Веселая семейка носов

Веселая семейка носов

Библиотечное мероприятие для 2-4 классов

НОСОВ Николай Николаевич


Носов Николай Николаевич родился [23.11.1908 пос. Ирпень под г. Киев] в актёрской семье – писатель.

Начальное образование получил в гимназии, а затем в школе рабочей молодёжи, где стали проявляться многие дарования будущего писателя.

Молодой человек, наряду с занятиями музыкой, пением, любительским театром, увлекался и точными науками. Также юноша интересовался химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Уже в те времена Носов сочинял для рукописного журнала «Икс».

Юность писателя пришлась на непростые времена в нашей истории. Носов успел поработать чернорабочим, торговцем газет, землекопом, косарем, возчиком бревен.

В 19 лет (1927 г.) Николай поступает в Киевский художественный институт, а в 1929 переводится в Институт кинематографии в Москве.

В 24 года (1932 г.) окончил режиссерский факультет Государственного института кинематографии.

Долгих 19 лет (1932-1951 г) Носов работает в качестве режиссера — постановщика мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов. После съемки в 1943 году нескольких учебных фильмов для Красной Армии он был удостоен награды орденом Красной Звезды. Почему я стал писателем? На этот вопрос автор отвечал: «Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь, и у меня было о чем порассказать людям».

Родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников. «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа. Она требует много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное — любви к ним уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением», — говорил автор повести «Витя Малеев в школе и дома».

Писатель обладал запоминающейся внешность. Он соответствовал своей фамилии. У Носова действительно был нос и совсем не маленький, а крупный такой, заметный, и большая голова, и широкие плечи. И все это совершенно не вязалось с невысоким ростом и тихим глуховатым голосом. На первый взгляд — неказистый такой человек. Очень молчаливый, очень замкнутый. Иные называли его «хмурым ворчуном». Но что они знали, эти иные? Они, наверное, и книг-то его никогда не читали!

Как писатель Носов дебютировал в 1938 году ему было 30 лет: был издан его первый рассказ для детей, «Затейники» . Вскоре рассказы Носова печатаются в одном из самых известных в то время журналов — «Мурзилке» . Рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазеры» и другие были объединены в детгизовском сборнике «Тук-тук-тук» и изданы в 1945 году.

Сборники рассказов «Ступеньки» и «Веселые рассказы» (для детей младшего и среднего возраста) вышли в 1947 году. Знание детской психологии и владение доступным и, вместе с тем, образным языком позволило завоевать прочное признание у детей и взрослых, а также занять достойное место у детей младшего школьного возраста.

Имя Николая Носова становится любимым и известным и среди школьников среднего возраста — после публикации повестей «Веселая семейка» (1949 г.), «Дневник Коли Синицина» (1950 г.), «Витя Малеев в школе и дома» (1950 г.) . За повесть «Витя Малеев в школе и дома» Носов был удостоен Государственной премии за 1952 год. В 50- годах ко всем героям Носова присоединился ещё один, на сей раз — сказочный. Незнайка пришёл сам и привёл с собой целую ораву весёлых и шумных коротышек, которые постоянным местом жительства избрали для себя три книжки Носова:

«Приключения Незнайки и его друзей» (1953-1954),

«Незнайка в Солнечном городе» (1958) и

«Незнайка на Луне» (1964-65).

Там они прекрасно устроились и вытворяли, что хотели: ссорились, мирились, летали на воздушном шаре, отправлялись в космическое путешествие и даже участвовали в революции на Луне.

Автор знакомит маленьких читателей с профессиями или родом занятий своих героев, сводя их характеристику к единственной черте: давая им говорящие фамилии, которые и определяют поведение героев в различных ситуациях (Незнайка, ученый Знайка, доктор Пилюлькин, художник Тюбик, братья Винтик и Шпунтик).

Исключение составляет роман-сказка «Незнайка на Луне». «Научно- фантастическая повесть о последних достижениях и перспективах развития советской науки в области ракетоплавания и телемеханики». Но даже эти «выдуманные» сказочные коротышки подозрительно походили на своих маленьких читателей. Особенно — Незнайка. Точь – в -точь мальчишка-сорванец, из-за собственного неумения и зазнайства попадающий в самые разные истории. Потому и полюбился он больше всех. И не только нашим (тогда — советским) ребятам, но и зарубежным, так как стараниями переводчиков очень скоро заговорил на многих языках мира. Даже по-японски! По этим сказочным повестям поставлено несколько анимационных фильмов.

