Виды навыков в психологии

Виды навыков

Различают четыре вида навыков: двигательные, мыслитель­ные, сенсорные навыки и навыки поведения.

Двигательные навыки включены в самые различные виды де­ятельности. Без выработки двигательных навыков невозможно воздействие на предмет труда, управление технологическими процессами, устная и письменная речь, передвижение в про­странстве и т. д.

Не меньшее значение имеют навыки мыслительной деятель­ности, выступающие как обязательные компоненты умственного труда. К важнейшим из этих навыков относятся навыки чтения чертежей, заучивания, построения доказательств и т. д. Важное место в умственной деятельности принадлежит навыкам рас­пределения и концентрации внимания, наблюдения.

Выработка сенсорных навыков лежит в основе развития чув­ствительности. И труд, и учение, и игра предполагают определенный уровень развития чувствительности. Навык слухового восприятия складывается для родного языка в раннем детстве на основе подражания, расчленение же слов и их опознание в иностранном языке при обучении в школе формируются в соз­нательных упражнениях.

Классический пример сенсорных навыков — обучение приему на слух телеграмм, передаваемых азбукой Морзе. Принимая на слух короткие и длинные сигналы, радист учится читать фразы без предварительной записи. Примером сенсорно-мыслительного навыка, вырабатываемого в школьном обучении, будет обучение разложению на множители алгебраических выражений. Упраж­няясь в решении примеров, школьник развивает навык группи­ровки на основе восприятия и воображения. Например, он на­чинает видеть общие множители, которые можно вынести за скобки.

Навыки поведения имеют большое значение в формировании особенностей личности. Они складываются на основе знаний о нормах поведения и закрепляются упражнениями. Навыки по­ведения лежат в основе привычных форм поведения. Например, ребенка учат сдерживать ‘себя, тихо разговаривать в транспорте, не надоедать, показывают, как надо здороваться с человеком в различных обстоятельствах жизни, в отдельных случаях упражняют в действиях (вставать при входе в класс учителя). Путем многократного повторения у ребенка могут формироваться. навыки правильного поведения.

Источник:
Виды навыков
Различают четыре вида навыков: двигательные, мыслитель­ные, сенсорные навыки и навыки поведения. Двигательные навыки включены в самые различные виды де­ятельности. Без выработки двигательных
http://azps.ru/articles/cmmn/cmmn24.html

Виды навыков

Перцептивные навыки представляют собой автоматизированные механизмы восприятия, опознания и классифицирования разнообразной информации (стимулов, сигналов, раздражителей, ситуаций и т.п.).

Перцептивные навыки осваиваются как бы сами собой и необходимы, например, для узнавания и различения команд. В самом начале дрессировочного процесса щенок может путать выполнение приемов и садиться по команде «лежать», но со временем это проходит. Собака научается быстро и правильно распознавать сигнал-команду.

Примером формирования перцептивного навыка так же может являться снижение ориентировочной реакции при негативном научении.

Под интеллектуальными навыками подразумевают автоматизированные алгоритмы, приемы и способы решения задач, встающих перед животными в процессе жизнедеятельности.

Это поведение мы можем наблюдать только тогда, когда собака очень сильно заинтересована и хочет думать: во время охоты, когда хочет обмануть нас: не выполнить команду, что-то украсть со стола, залезть в холодильник и т.д.

Двигательные или моторные навыки – это освоенные и упроченные действия, обеспечивающие оптимальные решения двигательной задачи.

Двигательные навыки не только включают в себя перцептивные и интеллектуальные навыки, но и регулируются ими.

Под высокой степенью освоения действия подразумевают его безотказность, высокую скорость осуществления, однообразие воспроизводимых элементов действия, независимость действия от внешнего влияния и отсутствие сознательной поэлементной регуляции и контроля.

Умение и навык отличаются друг от друга степенью освоенности действия.

Под двигательным умением понимается относительно стабильная, но неустойчивая к действию сбивающих факторов (появление кошки, бегущего человека и т.д.) степень владения двигательных действий, которая характеризуется сознательным управлением элементами движения.

