Язык мимики

Тест «Понимаете ли вы язык мимики? »

Перед вами, на рис. 4.4, двенадцать выражений лица, в которых художник закодировал двенадцать эмоциональных состояний человека. Попытайтесь их расшифровать.

Рис. 4.4. Стимульный материал теста «Понимаете ли вы язык мимики?»

А теперь сравните с правильными ответами (правильными считаются ответы, находящиеся в одном синонимическом ряду с данными ниже формулировками).

4. Сильная злость.

6. Застенчивая радость.

7. Плохое самочувствие.

9. Бурная радость.

10. Глубокая печаль.

Если вам удалось угадать большинство состояний – значит, задача научиться читать по лицам для вас не актуальна. Если же результат получился неутешительный, вам следует уделить этому вопросу особое внимание.

Занятие 13 Определение эмоционального состояния говорящего по интонации голоса59

Первая серия. В ней интонация голоса максимально соответствует содержанию текста.

На магнитной ленте записано 45 речевых высказываний примерно одинаковых по объему. В них содержится информация о положительном, индифферентном и отрицательном эмоциональном состоянии говорящего. На каждое из этих состояний записано 15 высказываний. Предполагается и более тонкая дифференцировка этих состояний, в связи с чем среди положительных эмоциональных состояний нужно определить состояния облегчения, радости, восхищения; среди индифферентных – состояние любопытства, безразличия, удивления; среди отрицательных – обиду, тревогу, тоску. На каждое из этих частных состояний приходится по 5 высказываний.

Тексты взяты из произведений отечественных классиков поэзии.

Положительные эмоциональные состояния

1. В углу горит лампадка, на сердце отлегло. (Облегчение.)

2. Опять увенчаны мы славой, опять кичливый враг сражен. (Радость.)

3. Она из сказки, кистью создана! (Восхищение.) Индифферентные эмоциональные состояния

1. Зачем надевают кольцо золотое на палец, когда обручаются двое? (Любопытство.)

2. Он их искал без упоенья, а оставлял без сожаленья. (Безразличие.)

3. Неужто ты влюблен в меньшую? (Удивление.) Отрицательные эмоциональные состояния

1. Я мало жил, и жил в плену. (Обида.)

2. Об этой девушке босой я позабыть никак не мог. (Тоска.)

3. Вдруг впереди мелькнули двое. И больше – выстрел! (Тревога.)

Вторая серия. Вся информация содержится в интонационном рисунке говорящего. На магнитной ленте записано 4 коротких высказывания. Каждое из них произнесено с разными интонационными оттенками профессиональным актером.

Интонационные оттенки: 1. Удивление. 2. Безразличие. 3. Облегчение. 4. Сожаление. 5. Радость. 6. Тревога. 7. Восхищение. 8. Гордость.

Интонационные оттенки: 1. Тревога. 2. Безразличие. 3. Легкая обида. 4. Кокетство. 5. Раздражительная категоричность. 6. Притворство.

Интонационные оттенки: 1. Неуверенность. 2. Твердая решимость. 3. Предупреждение. 4. Утверждение. 5. Настойчивость. 6. Радость. 7. Пытливость. 8. Удивление. 9. Упрямство.

Интонационные оттенки: 1. Просьба. 2. Мольба. 3. Пренебрежение. 4. Снисходительность. 5. Приказ. 6. Совет. 7. Предупреждение. 8. Заигрывание. 9. Безразличие. 10. Досада.

Инструкция. «Требуется по возможности быстрее определить эмоциональное состояние и интонационный оттенок говорящего».

Ответы испытуемого и затраченное на них время фиксируются экспериментатором.

Источник:
Тест «Понимаете ли вы язык мимики? »
П еред вами, на рис. 4.4, двенадцать выражений лица, в которых художник закодировал двенадцать эмоциональных состояний человека. Попытайтесь их расшифровать. Рис. 4.4. Стимульный материал теста
http://studfiles.net/preview/1664252/page:61/

Язык жестов

ВАЖНО ЗНАТЬ! Запах изо рта — следствие паразитов. Они выйдут, если выпить ложку.