В 1961 году выходят юмористические новеллы «Приключения Коли Клюквина», где автор высмеивает не только детские недостатки, но и пороки взрослых. Уважение к личности ребенка — отличительная черта прозы Носова.

В 1971 году публикуется «Повесть о моем друге Игоре» .

Воспоминания о семье и детстве нашли отражение в художественно — мемуарной повести «Тайна на дне колодца» (1977 г.).

Созданы кинофильмы по киносценариям Н. Носова: «Два друга», Дружок», «Фантазеры», «Приключения Коли Клюквина», пьесы «Незнайка учится», «Незнайка — путешественник», «Незнайка в Солнечном городе».

Конечно, нельзя объяснить популярность носовских книг только их научной содержательностью. Ведь это ещё и на редкость весёлые книги. Писатель видел смешное в жизни и сумел передать его в своих произведениях.

Рассказы и повести писателя переводятся во всём мире.

Прозаик, киносценарист, драматург Николай Носов скончался 26 июля 1976 года.

Книги Н.Н. Носова:

«Ступеньки», «Веселые рассказы» (1947);

«Веселая семейка» (1949);

«Дневник Коли Синицына»(1950); «Витя Малеев в школе и дома» (1950). (Гос. премию СССР)

«Приключения Незнайки и его друзей» (1953);

«Незнайка в Солнечном городе» (1958);

«Незнайка на Луне» (1964).(За трилогию о Незнайке Носов получил премию им. Н.К. Крупской)

«Приключения Толи Клюквина» (1961);

«Повесть о моем друге Игоре» (1971);

«Тайна на дне колодца» (1977);

Произведения Николая Носова были экранизированы.

Два друга. По повести «Витя Малеев в школе и дома», 1955.

Дружок. По рассказам «Дружок» и «Мишкина каша», 1958.

Живая радуга, 1982.

Незнайка с нашего двора, 1984.

Приключения Толи Клюквина, 1964.

Сняты мультфильмы:

«Незнайка учится»,1961 г.

«Фунтик и огурцы»,1961 г.

«Винтик и шпунтик – веселые мастера»,1961 г.

«Незнайка в солнечном городе». В 10 сериях, 1976-1977 г.

«Бобик в гостях у барбоса»,1977 г.

«Незнайка на луне»,1999 г.

Мероприятие по произведениям Н.Н.Носова

Домашним заданием почитать рассказы Н. Носова. («На горке», «Заплатка», «Живая шляпа», «Ступеньки», «Затейники»)

1. Зачитать отрывок, а учащиеся должны отгадать о каком рассказе идёт речь. (Приложение №1)

2. ВОПРОС-ОТВЕТ. По творчеству и произведениям Н.Н. Носова. Сделать карточки для команд (Приложение №2)

3. Кроссворд по трилогии Н.Н. Носова о маленьких человечках. (Приложение №3)

Отрывки по произведениям Н.Н.Носова

(«На горке», «Заплатка», «Живая шляпа», «Ступеньки», «Затейники»)

Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда всё сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами. Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор, Ребята окружили его.

— Вот молодец! — говорили они.

. А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:

— Эх, мне бы ещё пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну, ничего, когда- нибудь оторвётся — обязательно сам пришью. («Заплатка»)

— Давай наберём картошки и будем в нее картошкой стрелять, — предложил Вовка. Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её в

шляпу. Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

— Мяу! — закричало что-то.

Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котёнок выскочил.

— Васька! — обрадовались ребята. («Живая Шляпа»)

— Может быть, двадцать пять? — спрашивает Валя.

— Да нет! Только думать мешаешь! Вот видишь, из-за тебя забыл! Придётся опять сначала.

— Не хочу я сначала! — говорит Валя. — Что это такое? То вверх, то вниз, то вверх, то вниз! У меня уже ноги болят.

— Не хочешь, не надо, — ответил Петя. — А я не пойду дальше, пока не вспомню.

(«Ступеньки»)

Я подкрался на цыпочках к столу, дёрнул за край одеяла и бегом к двери. Одеяло упало, а под столом никого нет. Мы обрадовались. Хотели починить домик, только Валя говорит:

— Вдруг опять кто-нибудь за ногу схватит.

Так и не стали в «три поросёнка» играть. («Затейники»)

Бери сейчас же лопату!