Навык несводим к условному рефлексу, и его нельзя сравнивать с цепью или совокупностью условных рефлексов. Любое завершенное поведение животного (поведенческий акт) гораздо сложнее и представляет собой совокупность наследуемых и приобретенных элементов поведения, взаимодействие которых происходит под управлением и контролем интеллектуального аппарата животного.

На скорость формирования навыка влияют способности животного к освоению предполагаемого действия, вид и уровень мотивации и лежащей в ее основе потребности, опыт животного, методика формирования действия, режим тренировки и особенности подкрепления.

Стэнли Корен ранжировал собак по уровню интеллекта. Издал книгу «Интеллект собак». На русском языке она не издавалась.

Стэнли Корен «Как разговаривать с собакой».

Е.Н. Чухарев – второй генерал кинологии. Был хорошим организатором в области кинологии. Первым генералом был Медведев.

Способность к научению в породе индивидуальна, потому что отбора на это качество не идет.

Индивидуальные особенности собаки выражаются, прежде всего, в психофизиологических свойствах животного: мотивационно эмоциональной особенности (безразличие), реактивности (способности быстро реагировать), возбудимости, лабильности центральной нервной системы (быстрый переход от возбуждения к спокойствию и наоборот) – оказывающих значительное влияние на способность к научению.

185.212.148.159 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник:
Виды навыков
Перцептивные навыки представляют собой автоматизированные механизмы восприятия, опознания и классифицирования разнообразной информации (стимулов, сигналов, раздражителей, ситуаций и т.п.).
http://studopedia.ru/9_186170_vidi-navikov.html

Виды навыков

Актуальные публикации по вопросам современной психологии.

Студенческие работы >
Минская коллекция рефератов Есть новые! 2019-03-20

Поиск по учебным работам
Загрузить на LIBRARY.BY свои 1 клик!
Помогите таким же студентам, как и Вы — опубликуйте свои студенческие работы, презентации. Спасибо!

Обнародовать свои произведения

Для действующих авторов

Доступ к модулю публикаций

В любом виде трудовой деятельности, как и в учении, успешное решение задач возможно при овладении определенной суммой навыков.

Различают четыре вида навыков: двигательные, мыслитель­ные, сенсорные навыки и навыки поведения.

Двигательные навыки включены в самые различные виды де­ятельности. Без выработки двигательных навыков невозможно воздействие на предмет труда, управление технологическими процессами, устная и письменная речь, передвижение в про­странстве и т. д.

Не меньшее значение имеют навыки мыслительной деятель­ности, выступающие как обязательные компоненты умственного труда. К важнейшим из этих навыков относятся навыки чтения чертежей, заучивания, построения доказательств и т. д. Важное место в умственной деятельности принадлежит навыкам рас­пределения и концентрации внимания, наблюдения.

Выработка сенсорных навыков лежит в основе развития чув­ствительности. И труд, и учение, и игра предполагают определенный уровень развития чувствительности. Навык слухового восприятия складывается для родного языка в раннем детстве на основе подражания, расчленение же слов и их опознание в иностранном языке при обучении в школе формируются в соз­нательных упражнениях.

Классический пример сенсорных навыков — обучение приему на слух телеграмм, передаваемых азбукой Морзе. Принимая на слух короткие и длинные сигналы, радист учится читать фразы без предварительной записи. Примером сенсорно-мыслительного навыка, вырабатываемого в школьном обучении, будет обучение разложению на множители алгебраических выражений. Упраж­няясь в решении примеров, школьник развивает навык группи­ровки на основе восприятия и воображения. Например, он на­чинает видеть общие множители, которые можно вынести за скобки.

Навыки поведения имеют большое значение в формировании особенностей личности. Они складываются на основе знаний о нормах поведения и закрепляются упражнениями. Навыки по­ведения лежат в основе привычных форм поведения. Например, ребенка учат сдерживать ‘себя, тихо разговаривать в транспорте, не надоедать, показывают, как надо здороваться с человеком в различных обстоятельствах жизни, в отдельных случаях упражняют в действиях (вставать при входе в класс учителя). Путем многократного повторения у ребенка могут формироваться. навыки правильного поведения.