Мимика, жесты и телодвижения способны выдать истинные мысли. Ведь, как правило, мы на уровне интуиции распознаем неосознанные движения собеседника, формируя определенное отношение к нему. Иногда совершенно непонятно, почему человек неприятен, если он ничего плохого не сделал вам. А причиной антипатии и могут послужить полученные сигналы на уровне языка тела.

Знать язык жестов и телодвижений это значит владеть очень полезным социальным навыком. Некоторые умеют делать подобное от природы. А кое-кто даже не обращает внимания на жесты или движения тела. Поэтому, если вас интересует, как читать мысли (язык жестов), то в первую очередь вы должны быть внимательны. А когда вы научитесь различать особенности телодвижений, то это станет вашей хорошей привычкой, и вам уже не придется сосредотачиваться на собеседнике, чтобы понять его истинную суть. Все будет происходить уже непроизвольно, на уровне подсознания.

Основные моменты языка тела и жестов:

    Шаги. Всегда обращайте внимание на физическое расстояние. Ведь чем ближе находится собеседник, тем лучше его отношение к вам. А если человек при вашем приближении отодвигается, это означает, что он пока (или вовсе) не готов к дальнейшему сближению. А если же не отодвигается – не против дальнейшего сближения.

  • частое перемещение центра тяжести – человек проявляется нетерпеливость, он возбужден, испуган или нервничает;
  • постоянное покачивание ногами – дефицит внимания или гиперактивность;
  • притопывание – в зависимости от обстоятельств может означать разное. Если это происходит во время разговора, значит, собеседник хочет прекратить общение и уйти. Например, человек может просто банально торопиться на встречу, а не убегать, потому что вы ему неинтересны и надоели;
  • стоящий человек, который держит ноги предельно близко друг к другу, пытается казаться «правильным». Но иногда это означает пассивность или покорность;
  • замедленные движения ногами свидетельствуют о скуке;
  • прикасание ноги собеседника к вашей – флирт;
  • некоторые люди ногами указывают на объект заинтересованности или в том направлении, куда хотят пойти.

Основой языка мимики и жестов являются определенные положения частей лица и движения руками. Особенно красноречивы глаза :

  1. Люди, которые много смотрят по сторонам, — лгут, нервничают или отвлекаются.
  2. Человек, который смотрит немного в сторону от собеседника, выражает подобным образом комфорт и покорность.
  3. Взгляд в пол – признак робости и застенчивости. Также людям свойственно смотреть вниз, когда они расстроены чем-то или пытаются хоть как-то спрятать свои неприятные эмоции.
  4. Вопрошающий взгляд связан с проявлением недоверия или свидетельствует о недостатке убежденности;
  5. Смотреть в глаза, не отводя взгляда, – это характеризует человека только с лучшей стороны и значит, что он уверен в себе и своих словах, внимателен к вам и заинтересован разговором и вашей личностью.

  1. Руки на бедрах – собеседник выжидает, устал или проявляет нетерпение.
  2. Потирание рук, прикасания к своему телу – человек успокаивает себя. Можно допустить, что ему не нравится ситуация, в которую он попал.
  3. Скрещенные руки – собеседник ограждается от социального влияния. Правда, некоторые люди привыкли делать подобное движение по привычке. А еще потирание рук может означать сознательную неуверенность в собственной внешности, некоторую скрытность или попытку банально прикрыть что-то на одежде. Например, пятно. А вот скрещенные руки на ширине плеч означают власть и силу.
  4. Сжатые или закрытые руки – признак гнева, раздражения или переживаний.
  5. Руки, закинутые за шею или голову, — собеседник отлично воспринимает тему, которая обсуждается, или просто расслаблен.

Беззвучный язык тела и жестов мужчины на самом деле может о многом рассказать. А еще в отличие от слов жесты никогда не лгут.