Котька отвязал коньки и взял лопату.

-Засыпай песок снегом!

Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили. -Вот теперь, — говорят, — замёрзнет, и можно будет кататься.

А Котьке так работать понравилось, что он ещё сбоку лопатой ступеньки проделал.

— Это, — говорит, — чтоб всем было легко взбираться, а то ещё кто-нибудь снова песком посыплет! («На горке»)

ВОПРОС-ОТВЕТ. По творчеству и произведениям Н.Н.Носова

1. Назовите имя и отчество Носова.

а) Иван Федорович б) Олег Олегович в) Николай Николаевич

2. Где родился Носов?

а) в Ташкенте б) в Киеве в) в Москве

3. Кто испугался волка под кроватью? Назови имя героя и рассказ.

а) Валя « Затейники» б) Петя «Ступеньки» в)Незнайка «Приключения Незнайки.

4. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа» ?

а) Калошей б) Игрушкой в) картошкой

5. Как звали мальчика в рассказе «На горке»

а) Петя Петров б) Котька Чижов в) Иван Иванов

В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ?

а ) «Мурзилка» б) «Филя» в) «Русалочка»

6.Как звали мальчика в рассказе « Заплатка»?

а) Бобка б) Митька в) Федя

7. До скольки научился считать Петя в рассказе «Ступеньки»?

а) до 5 б) до 15 в) до10

8. Сказка Н. Носова о человечках коротышках?

а) « Приключения Незнайки и его друзей»

б) «Веселая семейка»

в)«Дневник Коли Синицина»

9.Самый знаменитый житель цветочного города?

а) Гусля б) Цветик в) Незнайка

10. В какую игру играли Валя и Петя в рассказе «Затейники»?

а) «Волк и семеро козлят» б) «Три поросенка» в) «Три охотника»

11. Вещь, которой хвастался Бобка в рассказе «Заплатка»?

а) Рубашкой в клеточку б) Кепкой в) Зелёными штанами

Кроссворд «Герои Солнечного городка»

6. Врач, лечивший всех пилюлями (Пилюлькин)

7. Второй из механиков – изобретателей (Винтик)

8. Всезнайка в городе (Знайка)

10. Как звали жителей городка (Коротышки)

  1. Как назывался город, где жили человечки (Солнечный)
  2. Как звали сочинителя музыки (Гусля)
  3. Как звали художника в городке (Тюбик)
  4. Самый неугомонный человечек городка (Незнайка)
  5. Первый механик-изобретатель (Шпунтик)

9. Автор этого замечательного произведения (Носов)

Источник:
Веселая семейка носов
биография Носов Николай Николаевич
http://www.znaniy.com/2010-03-03-15-58-18/24—2-4.html

Веселая семейка носов

Это случилось после того, как взорвалась паровая машина, которую мы с Мишкой делали из консервной банки. Мишка слишком сильно нагрел воду, банка лопнула, и горячим паром ему обожгло руку. Хорошо, что Мишкина мама тут же намазала ему руку нафталановой мазью. Это очень хорошее средство. Кто не верит, пусть сам попробует. Только мазать нужно сейчас же, как обожжешься, пока не сошла кожа.

– Давай не будем делать инкубатор, а положим яйца в кастрюлю и поставим на печку, – предложил я.

Мы потушили лампу и принялись мастерить инкубатор. Первым делом мы сколотили из фанеры большую коробку, чтобы в нее поместилось штук пятнадцать яиц. Эту коробку мы выложили внутри ватой, а поверх ваты обили еще войлоком, чтобы яйцам было теплей. Сверху к коробке приделали крышку с дырочкой. В эту дырочку просунули градусник, чтобы следить за температурой.

В эту ночь я долго не мог заснуть.

Вот как смешно получается в жизни! Еще вчера мы и не думали никуда ехать, а на другой день мы уже сидели в поезде и катили в деревню к тете Наташе. Нам хотелось поскорей привезти яиц и начать выводить цыплят. Поезд, как нарочно, тащился черепашьим шагом, и дорога нам показалась ужасно длинной. Это всегда так бывает: когда спешишь, то все, как будто назло, делается медленно. Мы с Мишкой нервничали и боялись, что тетя Наташа куда-нибудь уйдет и мы не застанем ее дома.

На другой день, вернувшись из школы, мы принесли на кухню корзину и уложили яйца в инкубатор. Места оказалось достаточно, даже еще немного осталось.