Источник:
Виды навыков
В любом виде трудовой деятельности, как и в учении, успешное решение задач возможно при овладении определенной суммой навыков. Различают четыре вида навыков: двигательные, мыслитель­ные, сенсорные навыки и навыки поведения.
http://library.by/portalus/modules/psychology/readme.php?archive=1120045024&id=1105860396&start_from=&subaction=showfull&ucat=

Виды навыков в психологии

Вопрос № 54 Навыки, их виды и формирование

Каждое двигательное действие имеет моторный, сенсорный и центральный компонент (исполнение, контроль и регулирование – функции этих компонентов). Способы исполнения, контроля и регулирования называются приемами деятельности. Частичную автоматизацию движений называют навыками. Изменение структуры действия при автоматизации. 1. Изменяются приемы (устраняются лишние и ненужные), появляются совмещения. 2. врастание орудия в схему тела. 3. Изменяются способы контроля – зрительный контроль заменяется кинестетическим (мускульным). Появляются сенсорные синтезы – чувство скорости, опоры. Появляется способность быстро выявлять ориентиры. 4. Изменяются способы центрального регулирования – внимания освобождается от восприятия способов действия (осознания) и переносятся на обстановку и результат, то есть появляется возможность регулировать действия по ходу.

Прижизненно вырабатываемые двигательные фоны обычно обозначаются термином «автоматизмы», а самый процесс их выработки — термином «автоматизация двигательного акта». Оба названия объясняются именно тем, что фоновые компоненты движений остаются за порогом сознания. Как только какая-нибудь группа координационных коррекций переключается из ведущего уровня в фоновый, наиболее адекватный для нее по качеству и составу его коррекций, так она уходит из поля сознания, автоматизируется.

В каждом двигательном акте мы должны различать: 1) его смысловую структуру и 2) его двигательный состав. Смысловая структура целиком вытекает из существа возникшей двигательной задачи и определяет ведущий уровень построения, которому эта задача приходится «по плечу». Двигательный же состав определяется не одной только задачей, а ее столкновением с двигательными возможностями особи, устройством кинематических цепей этой особи, наличием того или другого орудия, содержанием накопленного к этому времени психомоторного опыта и т. д.

Весь длительный процесс построения двигательного навыка целесообразно разбить на два периода, границей между которыми является завершение фактической разверстки компонент строящегося движения по фоновым уровням и начало освоения последними этих компонент и всей совместной уровневой работы по реализации данного движения.

Привычки – это сложные комплексы умений и навыков, однозначно определяющие поведение конкретного индивида в конкретной ситуации. Привычки бывают положительные (полезные) и отрицательные (вредные).

Освоение деятельности и упражнения.

Освоение деятельности и упражнение. Механизм изменения приемов деятельности. Он включает в себя исследовательские попытки и отбор (то, есть человек пробует выполнить действия, контролируя его результат – успешные движения закрепляются, неудачные отсеиваются). Упражнение – это многократное выполнение определенных действий или видов деятельности, имеющее целью их освоение, опирающееся на понимание и сопровождающееся сознательным контролем и коррекцией.

Изменение характера действий в процессе упражнения отражают изменения его психической деятельности при выполнении действия. Каждая новая попытка ведет к изменению способов рассмотрения задачи, приемов и ее решения, способов регуляции действия.

Кривые научения: процесс освоения действия можно изобразить путем изображения того, как меняется в зависимости от числа упражнений (попыток) количество из признаков действия (количество ошибок, количество правильно решенных задач, затраченное время). Кривая упражнения (где ось х – число попыток, а ось у – измеряемый признак действия). Данная кривая характеризует ход развития формируемого навыка. А) кривые с отрицательным ускорением (сначала формирование навка идет быстро, а затем замедляется). Б) с положительным ускорением (сначала медленно, потом быстро) – характерно для задач требующих понимание.