  • если мужчина скривил губ в усмешке — он раздражен и не верит вам;
  • крепко сжатые губы – выражение гнева;
  • мужчина, который во время разговора проводит языком по зубам и деснам, отвлечен от темы разговора.
  • пальцы, отбивающие дробь, демонстрируют явное раздражение. Признаком такого состояния могут быть и сцепленные в замок пальцы;
  • почесывание и оттягивание воротника – обман, раздраженность или расстройство;
  • потирание мочки уха или всего уха говорит о том, что мужчина уже устал от разговора и хочет сам взять слово;
  • почесывание шеи за ухом – мужчина соглашается со своим собеседником или, наоборот, не уверен в услышанном.

Понять мужчину можно и с помощью другой мимики и жестов:

  • глаза постоянно бегают из стороны в сторону – человек лжет или не уверен в себе;
  • о нечестности свидетельствует и специфическое поведение мужчины: он стряхивает мнимую пыль со своей одежды, не может усидеть на одном месте, играет предметами, касается руками волос или лица, вытирает руки, постоянно курит, покачивает ногой или покусывает губы;
  • мужчина, желающий привлечь внимание, ведет себя весьма шумно, активно жестикулирует и шутит.

Любая женщина уникальна. И у каждой есть свои манеры и специфические жесты. Довольно часто именно невербальные знаки помогают понять женскую сущность.

  1. Если женщина сохраняет правильную осанку и не напрягается, она уверена в себе и ничто не нарушает ее спокойствия. Она открыта ко всему новому.
  2. Ссутуленная и вялая дама – это означает усталость. И необязательно физическую, но и духовную. Может быть, ее надломили жизненные обстоятельства.
  3. Поза «натянутой струны» говорит о том, что женщина скованна и не уверена в себе. Она может быть напряжена из-за чего-то или кого-то.
  4. Излишняя строгость в общении с окружающими – перед вами страстная натура, которая не хочет показаться слабой.

Посмотреть, как определить ложь по мимике и жестам:

Освойте язык жестов, мимики и тела, и ваши возможности существенно расширятся!

Источник:
Язык жестов
ВАЖНО ЗНАТЬ! Запах изо рта — следствие паразитов. Они выйдут, если выпить ложку. Мимика, жесты и телодвижения способны выдать истинные мысли. Ведь, как правило, мы на уровне интуиции
http://kapushka.ru/yazyik-zhestov-psihologiya.html

Язык жестов и мимики

Понимание языка мимики и жестов является, наверное, самым лучшим способом узнать, что именно чувствует собеседник, врет ли он или говорит правду, как относится к происходящей ситуации. Жесты воспроизводятся человеком подсознательно, в большинстве случаев он не способен их контролировать. Делать это может лишь тот, кто досконально изучил кинестетику. В последнее время языку мимику и жестов стали уделять повышенное внимание. Например, в некоторых западных странах менеджеров обязали изучить, что означает тот или иной жест, как его трактовать. В особенности это касается тех менеджеров, работа которых связана с продажами. Умение понимать собеседника по жестам и мимике не менее важно и в повседневной жизни.

Поскольку язык жестов и мимики многообразен, все жесты принято классифицировать. Например, специалисты отдельно выделяют жесты открытости. К таким жестам, прежде всего, относятся открытые ладони. Если же человек заводит руки за спину или прячет их в карманах — это значит, что он скрывает что-либо, либо чувствуют свою вину за какой-то проступок, о котором не хочет говорить. Еще одним признаком доброжелательности и благорасположенности является расстегивание пуговиц пиджака или избавление от каких-либо предметов одежды. Кроме того, если во время беседы человек вытягивает ноги или пододвигает свой стул ближе к собеседнику, это также может свидетельствовать о хорошем расположении.