Не знаю, как остальные ребята, но я в воскресенье люблю подольше поспать. В школу не нужно идти, спешить некуда. Раз в неделю можно поваляться в постели. Ничего плохого в этом нет, я думаю. Как раз на другой день было воскресенье, но я почему-то проснулся рано. Солнышко еще не взошло, но на дворе уже было светло. Я решил полежать еще немного и вдруг вспомнил про инкубатор. Меня как будто подбросило на постели. Я быстро оделся, побежал к Мишке и принялся звонить у двери. Мишка сейчас же отворил дверь и зашипел на меня:

Потом мне стало скучно, я взял книжку про птицеводство и стал читать, как нужно следить за инкубатором. В книжке говорилось о том, что если яйца будут лежать в инкубаторе неподвижно, то зародыши в них могут прилипнуть внутри к скорлупе. От этого получаются кургузые, кривобокие, недоразвитые цыплята и даже задохлики, то есть совсем дохлые. Для того чтобы зародыши не прилипали внутри к скорлупе, яйца в инкубаторе нужно через каждые три часа переворачивать на другую сторону.

Часам к десяти ртуть в градуснике почему-то поднялась на полградуса, так что на этот раз нам пришлось вытащить одну тетрадку и опустить лампу.

После обеда Мишка прилег на кушетке и снова заснул. Мне было скучно одному сидеть – я принес свои альбом для рисования и принялся рисовать Мишку, как он спит на кушетке. Спящих легче всего рисовать, потому что они лежат спокойно и не шевелятся.

– Ну как, все в порядке? – спросил я на следующее утро Мишку.

С тех пор у нас потекла настоящая трудовая жизнь. Днем и ночью нужно было следить за температурой и каждые три часа переворачивать яйца. Вода в консервной банке и деревянных чашечках быстро испарялась, так что часто приходилось подливать свежую воду. Дело как будто нетрудное, но все время приходилось быть настороже. Как только зазеваешься, так сейчас же что-нибудь случится: или температура подскочит, или забудешь перевернуть яйца. Нельзя было ни на минуту забывать об инкубаторе.

Костя ежедневно заходил к нам, а потом рассказывал ребятам, как идет дело с высиживанием цыплят. Только он не говорил, что это мы с Мишкой устроили инкубатор. Он сочинил, что это какие-то другие ребята, из другой школы.

После обеда у нас на кухне собрался почти весь юннатский кружок. Мы показали ребятам наш инкубатор, рассказали, как производится нагревание, как мы проверяем температуру, как переворачиваем яйца. Потом мы стали обсуждать, как организовать дежурство. Витя Смирнов предложил написать правила для дежурных. Вот какие у нас получились правила.

– Не выходит задачка, – говорит Мишка. – Мы все правильно сделали, а с ответом не сходится. Наверно, в книжке ответ неправильный.

Наконец-то мы с Мишкой вздохнули свободно! Раньше мы были как будто привязанные к инкубатору. Нам приходилось постоянно думать, как бы не прозевать чего-нибудь, и все время быть начеку. Всякое другое дело было для нас помехой, и ничто нам не лезло в голову. Зато теперь работа прекрасно шла и без нас.

После уроков Ваня и Женя поехали на птичий рынок и часа через два вернулись с полными карманами овса.

Работать в компании было весело, и последние дни прошли быстро. Наконец наступил двадцать первый день. Это было в пятницу. У нас все уже было приготовлено к приемке молодняка. Мы отыскали в сарае большую кастрюлю и сделали из нее грелку, то есть выложили ее внутри войлоком, чтобы цыплятам в ней было тепло. Теперь эта грелка стояла на чугунке с горячей водой – на случай, если цыпленок выведется, чтоб сейчас же посадить его в грелку.

Ребята молча стояли вокруг.

Печально закончился этот день, и опять наступил вечер. На кухне все было по-прежнему: инкубатор продолжал нагреваться, лампочка продолжала гореть, но надежда у нас совсем погасла. Мишка молча сидел и вертел в руках яйцо. Мы долго думали, разбить его или пока подождать. Вдруг Мишка испуганно посмотрел на меня. Мне показалось, что он увидел позади меня что-то страшное. Я оглянулся. Позади ничего не было. Я снова взглянул на Мишку.

– Сам ты явление природы! – засмеялся Мишкин папа. – В цыпленке, конечно, удивительного ничего нет, а вот удивительно, как он у вас получился. Я был уверен, что у вас из этой затеи ничего не выйдет.