Общий закон выработки навыка заключается в том, что в новой задаче он пытается использовать знакомые приемы. Успешность переноса приемов деятельности зависит от того, насколько верно оценивается сходство задач с точки зрения способов их решения. Здесь возможны два случая. 1. Когда цель (объект, условие) воспринимаются как сходные, хотя действия различаются приемами исполнения, контроля или коррекции. Здесь возможен отрицательный перенос или интерференция навыка (пример — переучивание). Выход: разнесение задач во времени. 2. Когда цели (объект, условия) внешне различны, тогда как действия, необходимые для решения, сходны по приемам исполнения, контроля или коррекции. Здесь возможен положительный перенос или индукция навыков.

Навык – это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Навык означает образование в коре больших полушарий и функционирование устойчивой системы временных нервных связей, называемой динамическим стереотипом.

Навыки и умения могут быть разделены на учебные, спортивные, гигиенические, а также на:

— двигательные (складываются в процессе физического труда, занятий спортом, в учебе);

— умственные (складываются в процессе наблюдения, планирования, производства устных и письменных вычислений и т.д.).

Значение умений и навыков велико: они облегчают физические и умственные усилия, вносят в деятельность человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.

Функциональные компоненты навыка:

Обученность, как чистая составляющая навыка (система реакции, координации и др.).

Адаптация к конкретным условиям.

В формировании навыка выделяются 3 основных этапа:

1. Аналитический – первоначальное знакомство с движением и овладение отдельными элементами действий.

2. Синтетический – объединение элементов в целостное действие.

3. Автоматизация – упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости, снять напряжение.

Этапы формирования двигательных навыков:

Осмысление навыка. (Отчетливое понимание цели, но смутное понимание способов ее достижения, грубые ошибки при по пытках выполнения действий.)

Сознательное, но неумелое выполнение (Несмотря на интенсивную концентрацию, произвольного внимания, множество лишних движений, отсутствие положительного переноса данного навыка).

Автоматизация навыка (все более качественное выполнение действия при ослабевающем произвольном внимании или появление возможности его перераспределения; устранение лишних движений; появление положительного переноса навыка).

Высокоавтоматизированный навык (точное, экономичное, устойчивое выполнение действия, ставшее средством выполнения другого, более сложного действия).

Деавтоматизация навыка (необязательный этап) – ухудшение выполнения навыка, возрождение старых ошибок.

Вторичная автоматизация навыка – восстановление особенностей 4-го этапа.

Таким образом, видно, что навык образуется в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематических повторений действий, причем по мере упражнения количественные изменения переходят в качественные.

Приобретенные навыки и умения влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос – выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка), так и отрицательным (интерференция – ослабление новых навыков под воздействием ранее выработанных, обусловленное их сходством).

Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, иначе возникает деавтоматизация, когда утрачиваются быстрота, легкость, плавность и др. качества автоматизированного действия.

Навык может быть сформирован через:

— сочетание показа и объяснения.

К условиям, обеспечивающим успешное формирование навыка можно отнести: число упражнений, их темп и распределение во времени, а также знание результатов.

Причины, влияющие на продуктивность навыка:

— объективные (конструкция оборудования, его состояние, условия работы);

— физиологические (утомление, состояние здоровья);

— психические (отношение к деятельности, уверенность в своих силах, настроение, динамика навыка).

Привычки – это компонент действия, в основе которого лежит потребность. Они могут в известной степени сознательно контролироваться, но не всегда бывают разумными и полезными.

Пути формирования привычек:

— в результате многократного повторения действий;

— через сознательные целенаправленные усилия, например, путем положительного подкрепления желаемого поведения.

Теория уровней построения движений Н.А. Бернштейна.

Суть теории: в зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи, афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Под уровнями понимаются морфологические слои в ЦНС. Каждый уровень имеет свои моторные проявления и каждому уровню соответствует свой класс движений. В организации сложных движений, участвуют, как правило, сразу несколько уровней – тот, на котором строится движение – ведущий уровень. В сознании человека представлены только компоненты движения, которые строятся на ведущем уровне, работа фоновых уровней, как правило, не осознается. Формально одно и тоже движение может строиться на разных уровнях. Ведущий уровень построения движения определяется смыслом, задачей движения.