Если же человек чувствует себя не комфортно, об этом также можно догадаться по его мимике и жестам. Скрещенные на груди руки или руки, сжатые в кулаки могут означать напряженное состояние. Если во время разговора собеседник постукивает или покачивает ногой, теребит ручку, рисует незамысловатые картинки на листе бумаги или смотрит в одну точку, то это может обозначать, что человеку просто напросто скучно. Любые движения пальцами свидетельствуют о неуверенности в себе. Рука, которая прикрывает рот говорящего, свидетельствует о том, что собеседник что-то скрывает или говорит неправду. Ноги и корпус человека, направленные в сторону двери, говорят о том, что он не знает, как поскорее окончить разговор и уйти.

Язык мимики и жестов может свидетельствовать о сексуальном желании или попытках понравиться. У мужчин и женщина такие жесты могут значительно отличаться друг от друга. Например, женщины делают резкое движение головой, отбрасывая волосы назад, или же начинаю поправлять одежду и прическу. Также женщины неосознанно могут начать поглаживать свое колено или бедро, могут медленно скрещивать и выпрямлять ноги. Наклонившись к симпатичному мужчине, женщина всегда заглядывает ему в глаза. К тому же женщина может поигрывать своей туфелькой. Все эти действия явно говорят о том, что собеседник вызывает у нее неподдельную симпатию. Еще одно действие, говорящие о симпатии заключается в том, что женщина демонстративно начинает красить губы блеском или помадой.

Жесты и мимика мужчин, свидетельствующие о симпатии и сексуальном желании несколько отличаются. Например, смотря на симпатичную женщину, взгляд мужчины задерживается на ее лице, а затем спускается вниз и осматривает женщину с ног до головы. Подобный взгляд называют интимным. Часто мужчины кладут руки на свои бедра и широко расставляют ноги вне зависимости от того стоят ли они или сидят. Данный жест как бы является демонстрацией области половых органов. Если мужчина сидит рядом с понравившейся девушкой, он может вытянуть ноги или дотронуться до области своего горла. Часто мужчины совершают движения подбородком или поправляют галстук.

Особого внимания заслуживает взгляд. Например, если мужчина смотрит на женщину и при этом его зрачки значительно увеличиваются, это говорит о том, что данная особа ему очень интересна, а если сужаются, то, скорее всего, он испытывает к ней негативные эмоции. При деловом общении люди смотрят в глаза друг другу, а при более неформальном, взгляд блуждает по всему лицу собеседника. Если человек демонстрирует беглый взгляд, можно сделать вывод, что он склонен к обманам.

Источник:
Язык жестов и мимики
Чем так примечателен язык жестов и мимики и какие преимущества может вам дать его знание? Каждый человек помимо вербального выражения мысли использует еще и невербальное.
http://ekrasota.com/o-tebe/yazyk-zhestov-i-mimiki.html

Язык мимики

«Движение мышц, соответствующее работе мозга. Но это движение может быть произведено искусственно, как для достижения сходства с кем-либо (физиономисты), так и для большей выразительности высказываемой мысли (театральная мимика)» [8] .

В целом, «как видно, наиболее точного определения мимики еще не имеется» [4] . Мимика относится к выразительным движениям и является одним из звеньев в цепи различных форм и способов общения между людьми, так и между представителями животного мира при биокоммуникации. При этом мимические, в том числе и телесные, проявления принято называть эмоциональной экспрессией, которые рассматриваются как главные определяющие компоненты эмоций. В обиходе же мимику называют «языком чувств», лицевой экспрессией или эксперессией, выражением эмоций или просто выразительностью.

О происхождении термина «мимика» ничего неизвестно. Однако, по утверждению И. А. Сикорского (1904), раньше сформировалось понятие «физиогномика», а «впосл?дствiи установился и другой терминъ: «мимика», «мимическiй», отъ слова: ????? = подражатель, актеръ Такимъ образомъ, терминъ: «мимическiй» име?тъ иное значенiе, ч?мъ терминъ: «физiогномическiй»; но эта разница не принималась въ разсчетъ въ словоупотребленiи». [9]