От счастья у меня захватило дыхание, сердце сильно забилось в груди.

За всеми хлопотами мы даже не заметили, как наступило утро. Взошло солнышко и стало светить в окно. На полу заиграли солнечные зайчики, и вся кухня наполнилась радостным светом.

К концу дня у нас в грелке сидело уже десять цыплят. Последним появился номер пятый. Он упорно не хотел вылезать из яйца, и нам пришлось наполовину обломать скорлупу, чтобы помочь ему выбраться. Если бы мы этого не сделали, то он так и остался бы в скорлупе до скончания веков. Он был помельче остальных птенцов и не такой крепкий – должно быть, оттого, что так долго сидел в яйце.

– Миленькие! Да они есть хотят! – воскликнул Мишка. Мы поскорее сварили вкрутую яйцо, нарезали его мелко и насыпали цыплятам. Но цыплята не догадывались, что яйцо можно есть. Мы давали им по кусочку яйца и говорили:

Мы показали Марье Петровне наш инкубатор, в котором осталось только два яйца.

Наша «веселая семейка» жила очень дружно. Цыплята чувствовали себя спокойно и хорошо, когда были все вместе. Но стоило только какого-нибудь из них унести от остальных, как он начинал тревожно пищать и бегать, стараясь отыскать своих братцев, и успокаивался только тогда, когда находил их.

Майка уже давно хотела забрать своего цыпленка, но мы всё не позволяли ей. Наконец она все-таки не послушалась и унесла его в комнату. Через полчаса она принесла его обратно и со слезами сказала:

– Ну как, птицеводы, опять за яйцами приехали? – засмеялась тетя Наташа, когда увидела нас.

Мы выпустили цыплят из корзины и долго смотрели, как они резвились на солнышке. Тетя Наташа сказала, что у нее заклохтала курица, и мы с Мишкой побежали в сарай посмотреть на наседку. Она сидела в лукошке, из которого торчало во все стороны сено. Курица строго глядела на нас, будто боялась, что мы отнимем у нее яйца.

Источник:
Веселая семейка носов
Вера православная
http://www.verapravoslavnaya.ru/?Nosov_Veselaya_semeika

Краткое содержание «Веселая семейка», Носов Николай Николаевич

Краткое содержание «Веселая семейка», Носов Николай Николаевич

Николай Носов – известный детский писатель. Он создал цикл рассказов о двух друзьях — Мише и Коле. Многим с детства знакома история, когда эти два озорника пытались приготовить кашу. Они насыпали столько крупы, что блюдо постоянно убегало и приходилось заполнять кашей всю имеющуюся посуду. Не менее интересно читать и рассказ «Веселая семейка» Носова. Главные герои этого произведения те же. Интересно следить за их приключениями и понять, чем закончилась увлекательная история. Те, кто хотят узнать это всего за 5 минут, осуществят своё желание, прочитав краткое содержание. «Веселая семейка» Носова Н. — это забавная история, её подробности читайте прямо сейчас.

Начинается повесть с того, что Коля рассказывает о своей с другом проделке. Они хотели сконструировать из консервной банки машину, но слишком сильно нагрели воду, и Мишка обжег руку. Его мама запретила ребятам продолжать такие игры. Дети ходили без дела, и им было скучно. Прошло время, наступила весна. Сейчас читатель узнает о том, как родилась в голове ребят гениальная идея. Поможет в этом краткое содержание. «Веселая семейка» Носова написана с использованием интересного приёма — от своего собственного имени. Ведь именно Николай зашёл к Мишке в тот исторический день, а тот каждый раз называл разные синонимы его имени: Миклухо-Маклай, Николадзе, Никола, Микола. Так могли называть в действительности Носова его друзья.

Так вот, Николай зашёл к Мишке. Тот назвал его «Николадзе» и продолжил увлечённо читать книгу о птицеводстве. Ребята загорелись идеей сконструировать инкубатор. Схема и описание того, как это сделать, были даны в книге «Птицеводство». Они утеплили ящик, сделали нагревательный элемент из консервной банки, повесили термометр. Через какое-то время было решено банку заменить лампой.