Уровень А – самый низкий и филогенетически самый древний; не имеет самостоятельного значения, но отвечает за важный аспект движения – тонус мышц. На него поступают сигналы, сообщающие о степени напряжения мышц, а также от органов равновесия. Собственные движения уровня: непроизвольная дрожь, стук зубами от холода и страха и др.

Уровень В – уровень синергий. На нем перерабатываются сигналы, сообщающие о взаимном положении и движении различных частей тела. Уровень решает задачу внутренней координации сложных двигательных ансамблей. Собственные движения уровня: движения, не требующие учета внешнего пространства, например, мимика, потягивание и др.

Уровень С – уровень пространственного поля, на него поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т.е. вся информация о внешнем пространстве. Собственные движения уровня: движения, приспособленные к пространственным свойствам объекта, к их форме, положению, весу и др., например, ходьба, прыжки, акробатика, стрельба и др.

Уровень D – уровень предметных действий, корковый уровень, заведующий организацией действий с предметами (почти монопольно принадлежит человеку). Собственные движения уровня: орудийные действия, манипуляции с предметами, например, шнуровка ботинок, чистка картошки и др. Характерная особенность движений этого уровня – они сообразуются с логикой предмета; скорее это уже действия, а не движения, поскольку в них не совсем фиксирован двигательный состав движения, а задан лишь конечный предметный результат. Для этого уровня безразличен способ выполнения действий.

Уровень Е – уровень интеллектуальных двигательных актов, таких как речевые движения, письмо и др. Движения этого уровня определяются не предметным, а вербальным смыслом.

54. Навыки, их виды и формирование.

Каждое двигательное действие имеет моторный, сенсорный и центральный компонент (исполнение, контроль и регулирование — функции этих компонентов). Способы исполнения, контроля и регулирования называются приемами деятельности. Частичную автоматизацию движений называют навыками. Изменение структуры действия при автоматизации. 1. изменяются приемы (устраняются лишние и ненужные), появляются совмещения. 2. врастание орудия в схему тела. 3. изменяются способы контроля — зрительный контроль заменяется кинестетическим (мускульным). Появляются сенсорные синтезы — чувство скорости, опоры. Появляется способность быстро выявлять ориентиры. 4. Изменяются способы центрального регулирования — внимания освобождается от восприятия способов действия (осознания) и переносятся на обстановку и результат, то есть появляется возможность регулировать действия по ходу.

Прижизненно вырабатываемые двигательные фоны обычно обозначаются термином «автоматизмы», а самый процесс их выработки — термином «автоматизация двигательного акта». Оба названия объясняются именно тем, что фоновые компоненты движений остаются за порогом сознания. Как только какая-нибудь группа координационных коррекций переключается из ведущего уровня в фоновый, наиболее адекватный для нее по качеству и составу его коррекций, так она уходит из поля сознания, автоматизируется.

В каждом двигательном акте мы должны различать; 1) его смысловую структуру и 2) его двигательный состав. Смысловая структура целиком вытекает из существа возникшей двигательной задачи и определяет ведущий уровень построения, которому эта задача приходится «по плечу». Двигательный же состав определяется не одной только задачей, а ее столкновением с двигательными возможностями особи, устройством кинематических цепей этой особи, наличием того или другого орудия, содержанием накопленного к этому времени психомоторного опыта и т. д.

Весь длительный процесс построения двигательного навыка целесообразно разбить на два периода, границей между которыми является завершение фактической разверстки компонент строящегося движения по фоновым уровням и начала освоения последними этих компонент и всей совместной уровневой работы по реализации данного движения.

Привычки — это сложные комплексы умений и навыков, однозначно определяющие поведение конкретного индивида в конкретной ситуации. Привычки бывают положительные (полезные) и отрицательные (вредные).

Источник:
Виды навыков в психологии
Вопрос № 54 Навыки, их виды и формирование Каждое двигательное действие имеет моторный, сенсорный и центральный компонент (исполнение, контроль и регулирование – функции этих компонентов).
http://studfiles.net/preview/5248361/

Виды навыков в психологии

Данный сайт или домен продается ICQ: 403-353-727

В любом виде трудовой деятельности, как и в учении, успешное решение задач возможно при овладении определенной суммой навыков.