Эмоциональное выражение лица как предмет мимики Править

Мимика лица человека, с точки зрения невербальной психологии, очень ценный источник информации. По ней мы можем определить, какие эмоции испытывает человек (гнев, страх, грусть, горе, отвращение, радость, удовлетворение, удивление, презрение), а также силу их проявления. Но несмотря на выразительность лица человека, именно оно часто вводит нас в заблуждение. Тем не менее, выразительность, выражение или мимика лица и внутренние переживания человека очень тяжело отделить друг от друга, отчего его концепция включает в себя следующие компоненты:

  • обозначаемое (десигнат) — основная характеристика воспринимаемой личности;
  • обозначение — визуальная конфигурация, которая представляет эту характеристику;
  • средства — физические основы и проявления (кожа, мышцы, морщины, линии, пятна и др.);
  • интерпретация — индивидуальные особенности восприятия, с чем необходимо быть осторожным и внимательным, так как от рождения мы привыкаем к шаблонам и стереотипам поведения, где формальная улыбка или наоборот выражение грусти становятся частью повседневной жизни.

Особенности мимических мышц:
1) прикрепляются к коже
2) располагаются поверхностно, под кожей
3) не покрыты подкожной фасцией
4) сосредоточены вокруг естественных отверстий черепа

Филогенез и онтогенез в формировании мимики Править

В разных культурных и этнических группах мимика может выражать различные значения, несмотря на то, что многие проявления мимики являются универсальными. [12] [13] В этнографии это тесно взаимосвязано с «культурой» народа (племени), которая состоит из системы многих характерных особенностей, в частности, способа коммуникации (язык, жесты, мимика). [14]

С давних пор человечество знакомо с физиогномикой. «Физиогномика — это исследование устойчивых соматических конфигураций как отличительных признаков сферы психического. Мимика — это исследование соматических движений как проявлений психической жизни. В физиогномике отсутствует принцип, обеспечивающий понятность отношения между телом и душой и способный служить нам в качестве методически надежного критерия. Что касается мимики, то здесь такой принцип присутствует. В отличие от физиогномики, мимика является областью интуиций, которые вполне можно обсуждать с научных позиций». [15] Первое правильное объяснение связи между стабильным выражением лица и повторными движениями мимической мускулатуры, сделал Леонардо да Винчи. Для своих исследований в области физиогномики, он выбирал людей старых, так как их морщины и изменения черт лица говорили о пережитых ими страданиях и чувствах.

  • по линии её произвольных и непроизвольных компонентов;
  • на основе её физиологических параметров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия — асимметрия, динамика, амплитуда);
  • в социальном и социально-психологическом плане (межкультурные типы выражений, выражения, принадлежащие определенной культуре, выражения принятые в социальной группе, индивидуальный стиль выражения);
  • в феноменологическом плане («топография мимического поля»): фрагментарный, дифференциальный и целостный анализ мимики;
  • в терминах тех психических явлений, которым данные мимические знаки соответствуют.

Можно так же осуществлять анализ мимики, исходя из тех впечатлений-эталонов, которые формируются в процессе восприятия человеком мимических картин, окружающих людей. Актуальные образы-эталоны включают признаки, которые не только характеризуют модель, но являются достаточными для её опознания». [16] .

Методы диагностики эмоций по лицевой экспрессии Править

CARAT — методика, разработанная Р. Бак (R. Buck et al., 1972) строится на предъявлении слайдов, на которых запечатлена реакция человека, рассматривающего различные по содержанию сцены из окружающей жизни. Испытуемый должен распознать, рассматривая слайд, какую сцену наблюдает человек. В другом тесте, состоящем из 30 коротких фрагментов общения представителей различных профессий (учителей и учеников, психотерапевтов и клиентов, врачей и пациентов), испытуемый должен определить, какие эмоции испытывают изображенные люди, выбрать их обозначение из пяти возможных.

Метод «вербальной фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний» Править

В. А. Лабунской был разработан метод «вербальной фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний». Этот метод представляет модифицированный вариант метода словесного портрета, широко применяемого психологами в области социальной перцепции. От участника исследования, выполняющего задание по этой методике, требуется описание самых различных особенностей другого человека. Перед испытуемым ставится задача описать экспрессивные признаки шести эмоциональных состояний: радости, гнева, отвращения, страха, удивления, страдания. Нужно назвать те экспрессивные признаки, на которые он ориентируется при опознании эмоциональных состояний другого человека.