Теперь предстояло где-то взять свежие яйца. А где именно, можно узнать, продолжив читать краткое содержание. «Веселая семейка» Носова, повествует, что автор придумал взять их у тёти Наташи. У неё семья Коли снимала летом дачу. У женщины были свои куры. Ребята приехали к женщине и попросили у неё 12 яиц. Их они положили в инкубатор и стали следить за температурой и переворачивать яйца каждые 3 часа. Для этого им приходилось по очереди дежурить даже ночами. Дети стали не высыпаться. Не успевали учить уроки, и учитель арифметики поставил им двойки по своему предмету.

После этого случая к ним пришли друзья из класса и предложили свою помощь. Что было дальше, подскажет краткое содержание. «Веселая семейка» Носова рассказывает, что товарищи составили график дежурства, и теперь у ребят была возможность хорошо учить уроки и вовремя ложиться спать. На 21-й день начали вылупливаться долгожданные цыплята. Радости ребят не было предела. Они стали ухаживать за живыми существами, кормить и поить их. Помог овёс, который они прорастили заранее. Потом цыплят отвезли к тёте Наташе.

Вот такое интересное и полезное дело придумал для детей Н. Носов. «Веселая семейка» учит детей добру, любви к природе. Повесть доказывает, что необходимо иметь друзей, которые всегда помогут. Тем более что вместе веселее учить уроки и делать разные полезные дела.

Источник:
Краткое содержание «Веселая семейка», Носов Николай Николаевич
Интересно следить за перипетиями жизни героев повести Носова и понять, чем закончилась увлекательная история. Те, кто хочет узнать это всего за 5 минут, осуществят своё желание, прочитав краткое содержание «Веселая семейка». Носов Николай придумал забавную историю, её подробности – в статье.
http://fb.ru/article/128955/kratkoe-soderjanie-veselaya-semeyka-nosov-nikolay-nikolaevich

Литературная игра — Веселая семейка — (по рассказам а и нского)

Литературная игра «Веселая семейка» (по рассказам Н.Носова и В.Драгунского)

Оборудование кабинета к игре.

Парты стоят по две. Организуется работа в трёх командах: 2 команды детей и одна команда родителей. Команды предварительно получают задание. (Приложение 1)

1. Высказывания известных людей о произведениях Н.Носова и В. Драгунского.

Книги Н. Носова любят все дети и их родители, которые тоже были детьми.

Рассказы Н. Носова невозможно читать без улыбки, столько в них легкого юмора, доброты. Улыбнитесь, взрослые и дети, вспомнив рассказы.

2. Выставка книг Н.Носова и В.Драгунского.

3. Выставка рисунков и кроссвордов команд-участников и болельщиков.

II. Разминка. Каждой команде я задам по 1 вопросу

1. “Тук-тук-тук! – стучало что-то по крыше. Ребята застыли от удивления… Мы отошли от дома в сторону и взглянули на крышу. Там сидела обыкновенная ворона и что-то клевала”.

Вопрос: Что клевала ворона в рассказе “Тук-тук-тук”?

Ответ: Прошлогодние ягоды рябины.

2. Герои рассказа “Мишкина каша” остались одни на даче. Они долго пытались сварить кашу, но у них так ничего и не получилось.

Вопрос: Что еще они готовили?

Ответ: Жарили пескарей.

3. Вопрос: Какой рассказ заканчивается следующими словами: “Что это за кино мы смотрели? – говорит Костя. – Я что-то ничего не разобрал. – А я, думаешь, разобрал? – ответил Шурик. – Какая-то чепуха на постном масле. Показывают же такие картины!”.

III. Конкурсная программа

1. Угадай, из какого рассказа отрывок. Назовите фамилию автора.

*** Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка, и в то же время я сам держал её сейчас в руках.

(В. Драгунский “Он живой и светится”)

*** – Давай верёвку. – А её нет, верёвки.
– Где же она?
– Там.
– Где – там?
– Ну. в колодце.
– Так ты, значит, с верёвкой ведро упустил?
– Ну да.

(Н.Носов «Мишкина каша»)

***Какой рассказ заканчивается следующими словами: “Что это за кино мы смотрели? – говорит Костя. – Я что-то ничего не разобрал. – А я, думаешь, разобрал? – ответил Шурик. – Какая – то чепуха на постном масле. Показывают же такие картины!”.

*** “… В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошёл милиционер. Он сказал:

— Здравствуйте! – и подошёл к окну, и поглядел вниз. – А ещё интеллигентный человек.

— Что вам нужно? – строго спросила мама.

— Как не стыдно? – Милиционер даже стал по стойке “смирно”. – Государство предоставляет вам новое жильё, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно!”

