инстинкты являются первыми двигателями человеческой деятельности» и что «инстинктивные импульсы определяют цель всякой деятельности», подробно характеризовал взаимосвязь некоторых «основных инстинктов» и «первичных эмоций человека», в том числе: инстинкта бегства от опасности и эмоции страха: инстинкта любопытства и эмоции удивления; инстинкта драчливости и эмоции гнева; инстинкта самоуничижения и эмоции покорности; родительского инстинкта и эмоции нежности и т.д. Ученый изучал такие инстинкты, как инстинкт размножения и родительский инстинкт, инстинкт воинственности, стадный инстинкт, инстинкт стяжательства, строительства и т.д. [9].

Подробный анализ роли инстинктов (названных им впоследствии склонностями) в социальном поведении людей, проделанный Мак-Даугаллом, способствовал тому, что на это обратили серьезное внимание другие психологи. Многие из них стали изучать иррациональные проявления психики человека, прежде всего инстинкты, их сущность и роль в деятельности людей, их поведении и межличностном общении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При изучении различных источников литературы по теме работы были сделаны следующие выводы.

Масса является субъектом различных политических и социокультурных движений, аудиторией многих средств массовой коммуникации, потребителем произведений массовой культуры. Массы образуются на всех уровнях общественной иерархии и отличаются значительным разнообразием (массы большие и малые, устойчивые и ситуативные, контактные и дисперсионные).

Сам термин «массы» в обществознании впервые появляется в контексте аристократической критики социальных перемен XVII-XIX веков.

Первым признанным теоретиком масс в конце XIX века стал Г. Лебон. Главной моделью для него была толпа, рассматриваемая как психологический феномен, возникающий при непосредственном взаимодействии индивидов независимо от их социального положения, национальности, профессии, даже повода, вызвавшего образование данной толпы. В толпе образуется

Однако модель массы исключительно как толпы давно не является общепризнанной. В современной науке толпа рассматривается лишь как один из видов массы.

Г. Тард дал характеристику психологических механизмов подражания в массовом сознании, которое происходит на сознательном и подсознательном уровнях.

Позднее Р. Парк специально исследовал различия между массой как толпой, условием образования которой является непосредственное взаимодействие индивидов, и публикой, у которой такое взаимодействие может вообще отсутствовать.

Существенный вклад в анализ психологии масс внес итальянский юрист С. Сигеле.

Г. Лебон пытался осмыслить причины появления новых психических и моральных качеств у человека в толпе, раскрывал характер идей и воображений толпы.

Пониманию человека как субъекта межличностного общения способствует теория инстинктов социального поведения, обоснованная в работах английского психолога Уильяма Мак-Даугалла.

Подробный анализ роли инстинктов (названных им впоследствии склонностями) в социальном поведении людей, проделанный Мак-Даугаллом, способствовал тому, что на это обратили серьезное внимание другие психологи. Многие из них стали изучать иррациональные проявления психики человека, прежде всего инстинкты, их сущность и роль в деятельности людей, их поведении и межличностном общении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Источник:
Развитие теории психологии масс
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Псковский государственный университет Реферат по Социальной
http://stydopedya.ru/1_26421_razvitie-teorii-psihologii-mass.html

COMMENTS