Различают четыре вида навыков: двигательные, мыслитель­ные, сенсорные навыки и навыки поведения.

Двигательные навыки включены в самые различные виды де­ятельности. Без выработки двигательных навыков невозможно воздействие на предмет труда, управление технологическими процессами, устная и письменная речь, передвижение в про­странстве и т. д.

Не меньшее значение имеют навыки мыслительной деятель­ности, выступающие как обязательные компоненты умственного труда. К важнейшим из этих навыков относятся навыки чтения чертежей, заучивания, построения доказательств и т. д. Важное место в умственной деятельности принадлежит навыкам рас­пределения и концентрации внимания, наблюдения.

Выработка сенсорных навыков лежит в основе развития чув­ствительности. И труд, и учение, и игра предполагают определенный уровень развития чувствительности. Навык слухового восприятия складывается для родного языка в раннем детстве на основе подражания, расчленение же слов и их опознание в иностранном языке при обучении в школе формируются в соз­нательных упражнениях.

Классический пример сенсорных навыков — обучение приему на слух телеграмм, передаваемых азбукой Морзе. Принимая на слух короткие и длинные сигналы, радист учится читать фразы без предварительной записи. Примером сенсорно-мыслительного навыка, вырабатываемого в школьном обучении, будет обучение разложению на множители алгебраических выражений. Упраж­няясь в решении примеров, школьник развивает навык группи­ровки на основе восприятия и воображения. Например, он на­чинает видеть общие множители, которые можно вынести за скобки.

Навыки поведения имеют большое значение в формировании особенностей личности. Они складываются на основе знаний о нормах поведения и закрепляются упражнениями. Навыки по­ведения лежат в основе привычных форм поведения. Например, ребенка учат сдерживать ‘себя, тихо разговаривать в транспорте, не надоедать, показывают, как надо здороваться с человеком в различных обстоятельствах жизни, в отдельных случаях упражняют в действиях (вставать при входе в класс учителя). Путем многократного повторения у ребенка могут формироваться. навыки правильного поведения.

Источник:
Виды навыков в психологии
Истоки психологии, психология человеческого разума
http://www.azzc.ru/category/articles/vidy_navykov.aspx

Виды навыков в психологии

Чтение, письмо, игра на гитаре — примеры навыков.

Чтобы овладеть навыком, необходима тренировка. Изначально любой навык — сознательное действие человека, направленное на решение той или иной задачи. В процессе тренировки важно отработать отдельные элементы действия. Это поможет впоследствии работать эффективнее и не уставать.

Когда детей учат читать, сначала их знакомят с буквами и звуками, потом учат читать по слогам, потом слова целиком и т. д., так же происходит с письмом. Сначала палочки и кружочки, потом буквы и т. д. Так человек овладевает навыком. Сигналом к тому, что навык сформирован, будет автоматическое выполнение необходимого действия без предварительного анализа. Мы же не задумываемся, когда пишем текст, как пишется та или иная буква. Закрепленный навык не требует контроля за деятельностью.

Навыки бывают двигательные, мыслительные, сенсорные и навыки поведения.

Двигательные навыки. К ним относится устная и письменная речь, работа с техникой, инструментами, передвижение в пространстве.

Мыслительные навыки. Навыки заучивания, распределения и концентрации внимания, наблюдения. Они необходимы человеку для решения задач.

Сенсорные навыки. Устная речь, восприятие родной и иностранной речи. Пример: азбука Морзе.

Навыки поведения. Поведенческие характеристики, умение вести себя в обществе. Знание норм поведения, общественной морали. Например: не шуметь в транспорте, уступать место старшим.

Навык — основа эффективного поведения. Овладев необходимыми для работы навыками, человек выполняет свою работу быстрее, эффективнее, качественнее. Сотрудник, обладающий навыками печатания текста на клавиатуре, выполняет задание быстрее, чем человек, не умеющий печатать. Ему не нужно искать буквы на клавиатуре или задумываться, как поставить тот или иной знак. Он делает это автоматически.

Источник:
Виды навыков в психологии
Понятие навыка. Какие бывают навыки.
http://www.mental-skills.ru/dict/navyk/

COMMENTS