(В. Драгунский. “Тайное становится явным”)

*** Котька во весь дух помчался по полю, через овраг и не спеша пошел домой. На душе было радостно.

***“…А мы остались возле ёлки. Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли, как дураки, и улыбались. Потом Алёнка взялась за одну веточку и сказала:

— Смотрите, а на ёлке сыски висят”.

(В.Драгунский “Заколдованная буква”.)

2. Конкурс “Бюро находок”.

Угадай предметы и назови рассказ и автора.

1. На грядке длинный и зелёный,
В кадке жёлтый и солёный.
(Огурец. Рассказы Н.Носова «Огурцы» и «Огородники»)

2. Поверну волшебный круг
И меня услышит друг.
Через поле и лесок
Подается голосок
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь,
А слышно там.
(Телефон. Рассказ Н.Носова «Телефон»)

3. Птичка-невеличка:
Носик стальной, хвостик льняной.
(Иголка с ниткой. Рассказ Носова «Заплатка»)

4. Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой.
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили.
И скатились все потом
С моего горба гуртом.
(Ледяная горка. Рассказ Н.Носова «На горке»)

5. С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком.
(Собака. Рассказ «Дружок» и Н.Носова “Бобик в гостях у Барбоса” )

6. Вильнёт хвостом туда-сюда
И нет её, и нет следа.
(Рыбка. Рассказ Н.Носова «Карасик».)

3. Конкурс “Ты мне, я – тебе”

Задать по 3 вопроса командам-противникам.

Каждой команде я задаю вопросы. На обсуждение 5 секунд. Ваша задача дать правильный ответ на наибольшее количество вопросов. ( у жюри вопросы и ответы. Они по ходу фиксируют)

1. Какой рассказ Н. Носова имеет “сладкое” название? (“Леденец”)

2. Какой величины и какого цвета была заплатка, которую Бобка пришил к своим штанам? (Величиной с огурец, зеленого цвета. “Заплатка”).

3. Какой рассказ Н. Носова носит “рыбное” название? (“Карасик”)

4. Как звали мальчика в рассказе “Заплатка”? (Бобка)

5. Во что играли дети в рассказе “Затейники”? (В “три поросёнка”)

1. Как звали героев рассказа “Фантазеры”. (Мишутка и Стасик)

2. Что делали Володя и Вадик до того, как увидели “живую шляпу”? (Раскрашивали картинки)

3. Кого больше всего на свете боялся Алик из рассказа “Милиционер”? (Милиционера)

4. Кого испугались герои рассказа “Затейники”? (Волка)

5. Где происходили события в рассказе “Мишкина каша?” (На даче)

1. Какую по счету ступеньку не смог посчитать Петя из рассказа “Ступеньки”? Ответ: шестую.

2. Какая фамилия была у Дениски? (Кораблёв)

3. Продукт, который Дениска добавил в кашу. 4 буквы. (Хрен)

4. Кто испугался волка под кроватью? Назови рассказ и имя героя. (Валя. “Затейники”)

5. Её заваривают, затевая неприятности……

6. Её просит дырявая обувь….

5. (Звучит мелодия “Капитаны…..”)

Конкурс капитанов. “Фантазёры”

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамейке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу небылицы. – “Сколько тебе лет”, — спрашивает Мишутка. – “Девяносто пять. А тебе?” — “А мне сто сорок…”. Много интересных небывалых историй придумали герои рассказа Н. Носова “Фантазеры”. Предлагаем вам самим придумать какую-либо историю – небылицу из вашей жизни или по мотивам произведений Н. Носова. Каждый капитан рассказывает по 2 истории-врушки.

Ведущий: Пока жюри подводит итоги мы обратимся к болельшикам.

6. Конкурс “Близнецов” (болельщикам)

Когда вы читали рассказы Н.Носова и В.Драгунского то, наверно, обратили внимание на то, что в них есть похожие ситуации, похожие предметы и похожие имена.

Сейчас я буду называть общее понятие, а вы должны назвать автора и произведение.