Как отмечает Лабунская, анализ экспрессивного поведения не всегда осуществляется целенаправленно, а обнаружение признаков — осознанно. Поэтому для уточнения особенностей опознания экспрессивного поведения представляет интерес изучение эталонов с помощью таких методов, как моторная, кинестетическая имитации экспрессивного поведения или графическое изображение экспрессии. Хотя моторная имитация экспрессивного поведения как способ экстериоризации эталона более естественна, она с трудом поддается анализу. Поэтому и в этом случае исследователь вынужден прибегать к переводу языка движений на вербальный язык с целью анализа кинестетических эталонов психических состояний.

В связи с этим в целях диагностики эталонов экспрессивного поведения Лабунской был разработан метод «графической фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний». Данный метод — это также перевод экспрессивного поведения на язык образов. Однако в этом случае не исчезает спонтанность в экстериоризации эталонов, а исследователь имеет возможность неоднократно обращаться к зафиксированному образу, сравнивать, определять конкретные признаки и инвариантные сочетания экспрессивного поведения.

1. По мнению И. А. Сикорского, «лицевую мимику удобно разделить на три группы, которые соответствуют трём основным психическим функциям» [9] :

  • уму — мышцы, окружающие глаза являются свидетелями или выразителями умственных актов;
  • воле — мышцы окружающие область рта, которые связаны с актами воли;
  • чувству — все же, вообще, мышцы лица, которые способны выражать чувство.
  • непроизвольную (рефлекторную) бытовую мимику;
  • произвольную (сознательную) мимику как элемент актерского искусства, состоящую передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Она помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.

Мимика, так же, как и речь, может использоваться человеком для передачи ложной информации (то есть для того, чтобы проявлять не те эмоции, которые человек реально ощущает в тот или иной момент).
3. Формы мимических комплексов

  • Амимия, под которой понимается отсутствие видимых мимических выражений; при малой подвижности мимики говорят о гипомимии;
  • Напряженная мимика, сопровождающаяся моторикой плотно закрытого рта с соответствующим напряжением верхней части лица;
  • Мимика интереса, характеризующаяся легким приподниманием или опусканием бровей, небольшим расширением и сужением век, как бы для увеличения поля зрения или обострения фокусировки глаз. Мимика интереса встречается достаточно часто, так как она определяется положительной эмоцией и является видом мотивации в развитии навыков, знаний и интеллекта;
  • Мимика улыбки. Несмотря на внешнюю простоту, мимика улыбки очень полиморфна, при обычном контакте она встречается нечасто. Улыбка служит умиротворению или отвлечению от агрессивного поведения, проявляется при приветствии.

По мнению ученых, основных чувств немного и тем не менее отсутствуют классификации эмоций, которую приняли бы все исследователи поведения. Одни ученые признают существование базовых эмоций, другие оспаривают, однако, попытки определить набор «базовых» эмоций были многих у психологов: М. Арнольд, П. Экман, Н. Фрижда, Дж. Грей, К. Изард, У. Джеймс, У. Макдауэлл, О. Морер, К. Отли, П. Джонсон-Лэрд, Дж. Панксепп, Р. Плучик, С. Томкинс, Дж. Уатсон, Б. Уэйнер, и во всех случаях предлагалось разное число эмоций, и самые различные критерии их классификации. Базовые эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами, и большинство базовых эмоции называют врожденными [доказано?], иные элементарными. Противоположность базовым — вариативные эмоции, внешнее проявление которых культурно и личностно обусловлено и нередко носит конвенциональный (договорной) или сугубо индивидуальный характер.

Источник:
Язык мимики
«Движение мышц, соответствующее работе мозга. Но это движение может быть произведено искусственно, как для достижения сходства с кем-либо (физиономисты), так и для большей выразительности
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0

COMMENTS