Каша – “Мишкина каша”, “Тайное становится явным”. В.Драгунский

Шляпа – “Мишкина каша” — Н.Носов, “Тайное становится явным” В.Драгунский

Обмен вещами – “Карасик” Н.Носов, “Он живой и светится” В.Драгунский

(Для всех участников, в том числе и для болельщиков):

После того, как из Незнайки не получилось художника, он решил сделаться поэтом и сочинять стихи. У него был знакомый поэт, которого звали Цветиком. Однажды Незнайка попросил Цветика научить его сочинять стихи. – “Ты знаешь, что такое рифма?” — спросил его Цветик. – “Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково. Например: утка – шутка, коржик – моржик. Станьте тоже на время поэтами и сочините стихи, используя рифмы из предложенных:

  • кружка – подружка – лягушка – подушка;
  • стакан – банан – карман – обман;
  • цветок – носок – листок – щенок.
  • кошка – ложка – окошко – немножко
  1. Соедини пословицу и рассказ
  • Берись дружно, не будет грузно.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • У страха глаза велики.
  • Главное не победа, главное участие.
  • Старый друг, лучше новых двух.
  • Прежде чем людей судить — на себя посмотри.
  • Засыпь правду золотом, затопчи её в грязь, а она всё наружу выйдет.
  • “Друг детства”
  • “Тайное становится явным”
  • “Заколдованная буква”
  • “На горке”
  • “Живая шляпа”
  • “Третье место в стиле Баттерфляй»
  • “Заплатка”

9. Составь рецепт приготовления каши. (Приложение 4)

10. (Болельщики). Узнай героя по описанию

Фоторобот №1. У него веснушки на носу и светлые волосы. Он невысокий. Он главный герой этой повести. Знает, что подарить лучшему другу и не имеет чувства юмора. Хотел стать боксером, но не стал тренировать силу удара об своего друга детства. Любит ходить в кафе и зоопарк. Он любит играть в шашки и шахматы, но не любит проигрывать. Хочет иметь собаку. Мальчик не любит лечить зубы и когда его родители ходят в театр. Он очень не любит Марью Петровну, за то, что она его все время обманывает.

Ответ: Дениска. Рассказы: «Надо иметь чувство юмора», «Что я люблю», «И что не люблю», «Старый Мореход», «Дядя Павел истопник», «Гусиное горло», «Он живой и светится», «Друг детства».

Фоторобот №2. Он такой же, как Дениска, невысокого роста, с волосами чуть потемнее волос Дениски. Он учится в 1″В» классе и он лучший друг Дениски. Если хочет, то добивается своей цели. За простую игрушку может предложить живого светлячка и одолжить немного денег. Из этого следует, что он не жадный. Мальчик любит целый продуктовый магазин. Чтобы в школе не ругали, может немножко приврать. Он немного завистливый.

Ответ: Мишка. Рассказы: «Что любит Мишка», «Он живой и светится», «Рыцари», «Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах».

Фоторобот №3. Это девчонка пяти лет. У неё белые волосы, «глаза круглые и отчаяные». У неё меняются молочные зубы на коренные, и сейчас «зуб вывалился и свистит». Одним словом «Красотулечка!» В одной из историй она превратилась в настоящую «индейку». Она маленькая и тихая, но иногда бывает обидчивой. Её лучшие друзья — мальчишки (Костик, Мишка, Андрюшка и Дениска).

Ответ: Алёнка. Рассказы: «Заколдованная буква», «Красный шарик в синем небе». «Сверху вниз наискосок»

Фоторобот 4. Этот герой любит смотреть на львов в цирке и слонов в зоопарке. (Девочка на шаре. Слон и радио). Любит читать газеты и не любит, когда его отвлекают от этого занятия. (Профессор кислых щей). Доктор считает, что ему нужно бросить курить, так как в сердце у него легкий шумок. Курит “Казбек”. (Одна капля убивает лошадь). Однажды ему пришлось готовить курицу. Не любит лохматый бульон. (Куриный бульон). Имеет чувство юмора. (Надо иметь чувство юмора). Умеет показывать фокусы. (Чики-брык). Любит мамин смех. (Рыцари).

Ответ: Папа Дениски.

III Итоги. Слово жюри

Вручение дипломов и грамот. (Приложение 5)

Источник:
Литературная игра — Веселая семейка — (по рассказам а и нского)
Сделать общение со своими детьми интересным и "ненапряжным", найти серьезные и актуальные темы для обсуждения помогут совместные литературные игры. Литературная игра является одним из действенных средств формирования интереса к чтению. Она обладает значительными возможностями для развития неформальных отношений, индивидуальных способностей, дает простор детской изобретательности и фантазии.
http://festival.1september.ru/articles/599129/

COMMENTS